Методическое пособие
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАУ ДПО Иркутской области «Институт повышения квалификации работников образования»
Кафедра педагогических технологий и управления
инновационными процессами
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ПО ОЦЕНКЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ
Методическое пособие
В рамках реализации ФЦПРО 2011-2015 гг. «Распространение организационно-правовых моделей межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами госу-дарственной и муниципальной власти, обще-ственными организациями и другими инсти-тутами гражданского общества по обеспече-нию успешной социализации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в период их постинтернатной адаптации»
Иркутск
2014
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГАУ ДПО ИПКРО
ББК 74.42
УДК 371.126
М 54
Методические рекомендации для педагогов по оценке информационной безопасности информационных продуктов. Методическое пособие. /Автор – сост. Стародубцева Г.А. Научн. ред. Переломова Н.А. –Иркутск: ИПКРО, 2014. –54 с.
Автор-составитель: Стародубцева Г.А., кандидат психологич. наук, доцент.
Научный редактор: Переломова Н.А. доктор пед. наук, профессор, проректор ИПКРО
Рецензенты:
Кирдянкина С.В., кандидат пед. наук, доцент кафедры педагогических технологий и управления инновационными процессами ИПКРО
Галстян М.Н., директор «Центра профилактики, реабилитации
и коррекции» г. Иркутска.
В пособие представлены правовые критерии информационной безопасности детей и подростков и приведен перечень законода-тельных актов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов и официальных документов, регулирующих отношения в сфере информационной безопасности детей.
Рекомендации содержат в себе анкету анализа содержания инфор-мационной продукции и оценки уровня информационной безопасности информационного продукта, которые разработаны и отражены в Кон-цепции информационной безопасности детей РФ, под научным руковод-ством Ермакова П.Н., Пристанской О.В., Солдатовой Г.У., Тхостов А.Ш.
ISBN 5-86149-073-2
© ИИПКРО, 2014
© Стародубцева Г.А., 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………..... | 3 |
Нормативная правовая база защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному, духовному и социальному развитию …………………………… | 6-13 |
Федеральный закон №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»……..……………... | 8 |
Правовые критерии информационной безопасности детей и подростков ………………………………………………... | 14-28 |
Основные направления негативного воздействия на личностное, когнитивное развитие детей и подростков, их эмоциональное и психологическое благополучие ……....... | 29-53 |
Литература ………………………………………………………… | 54 |
Введение
Информационное воздействие становится главным рычагом управления людьми. Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) меняют не только структуру отношений, но и образ жизни людей, мышление, механизмы функционирования семьи, общественных институтов, органов власти.
Серьезной и глобально значимой проблемой стало злоупотребление плодами ИКТ и их использование для совершения преступлений против детей, которые особенно уязвимы в условиях интенсивного развития новых инфор-мационных технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания), доступности СМИ, распространения информа-ционно-телекоммуникационных сетей общего пользования, интенсивного оборота рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов. Их бесконтрольное использование нередко оказывает на детей психотравмирующее и растле-вающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, облегчает их вовлечение в криминальную деятельность, развратные действия, азартные игры, тоталитарные секты, деструктивные группировки. Информация о насилии, жестокости и агрессии, разжигающая расовую ненависть, нетерпимость по отношению к другим людям по национальным, социальным, групповым признакам, пропаганда суицида, азартных игр, анорексии, сект, эротика и порнография, нецензурная лексика и т.д.
Взрослое население отстает от информационной грамотности детей, не подозревая, какой опасности они подвергаются. Многие не знают и не интересуются содержанием сайтов, которые посещает ребенок, в какие компьютерные игры играет, какую музыку слушает. Насыщенность современной информационно-образовательной среды деструктивной, вредной для развития детей информацией приобретает катастрофические масштабы. Дети и подростки, в силу возраста не обладают способностью фильтровать качество информации. У них не сформированы критерии различия, они не видят опасностей и не осознают рисков, принимают всю информацию не понимая, что она может быть противозаконной, неэтичной, недостоверной, вредоносной.
Сегодня возникло устойчивое понимание того, что проблема детской безопасности в современном информационном пространстве - это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях: от семейного и муниципального до регионального, государственного и международного.
Проблема информационной безопасности нашла свое отражение в Федеральном законе от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон принят, возрастные маркеры поставлены, но регулирование вопросов обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних производится неэффективно. В целом на сегодняшний день состояние информационно-образовательной среды можно оценить как небезопасное для ребенка.
Информационное воздействие становится главным рычагом управления людьми. Современные ИКТ меняют не только структуру отношений, но и образ жизни людей, мышление, механизмы функционирования семьи, общественных институтов, органов власти.
Одной из серьезных социальных проблем последних десятилетий было и остается негативное воздействие информации на психику ребенка. Современ-ные дети находятся в иной социальной ситуации развития, нежели прошлое поколение. Они погружены и развиваются в мире информационных техно-логий, это поколение «цифровое». Порой родители гордятся тем, что их ребенок уже с ранних лет освоил мобильные устройства и знает, как найти информацию. Но не каждый родитель (к сожалению!) осознает, что за этим скрывается огромная опасность, которая проникает вглубь психики ребенка и опоясывает своими сетями все его развитие.
