Печатается по решению редакционно-издательского совета ГАУ ДПО ИПКРО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методическое пособие

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАУ ДПО Иркутской области «Институт повышения квалификации работников образования»

Кафедра педагогических технологий и управления
инновационными процессами

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ПО ОЦЕНКЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ



Методическое пособие

 

 

В рамках реализации ФЦПРО 2011-2015 гг. «Распространение организационно-правовых моделей межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами госу-дарственной и муниципальной власти, обще-ственными организациями и другими инсти-тутами гражданского общества по обеспече-нию успешной социализации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в период их постинтернатной адаптации»

 

 


Иркутск

2014

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГАУ ДПО ИПКРО

 

ББК 74.42

УДК 371.126

   М 54

 

Методические рекомендации для педагогов по оценке информационной безопасности информационных продуктов. Методическое пособие. /Автор – сост. Стародубцева Г.А. Научн. ред. Переломова Н.А. –Иркутск: ИПКРО, 2014. –54 с.

 

Автор-составитель: Стародубцева Г.А., кандидат психологич. наук, доцент.

Научный редактор: Переломова Н.А. доктор пед. наук, профессор, проректор ИПКРО

Рецензенты:

Кирдянкина С.В., кандидат пед. наук, доцент кафедры педагогических технологий и управления инновационными процессами ИПКРО

    Галстян М.Н., директор «Центра профилактики, реабилитации

      и коррекции» г. Иркутска.

 

В пособие представлены правовые критерии информационной безопасности детей и подростков и приведен перечень законода-тельных актов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов и официальных документов, регулирующих отношения в сфере информационной безопасности детей.

Рекомендации содержат в себе анкету анализа содержания инфор-мационной продукции и оценки уровня информационной безопасности информационного продукта, которые разработаны и отражены в Кон-цепции информационной безопасности детей РФ, под научным руковод-ством Ермакова П.Н., Пристанской О.В., Солдатовой Г.У., Тхостов А.Ш.

ISBN 5-86149-073-2

 

 

© ИИПКРО, 2014

© Стародубцева Г.А., 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………..... 3
Нормативная правовая база защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному, духовному и социальному развитию ……………………………     6-13
Федеральный закон №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»……..……………...   8
Правовые критерии информационной безопасности детей и подростков ………………………………………………...   14-28
Основные направления негативного воздействия на личностное, когнитивное развитие детей и подростков, их эмоциональное и психологическое благополучие …….......     29-53
Литература ………………………………………………………… 54

 

Введение

Информационное воздействие становится главным рычагом управления людьми. Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) меняют не только структуру отношений, но и образ жизни людей, мышление, механизмы функционирования семьи, общественных институтов, органов власти.

Серьезной и глобально значимой проблемой стало злоупотребление плодами ИКТ и их использование для совершения преступлений против детей, которые особенно уязвимы в условиях интенсивного развития новых инфор-мационных технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания), доступности СМИ, распространения информа-ционно-телекоммуникационных сетей общего пользования, интенсивного оборота рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов. Их бесконтрольное использование нередко оказывает на детей психотравмирующее и растле-вающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, облегчает их вовлечение в криминальную деятельность, развратные действия, азартные игры, тоталитарные секты, деструктивные группировки. Информация о насилии, жестокости и агрессии, разжигающая расовую ненависть, нетерпимость по отношению к другим людям по национальным, социальным, групповым признакам, пропаганда суицида, азартных игр, анорексии, сект, эротика и порнография, нецензурная лексика и т.д.

Взрослое население отстает от информационной грамотности детей, не подозревая, какой опасности они подвергаются. Многие не знают и не интересуются содержанием сайтов, которые посещает ребенок, в какие компьютерные игры играет, какую музыку слушает. Насыщенность современной информационно-образовательной среды деструктивной, вредной для развития детей информацией приобретает катастрофические масштабы. Дети и подростки, в силу возраста не обладают способностью фильтровать качество информации. У них не сформированы критерии различия, они не видят опасностей и не осознают рисков, принимают всю информацию не понимая, что она может быть противозаконной, неэтичной, недостоверной, вредоносной.

Сегодня возникло устойчивое понимание того, что проблема детской безопасности в современном информационном пространстве - это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях: от семейного и муниципального до регионального, государственного и международного.

Проблема информационной безопасности нашла свое отражение в Федеральном законе от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон принят, возрастные маркеры поставлены, но регулирование вопросов обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних производится неэффективно. В целом на сегодняшний день состояние информационно-образовательной среды можно оценить как небезопасное для ребенка.

Информационное воздействие становится главным рычагом управления людьми. Современные ИКТ меняют не только структуру отношений, но и образ жизни людей, мышление, механизмы функционирования семьи, общественных институтов, органов власти.

Одной из серьезных социальных проблем последних десятилетий было и остается негативное воздействие информации на психику ребенка. Современ-ные дети находятся в иной социальной ситуации развития, нежели прошлое поколение. Они погружены и развиваются в мире информационных техно-логий, это поколение «цифровое». Порой родители гордятся тем, что их ребенок уже с ранних лет освоил мобильные устройства и знает, как найти информацию. Но не каждый родитель (к сожалению!) осознает, что за этим скрывается огромная опасность, которая проникает вглубь психики ребенка и опоясывает своими сетями все его развитие.

