Тема 7. Теория спроса и предложения
План лекции:
1. Спрос на товары и услуги.
2. Предложение товаров и услуг.
3. Равновесная цена и равновесное количество товара.
4. Теория цены товара.
5. Эластичность спроса и предложения по цене.
5.1 Эластичность спроса по цене.
5.2. Эластичность предложения по цене.
5.3. Перекрестная эластичность спроса.
Спрос на товары и услуги
Объём спроса ( QD ) – максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях. QD – количество товара на который предъявлен спрос.
Факторы, влияющие на объём спроса:
1) цена данного и других товаров (Р, Ра, Рв, …);
2) денежный доход потребителей (I);
3) вкусы и предпочтения потребителей (Т);
4) накопленное имущество (W);
5) цены на взаимосвязанные товары (заменяющие и дополняющие);
6) инфляционные ожидания;
7) изменение численности населения.
Зависимость объёма спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса, которая имеет следующий вид:
QD = f (P, Pa, Pb,…, I, T, W) (7.1)
Если все факторы остаются неизменными, за исключением одного – цены, то получаем функцию спроса от цены:
QD = f (Р) (7.2)
Исследуем взаимоотношения количества товара, на которое предъявлен спрос (QD) и цены товара (Р) (табл. 7.1 и рис. 7.1).
Таблица 7.1
Соотношение цены 1 кг яблок и объёма спроса
Цена (Р) за 1кг яблок, денежных единиц, | Объём спроса (QD) за месяц, тонн |
1 | 50 |
2 | 40 |
3 | 30 |
4 | 20 |
5 | 10 |
Р
5 -
4 -
3 -
2 -
1 - D
10 20 30 40 50 QD
Рис. 7.1 Линия спроса на яблоки
Линия спроса может быть прямой (рис.7.1), выпуклой и вогнутой (рис.7.2).
Р
D1
D2
QD
Рис. 7. 2. Кривые спроса
Комментарии к рис.71.2. D 1 – характеризует спрос большой массы покупателей, D 2 – спрос отдельного покупателя.
Закон спроса – чем выше цена товара, тем на меньшее количество товара предъявляется спрос. Кривая спроса показывает, по каким ценам в течение выбранного промежутка времени покупатели хотели бы приобрести различные количества товара.
Необходимо различать следующие понятия: изменение объёма спроса (рис.7.3) и изменение спроса (7.4).
Р
Р2 А
Р1
D
Q1 Q2 QD
Рис. 7. 3. Изменение объёма спроса
Комментарии к рис. 7.3. На спрос влияет только цена (все остальные факторы – неизменны). При движении по линии вправо объём спроса увеличивается, влево – уменьшается.
Р
D2
D
D1 QD
Рис.7.4. Изменение спроса
Комментарии к рис.71.4. На спрос кроме цены влияет ещё какой-то фактор, например, доход. Сдвиг кривой вправо ( D 2 ) означает увеличение дохода и больший объём спроса. Сдвиг влево вниз (D1) – снижение дохода и спроса.
Предложение товаров и услуг
Объём предложения ( QS ) – максимальное количество товара, которое предлагает продавец на рынке в единицу времени при данных условиях.
Факторы, влияющие на объём предложения:
1) цены данного и других товаров (P, Pa, Pb, …);
2) характер применяемой технологии (К),
3) налоги и дотации (С);
4) природно-климатические условия (Z);
5) количество товаропроизводителей.
Зависимость объёма предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения, которая имеет следующий вид: QS = f ( P, Pa, Pb, …, K, C, Z). Если все факторы остаются неизменными, за исключением одного – цены, то получаем функцию предложения от цены: QS = f ( p)
Исследуем взаимоотношения количества предложенного товара (QS) и цены (Р) (табл.7.2 и рис. 7.5).
Таблица 7.2
Рис.7.5. Линия предложения на яблоки
Закон предложения – чем выше цена на товар, тем большее количество этого товара предлагается производителями на рынке. Кривая предложения показывает, какую цену нужно заплатить за единицу товара, чтобы данное количество товара было произведено, т.е. предложено на рынок.
Линия предложения может быть прямой (рис.7.5), выпуклой и вогнутой (рис.7.6).
S1
Р
S2
QS
Рис.7.6. Кривые предложения
Комментарии к рис. 7.6. S 1 – характеризует предложение большинства товаров, S 2 – характеризует предложение отдельного товара.