Информация, в мире которой ребенок находится с момента появления на свет, способна нести в себе информационные угрозы. Под информационными угрозами мы понимаем совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной среде. Такие условия и факторы способны влиять на психику ребенка и манипулировать его сознанием.
На сегодняшний день информация может преподносится в искаженной форме, в виде неадекватных нравственных норм, социальных стереотипов и установок, ложных ценностных ориентаций. Негативная информация несет вред здоровью (переутомление, психологическая зависимость, соматические заболевания, снижение работоспособности и др.), происходит переоценка нравственных норм, снижение интереса к искусству, чтению, перенос образ-цов поведения из виртуальной действительности в реальность и др.), ребе-нок испытывает трудности в обучении (отсутствие времени на чтение, выполнение домашнего задания, перегрузка излишней информацией, сниже-ние успеваемости), личностный рост ребенка оказывается вне пределов его саморазвития, самосовершенствования, теряется ценность самой жизни.
В Концепции информационной безопасности РФ детей и подростков обозначены те риски, которые обрушиваются в жизненный мир ребенка:
• Отклонения в физическом развитии (избыточный вес, нарушения сна, проблемы со зрением);
• Негативные эмоциональные состояния (страх, ужас, паника, тревога);
• Киберзависимость (привыкание к online-играм, Интернету);
• Проблемы, связанные с сексуальным поведением (установление под-ростками беспорядочных связей благодаря сомнительным сайтам знакомств, киберпедофилия);
• Поведение, связанное с риском для жизни или опасное для здоровья (психическая анорексия, суицидальное поведение, потребление психотроп-ных препаратов, легкодоступных для приобретения посредством специаль-ных сайтов);
• Кибербуллинг (травля, неоднократное умышленное причинение психологического вреда с помощью средств электронной коммуникации, таких как мобильные телефоны, блоги, вебсайты).
Таким образом, технический прогресс, стремительно ворвавшийся в жизнь детей, становится опасной машиной, которая губительна по отношению к качеству жизни ребенка.
Родители, педагоги, наставники, духовные учителя должны стать незыблемыми проводниками в мире информации, они должны подготавливать сознание детей к другому миру, формировать информационную грамотность, вырабатывать «информационный иммунитет», развивать способность и навыки критического мышления, учить пользоваться нужной информацией и отбраковывать бесполезную, в содержание которой может скрываться угроза для детской психики.
Один из возможных путей разрешения проблемы информационной безопасности будет являться обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, но для этого взрослые, педагоги, в первую очередь, должны знать не только нормативно-правовую базу защиты детей от информации, возрастные особенности детской психики, готовность ее восприятия к той или иной информации, возрастную классификацию информационной продукции (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»), но и критерии оценки уровня информационной безопасности информационной продукции.
1. Нормативная правовая база защиты детей
от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному, духовному и социальному развитию
Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репута-ции и развитию, регулируется:
1) Нормами международного права - статьи 13, 17, 34 Конвенции ООН
о правах ребенка 1989 г.,
2) Европейской декларацией о свободе обмена информацией в Интернете 2003 г.,
3) Европейской конвенцией о совместном кинопроизводстве 1992 г., Европейской конвенцией о трансграничном телевидении 1989 г. (Россия не участвует),
4) Европейской конвенцией о правонарушениях в сфере электронной информации 2001 г. (Россия не участвует. [Распоряжение Президента РФ
«О признании утратившим силу распоряжения Президента Российской Федерации от 15.11.2005 № 557-рп «О подписании Конвенции о кибер-преступности»» от 22.03.2008 № 144-рп]);
5) Европейской рамочной конвенцией о безопасном использовании мобильных телефонов маленькими детьми и подростками (06.02.2007);
6) Рекомендациями Комитета Министров государств - членов Совета Европы:
а) № R (89) 7 относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержа-ние (22.04.1989),
б) № R (97) 19 о демонстрации насилия в электронных средствах массо-вой информации (30.10.1997),
в) Рекомендации Rec (2001) 8 - в сфере регулирования в отношении кибер-контента (саморегулирования и защиты пользователей от незаконного или вредного содержания новых коммуникаций и информационных услуг),
г) Рекомендации Rec (2003) 9 о мерах поддержки демократического и социального распространения цифрового вещания (28.05.2003),
д) Рекомендации Rec (2006) 12 по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде (27.09.2006),
е) Рекомендации CM/Rec (2007) 11 о поощрении свободы выражения мнений и информации в новой информационной и коммуникационной среде,
ж) Рекомендации CM/Rec (2008) 6 о мерах по развитию уважения к свободе слова и информации в связи с Интернет-фильтрами;
7) Рекомендациями Европейского парламента и Совета ЕС о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства и права на ответ в отно-шении конкурентоспособности индустрии европейских аудиовизуальных и информационных On-line услуг (20.12.2006);
8) Модельным законом МПА СНГ «О противодействии торговле людьми», принятым на тридцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (03.04.2008);
9) Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств - участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми (03.04.2008);
10) Модельным законом МПА СНГ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (03.12.2009);
11) Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств - участников СНГ в сфере защиты детей от информации, причи-няющей вред их здоровью и развитию (28.10.2010);
12) Федеральным законодательством:
а) статьями 14, 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
б) статьей 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1,
в) статьями 4, 37 Закона Российской Федерации от 27.12.1991
«О средствах массовой информации» № 2124-1,
г) статьей 46 Федерального закона от 08.01.1998 №3-Ф3 «О наркоти-ческих средствах и психотропных веществах»,
д) Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,
е) Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 01.09.2012,
ж) Федеральным законом от 21.07.2011 № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причи-няющей вред их здоровью и развитию» от 01.09.2012,
з) Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537
и) Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 09.09.2000 № ПР-1895;
13) Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В перечисленных документах закреплены общие принципы обеспечения информационной безопасности граждан и государства.