Информация, в мире которой ребенок находится с момента появления на свет, способна нести в себе информационные угрозы. Под информационными угрозами мы понимаем совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной среде. Такие условия и факторы способны влиять на психику ребенка и манипулировать его сознанием.

На сегодняшний день информация может преподносится в искаженной форме, в виде неадекватных нравственных норм, социальных стереотипов и установок, ложных ценностных ориентаций. Негативная информация несет вред здоровью (переутомление, психологическая зависимость, соматические заболевания, снижение работоспособности и др.), происходит переоценка нравственных норм, снижение интереса к искусству, чтению, перенос образ-цов поведения из виртуальной действительности в реальность и др.), ребе-нок испытывает трудности в обучении (отсутствие времени на чтение, выполнение домашнего задания, перегрузка излишней информацией, сниже-ние успеваемости), личностный рост ребенка оказывается вне пределов его саморазвития, самосовершенствования, теряется ценность самой жизни.

В Концепции информационной безопасности РФ детей и подростков обозначены те риски, которые обрушиваются в жизненный мир ребенка:

• Отклонения в физическом развитии (избыточный вес, нарушения сна, проблемы со зрением);

• Негативные эмоциональные состояния (страх, ужас, паника, тревога);

• Киберзависимость (привыкание к online-играм, Интернету); 

• Проблемы, связанные с сексуальным поведением (установление под-ростками беспорядочных связей благодаря сомнительным сайтам знакомств, киберпедофилия);

• Поведение, связанное с риском для жизни или опасное для здоровья (психическая анорексия, суицидальное поведение, потребление психотроп-ных препаратов, легкодоступных для приобретения посредством специаль-ных сайтов);

• Кибербуллинг (травля, неоднократное умышленное причинение психологического вреда с помощью средств электронной коммуникации, таких как мобильные телефоны, блоги, вебсайты).

Таким образом, технический прогресс, стремительно ворвавшийся в жизнь детей, становится опасной машиной, которая губительна по отношению к качеству жизни ребенка.

Родители, педагоги, наставники, духовные учителя должны стать незыблемыми проводниками в мире информации, они должны подготавливать сознание детей к другому миру, формировать информационную грамотность, вырабатывать «информационный иммунитет», развивать способность и навыки критического мышления, учить пользоваться нужной информацией и отбраковывать бесполезную, в содержание которой может скрываться угроза для детской психики.

Один из возможных путей разрешения проблемы информационной безопасности будет являться обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, но для этого взрослые, педагоги, в первую очередь, должны знать не только нормативно-правовую базу защиты детей от информации, возрастные особенности детской психики, готовность ее восприятия к той или иной информации, возрастную классификацию информационной продукции (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»), но и критерии оценки уровня информационной безопасности информационной продукции.

 

 

1. Нормативная правовая база защиты детей
от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному, духовному и социальному развитию

 

Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репута-ции и развитию, регулируется:

1) Нормами международного права - статьи 13, 17, 34 Конвенции ООН
о правах ребенка 1989 г.,

2) Европейской декларацией о свободе обмена информацией в Интернете 2003 г.,

3) Европейской конвенцией о совместном кинопроизводстве 1992 г., Европейской конвенцией о трансграничном телевидении 1989 г. (Россия не участвует),

4) Европейской конвенцией о правонарушениях в сфере электронной информации 2001 г. (Россия не участвует. [Распоряжение Президента РФ
«О признании утратившим силу распоряжения Президента Российской Федерации от 15.11.2005 № 557-рп «О подписании Конвенции о кибер-преступности»» от 22.03.2008 № 144-рп]);

5) Европейской рамочной конвенцией о безопасном использовании мобильных телефонов маленькими детьми и подростками (06.02.2007);

6) Рекомендациями Комитета Министров государств - членов Совета Европы:

а) № R (89) 7 относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержа-ние (22.04.1989),

б) № R (97) 19 о демонстрации насилия в электронных средствах массо-вой информации (30.10.1997),

в) Рекомендации Rec (2001) 8 - в сфере регулирования в отношении кибер-контента (саморегулирования и защиты пользователей от незаконного или вредного содержания новых коммуникаций и информационных услуг),

г) Рекомендации Rec (2003) 9 о мерах поддержки демократического и социального распространения цифрового вещания (28.05.2003),

д) Рекомендации Rec (2006) 12 по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде (27.09.2006),

е) Рекомендации CM/Rec (2007) 11 о поощрении свободы выражения мнений и информации в новой информационной и коммуникационной среде,

ж) Рекомендации CM/Rec (2008) 6 о мерах по развитию уважения к свободе слова и информации в связи с Интернет-фильтрами;

7) Рекомендациями Европейского парламента и Совета ЕС о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства и права на ответ в отно-шении конкурентоспособности ин­дустрии европейских аудиовизуальных и информационных On-line услуг (20.12.2006);

8) Модельным законом МПА СНГ «О противодействии торговле людьми», принятым на тридцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (03.04.2008);

9) Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств - участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми (03.04.2008);

10) Модельным законом МПА СНГ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (03.12.2009);

11) Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств - участников СНГ в сфере защиты детей от информации, причи-няющей вред их здоровью и развитию (28.10.2010);

12) Федеральным законодательством:

а) статьями 14, 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,

б) статьей 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1,

в) статьями 4, 37 Закона Российской Федерации от 27.12.1991
«О средствах массовой информации» № 2124-1,

г) статьей 46 Федерального закона от 08.01.1998 №3-Ф3 «О наркоти-ческих средствах и психотропных веществах»,

д) Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

е) Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 01.09.2012,

ж) Федеральным законом от 21.07.2011 № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причи-няющей вред их здоровью и развитию» от 01.09.2012,

з) Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537

и) Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 09.09.2000 № ПР-1895;

13) Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В перечисленных документах закреплены общие принципы обеспечения информационной безопасности граждан и государства.

