Спрос и предложение на факторы производства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Факторы производства – используемые в производстве ресурсы, от которых в определяющей степени зависят количество и качество выпускаемой продукции. К таким факторам относятся: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность.

Земля объединяет группу факторов производства, являющихся естественными. Сюда входят сама земля, всё, что на ней произрастает и всё, что находится в её недрах.

Капитал выступает в виде совокупности благ и включает как средства производства (машины, оборудование, производственные помещения и коммуникации и др.), так и денежные средства для приобретения средств производства.

Труд характеризуется совокупностью способностей человека, его образованием, квалификацией, здоровьем и др., то есть представляет собой человеческий капитал.

Предпринимательская деятельность – фактор производства, который может быть задействован через предпринимательскую способность, являющуюся особым видом человеческого капитала. Предпринимательская способность – набор качеств, умений, способностей человека, позволяющих ему находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для эффективного производства, получать доход и прибыль от своей деятельности, повышать свой имидж и статус. Следует отметить, что не все экономисты выделяют предпринимательскую деятельность, как фактор производства.

Любая фирма одновременно выступает как продавец товаров и как покупатель факторов производства (труда, земли, капитала). На рынке товаров фирма выступает как продавец и действует в соответствии с кривой предложения (рис. 8.1).


     
 


      Р

                                   S

                                       

                                       

                                                  Q                                                  



Рис.8.1. Кривая предложения фирмы продавца товаров

На рынке факторов производства фирма выступает как покупатель и её поведение определяется кривой спроса (рис. 8.2).

          Р

 

                                  

 

 

                                           D

                                                 Q

Рис. 8.8. Кривая спроса фирмы покупателя факторов производства

На рынке факторов производства именно спрос определяет предложение. Особенности спроса на факторы производства:

1) спрос предъявляется на промежуточный товар (а не на конечный) и поэтому имеет вторичный характер;

2) спрос на факторы производства возрастает или снижается в зависимости от величины спроса на конечный товар;

3) спрос на факторы производства предъявляют только производители.

Какие факторы производства должна приобрести фирма, и в каком количестве? Ответ на этот вопрос заключается в величине издержек производства и их структуре, а также особенностях конкретного производства.

Критерий отбора комбинирования факторов производства – наименьшие издержки производства. Для их определение сравнивают рыночную цену каждого фактора производства, а также предельный продукт, который производится с помощью этого фактора производства.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 196.