Кроме того приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» (п. 3.2) предусмотрено прове-дение систематических проверок соблюдения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образования и культуры.
Прокуроры должны привлекать к установленной ответственности юри-дических и физических лиц, виновных в распространении указанной инфор-мации или пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, нарко-манию, антиобщественное поведение, в том числе употребление алкоголя, наркотиков, табачных изделий, а также пресекать в пределах предоставленных законом полномочий использование средств массовой информации и инфор-мационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, для сексуальной эксплуатации и совершения иных преступлений против несовершеннолетних.
Содержание (какие ценности обсуждаются).
Индекс безопасности : ИБ = £ (одобрение СЦ + положительные последствия) +
£ ( порицание ИЦ + разочарование)
Индекс угрозы: ИУ = £ (одобрение ИЦ + положительные последе г вин) -
£ (порицание СЦ + разочарование)
4. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия) с точ-ки зрения развития системы социальных отношений детей и подростков
Содержит ли информационный контент | Содержит | Отчасти | Не содер-жит |
адекватное отражение образа взрослого и сверст-ника (как источника развития, партнера по взаи-модействию, фигуры социальной оценки и др. в соответствии с возрастными задачами развития и ситуацией взаимодействия) | |||
наличие установки доверия, терпимости, уваже-ния в межличностных и межгрупповых отноше-ниях, демонстрация возможностей и преиму-ществ сотрудничающего, партнерского типа отношений | |||
стимулирование коммуникативной компетент-ности ребенка, включая мотивационный и опера-ционно-технический компоненты общения: демонстрация преимуществ совместной деятель-ности, отражение достоинств и ограничений отдельных стратегий решения конфликтов (сотрудничества, компромисса, избегания, ухода, соперничества и др.), расширение представлений о способах и средствах коммуникации (вербаль-ные и невербальные средства коммуникации, адекватное отражение отдельных элементов коммуникационного акта и др.) | |||
представление спектра оптимальных способов поведения в конфликтных и сотрудничающих ситуациях, в ситуациях взаимодействия с разны-ми людьми, учет индивидуально-личностных и ситуативных особенностей при взаимодействии | |||
отражение активной позиция ребенка в контексте социального взаимодействия (ребенок выражает активность в контакте, инициативность, прояв-ляет компетентность в общении, веру в собствен-ные силы, демонстрирует ощущение безопаснос-ти во взаимодействии, умеет выражать и отста-ивать свою позицию) | |||
уважение источника информации к реципиенту, возможность учета его мнения, уважение личностного достоинства и права на выбор реципиента информации |
Данные критерии оценки могут быть конкретизированы в более детализированном представлении:
Содержит ли информационный контент | Содержит адекватный образ другого в межличност-ных отноше-ниях | Отчасти | Содержит неадекватный образ другого в межличност-ных отноше-ниях |
адекватное отражение образа взрос-лого в информационном контенте | |||
взрослый предстает как образец поведе-ния/ предстает как образец неадекватного поведения | |||
взрослый представляет образец знания о мире, объектах, способах их использо-вания/ представляет неадекватный обра-зец, не умеет донести функциональный смысл предмета/ объекта/ события | |||
взрослый выступает как помощник, спо-собный контролировать, оценивать и кор-ректировать деятельность ребенка/ как беспомощный, человек, не регулирую-щий деятельность | |||
взрослый представляет образец зрелой личности и демонстрирует черты соци-альной компетентности, открытости к контакту, желание прийти на помощь/ образ взрослого искажен | |||
взрослый предстает как носитель адекват-ного тендерного образца/гендерный обра-зец искажен | |||
адекватное отражение образа сверст-ника в информационном контенте | |||
сверстник предстает как партнер по взаи-модействию/ партнерские отношения отсутствуют или искажены | |||
показано деловое сотрудничество со сверстниками/ сотрудничающие отношения не представлены, искажены | |||
показана поддержка, взаимовыручка, поддержка в дружеских отношениях (в соответствии с возрастными особен-ностями ребенка)/ образ дружеских отношений искажен | |||
сверстник представлен как партнер по соревнованию ( как участник общего действия для достижения более высоких целей)/ соревнование представлено как самоцель взаимодействия между сверст-никами | |||
образ сверстника (ребенка) представлен в соответствии с возрастными особен-ностями/ присутствует инфантилизация, искажение способностей и возможностей ребенка определенного возраста, акцен-тирование внимание на несоответствую-щих возрастным особенностям качествах и способах поведения | |||
адекватное отражение общей страте-гии взаимодействия | |||