Кроме того приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» (п. 3.2) предусмотрено прове-дение систематических проверок соблюдения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образования и культуры.

Прокуроры должны привлекать к установленной ответственности юри-дических и физических лиц, виновных в распространении указанной инфор-мации или пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, нарко-манию, антиобщественное поведение, в том числе употребление алкоголя, наркотиков, табачных изделий, а также пресекать в пределах предоставленных законом полномочий использование средств массовой информации и инфор-мационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, для сексуальной эксплуатации и совершения иных преступлений против несовершеннолетних.






Содержание (какие ценности обсуждаются).

Отношение Роль в жизни героя Удовлетво-воорен-ность, успех/разо-чарование Одобрение/ порицание Социально ориентиро-ванные ценности Индивидуа-листичес-кие ценнос-ти Одобрение /порицание Удовлетво-ренность, успех/разо-чарование     Взаимо-выручка (поддержка) Материаль-ное обога-щение, потреби- тельство         Забота Закон силы         Уважение образован-ности, учения Гедонизм         Уважение к родителям, старшим Превосход-ст во         Уважение к интересам, чувствам близких Пренебре-жение инте-ресами, чувствами других         Верность, преданность Иждивен чество         Неприятие антисоци-альных поступков Вседозво-ленность    

Индекс безопасности : ИБ = £ (одобрение СЦ + положительные последствия) +

£ ( порицание ИЦ + разочарование)

Индекс угрозы: ИУ = £ (одобрение ИЦ + положительные последе г вин) -

£ (порицание СЦ + разочарование)

 

 

4. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия) с точ-ки зрения развития системы социальных отношений детей и подростков

 

Содержит ли информационный контент Содержит Отчасти Не содер-жит
адекватное отражение образа взрослого и сверст-ника (как источника развития, партнера по взаи-модействию, фигуры социальной оценки и др. в соответствии с возрастными задачами развития и ситуацией взаимодействия)      
наличие установки доверия, терпимости, уваже-ния в межличностных и межгрупповых отноше-ниях, демонстрация возможностей и преиму-ществ сотрудничающего, партнерского типа отношений      
стимулирование коммуникативной компетент-ности ребенка, включая мотивационный и опера-ционно-технический компоненты общения: демонстрация преимуществ совместной деятель-ности, отражение достоинств и ограничений отдельных стратегий решения конфликтов (сотрудничества, компромисса, избегания, ухода, соперничества и др.), расширение представлений о способах и средствах коммуникации (вербаль-ные и невербальные средства коммуникации, адекватное отражение отдельных элементов коммуникационного акта и др.)      
представление спектра оптимальных способов поведения в конфликтных и сотрудничающих ситуациях, в ситуациях взаимодействия с разны-ми людьми, учет индивидуально-личностных и ситуативных особенностей при взаимодействии      
отражение активной позиция ребенка в контексте социального взаимодействия (ребенок выражает активность в контакте, инициативность, прояв-ляет компетентность в общении, веру в собствен-ные силы, демонстрирует ощущение безопаснос-ти во взаимодействии, умеет выражать и отста-ивать свою позицию)      
уважение источника информации к реципиенту, возможность учета его мнения, уважение личностного достоинства и права на выбор реципиента информации      

 

 

Данные критерии оценки могут быть конкретизированы в более детализированном представлении:

 

Содержит ли информационный контент Содержит адекватный образ другого в межличност-ных отноше-ниях Отчасти Содержит неадекватный образ другого в межличност-ных отноше-ниях
адекватное отражение образа взрос-лого в информационном контенте
взрослый предстает как образец поведе-ния/ предстает как образец неадекватного поведения
взрослый представляет образец знания о мире, объектах, способах их использо-вания/ представляет неадекватный обра-зец, не умеет донести функциональный смысл предмета/ объекта/ события
взрослый выступает как помощник, спо-собный контролировать, оценивать и кор-ректировать деятельность ребенка/ как беспомощный, человек, не регулирую-щий деятельность
взрослый представляет образец зрелой личности и демонстрирует черты соци-альной компетентности, открытости к контакту, желание прийти на помощь/ образ взрослого искажен
взрослый предстает как носитель адекват-ного тендерного образца/гендерный обра-зец искажен
адекватное отражение образа сверст-ника в информационном контенте
сверстник предстает как партнер по взаи-модействию/ партнерские отношения отсутствуют или искажены
показано деловое сотрудничество со сверстниками/ сотрудничающие отношения не представлены, искажены
показана поддержка, взаимовыручка, поддержка в дружеских отношениях (в соответствии с возрастными особен-ностями ребенка)/ образ дружеских отношений искажен
сверстник представлен как партнер по соревнованию ( как участник общего действия для достижения более высоких целей)/ соревнование представлено как самоцель взаимодействия между сверст-никами
образ сверстника (ребенка) представлен в соответствии с возрастными особен-ностями/ присутствует инфантилизация, искажение способностей и возможностей ребенка определенного возраста, акцен-тирование внимание на несоответствую-щих возрастным особенностям качествах и способах поведения
адекватное отражение общей страте-гии взаимодействия
наличие установки доверия, терпимости, уважения в межличностных и межгруп-повых отношениях, демонстрация воз-можностей и преимуществ сотрудничаю-щего, партнерского тина отношений/ отсутствие, искажение установки доверия, терпимости и пр.
представление спектра оптимальных способов поведения в конфликтных и сотрудничающих ситуациях, в ситуациях взаимодействия с разными людьми, учет индивидуально-личностных и ситуатив-ных особенностей при взаимодействии/ отсутствие, искажение способов поведе-ния в конфликтных ситуациях
демонстрация преимуществ совместной деятельности/ неадекватное представле-ние о совместной деятельности