Следует различать следующие понятия: изменение объёма предложения (рис.11.7) и изменение предложения (рис.11.8).
Р
S
P2
P1 A
Q1 Q2 QS
Рис . 7 . 7. Изменение объёма предложения
Комментарии к рис. 7.7. На предложение влияет только цена, остальные факторы – неизменны. При движении по линии вправо и вверх объём предложения увеличивается с увеличением цены. При движении по линии влево и вниз объём предложения уменьшается при уменьшении цены.
S2
Р S
S1
QS
Рис.7.8. Изменение предложения
Комментарии к рис.7.8. На предложение кроме цены влияет ещё какой-то фактор, например количество товаропроизводителей. Сдвиг кривой вправо вниз означает, что с увеличением товаропроизводителей объём предложения увеличивается. Сдвиг кривой влево вверх, означает уменьшение объёма предложения.
Таблица 7. 3
Рис. 7.9. Равновесная цена и равновесный объём
Возможны различные варианты достижения равновесной цены и равновесного объёма. Например, на рынке труда равновесие достигается в двух точках, благодаря характерной кривой предложения (рис. 7.10). Кроме того, линии спроса и предложения могут иметь общий отрезок. При этом равновесие может сохраняться при любой цене от Р1 до Р2 и равновесном объёме QЕ (рис.7.11), а также при любом объёме и от Q1 до Q2 и равновесной цене РЕ (рис. 7.12).
Р
Е2
P2
S Е1
P1
Q1 Q2 Q
Рис . 7 .10. Достижение равновесия в двух точках
D S
Р
Р2
Р1
S D
QЕ Q
Рис.7.11. Достижение равновесия при любой цене от Р 1 до Р 2
Рыночное равновесие достигается не всегда. Например, если товар морально устарел и не пользуется спросом, то объём предложения превышает объём спроса при любой неотрицательной цене. Некоторые товары можно произвести, но нельзя продать по ценам, покрывающим издержки производства при любом неотрицательном объёме. Графики, иллюстрирующие отсутствия равновесия на рынке, представлены на рисунках 7.13 и 7.10.
Р
D S
РЕ
S D
Q1 Q2 Q
Рис.7.8. Достижение равновесия при любом объёме от Q 1 до Q 2 .
Р
D S
Q
Рис. 7.9. Отсутствие равновесия на рынке, объём предложения
превышает объём спроса
Р
S
D
Q
Рис. 7.10. Отсутствие равновесия на рынке, цена предложения
превышает цену спроса
Теория спроса и предложения позволяет сформулировать четыре правила спроса и предложения:
1) увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара;
2) уменьшение спроса вызывает падение равновесной цены и равновесного количества товара;
3) рост предложения товара приводит к уменьшению равновесной цены и увеличению равновесного количества товара;
4) сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.
Р S
Е1
РЕ1 Е
РЕ
D1
D
QЕ QЕ1 Q
Рис.7.15. Графическое изображение первого правила спроса и
предложения
Р S
РЕ Е
РЕ1 Е1
D
D1
QЕ1 QЕ Q
Рис. 7.11. Графическая интерпретация второго правила спроса и
предложения
Р S
S1
РЕ Е
РЕ1 Е1
D
QЕ QЕ1 Q
Рис.7.12. Графическое изображение третьего правила спроса и
предложения
Р S1
Е1 S
РЕ1 Е
РЕ
D
QЕ1 QЕ Q
Рис. 7.13. Графическое изображение четвертого правила спроса и
предложения
Теория цены товара
Цена – фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, отсюда цена – денежная стоимость товара. В цене фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе.
Ценообразование – процесс формирования цен на товары услуги. Различают две основные системы ценообразования: 1)рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения; 2) централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами
Существуют различные взгляды на экономическую природу стоимости, а значит и цены. Следует различать два направления:
1) затратная теория цены и ценообразования, которая базируется на теории трудовой стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и др.). Основной стержень ценообразования – общественно необходимые затраты труда;
2) маржинальная теория цены и ценообразования. Базой для определения цены является предельная полезность товара для покупателя. Кроме того, концепция маржинализма учитывает спрос и предложение как ценообразующие факторы, а также разделяет ценовые решения на краткосрочные и долгосрочные. Наиболее яркие представители этой теории – У. Джевонс, К. Менгер, Е. Бем-Баверк, П. Самуэльсон, А. Маршалл.
