1. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия) с точки зрения морально-нравственного развития детей и подростков
Содействует ли информационная продукция | Содей-ствует | Отчасти | Нет |
ориентации в системе моральных норм и ценностей | |||
пониманию конвенционального характера морали | |||
инициированию положительной оценке «героя» при следовании им в поведении моральным нормам, отрицательной оценке при их нарушении | |||
выбывает ли сопереживание «герою» в форме гордос-ти за его поведение при выполнении моральной нор-мы и переживанию стыда ивины при их нарушении |
2. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия) с точки зрения развития мировосприятия детей и подростков и их психо-логического благополучия, формирования у детей и подростков позитивной картины мира и базисных представлений об окружающем мире и человеке.
Способствует ли информационная продукция развитию мировосприя-тия детей и подростков и их психологического благополучия, формирования у детей и подростков позитивной картины мира и базисных представлений об окружающем мире и человеке?
Содействует ли информационная продукция позитивному представлению об окружающем мире и обществе как: | Содействует | Отчасти | Нет |
дружелюбном и принимающем, где преобладают силы добра и зло не всесильно | |||
имеющим авторитетных носителей четкой нравственной позиции, исключающем романтизацию пороков | |||
обществе, в котором отношения между людьми опираются на справедливые принципы, когда, в конечном счете, каждый получает то, что заслуживает | |||
о том, где при всех различиях люди достойны уважения и доверия: | |||
о том, где взаимоотношения в семье и строятся на основе любви, привязанности, верности, взаимопомощи, реальной и психологической поддержке | |||
о том, где человек предстает как самостоя-тельный активный деятель, способный на значительные дела и управление своей жизнью, а не бессильный хронический неудачник | |||
о том, где присутствуют установки на оптимистичное представление о будущем |
3. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия)
с точки зрения развития системы семейных ценностей;
Роль в жизни героя | Отноше-ние |
Содержание (какие ценности обсуждаются).
Индекс безопасности : ИБ = £ (одобрение СЦ + положительные последствия) +
£ ( порицание ИЦ + разочарование)
Индекс угрозы: ИУ = £ (одобрение ИЦ + положительные последе г вин) -
£ (порицание СЦ + разочарование)
4. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия) с точ-ки зрения развития системы социальных отношений детей и подростков
Содержит ли информационный контент | Содержит | Отчасти | Не содер-жит |
адекватное отражение образа взрослого и сверст-ника (как источника развития, партнера по взаи-модействию, фигуры социальной оценки и др. в соответствии с возрастными задачами развития и ситуацией взаимодействия) | |||
наличие установки доверия, терпимости, уваже-ния в межличностных и межгрупповых отноше-ниях, демонстрация возможностей и преиму-ществ сотрудничающего, партнерского типа отношений | |||
стимулирование коммуникативной компетент-ности ребенка, включая мотивационный и опера-ционно-технический компоненты общения: демонстрация преимуществ совместной деятель-ности, отражение достоинств и ограничений отдельных стратегий решения конфликтов (сотрудничества, компромисса, избегания, ухода, соперничества и др.), расширение представлений о способах и средствах коммуникации (вербаль-ные и невербальные средства коммуникации, адекватное отражение отдельных элементов коммуникационного акта и др.) | |||
представление спектра оптимальных способов поведения в конфликтных и сотрудничающих ситуациях, в ситуациях взаимодействия с разны-ми людьми, учет индивидуально-личностных и ситуативных особенностей при взаимодействии | |||
отражение активной позиция ребенка в контексте социального взаимодействия (ребенок выражает активность в контакте, инициативность, прояв-ляет компетентность в общении, веру в собствен-ные силы, демонстрирует ощущение безопаснос-ти во взаимодействии, умеет выражать и отста-ивать свою позицию) | |||
уважение источника информации к реципиенту, возможность учета его мнения, уважение личностного достоинства и права на выбор реципиента информации |
Данные критерии оценки могут быть конкретизированы в более детализированном представлении:
Содержит ли информационный контент | Содержит адекватный образ другого в межличност-ных отноше-ниях | Отчасти | Содержит неадекватный образ другого в межличност-ных отноше-ниях |
адекватное отражение образа взрос-лого в информационном контенте | |||
взрослый предстает как образец поведе-ния/ предстает как образец неадекватного поведения | |||
взрослый представляет образец знания о мире, объектах, способах их использо-вания/ представляет неадекватный обра-зец, не умеет донести функциональный смысл предмета/ объекта/ события | |||
взрослый выступает как помощник, спо-собный контролировать, оценивать и кор-ректировать деятельность ребенка/ как беспомощный, человек, не регулирую-щий деятельность | |||
взрослый представляет образец зрелой личности и демонстрирует черты соци-альной компетентности, открытости к контакту, желание прийти на помощь/ образ взрослого искажен | |||