 

Присутствует ли в контенте:

 

Да Отчасти Нет
уважение источника информации к реципиенту, воз-можность учета его мнения, уважение личностного достоинства и права на выбор реципиента информации      
осуществляется прямое, жесткое воздействие, принуждение к действию со стороны ведущего      

 

5. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия)
с точки зрения влияния на когнитивное развития детей и подростков;

 

Аспекты Варианты ответа обведите Комментарии
1.Какого возраста больинство детей в фильме (или - главные герои) A) до 3 лет Б) от 3 до 7 лет B) от 7 до 11 лет Г) от 12 до 18 лет  
2. На какой возраст зрителей рас-считан, с Вашей точки зрения, фильм (т.н. рекомендованный возраст) A) с 3 лет и старше Б) с 7 лет и старше B) с 12 лет и старше  
3. Общее впечатление о когни-тивной информационной безо-пасности фильма А) безопасная Б) сомневаюсь В) есть угроза безопасности  
4. Абсолютно всё знаниево-поня-тийное содержание фильма соот-ветствует возрастным особеннос-тям рекомендованного зрителя A) да Б) сомневаюсь B) нет (привести примеры)  
5. Абсолютно все операции мыш-ления (умственные операции, умозаключения) основных героев фильма соответствуют возраст-ным особенностям зрителя A) да Б) сомневаюсь B) нет (привести примеры)  
6. Абсолютно все перцептивные и сенсорные операции (перцептив-ные и сенсорные действия, опера-ции восприятия и ощущения), предполагаемые содержанием фильма, соответствуют возраст-ным особенностям зрителя A) да Б) сомневаюсь B) нет (привести примеры)  
7.В фильме нет т.н. двойных посланий, когда перцептивное (наглядное) содержания дейст-вий главных героев фильма расходятся с понятийным (речевым) их поведением   А) да-нет Б) сомневаюсь В) есть расхождения – привести примеры  
8.Фильм не перегружает внимание зрителя A) да-нет Б) сомневаюсь B) есть расхождения – привести примеры  
9.Фильм не перегружает памяти зрителя A) да-нет Б) сомневаюсь B) есть расхождения – привести примеры  
10.Фильм не перегружает воображение зрителя A) да-нет Б) сомневаюсь B) есть расхождения – привести примеры  
11. Фильм не перегружает мышления зрителя A) Не перегружает Б) сомневаюсь B) Перегружает - привести примеры  
12. Фильм не перегружает креативности зрителя A) Не перегружает Б) сомневаюсь B) Перегружает -привести примеры  
13. Нуждается ли ребенок – зри-тель в помощи и помощниках для понимания большей части содер-жания фильма A) да-привести примеры Б (сомневаюсь B) нет, не нуждается  
14. Нуждаются ли главные герои фильма в помощи и помощниках для того, чтобы справиться с труд-ностями, возникающими перед ними в сюжетах фильма. A) да -привести примеры Б (сомневаюсь B) нет, не нуждаются  
15. Кто помогает главным героям справиться с когнитивными проблемами из сюжета фильма A) друзья Б) более старшие персонажи B) сказочные помощники Г) мифические существа Д) никто    
16. Есть ли в фильме моменты, непонятные взрослым (вам как экспертам) A) да -привести примеры Б) сомневаюсь B) нет  
17. Способствует ли просмотр фильма когнитивному развитию зрителя А) да, способствует Б) не могу сказать В)затрудняет развития  
18. Должен ли взрослый смотреть этот фильм вместе с ребенком, чтобы помогать ребенку в случае запроса понимать события фильма A) да - привести примеры Б) сомневаюсь B) нет  
19. Должен ли взрослый смотреть этот фильм вместе с ребенком, чтобы помогать ребенку в случае запроса интерпретировать собы-тия фильма, выходя за пределы прямого смысла в косвенный, потаенный, мифический A) да - привести примеры Б) сомневаюсь B) нет  
20. В целом фильм с точки зрения эксперта когнитивно – информа-ционной безопасности А) простой Б) не знаю В) сложный  
21. В целом фильм с точки зрения эксперта информационно-когни-тивной безопасности А) безопасен Б) не знаю В) угрожает безопасности  
22. Резюмируя, укажем аспекты когнитивно - информационной безопасности фильма 1) 2) 3) 4)  
23. Резюмируя, укажем аспекты уероз когнитивно – информаци-онной безопасности фильма 1) 2) 3) 4)  
24. Что еще вы хотите сказать о когнитивных аспектах      

6. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия) с точки зрения развития творческих способностей детей и подростков.