В современной мировой экономической теории наибольшее распространение получила теория цены Альфреда Маршалла. В своей теории он пытается объединить три концепции: предельной полезности, издержек производства, спроса и предложения.
Рассмотрим механизм формирования равновесной цены в концепции А. Маршалла.
Р S
Е
РЕ
D
QЕ Q
Рис. 7.19 . Равновесная цена и равновесный объём продаж
Комментарии к рис. 7.19. Цена спроса равна цене предложения. Объём производства не имеет тенденции ни к увеличению, ни к сокращению. Достигается равновесие.
Р S2
S
S1
D2
D
D1
Q
Рис.7. 20. Разные уровни равновесных цен и равновесного
количества товара
Комментарии к рис.7.20. Изменение спроса и предложения под влиянием различных факторов. Варианты достижения равновесия.
Формирование рыночной цены А. Маршалл рассматривал в трёх периодах времени, где параметры предложения имеют разную динамику. Он различал мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие.
Р
S
Р2
Р D2
Р1 D
D1
Q
Рис. 7.21. Мгновенное равновесие на рынке товара
Комментарии к рис. 7.21. Предложение фиксировано, цена полностью зависит от спроса. Увеличение спроса приводит к росту цены, и наоборот, его снижение ведет к падению цены. Цена может изменяться.
Р
S
Р2
Р D2
Р1
D
D1
Q
Рис. 7.22. Краткосрочное равновесие на рынке товаров
Комментарии к рис. 7.22. Объём выпуска может увеличиться за счет более интенсивного использования оборудования. Другие фирмы не могут войти в эту отрасль. Снижение спроса приведет к сокращению объёма выпуска. Фирма может понести убытки и при этом продолжать работать.
Р
РЕ S
D1
D
D2
Q
Рис. 7.23. Долгосрочное равновесие
Комментарии к рис.7.23. Фирма может расширять производство, новые фирмы могут войти в эту отрасль. Цена постоянна.
Рассмотрим динамику изменения рыночной цены. Например, на первом этапе устанавливается высокая цена на товар. Тогда на втором этапе происходит резкий рост предложения товара, что приводит к снижению рыночной цены и потере дохода. В результате на третьем этапе из отрасли уходит часть производителей, сокращается предложение товара и повышается уровень цен на него. Это способствует тому, что на четвёртом этапе опять устанавливается высокая цена на товар и возобновляется весь процесс, начиная с первого этапа. Из примера вытекают три возможных варианта изменения рыночной цены (рисунки 7.24, 7.25, 7.26).
Процессы изображения на рисунках 7.24, 7.25, 7.26 вошли в экономическую науку под названием теоремы Паутины, т.к. рисунки напоминают сетку паутины.
Р S
РЕ
D
Q
Рис. 7.24. Отклонение рыночной цены от равновесной
Р
S
РЕ
D
Q
Рис. 7.25. Варьирование рыночной цены вокруг равновесной
Р S
D
Q
Рис. 7.26. Приближение рыночной цены к равновесной
Основные выводы, вытекающие из вышеизложенного заключаются в следующем. Равновесная цена неустойчива. Любой фактор, воздействующий на спрос и предложение, сдвигает кривую спроса и кривую предложения. Малейшее изменение ситуации ведет к установлению новой равновесной цены, которая постоянно регулирует распределение ресурсов в направлении большей рациональности.
Эластичность спроса по цене
Эластичность спроса по цене (eD) – это процентное изменение величины спроса на товар, вызванное однопроцентным изменением его цены при неизменности всех прочих факторов, влияющих на объём спроса.
eD = = (7.3)
Эластичность спроса характеризует чувствительность реакцию спроса на изменение цены товара. Спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, следовательно, эластичность спроса по цене всегда будет отрицательной. Однако, принято считать эластичность спроса по цене положительной.
Эластичность спроса по цене принимает разные значения (рис. 7.27)
Р D Р D Р D
Q Q Q
а) eD =0, абсолютно б) eD< 1, относительно в) eD =1, единичная
неэластичный спрос неэластичный спрос эластичность
Р Р
D
D
Q Q
г) eD> 1, относительно д) eD= ¥, абсолютно
эластичный спрос эластичный спрос
Рис.7.27. Эластичность спроса по цене
Ценовая эластичность спроса зависит от следующих факторов:
1. Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее спрос на него.