взрослый предстает как носитель адекват-ного тендерного образца/гендерный обра-зец искажен | |||
адекватное отражение образа сверст-ника в информационном контенте | |||
сверстник предстает как партнер по взаи-модействию/ партнерские отношения отсутствуют или искажены | |||
показано деловое сотрудничество со сверстниками/ сотрудничающие отношения не представлены, искажены | |||
показана поддержка, взаимовыручка, поддержка в дружеских отношениях (в соответствии с возрастными особен-ностями ребенка)/ образ дружеских отношений искажен | |||
сверстник представлен как партнер по соревнованию ( как участник общего действия для достижения более высоких целей)/ соревнование представлено как самоцель взаимодействия между сверст-никами | |||
образ сверстника (ребенка) представлен в соответствии с возрастными особен-ностями/ присутствует инфантилизация, искажение способностей и возможностей ребенка определенного возраста, акцен-тирование внимание на несоответствую-щих возрастным особенностям качествах и способах поведения | |||
адекватное отражение общей страте-гии взаимодействия | |||
наличие установки доверия, терпимости, уважения в межличностных и межгруп-повых отношениях, демонстрация воз-можностей и преимуществ сотрудничаю-щего, партнерского тина отношений/ отсутствие, искажение установки доверия, терпимости и пр. | |||
представление спектра оптимальных способов поведения в конфликтных и сотрудничающих ситуациях, в ситуациях взаимодействия с разными людьми, учет индивидуально-личностных и ситуатив-ных особенностей при взаимодействии/ отсутствие, искажение способов поведе-ния в конфликтных ситуациях | |||
демонстрация преимуществ совместной деятельности/ неадекватное представле-ние о совместной деятельности |
Присутствует ли в контенте:
Да | Отчасти | Нет | |
уважение источника информации к реципиенту, воз-можность учета его мнения, уважение личностного достоинства и права на выбор реципиента информации | |||
осуществляется прямое, жесткое воздействие, принуждение к действию со стороны ведущего |
5. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия)
с точки зрения влияния на когнитивное развития детей и подростков;
Аспекты | Варианты ответа обведите | Комментарии |
1.Какого возраста больинство детей в фильме (или - главные герои) | A) до 3 лет Б) от 3 до 7 лет B) от 7 до 11 лет Г) от 12 до 18 лет | |
2. На какой возраст зрителей рас-считан, с Вашей точки зрения, фильм (т.н. рекомендованный возраст) | A) с 3 лет и старше Б) с 7 лет и старше B) с 12 лет и старше | |
3. Общее впечатление о когни-тивной информационной безо-пасности фильма | А) безопасная Б) сомневаюсь В) есть угроза безопасности | |
4. Абсолютно всё знаниево-поня-тийное содержание фильма соот-ветствует возрастным особеннос-тям рекомендованного зрителя | A) да Б) сомневаюсь B) нет (привести примеры) | |
5. Абсолютно все операции мыш-ления (умственные операции, умозаключения) основных героев фильма соответствуют возраст-ным особенностям зрителя | A) да Б) сомневаюсь B) нет (привести примеры) | |
6. Абсолютно все перцептивные и сенсорные операции (перцептив-ные и сенсорные действия, опера-ции восприятия и ощущения), предполагаемые содержанием фильма, соответствуют возраст-ным особенностям зрителя | A) да Б) сомневаюсь B) нет (привести примеры) | |
7.В фильме нет т.н. двойных посланий, когда перцептивное (наглядное) содержания дейст-вий главных героев фильма расходятся с понятийным (речевым) их поведением | А) да-нет Б) сомневаюсь В) есть расхождения – привести примеры | |
8.Фильм не перегружает внимание зрителя | A) да-нет Б) сомневаюсь B) есть расхождения – привести примеры | |
9.Фильм не перегружает памяти зрителя | A) да-нет Б) сомневаюсь B) есть расхождения – привести примеры | |
10.Фильм не перегружает воображение зрителя | A) да-нет Б) сомневаюсь B) есть расхождения – привести примеры | |
11. Фильм не перегружает мышления зрителя | A) Не перегружает Б) сомневаюсь B) Перегружает - привести примеры | |
12. Фильм не перегружает креативности зрителя | A) Не перегружает Б) сомневаюсь B) Перегружает -привести примеры | |
13. Нуждается ли ребенок – зри-тель в помощи и помощниках для понимания большей части содер-жания фильма | A) да-привести примеры Б (сомневаюсь B) нет, не нуждается | |
14. Нуждаются ли главные герои фильма в помощи и помощниках для того, чтобы справиться с труд-ностями, возникающими перед ними в сюжетах фильма. | A) да -привести примеры Б (сомневаюсь B) нет, не нуждаются | |
15. Кто помогает главным героям справиться с когнитивными проблемами из сюжета фильма | A) друзья Б) более старшие персонажи B) сказочные помощники Г) мифические существа Д) никто | |
16. Есть ли в фильме моменты, непонятные взрослым (вам как экспертам) | A) да -привести примеры Б) сомневаюсь B) нет | |
17. Способствует ли просмотр фильма когнитивному развитию зрителя | А) да, способствует Б) не могу сказать В)затрудняет развития | |
18. Должен ли взрослый смотреть этот фильм вместе с ребенком, чтобы помогать ребенку в случае запроса понимать события фильма | A) да - привести примеры Б) сомневаюсь B) нет | |