Способствует ли информационная продукция в целом:

 

Да Отчасти Нет
повышению любознательности, развитию исследователь-ской позиции; широкой, глобальной системы интересов, поиску решений проблем «открытого типа» и решению проблем на «стыке» разных типов знаний      
становлению внутренней мотивации деятельности, рожде-нию новых творческих замыслов, способствует ли в целом «развитию деятельности по инициативе самого ребенка», раскрывая творческий потенциал личности      
обогащению жизненной среды, мотивированию, направ-ленному на овладение реальными видами деятельности; вовлечению в инновационные способы познания окружа-ющего мира, формы самообучения, формы личностного общения со взрослыми и сверстниками на основе позна-ния и деятельности      
формированию автономии, саморегуляции и инициатив-ности в познавательной деятельности, ориентации на метакогниции, управление собственными познаватель-ными ресурсами. овладение основами познавательного менеджмента и самоорганизации: планированием, систе-матизированием, оцениванием получаемых знаний      
развитию успешных стратегий личностного роста, разви-тию способностей к творческому личностному и профес-сиональному самоопределению в естественно-научной и гуманитарной областях человеческого познания и деятельности      

 

 

7. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия) с точки зрения формирования толерантности личности, толерантности установок сознания и поведения.

Способствует ли информационная продукция разжиганию межэтнической и межнациональной розни, а именно:

А. Содержит ли информационная продукция примеры/образцы поведения/модели, содержащие:

  Содержит Отчасти Не содержит
уничижительный или отчуждающий язык, нега-тивный стереотипы, насмешки, предубеждения в отношении этнической или культурной группы      
поиск «коша отпущения» в лице иной культурной или этнической группы      
дискриминация по причине этнического, расового происхождения, мировоззрения или иных соци-альных факторов, либо остракизм (бойкот)      
преследование (преднамеренные действия, направленные на устрашение или унижение других, вытеснение группы или человека из сообщества)      
осквернение культурных и религиозных симво-лов, предметов, зданий с целью дискредитации и осмеяния верований и идентичности другой группы      
сегрегацию (установление принудительных ограничений для определенной группы по признаку расы, религии или пола): подавление и лишение человека его прав: физическое или моральное, изгнание из мест проживания, убийство      
иные проявления расизма, ксенофобии, агрессивного национализма, религиозного фанатизма, тоталитаризма.      
сексизм (политику обесценивания или исклюю-чения женщин из полноценной жизни общества в силу признания изначального превосходства мужчин)      
ингрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы, приписывание позитивных черт своей группе и негативное межличностное восприятие «чужой» аутогруппе)      
примеры искажения каузальной атрибуции неаде-кватного объяснения причин поведения партнера, принадлежащего к иной социальной (этнической или культурной) группе с приписыванием «злой воли», негативных личностных черт      
образцы низкой компетентности в сфере разре-шения конфликтных ситуаций, демонстрацию предпочтения неконструктивных стратегий разрешения конфликтов, таких как доминирова-ние. уступчивость, избегание решения проблем демократическим путем      

 

Б. Обеспечивает ли информационная продукция

  Да Отчасти Нет
обеспечивает ли информационная продукция презента-цию образцов эффективного межкультурного и меж-конфессионального диалога; навыков межкультурного взаимопонимания и взаимодействия
способствует ли информационная продукция популяри-зации позитивных образов и действий национальнос-тей, снятию негативных стереотипов и успешных меж-национальных взаимодействий
подается ли этническое и культурное разнообразие как норма жизни человека в современном обществе

 

8. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия) с точки зрения рисков развития и закрепления девиантного поведения и агрессивного поведения у детей и подростков;

Агрессивное поведение.

Содержит ли информационная продукция примеры/образцы поведения/ модели, содержащие:

 

  Да Отчасти Нет
проявления физической агрессии, физического насилия
проявления вербальной агрессии (уничижения, оскорбления, навешивание ярлыков, негативные прямые оценки личности)
эмоционального отвержения (демонстрация холодности, пренебрежения, отвращения, неприязни)
представляется ли насилие и жестокость правомерным и эффективным средством решения проблем
презентируется ли насилие и жестокость как естественный атрибут обычной жизни, непременное условие существова-ния человека
представляется ли агрессивное поведение как «престижное», как показатель «крутизны» личности, ее признания, высокого социального статуса, как маркер мужественности
содержит ли информационная продукция материалы, в кото-рых представлены натуралистические подробности, детали насильственных действий и жестокого поведения
провоцирует ли информационная продукция поиск винов-ника/ «козла отпущения» и расправы над ним как средство решения проблемы и достижения благополучия

 

9. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия) с точки зрения развития личности, Я-концепции, развития идентичности детей и подростков;

Способствует ли информационная продукция:

 

  Да Отчасти Нет
развитию личности детей и подростков
возможностям проявления собственной личности
расширению мотивационной, познавательной сферы, сферы межличностного общения

 

Критерии оценки информационной безопасности с точки зрения развития личности, Я -концепции, развития идентичности детей и подростков могут быть конкретизированы в следующие:

Гражданская идентичность.