2. Удельный вес продукта в доходе потребителя. Чем больше места занимает продукт в доходе потребителя, тем выше эластичность спроса на него и наоборот.
3. Предметы роскоши и предметы первой необходимости. Спрос на предметы первой необходимости обычно является неэластичным, а спрос на предметы роскоши – эластичным.
4. Фактор времени. Спрос на продукты обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений. Многие потребители – люди привычки, и при росте цен на любимый продукт не сразу решаются на его замену.
Рис.7.28. Эластичность предложения по цене
Эластичность предложения по цене зависит от следующих факторов:
1. Способность товара к длительному хранению и стоимость хранения. Для товара, который не может храниться длительное время, эластичность предложения будет низкой. То же самое относится к продукции, хранение которой стоит дорого.
2. Особенности производственного процесса. Если производитель товара может либо расширить его производство при повышении цены, либо переключиться на выпуск другой продукции при понижении его цены, то предложение этого товара является эластичным.
3. Фактор времени. Производитель не в состоянии реагировать мгновенно на изменение цены, т.к. требуется определенное время, чтобы произвести расширение либо сокращение производства.
Рис.8.1. Кривая предложения фирмы продавца товаров
На рынке факторов производства фирма выступает как покупатель и её поведение определяется кривой спроса (рис. 8.2).
Р
D
Q
Рис. 8.8. Кривая спроса фирмы покупателя факторов производства
На рынке факторов производства именно спрос определяет предложение. Особенности спроса на факторы производства:
1) спрос предъявляется на промежуточный товар (а не на конечный) и поэтому имеет вторичный характер;
2) спрос на факторы производства возрастает или снижается в зависимости от величины спроса на конечный товар;
3) спрос на факторы производства предъявляют только производители.
Какие факторы производства должна приобрести фирма, и в каком количестве? Ответ на этот вопрос заключается в величине издержек производства и их структуре, а также особенностях конкретного производства.
Критерий отбора комбинирования факторов производства – наименьшие издержки производства. Для их определение сравнивают рыночную цену каждого фактора производства, а также предельный продукт, который производится с помощью этого фактора производства.
Таблица8.1
Способ
Потребности в ресурсах
Цель производителя – не растрачивать ресурсы, поэтому способ Д является технологически неэффективным, так как затрачивает больше факторов производства, чем другие способы. Варианты А, В, С являются технологически эффективными, так как каждый из них имеет какие-то преимущества перед другими в использовании ресурсов. На этом первый этап определения производственной функции завершается.
На втором этапе выбирается экономически эффективный способ производства, то есть минимизирующий альтернативную стоимость используемых ресурсов. Для этого фирма рассматривает стоимость всех видов ресурсов и находит наиболее дешевый способ производства. Например, если труд дорог, то способ В не подходит, если дороги удобрения, то способ С не годится и т.д.
На третьем этапе строится производственная функция. На практике чаще всего применяется функция Кобба-Дугласа, которая имеет вид:
(8.2)
где – параметры; –ресурсы; – выпуск.
Если весь набор факторов производства представить как затраты капитала (К) и труда (L), то уравнение примет вид:
, (8.3)
где А, а, в – положительные const.
Оценка параметров уравнения производится методами регрессионного анализа, поэтому любая производственная функция является уравнением регрессии.
Предположим, что имеется три возможных способов производства при данном объеме выпуска (А, В, С). Изобразим графические различные комбинации труда (L) и капитала (К) (рис. 8.3).
L
LA · A
· B
LC · C
KA KC K
Рис. 8.3.Изокванта
Комментарии к рис. 8.3. Точки А, В, С демонстрируют три различные комбинации затрат труда и капитала, возможные при производстве одной единицы продукции. Способ А требует больше труда и меньше капитала, чем все остальные. Это наиболее трудоемкий способ. Способ С наоборот, требует больше капитала, при минимальных затратах труда, то есть он наиболее капиталоемкий. Другими словами, способ А – это технология, привлекающая большое количество работников, а способ С – капитала.
Изокванта – линия, представляющая собой различные сочетания затрат, при которых может быть произведен заданный объем выпуска продукции. График, на котором представлен набор изоквант, называется картой изоквант (рис. 8.4. ).
L
Q3
Q2
Q1
K
Рис.8.4. Карта изоквант
Комментарии к рис. 8.4. Каждая из кривых ( Q1, Q2, Q3) отражает совокупность комбинаций труда и капитала при разном выпуске продукции.