наличие установки доверия, терпимости, уважения в межличностных и межгруп-повых отношениях, демонстрация воз-можностей и преимуществ сотрудничаю-щего, партнерского тина отношений/ отсутствие, искажение установки доверия, терпимости и пр. | |||
представление спектра оптимальных способов поведения в конфликтных и сотрудничающих ситуациях, в ситуациях взаимодействия с разными людьми, учет индивидуально-личностных и ситуатив-ных особенностей при взаимодействии/ отсутствие, искажение способов поведе-ния в конфликтных ситуациях | |||
демонстрация преимуществ совместной деятельности/ неадекватное представле-ние о совместной деятельности |
Присутствует ли в контенте:
Да | Отчасти | Нет | |
уважение источника информации к реципиенту, воз-можность учета его мнения, уважение личностного достоинства и права на выбор реципиента информации | |||
осуществляется прямое, жесткое воздействие, принуждение к действию со стороны ведущего |
5. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия)
с точки зрения влияния на когнитивное развития детей и подростков;
Аспекты | Варианты ответа обведите | Комментарии |
1.Какого возраста больинство детей в фильме (или - главные герои) | A) до 3 лет Б) от 3 до 7 лет B) от 7 до 11 лет Г) от 12 до 18 лет | |
2. На какой возраст зрителей рас-считан, с Вашей точки зрения, фильм (т.н. рекомендованный возраст) | A) с 3 лет и старше Б) с 7 лет и старше B) с 12 лет и старше | |
3. Общее впечатление о когни-тивной информационной безо-пасности фильма | А) безопасная Б) сомневаюсь В) есть угроза безопасности | |
4. Абсолютно всё знаниево-поня-тийное содержание фильма соот-ветствует возрастным особеннос-тям рекомендованного зрителя | A) да Б) сомневаюсь B) нет (привести примеры) | |
5. Абсолютно все операции мыш-ления (умственные операции, умозаключения) основных героев фильма соответствуют возраст-ным особенностям зрителя | A) да Б) сомневаюсь B) нет (привести примеры) | |
6. Абсолютно все перцептивные и сенсорные операции (перцептив-ные и сенсорные действия, опера-ции восприятия и ощущения), предполагаемые содержанием фильма, соответствуют возраст-ным особенностям зрителя | A) да Б) сомневаюсь B) нет (привести примеры) | |
7.В фильме нет т.н. двойных посланий, когда перцептивное (наглядное) содержания дейст-вий главных героев фильма расходятся с понятийным (речевым) их поведением | А) да-нет Б) сомневаюсь В) есть расхождения – привести примеры | |
8.Фильм не перегружает внимание зрителя | A) да-нет Б) сомневаюсь B) есть расхождения – привести примеры | |
9.Фильм не перегружает памяти зрителя | A) да-нет Б) сомневаюсь B) есть расхождения – привести примеры | |
10.Фильм не перегружает воображение зрителя | A) да-нет Б) сомневаюсь B) есть расхождения – привести примеры | |
11. Фильм не перегружает мышления зрителя | A) Не перегружает Б) сомневаюсь B) Перегружает - привести примеры | |
12. Фильм не перегружает креативности зрителя | A) Не перегружает Б) сомневаюсь B) Перегружает -привести примеры | |
13. Нуждается ли ребенок – зри-тель в помощи и помощниках для понимания большей части содер-жания фильма | A) да-привести примеры Б (сомневаюсь B) нет, не нуждается | |
14. Нуждаются ли главные герои фильма в помощи и помощниках для того, чтобы справиться с труд-ностями, возникающими перед ними в сюжетах фильма. | A) да -привести примеры Б (сомневаюсь B) нет, не нуждаются | |
15. Кто помогает главным героям справиться с когнитивными проблемами из сюжета фильма | A) друзья Б) более старшие персонажи B) сказочные помощники Г) мифические существа Д) никто | |
16. Есть ли в фильме моменты, непонятные взрослым (вам как экспертам) | A) да -привести примеры Б) сомневаюсь B) нет | |
17. Способствует ли просмотр фильма когнитивному развитию зрителя | А) да, способствует Б) не могу сказать В)затрудняет развития | |
18. Должен ли взрослый смотреть этот фильм вместе с ребенком, чтобы помогать ребенку в случае запроса понимать события фильма | A) да - привести примеры Б) сомневаюсь B) нет | |
19. Должен ли взрослый смотреть этот фильм вместе с ребенком, чтобы помогать ребенку в случае запроса интерпретировать собы-тия фильма, выходя за пределы прямого смысла в косвенный, потаенный, мифический | A) да - привести примеры Б) сомневаюсь B) нет | |
20. В целом фильм с точки зрения эксперта когнитивно – информа-ционной безопасности | А) простой Б) не знаю В) сложный | |
21. В целом фильм с точки зрения эксперта информационно-когни-тивной безопасности | А) безопасен Б) не знаю В) угрожает безопасности | |
22. Резюмируя, укажем аспекты когнитивно - информационной безопасности фильма | 1) 2) 3) 4) | |
23. Резюмируя, укажем аспекты уероз когнитивно – информаци-онной безопасности фильма | 1) 2) 3) 4) | |
24. Что еще вы хотите сказать о когнитивных аспектах |
6. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия) с точки зрения развития творческих способностей детей и подростков.