Способствует ли информационная продукция:

  Да Отчасти Нет
искажению адекватного представления о территории и границах России, ее географических особенностях
искажению смысла и значения основных исторических событий развития государственности и общества России
формированию уничижительного, пренебрежительного отношения к своей стране, ее культурным и историческим памятникам дискредитирует достижения истории и культуры России
дезориентации в правовом пространстве государственно-общественных отношений, основных правах и обязанностях гражданина
формированию уничижительного, пренебрежительного отношения к своей стране, ее культурным и историческим памятникам, дискредитирует достижения истории и культуры России
формированию неверного представления о государственной организации России, о государственной символике (герб, флаг, гимн) и государственных праздниках
развитию гражданской активности ребенка сообразно воз-растному статусу и возможностям, в форме участия в общест-венной жизни, школьном самоуправлении в пределах воз-растных компетенции, в детских и молодежных обществен-ных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера: получает ли положительную оценку выполнение ребенком норм и требований школьной жизни. прав и обязанностей ученика
формирует потребительское отношение к природе, представ-ляет образцы хищнического отношения к природе как нормы жизни, игнорирует правила бережного охранительного отно-шения к природе
обесценивает значение жизни и здоровья человека, искажает представление о здоровом образе жизни и его значимости, пропагандирует формы экстремального поведения и дейст-вий, сопряженных с риском для здоровья и жизни человека

 

Развитие гендерной идентичности детей и подростков.

Содействует ли информационный продукт:

 

учету специфики тендерной социализации мальчиков и девочек на разных возрастных этапах Да Отчасти Нет
возникновению и укреплению эмоционально-положительного переживания у ребенка, в отождествлении (идентификации) себя со взрослыми (прежде всего родителями) того же биоло-гического пола, что и сам ребенок (нормативный вариант)
отражению позиции взрослых, как одобряющей направлен-ность ребенка в отождествлении (идентификации) себя со взрослыми (прежде всего родителями) того же пола, что и сам ребенок
интеграции на каждом возрастает этапе личности ребенка в сфере полоролевого развития
учету психологических механизмов и факторов формирова-ния тендерной (психосексуальной) идентичности в разные возрастные периоды
порицаются ли в информационных продуктах ошибки и/или небрежности иолоролевого воспитания
предоставлению ребенку в наличных социальных условиях и в условиях семьи системы психосексуальных ориентиров, стандартов половых ролей, соответствующих его полу и возрасту

 

10. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия)
с точки зрения возможного влияния на эмоциональное состояние ребенка
и подростка и его эмоционально-личностное развитие.

Эмоц.

Состоя ние

Методическое пособие

 

 

Печатается в авторской редакции

Компьютерная верстка, макетирование, корректура РИО ГАУ ДПО ИПКРО

 

______________________________________________________________________

Подписано в печать «16» декабря 2014 г. Формат 60х90 1/16 Бумага писчая.

Печать RISO. Усл. печ. л. 3,5. Тираж 100 экз. Заказ 127

Типография ГАУ ДПО ИПКРО. 664007, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 а.

Тел/факс (3952) 209 907

 


[1]Настоящий перечень критериев информационной безопасности детей предназначен для применения в качестве справочного пособия специалистами уполномоченных государственных контрольных (надзорных) органов, экспертами в сфере информационной безопасности детей и содержит правовые критерии информационной безопасности детей, в том числе принципы и нормы информационной безопасности детей, включая критерии определения информационной продукции (информации), распространение которой на территории Российской Федерации запрещено или ограничено, установленные в действующих нормативных правовых актах Российской Федерации, в разъяснениях Верховного Суда Российской Федерации, а также общепризнанные нормы международного права, закрепленные в международных договорах Российской Федерации и рекомендациях международных организаций.


Методическое пособие

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАУ ДПО Иркутской области «Институт повышения квалификации работников образования»

Кафедра педагогических технологий и управления
инновационными процессами

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ПО ОЦЕНКЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ



Методическое пособие

 

 

В рамках реализации ФЦПРО 2011-2015 гг. «Распространение организационно-правовых моделей межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами госу-дарственной и муниципальной власти, обще-ственными организациями и другими инсти-тутами гражданского общества по обеспече-нию успешной социализации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в период их постинтернатной адаптации»

 

 


Иркутск

2014

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГАУ ДПО ИПКРО

 

ББК 74.42

УДК 371.126

   М 54

 

Методические рекомендации для педагогов по оценке информационной безопасности информационных продуктов. Методическое пособие. /Автор – сост. Стародубцева Г.А. Научн. ред. Переломова Н.А. –Иркутск: ИПКРО, 2014. –54 с.

 

Автор-составитель: Стародубцева Г.А., кандидат психологич. наук, доцент.

Научный редактор: Переломова Н.А. доктор пед. наук, профессор, проректор ИПКРО

Рецензенты:

Кирдянкина С.В., кандидат пед. наук, доцент кафедры педагогических технологий и управления инновационными процессами ИПКРО

    Галстян М.Н., директор «Центра профилактики, реабилитации

      и коррекции» г. Иркутска.