19. Должен ли взрослый смотреть этот фильм вместе с ребенком, чтобы помогать ребенку в случае запроса интерпретировать собы-тия фильма, выходя за пределы прямого смысла в косвенный, потаенный, мифический | A) да - привести примеры Б) сомневаюсь B) нет | |
20. В целом фильм с точки зрения эксперта когнитивно – информа-ционной безопасности | А) простой Б) не знаю В) сложный | |
21. В целом фильм с точки зрения эксперта информационно-когни-тивной безопасности | А) безопасен Б) не знаю В) угрожает безопасности | |
22. Резюмируя, укажем аспекты когнитивно - информационной безопасности фильма | 1) 2) 3) 4) | |
23. Резюмируя, укажем аспекты уероз когнитивно – информаци-онной безопасности фильма | 1) 2) 3) 4) | |
24. Что еще вы хотите сказать о когнитивных аспектах |
6. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия) с точки зрения развития творческих способностей детей и подростков.
Способствует ли информационная продукция в целом:
Да | Отчасти | Нет | |
повышению любознательности, развитию исследователь-ской позиции; широкой, глобальной системы интересов, поиску решений проблем «открытого типа» и решению проблем на «стыке» разных типов знаний | |||
становлению внутренней мотивации деятельности, рожде-нию новых творческих замыслов, способствует ли в целом «развитию деятельности по инициативе самого ребенка», раскрывая творческий потенциал личности | |||
обогащению жизненной среды, мотивированию, направ-ленному на овладение реальными видами деятельности; вовлечению в инновационные способы познания окружа-ющего мира, формы самообучения, формы личностного общения со взрослыми и сверстниками на основе позна-ния и деятельности | |||
формированию автономии, саморегуляции и инициатив-ности в познавательной деятельности, ориентации на метакогниции, управление собственными познаватель-ными ресурсами. овладение основами познавательного менеджмента и самоорганизации: планированием, систе-матизированием, оцениванием получаемых знаний | |||
развитию успешных стратегий личностного роста, разви-тию способностей к творческому личностному и профес-сиональному самоопределению в естественно-научной и гуманитарной областях человеческого познания и деятельности |
7. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия) с точки зрения формирования толерантности личности, толерантности установок сознания и поведения.
Способствует ли информационная продукция разжиганию межэтнической и межнациональной розни, а именно:
А. Содержит ли информационная продукция примеры/образцы поведения/модели, содержащие:
Содержит | Отчасти | Не содержит | |
уничижительный или отчуждающий язык, нега-тивный стереотипы, насмешки, предубеждения в отношении этнической или культурной группы | |||
поиск «коша отпущения» в лице иной культурной или этнической группы | |||
дискриминация по причине этнического, расового происхождения, мировоззрения или иных соци-альных факторов, либо остракизм (бойкот) | |||
преследование (преднамеренные действия, направленные на устрашение или унижение других, вытеснение группы или человека из сообщества) | |||
осквернение культурных и религиозных симво-лов, предметов, зданий с целью дискредитации и осмеяния верований и идентичности другой группы | |||
сегрегацию (установление принудительных ограничений для определенной группы по признаку расы, религии или пола): подавление и лишение человека его прав: физическое или моральное, изгнание из мест проживания, убийство | |||
иные проявления расизма, ксенофобии, агрессивного национализма, религиозного фанатизма, тоталитаризма. | |||
сексизм (политику обесценивания или исклюю-чения женщин из полноценной жизни общества в силу признания изначального превосходства мужчин) | |||
ингрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы, приписывание позитивных черт своей группе и негативное межличностное восприятие «чужой» аутогруппе) | |||
примеры искажения каузальной атрибуции неаде-кватного объяснения причин поведения партнера, принадлежащего к иной социальной (этнической или культурной) группе с приписыванием «злой воли», негативных личностных черт | |||
образцы низкой компетентности в сфере разре-шения конфликтных ситуаций, демонстрацию предпочтения неконструктивных стратегий разрешения конфликтов, таких как доминирова-ние. уступчивость, избегание решения проблем демократическим путем |
Б. Обеспечивает ли информационная продукция
Да | Отчасти | Нет | |
обеспечивает ли информационная продукция презента-цию образцов эффективного межкультурного и меж-конфессионального диалога; навыков межкультурного взаимопонимания и взаимодействия | |||
способствует ли информационная продукция популяри-зации позитивных образов и действий национальнос-тей, снятию негативных стереотипов и успешных меж-национальных взаимодействий | |||
подается ли этническое и культурное разнообразие как норма жизни человека в современном обществе |
8. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия) с точки зрения рисков развития и закрепления девиантного поведения и агрессивного поведения у детей и подростков;
Агрессивное поведение.