Способствует ли информационная продукция в целом:
Да | Отчасти | Нет | |
повышению любознательности, развитию исследователь-ской позиции; широкой, глобальной системы интересов, поиску решений проблем «открытого типа» и решению проблем на «стыке» разных типов знаний | |||
становлению внутренней мотивации деятельности, рожде-нию новых творческих замыслов, способствует ли в целом «развитию деятельности по инициативе самого ребенка», раскрывая творческий потенциал личности | |||
обогащению жизненной среды, мотивированию, направ-ленному на овладение реальными видами деятельности; вовлечению в инновационные способы познания окружа-ющего мира, формы самообучения, формы личностного общения со взрослыми и сверстниками на основе позна-ния и деятельности | |||
формированию автономии, саморегуляции и инициатив-ности в познавательной деятельности, ориентации на метакогниции, управление собственными познаватель-ными ресурсами. овладение основами познавательного менеджмента и самоорганизации: планированием, систе-матизированием, оцениванием получаемых знаний | |||
развитию успешных стратегий личностного роста, разви-тию способностей к творческому личностному и профес-сиональному самоопределению в естественно-научной и гуманитарной областях человеческого познания и деятельности |
7. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия) с точки зрения формирования толерантности личности, толерантности установок сознания и поведения.
Способствует ли информационная продукция разжиганию межэтнической и межнациональной розни, а именно:
А. Содержит ли информационная продукция примеры/образцы поведения/модели, содержащие:
Содержит | Отчасти | Не содержит | |
уничижительный или отчуждающий язык, нега-тивный стереотипы, насмешки, предубеждения в отношении этнической или культурной группы | |||
поиск «коша отпущения» в лице иной культурной или этнической группы | |||
дискриминация по причине этнического, расового происхождения, мировоззрения или иных соци-альных факторов, либо остракизм (бойкот) | |||
преследование (преднамеренные действия, направленные на устрашение или унижение других, вытеснение группы или человека из сообщества) | |||
осквернение культурных и религиозных симво-лов, предметов, зданий с целью дискредитации и осмеяния верований и идентичности другой группы | |||
сегрегацию (установление принудительных ограничений для определенной группы по признаку расы, религии или пола): подавление и лишение человека его прав: физическое или моральное, изгнание из мест проживания, убийство | |||
иные проявления расизма, ксенофобии, агрессивного национализма, религиозного фанатизма, тоталитаризма. | |||
сексизм (политику обесценивания или исклюю-чения женщин из полноценной жизни общества в силу признания изначального превосходства мужчин) | |||
ингрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы, приписывание позитивных черт своей группе и негативное межличностное восприятие «чужой» аутогруппе) | |||
примеры искажения каузальной атрибуции неаде-кватного объяснения причин поведения партнера, принадлежащего к иной социальной (этнической или культурной) группе с приписыванием «злой воли», негативных личностных черт | |||
образцы низкой компетентности в сфере разре-шения конфликтных ситуаций, демонстрацию предпочтения неконструктивных стратегий разрешения конфликтов, таких как доминирова-ние. уступчивость, избегание решения проблем демократическим путем |
Б. Обеспечивает ли информационная продукция
Да | Отчасти | Нет | |
обеспечивает ли информационная продукция презента-цию образцов эффективного межкультурного и меж-конфессионального диалога; навыков межкультурного взаимопонимания и взаимодействия | |||
способствует ли информационная продукция популяри-зации позитивных образов и действий национальнос-тей, снятию негативных стереотипов и успешных меж-национальных взаимодействий | |||
подается ли этническое и культурное разнообразие как норма жизни человека в современном обществе |
8. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия) с точки зрения рисков развития и закрепления девиантного поведения и агрессивного поведения у детей и подростков;
Агрессивное поведение.