 

В пособие представлены правовые критерии информационной безопасности детей и подростков и приведен перечень законода-тельных актов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов и официальных документов, регулирующих отношения в сфере информационной безопасности детей.

Рекомендации содержат в себе анкету анализа содержания инфор-мационной продукции и оценки уровня информационной безопасности информационного продукта, которые разработаны и отражены в Кон-цепции информационной безопасности детей РФ, под научным руковод-ством Ермакова П.Н., Пристанской О.В., Солдатовой Г.У., Тхостов А.Ш.

ISBN 5-86149-073-2

 

 

© ИИПКРО, 2014

© Стародубцева Г.А., 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………..... 3
Нормативная правовая база защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному, духовному и социальному развитию ……………………………     6-13
Федеральный закон №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»……..……………...   8
Правовые критерии информационной безопасности детей и подростков ………………………………………………...   14-28
Основные направления негативного воздействия на личностное, когнитивное развитие детей и подростков, их эмоциональное и психологическое благополучие …….......     29-53
Литература ………………………………………………………… 54

 

Введение

Информационное воздействие становится главным рычагом управления людьми. Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) меняют не только структуру отношений, но и образ жизни людей, мышление, механизмы функционирования семьи, общественных институтов, органов власти.

Серьезной и глобально значимой проблемой стало злоупотребление плодами ИКТ и их использование для совершения преступлений против детей, которые особенно уязвимы в условиях интенсивного развития новых инфор-мационных технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания), доступности СМИ, распространения информа-ционно-телекоммуникационных сетей общего пользования, интенсивного оборота рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов. Их бесконтрольное использование нередко оказывает на детей психотравмирующее и растле-вающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, облегчает их вовлечение в криминальную деятельность, развратные действия, азартные игры, тоталитарные секты, деструктивные группировки. Информация о насилии, жестокости и агрессии, разжигающая расовую ненависть, нетерпимость по отношению к другим людям по национальным, социальным, групповым признакам, пропаганда суицида, азартных игр, анорексии, сект, эротика и порнография, нецензурная лексика и т.д.

Взрослое население отстает от информационной грамотности детей, не подозревая, какой опасности они подвергаются. Многие не знают и не интересуются содержанием сайтов, которые посещает ребенок, в какие компьютерные игры играет, какую музыку слушает. Насыщенность современной информационно-образовательной среды деструктивной, вредной для развития детей информацией приобретает катастрофические масштабы. Дети и подростки, в силу возраста не обладают способностью фильтровать качество информации. У них не сформированы критерии различия, они не видят опасностей и не осознают рисков, принимают всю информацию не понимая, что она может быть противозаконной, неэтичной, недостоверной, вредоносной.

Сегодня возникло устойчивое понимание того, что проблема детской безопасности в современном информационном пространстве - это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях: от семейного и муниципального до регионального, государственного и международного.

Проблема информационной безопасности нашла свое отражение в Федеральном законе от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон принят, возрастные маркеры поставлены, но регулирование вопросов обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних производится неэффективно. В целом на сегодняшний день состояние информационно-образовательной среды можно оценить как небезопасное для ребенка.

Информационное воздействие становится главным рычагом управления людьми. Современные ИКТ меняют не только структуру отношений, но и образ жизни людей, мышление, механизмы функционирования семьи, общественных институтов, органов власти.

Одной из серьезных социальных проблем последних десятилетий было и остается негативное воздействие информации на психику ребенка. Современ-ные дети находятся в иной социальной ситуации развития, нежели прошлое поколение. Они погружены и развиваются в мире информационных техно-логий, это поколение «цифровое». Порой родители гордятся тем, что их ребенок уже с ранних лет освоил мобильные устройства и знает, как найти информацию. Но не каждый родитель (к сожалению!) осознает, что за этим скрывается огромная опасность, которая проникает вглубь психики ребенка и опоясывает своими сетями все его развитие.

Информация, в мире которой ребенок находится с момента появления на свет, способна нести в себе информационные угрозы. Под информационными угрозами мы понимаем совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной среде. Такие условия и факторы способны влиять на психику ребенка и манипулировать его сознанием.

На сегодняшний день информация может преподносится в искаженной форме, в виде неадекватных нравственных норм, социальных стереотипов и установок, ложных ценностных ориентаций. Негативная информация несет вред здоровью (переутомление, психологическая зависимость, соматические заболевания, снижение работоспособности и др.), происходит переоценка нравственных норм, снижение интереса к искусству, чтению, перенос образ-цов поведения из виртуальной действительности в реальность и др.), ребе-нок испытывает трудности в обучении (отсутствие времени на чтение, выполнение домашнего задания, перегрузка излишней информацией, сниже-ние успеваемости), личностный рост ребенка оказывается вне пределов его саморазвития, самосовершенствования, теряется ценность самой жизни.