Содержит ли информационная продукция примеры/образцы поведения/ модели, содержащие:
Да | Отчасти | Нет | |
проявления физической агрессии, физического насилия | |||
проявления вербальной агрессии (уничижения, оскорбления, навешивание ярлыков, негативные прямые оценки личности) | |||
эмоционального отвержения (демонстрация холодности, пренебрежения, отвращения, неприязни) | |||
представляется ли насилие и жестокость правомерным и эффективным средством решения проблем | |||
презентируется ли насилие и жестокость как естественный атрибут обычной жизни, непременное условие существова-ния человека | |||
представляется ли агрессивное поведение как «престижное», как показатель «крутизны» личности, ее признания, высокого социального статуса, как маркер мужественности | |||
содержит ли информационная продукция материалы, в кото-рых представлены натуралистические подробности, детали насильственных действий и жестокого поведения | |||
провоцирует ли информационная продукция поиск винов-ника/ «козла отпущения» и расправы над ним как средство решения проблемы и достижения благополучия |
9. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия) с точки зрения развития личности, Я-концепции, развития идентичности детей и подростков;
Способствует ли информационная продукция:
Да | Отчасти | Нет | |
развитию личности детей и подростков | |||
возможностям проявления собственной личности | |||
расширению мотивационной, познавательной сферы, сферы межличностного общения |
Критерии оценки информационной безопасности с точки зрения развития личности, Я -концепции, развития идентичности детей и подростков могут быть конкретизированы в следующие:
Гражданская идентичность.
Способствует ли информационная продукция:
Да | Отчасти | Нет | |
искажению адекватного представления о территории и границах России, ее географических особенностях | |||
искажению смысла и значения основных исторических событий развития государственности и общества России | |||
формированию уничижительного, пренебрежительного отношения к своей стране, ее культурным и историческим памятникам дискредитирует достижения истории и культуры России | |||
дезориентации в правовом пространстве государственно-общественных отношений, основных правах и обязанностях гражданина | |||
формированию уничижительного, пренебрежительного отношения к своей стране, ее культурным и историческим памятникам, дискредитирует достижения истории и культуры России | |||
формированию неверного представления о государственной организации России, о государственной символике (герб, флаг, гимн) и государственных праздниках | |||
развитию гражданской активности ребенка сообразно воз-растному статусу и возможностям, в форме участия в общест-венной жизни, школьном самоуправлении в пределах воз-растных компетенции, в детских и молодежных обществен-ных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера: получает ли положительную оценку выполнение ребенком норм и требований школьной жизни. прав и обязанностей ученика | |||
формирует потребительское отношение к природе, представ-ляет образцы хищнического отношения к природе как нормы жизни, игнорирует правила бережного охранительного отно-шения к природе | |||
обесценивает значение жизни и здоровья человека, искажает представление о здоровом образе жизни и его значимости, пропагандирует формы экстремального поведения и дейст-вий, сопряженных с риском для здоровья и жизни человека |
Развитие гендерной идентичности детей и подростков.
Содействует ли информационный продукт:
учету специфики тендерной социализации мальчиков и девочек на разных возрастных этапах | Да | Отчасти | Нет |
возникновению и укреплению эмоционально-положительного переживания у ребенка, в отождествлении (идентификации) себя со взрослыми (прежде всего родителями) того же биоло-гического пола, что и сам ребенок (нормативный вариант) | |||
отражению позиции взрослых, как одобряющей направлен-ность ребенка в отождествлении (идентификации) себя со взрослыми (прежде всего родителями) того же пола, что и сам ребенок | |||
интеграции на каждом возрастает этапе личности ребенка в сфере полоролевого развития | |||
учету психологических механизмов и факторов формирова-ния тендерной (психосексуальной) идентичности в разные возрастные периоды | |||
порицаются ли в информационных продуктах ошибки и/или небрежности иолоролевого воспитания | |||
предоставлению ребенку в наличных социальных условиях и в условиях семьи системы психосексуальных ориентиров, стандартов половых ролей, соответствующих его полу и возрасту |
10. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия)
с точки зрения возможного влияния на эмоциональное состояние ребенка
и подростка и его эмоционально-личностное развитие.
Эмоц. Состоя ние | Дата: 2019-12-10, просмотров: 260. |