Содержит ли информационная продукция примеры/образцы поведения/ модели, содержащие:
Да | Отчасти | Нет | |
проявления физической агрессии, физического насилия | |||
проявления вербальной агрессии (уничижения, оскорбления, навешивание ярлыков, негативные прямые оценки личности) | |||
эмоционального отвержения (демонстрация холодности, пренебрежения, отвращения, неприязни) | |||
представляется ли насилие и жестокость правомерным и эффективным средством решения проблем | |||
презентируется ли насилие и жестокость как естественный атрибут обычной жизни, непременное условие существова-ния человека | |||
представляется ли агрессивное поведение как «престижное», как показатель «крутизны» личности, ее признания, высокого социального статуса, как маркер мужественности | |||
содержит ли информационная продукция материалы, в кото-рых представлены натуралистические подробности, детали насильственных действий и жестокого поведения | |||
провоцирует ли информационная продукция поиск винов-ника/ «козла отпущения» и расправы над ним как средство решения проблемы и достижения благополучия |
9. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия) с точки зрения развития личности, Я-концепции, развития идентичности детей и подростков;
Способствует ли информационная продукция:
Да | Отчасти | Нет | |
развитию личности детей и подростков | |||
возможностям проявления собственной личности | |||
расширению мотивационной, познавательной сферы, сферы межличностного общения |
Критерии оценки информационной безопасности с точки зрения развития личности, Я -концепции, развития идентичности детей и подростков могут быть конкретизированы в следующие:
Гражданская идентичность.
Способствует ли информационная продукция:
Да | Отчасти | Нет | |
искажению адекватного представления о территории и границах России, ее географических особенностях | |||
искажению смысла и значения основных исторических событий развития государственности и общества России | |||
формированию уничижительного, пренебрежительного отношения к своей стране, ее культурным и историческим памятникам дискредитирует достижения истории и культуры России | |||
дезориентации в правовом пространстве государственно-общественных отношений, основных правах и обязанностях гражданина | |||
формированию уничижительного, пренебрежительного отношения к своей стране, ее культурным и историческим памятникам, дискредитирует достижения истории и культуры России | |||
формированию неверного представления о государственной организации России, о государственной символике (герб, флаг, гимн) и государственных праздниках | |||
развитию гражданской активности ребенка сообразно воз-растному статусу и возможностям, в форме участия в общест-венной жизни, школьном самоуправлении в пределах воз-растных компетенции, в детских и молодежных обществен-ных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера: получает ли положительную оценку выполнение ребенком норм и требований школьной жизни. прав и обязанностей ученика | |||
формирует потребительское отношение к природе, представ-ляет образцы хищнического отношения к природе как нормы жизни, игнорирует правила бережного охранительного отно-шения к природе | |||
обесценивает значение жизни и здоровья человека, искажает представление о здоровом образе жизни и его значимости, пропагандирует формы экстремального поведения и дейст-вий, сопряженных с риском для здоровья и жизни человека |
Развитие гендерной идентичности детей и подростков.
Содействует ли информационный продукт:
учету специфики тендерной социализации мальчиков и девочек на разных возрастных этапах | Да | Отчасти | Нет |
возникновению и укреплению эмоционально-положительного переживания у ребенка, в отождествлении (идентификации) себя со взрослыми (прежде всего родителями) того же биоло-гического пола, что и сам ребенок (нормативный вариант) | |||
отражению позиции взрослых, как одобряющей направлен-ность ребенка в отождествлении (идентификации) себя со взрослыми (прежде всего родителями) того же пола, что и сам ребенок | |||
интеграции на каждом возрастает этапе личности ребенка в сфере полоролевого развития | |||
учету психологических механизмов и факторов формирова-ния тендерной (психосексуальной) идентичности в разные возрастные периоды | |||
порицаются ли в информационных продуктах ошибки и/или небрежности иолоролевого воспитания | |||
предоставлению ребенку в наличных социальных условиях и в условиях семьи системы психосексуальных ориентиров, стандартов половых ролей, соответствующих его полу и возрасту |
10. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия)
с точки зрения возможного влияния на эмоциональное состояние ребенка
и подростка и его эмоционально-личностное развитие.
Эмоц. Состоя ние |
Методическое пособие
Печатается в авторской редакции Компьютерная верстка, макетирование, корректура РИО ГАУ ДПО ИПКРО
______________________________________________________________________ Подписано в печать «16» декабря 2014 г. Формат 60х90 1/16 Бумага писчая. Печать RISO. Усл. печ. л. 3,5. Тираж 100 экз. Заказ 127 Типография ГАУ ДПО ИПКРО. 664007, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 а. Тел/факс (3952) 209 907
[1]Настоящий перечень критериев информационной безопасности детей предназначен для применения в качестве справочного пособия специалистами уполномоченных государственных контрольных (надзорных) органов, экспертами в сфере информационной безопасности детей и содержит правовые критерии информационной безопасности детей, в том числе принципы и нормы информационной безопасности детей, включая критерии определения информационной продукции (информации), распространение которой на территории Российской Федерации запрещено или ограничено, установленные в действующих нормативных правовых актах Российской Федерации, в разъяснениях Верховного Суда Российской Федерации, а также общепризнанные нормы международного права, закрепленные в международных договорах Российской Федерации и рекомендациях международных организаций. Методическое пособие
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ГАУ ДПО Иркутской области «Институт повышения квалификации работников образования» Кафедра педагогических технологий и управления
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Методическое пособие
В рамках реализации ФЦПРО 2011-2015 гг. «Распространение организационно-правовых моделей межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами госу-дарственной и муниципальной власти, обще-ственными организациями и другими инсти-тутами гражданского общества по обеспече-нию успешной социализации детей-сирот
Иркутск 2014
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГАУ ДПО ИПКРО
ББК 74.42 УДК 371.126 М 54
Методические рекомендации для педагогов по оценке информационной безопасности информационных продуктов. Методическое пособие. /Автор – сост. Стародубцева Г.А. Научн. ред. Переломова Н.А. –Иркутск: ИПКРО, 2014. –54 с.