В Концепции информационной безопасности РФ детей и подростков обозначены те риски, которые обрушиваются в жизненный мир ребенка:

• Отклонения в физическом развитии (избыточный вес, нарушения сна, проблемы со зрением);

• Негативные эмоциональные состояния (страх, ужас, паника, тревога);

• Киберзависимость (привыкание к online-играм, Интернету); 

• Проблемы, связанные с сексуальным поведением (установление под-ростками беспорядочных связей благодаря сомнительным сайтам знакомств, киберпедофилия);

• Поведение, связанное с риском для жизни или опасное для здоровья (психическая анорексия, суицидальное поведение, потребление психотроп-ных препаратов, легкодоступных для приобретения посредством специаль-ных сайтов);

• Кибербуллинг (травля, неоднократное умышленное причинение психологического вреда с помощью средств электронной коммуникации, таких как мобильные телефоны, блоги, вебсайты).

Таким образом, технический прогресс, стремительно ворвавшийся в жизнь детей, становится опасной машиной, которая губительна по отношению к качеству жизни ребенка.

Родители, педагоги, наставники, духовные учителя должны стать незыблемыми проводниками в мире информации, они должны подготавливать сознание детей к другому миру, формировать информационную грамотность, вырабатывать «информационный иммунитет», развивать способность и навыки критического мышления, учить пользоваться нужной информацией и отбраковывать бесполезную, в содержание которой может скрываться угроза для детской психики.

Один из возможных путей разрешения проблемы информационной безопасности будет являться обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, но для этого взрослые, педагоги, в первую очередь, должны знать не только нормативно-правовую базу защиты детей от информации, возрастные особенности детской психики, готовность ее восприятия к той или иной информации, возрастную классификацию информационной продукции (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»), но и критерии оценки уровня информационной безопасности информационной продукции.

 

 

1. Нормативная правовая база защиты детей
от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному, духовному и социальному развитию

 

Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репута-ции и развитию, регулируется:

1) Нормами международного права - статьи 13, 17, 34 Конвенции ООН
о правах ребенка 1989 г.,

2) Европейской декларацией о свободе обмена информацией в Интернете 2003 г.,

3) Европейской конвенцией о совместном кинопроизводстве 1992 г., Европейской конвенцией о трансграничном телевидении 1989 г. (Россия не участвует),

4) Европейской конвенцией о правонарушениях в сфере электронной информации 2001 г. (Россия не участвует. [Распоряжение Президента РФ
«О признании утратившим силу распоряжения Президента Российской Федерации от 15.11.2005 № 557-рп «О подписании Конвенции о кибер-преступности»» от 22.03.2008 № 144-рп]);

5) Европейской рамочной конвенцией о безопасном использовании мобильных телефонов маленькими детьми и подростками (06.02.2007);

6) Рекомендациями Комитета Министров государств - членов Совета Европы:

а) № R (89) 7 относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержа-ние (22.04.1989),

б) № R (97) 19 о демонстрации насилия в электронных средствах массо-вой информации (30.10.1997),

в) Рекомендации Rec (2001) 8 - в сфере регулирования в отношении кибер-контента (саморегулирования и защиты пользователей от незаконного или вредного содержания новых коммуникаций и информационных услуг),

г) Рекомендации Rec (2003) 9 о мерах поддержки демократического и социального распространения цифрового вещания (28.05.2003),

д) Рекомендации Rec (2006) 12 по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде (27.09.2006),

е) Рекомендации CM/Rec (2007) 11 о поощрении свободы выражения мнений и информации в новой информационной и коммуникационной среде,

ж) Рекомендации CM/Rec (2008) 6 о мерах по развитию уважения к свободе слова и информации в связи с Интернет-фильтрами;

7) Рекомендациями Европейского парламента и Совета ЕС о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства и права на ответ в отно-шении конкурентоспособности ин­дустрии европейских аудиовизуальных и информационных On-line услуг (20.12.2006);

8) Модельным законом МПА СНГ «О противодействии торговле людьми», принятым на тридцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (03.04.2008);

9) Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств - участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми (03.04.2008);

10) Модельным законом МПА СНГ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (03.12.2009);

11) Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств - участников СНГ в сфере защиты детей от информации, причи-няющей вред их здоровью и развитию (28.10.2010);

12) Федеральным законодательством:

а) статьями 14, 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,

б) статьей 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1,

в) статьями 4, 37 Закона Российской Федерации от 27.12.1991
«О средствах массовой информации» № 2124-1,

г) статьей 46 Федерального закона от 08.01.1998 №3-Ф3 «О наркоти-ческих средствах и психотропных веществах»,

д) Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

е) Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 01.09.2012,

ж) Федеральным законом от 21.07.2011 № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причи-няющей вред их здоровью и развитию» от 01.09.2012,

з) Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537

и) Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 09.09.2000 № ПР-1895;

13) Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В перечисленных документах закреплены общие принципы обеспечения информационной безопасности граждан и государства.

Кроме того приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» (п. 3.2) предусмотрено прове-дение систематических проверок соблюдения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образования и культуры.

Прокуроры должны привлекать к установленной ответственности юри-дических и физических лиц, виновных в распространении указанной инфор-мации или пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, нарко-манию, антиобщественное поведение, в том числе употребление алкоголя, наркотиков, табачных изделий, а также пресекать в пределах предоставленных законом полномочий использование средств массовой информации и инфор-мационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, для сексуальной эксплуатации и совершения иных преступлений против несовершеннолетних.









Дата: 2019-12-10, просмотров: 234.