Федеральный закон направлен на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребёнке порочные наклонности.
Федеральный закон – один из правовых актов, призванных создать условия для полноценного нравственного и духовного развития детей. Соблюдение данного закона авторами любой информационной продукции, которая предназначена для оборота на территории РФ, в частности, продукции СМИ, печатной и аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, информации, распространяемой посредством зрелищных мероприятий, информационно-телекомуникационных сетей, будет способ-ствовать формированию гармоничной и психологически устойчивой лич-ности каждого ребёнка, бережному и грамотному воспитанию детей на идеях добра и справедливости.
Согласно Федеральному закону, оценивать, способна ли та или иная информационная продукция причинить вред здоровью и развитию детей, будут эксперты, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии и детской психиатрии.
Принятый закон содержит ряд инновационных норм, предусматрива-ющих создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения в сети Интернет вредной для них информации (возрастную классификацию информационной продукции, ее маркировку, применение сертифицированных технических и программно-аппаратных средств).
Устанавливаются требования к распространению среди детей инфор-мации, в том числе требования к осуществлению классификации информа-ционной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
В документе говорится о том, что доступ детей к информации, рас-пространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, может предоставляться операторами связи в Интернет-кафе, образова-тельных и других учреждениях, в пунктах коллективного доступа только при условии применения ими технических, программно-аппаратных средств защиты детей.
В информационной продукции для детей, в том числе размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи, не допускается размещать объяв-ления о привлечении детей к участию в создании информационной продук-ции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, законом отнесена информация, запрещенная для распространения среди детей, а также информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
1. побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2. способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, зани-маться проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4. отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5. оправдывающая противоправное поведение;
6. содержащая нецензурную брань;
7. содержащая информацию порнографического характера.
К информации, ограниченной для распространения среди детей определенных возрастных категорий, относится информация:
1. представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей челове-ческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, само-убийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их послед-ствий;
3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Согласно редакции статьи 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» вступившей в силу с 1 сентября 2012 года в связи с принятием упоминавшегося ранее Федераль-ного закона от 21.07.2011 № 252-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка:
▪ от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию;
▪ от пропаганды национальной, классовой, социальной нетерпимости;
▪ от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий;
▪ от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства;
▪ от информации порнографического характера;
▪ от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе к осуществлению классификации информацион-ной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
В соответствии со статьей 14.1. Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (введена Федеральным законом от 28.04.2009 № 71-ФЗ) в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности организаций, образующих социальную инфра-структуру для детей (включая места для их доступа к сети «Интернет»).
Законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавли-ваться, в частности, меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образо-вания юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети «Интернет» и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
Законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться административная ответственность за несоблюдение установленных требо-ваний к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреж-дению причинения им вреда в отношении:
- родителей;
- лиц, заменяющих родителей;
- лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, а также юриди-ческих лиц или граждан, осуществляющими предпринимательскую деятель-ность без образования юридического лица.
В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ
«О рекламе» установлен комплекс ограничений при распространении рекламной продукции.
В рекламе, в том числе распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях, не допускаются (ст. 6):
1. дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;
2. побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;
3. создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;
4. создание у несовершеннолетних впечатления о том, что облада-ние рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;
5. формирование комплекса неполноценности у несовершенно-летних, не обладающих рекламируемым товаром;
6. показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;
7. преуменьшение уровня необходимых для использования рекла-мируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;
8. формирование у несовершеннолетних комплекса неполноцен-ности, связанного с их внешней непривлекательностью.
Законом запрещено также распространение ненадлежащей рекламы, в том числе:
* побуждающей к совершению противоправных действий (п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе);
* призывающей к насилию и жестокости (п. 2 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе);
* содержащей демонстрацию процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе (п. 5 ст. 5 Закона о рекламе);
* использующей бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения (ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе).
Действуют ограничения для рекламы, размещаемой в детских и образовательных телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах (ч. 7 ст. 14, ч. 6 ст. 15 Закона о рекламе).
Установлены ограничения для рекламы отдельных видов продукции, представляющей опасность для здоровья и развития детей:
- алкогольной продукции (ст. 21);
- пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ст. 22);
- табака, табачных изделий и курительных принадлежностей
(ст. 23);
- лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицин-ского назначения и медицинских услуг (ст. 24);
- основанных на риске игр, пари (ст. 27).
Такая реклама не должна обращаться к несовершеннолетним и использовать их образы, не может размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции.
В настоящее время информационная безопасность детей при просмотре теле-, кино-, видеофильмов и программ регулируется также комплексом установленных законодательством РФ требований к содержанию аудио-визуальной информационной продукции, предназначенной для распростра-нения среди разных возрастных групп несовершеннолетних.
С момента вступления в силу закона о защите детей, телевизионные передачи и фильмы, не предназначенные для детского просмотра, должны маркироваться специальными значками, равноценными по величине лого-типам каналов.
Значок будет оставаться на экране минимум 8 секунд с момента начала передачи. Заменить его на текстовое или голосовое предупреждение телеканалы не могут.
В первую очередь специальным значком будут отмечены все телепродукты, которые имеют ограничение для показа детям до 16 и 18 лет. Маркироваться будут не только сами передачи и фильмы, но и их анонсы. Значки о «недетских» передачах и фильмах появятся и в телепрограмме. Не будут маркированы только реклама или материалы с высокой исторической или художественной ценностью. Маркировать телепродукты будут их правообладатели – каналы или распространители.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 258.