Автор-составитель: Стародубцева Г.А., кандидат психологич. наук, доцент. Научный редактор: Переломова Н.А. доктор пед. наук, профессор, проректор ИПКРО Рецензенты: Кирдянкина С.В., кандидат пед. наук, доцент кафедры педагогических технологий и управления инновационными процессами ИПКРО Галстян М.Н., директор «Центра профилактики, реабилитации и коррекции» г. Иркутска.
В пособие представлены правовые критерии информационной безопасности детей и подростков и приведен перечень законода-тельных актов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов и официальных документов, регулирующих отношения в сфере информационной безопасности детей. Рекомендации содержат в себе анкету анализа содержания инфор-мационной продукции и оценки уровня информационной безопасности информационного продукта, которые разработаны и отражены в Кон-цепции информационной безопасности детей РФ, под научным руковод-ством Ермакова П.Н., Пристанской О.В., Солдатовой Г.У., Тхостов А.Ш. ISBN 5-86149-073-2
© ИИПКРО, 2014 © Стародубцева Г.А., 2014 Содержание
Введение Информационное воздействие становится главным рычагом управления людьми. Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) меняют не только структуру отношений, но и образ жизни людей, мышление, механизмы функционирования семьи, общественных институтов, органов власти. Серьезной и глобально значимой проблемой стало злоупотребление плодами ИКТ и их использование для совершения преступлений против детей, которые особенно уязвимы в условиях интенсивного развития новых инфор-мационных технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания), доступности СМИ, распространения информа-ционно-телекоммуникационных сетей общего пользования, интенсивного оборота рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов. Их бесконтрольное использование нередко оказывает на детей психотравмирующее и растле-вающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, облегчает их вовлечение в криминальную деятельность, развратные действия, азартные игры, тоталитарные секты, деструктивные группировки. Информация о насилии, жестокости и агрессии, разжигающая расовую ненависть, нетерпимость по отношению к другим людям по национальным, социальным, групповым признакам, пропаганда суицида, азартных игр, анорексии, сект, эротика и порнография, нецензурная лексика и т.д. Взрослое население отстает от информационной грамотности детей, не подозревая, какой опасности они подвергаются. Многие не знают и не интересуются содержанием сайтов, которые посещает ребенок, в какие компьютерные игры играет, какую музыку слушает. Насыщенность современной информационно-образовательной среды деструктивной, вредной для развития детей информацией приобретает катастрофические масштабы. Дети и подростки, в силу возраста не обладают способностью фильтровать качество информации. У них не сформированы критерии различия, они не видят опасностей и не осознают рисков, принимают всю информацию не понимая, что она может быть противозаконной, неэтичной, недостоверной, вредоносной. Сегодня возникло устойчивое понимание того, что проблема детской безопасности в современном информационном пространстве - это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях: от семейного и муниципального до регионального, государственного и международного. Проблема информационной безопасности нашла свое отражение в Федеральном законе от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон принят, возрастные маркеры поставлены, но регулирование вопросов обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних производится неэффективно. В целом на сегодняшний день состояние информационно-образовательной среды можно оценить как небезопасное для ребенка. Информационное воздействие становится главным рычагом управления людьми. Современные ИКТ меняют не только структуру отношений, но и образ жизни людей, мышление, механизмы функционирования семьи, общественных институтов, органов власти. Одной из серьезных социальных проблем последних десятилетий было и остается негативное воздействие информации на психику ребенка. Современ-ные дети находятся в иной социальной ситуации развития, нежели прошлое поколение. Они погружены и развиваются в мире информационных техно-логий, это поколение «цифровое». Порой родители гордятся тем, что их ребенок уже с ранних лет освоил мобильные устройства и знает, как найти информацию. Но не каждый родитель (к сожалению!) осознает, что за этим скрывается огромная опасность, которая проникает вглубь психики ребенка и опоясывает своими сетями все его развитие. Информация, в мире которой ребенок находится с момента появления на свет, способна нести в себе информационные угрозы. Под информационными угрозами мы понимаем совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной среде. Такие условия и факторы способны влиять на психику ребенка и манипулировать его сознанием. На сегодняшний день информация может преподносится в искаженной форме, в виде неадекватных нравственных норм, социальных стереотипов и установок, ложных ценностных ориентаций. Негативная информация несет вред здоровью (переутомление, психологическая зависимость, соматические заболевания, снижение работоспособности и др.), происходит переоценка нравственных норм, снижение интереса к искусству, чтению, перенос образ-цов поведения из виртуальной действительности в реальность и др.), ребе-нок испытывает трудности в обучении (отсутствие времени на чтение, выполнение домашнего задания, перегрузка излишней информацией, сниже-ние успеваемости), личностный рост ребенка оказывается вне пределов его саморазвития, самосовершенствования, теряется ценность самой жизни. В Концепции информационной безопасности РФ детей и подростков обозначены те риски, которые обрушиваются в жизненный мир ребенка: • Отклонения в физическом развитии (избыточный вес, нарушения сна, проблемы со зрением); • Негативные эмоциональные состояния (страх, ужас, паника, тревога); • Киберзависимость (привыкание к online-играм, Интернету); • Проблемы, связанные с сексуальным поведением (установление под-ростками беспорядочных связей благодаря сомнительным сайтам знакомств, киберпедофилия); • Поведение, связанное с риском для жизни или опасное для здоровья (психическая анорексия, суицидальное поведение, потребление психотроп-ных препаратов, легкодоступных для приобретения посредством специаль-ных сайтов); • Кибербуллинг (травля, неоднократное умышленное причинение психологического вреда с помощью средств электронной коммуникации, таких как мобильные телефоны, блоги, вебсайты). Таким образом, технический прогресс, стремительно ворвавшийся в жизнь детей, становится опасной машиной, которая губительна по отношению к качеству жизни ребенка. Родители, педагоги, наставники, духовные учителя должны стать незыблемыми проводниками в мире информации, они должны подготавливать сознание детей к другому миру, формировать информационную грамотность, вырабатывать «информационный иммунитет», развивать способность и навыки критического мышления, учить пользоваться нужной информацией и отбраковывать бесполезную, в содержание которой может скрываться угроза для детской психики. Один из возможных путей разрешения проблемы информационной безопасности будет являться обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, но для этого взрослые, педагоги, в первую очередь, должны знать не только нормативно-правовую базу защиты детей от информации, возрастные особенности детской психики, готовность ее восприятия к той или иной информации, возрастную классификацию информационной продукции (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»), но и критерии оценки уровня информационной безопасности информационной продукции.
1. Нормативная правовая база защиты детей
Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репута-ции и развитию, регулируется: 1) Нормами международного права - статьи 13, 17, 34 Конвенции ООН 2) Европейской декларацией о свободе обмена информацией в Интернете 2003 г., 3) Европейской конвенцией о совместном кинопроизводстве 1992 г., Европейской конвенцией о трансграничном телевидении 1989 г. (Россия не участвует), 4) Европейской конвенцией о правонарушениях в сфере электронной информации 2001 г. (Россия не участвует. [Распоряжение Президента РФ 5) Европейской рамочной конвенцией о безопасном использовании мобильных телефонов маленькими детьми и подростками (06.02.2007); 6) Рекомендациями Комитета Министров государств - членов Совета Европы: а) № R (89) 7 относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержа-ние (22.04.1989), б) № R (97) 19 о демонстрации насилия в электронных средствах массо-вой информации (30.10.1997), в) Рекомендации Rec (2001) 8 - в сфере регулирования в отношении кибер-контента (саморегулирования и защиты пользователей от незаконного или вредного содержания новых коммуникаций и информационных услуг), г) Рекомендации Rec (2003) 9 о мерах поддержки демократического и социального распространения цифрового вещания (28.05.2003), д) Рекомендации Rec (2006) 12 по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде (27.09.2006), е) Рекомендации CM/Rec (2007) 11 о поощрении свободы выражения мнений и информации в новой информационной и коммуникационной среде, ж) Рекомендации CM/Rec (2008) 6 о мерах по развитию уважения к свободе слова и информации в связи с Интернет-фильтрами; 7) Рекомендациями Европейского парламента и Совета ЕС о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства и права на ответ в отно-шении конкурентоспособности индустрии европейских аудиовизуальных и информационных On-line услуг (20.12.2006); 8) Модельным законом МПА СНГ «О противодействии торговле людьми», принятым на тридцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (03.04.2008); 9) Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств - участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми (03.04.2008); 10) Модельным законом МПА СНГ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (03.12.2009); 11) Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств - участников СНГ в сфере защиты детей от информации, причи-няющей вред их здоровью и развитию (28.10.2010); 12) Федеральным законодательством: а) статьями 14, 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ б) статьей 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1, в) статьями 4, 37 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г) статьей 46 Федерального закона от 08.01.1998 №3-Ф3 «О наркоти-ческих средствах и психотропных веществах», д) Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», е) Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 01.09.2012, ж) Федеральным законом от 21.07.2011 № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причи-няющей вред их здоровью и развитию» от 01.09.2012, з) Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 и) Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 09.09.2000 № ПР-1895; 13) Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В перечисленных документах закреплены общие принципы обеспечения информационной безопасности граждан и государства. Кроме того приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» (п. 3.2) предусмотрено прове-дение систематических проверок соблюдения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образования и культуры. Прокуроры должны привлекать к установленной ответственности юри-дических и физических лиц, виновных в распространении указанной инфор-мации или пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, нарко-манию, антиобщественное поведение, в том числе употребление алкоголя, наркотиков, табачных изделий, а также пресекать в пределах предоставленных законом полномочий использование средств массовой информации и инфор-мационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, для сексуальной эксплуатации и совершения иных преступлений против несовершеннолетних. Дата: 2019-12-10, просмотров: 234. |