Рис.8.5. Предложение земли на рынке
В условиях не эластичного предложения земли рыночный спрос выступает важнейшим условием ценообразования на землю. Цена земли (Р) определяется соотношением спроса и предложения и называется рентой (рис.8.6).
Комментарии к рис. 8.6. S – неэластичное предложение земли, D – потенциальный спрос на землю, D 1 – спрос в условиях, когда земля не приносит ренты, РЕ – равновесная цена земли (рента).
Р S
РЕ Е
D
Q
D1
Рис.8.6. Спрос и предложение земли
Монополия частной собственности на землю порождает абсолютную земельную ренту, монополия хозяйства на земле – дифференциальную земельную ренту.
Рентные отношения – это отношения по поводу ценообразования и распределения доходов от использования земли, её ископаемых ресурсов и недвижимости.
Рента земельная (рента экономическая) – доход, получаемый владельцем земли от арендаторов земельных участков. Собственность на землю с её естественными ресурсами и недвижимостью даёт основание для получения не только земельной ренты, но и арендной платы (самостоятельная форма платежа за право пользования имуществом).
Исчисление будущего размера дохода в виде ренты или дисконтирование осуществляется по формуле: Д = Р/ r , (8.3)
где Д – дисконтированный размер ренты (будущая цена земли), Р – годовая рента (размер годового дохода), r – годовая норма (ставка) процента.
Дисконтированный размер ренты необходим при заключении договоров об использовании земли, её ресурсов или расположенной на ней недвижимости. Дисконтирование улавливает дифференциальную ренту.
Дифференциальная рента – одна из форм земельной ренты в виде дополнительного дохода, получаемого землевладельцем за счёт большей плодородности земли на его земельном участке и более высокой эффективности труда. Дифференциальная рента возникает как разность между рыночной ценой продукции и издержками на производство этой продукции (рисунки 8.7, 8.8, 8.9).
Дифференциальная рента существует в двух видах – дифференциальная рента 1 и дифференциальная рента 2.
Дифференциальная рента 1 связана с различием в качестве земли. Она подразделяется на ренту по плодородию и ренту по месту положения земельных участков. Дифференциальная рента 1 возникает при экстенсивном ведении хозяйства, образуется на лучших и средних землях и присваивается земельным собственником.
Дифференциальная рента 2 предполагает интенсивный метод земледелия: повышение плодородия почвы, применение прогрессивных биотехнологий, использование высокопродуктивных сортов растений и т.д. Дифференциальная рента 2 выступает стимулом производства, образуется на худших землях, присваивается арендатором до истечения срока аренды, а затем становится достоянием арендодателя.
Р, АТС, МС
МС
Р1 дифференциальная рента
АТС
Q
Рис. 8.7. Дифференциальная рента как разница между ценой и издержками на производство
Р, АТС, МС МС
АТС
Р1
Q
Рис.8.8. Отсутствие дифференциальной ренты (цена и издержки
производства совпали)
Р, АТС, МС МС
АТС
Р1
Q
Рис. 8.9.Отсутствие дифференциальной ренты и убыточность
производства (издержки на производство выше цены)
Рынок капитала
Капитал – в широком смысле это всё, что способно приносить доход. На рынке капитал выступает в виде денег и в виде капитальных активов. Все экономические блага, выраженные в денежной форме, приобретают вид капитального актива. Таким образом, капитальные активы – это денежное выражение зданий, сооружений, техники, машин и оборудования, земли, сырья и материалов, энергии, акций, идей, программ для ЭВМ, информации и т.д.
Перевод капитальных активов в денежную оценку требуется для расчёта возможных доходов и обоснования инвестиционных решений. Обобщающим выражением дохода на капитал выступает годовая процентная ставка.
Дисконтирование – исчисление будущего дохода на капитал и капитальные активы. Расчёт осуществляется на основе банковской процентной ставки по формуле: Д t / (1 + r ) t , (8.4)
где Д – текущая дисконтированная стоимость актива, Д t – ежегодный будущий доход от актива, инвестированного на период, равный t лет, r – ставка банковского процента.
Инвестиции имеют смысл только в том случае, если годовой доход от них выше, чем процент по банковским вкладам. Ставка процента рассматривается как цена капитала или часть дохода, который получает владелец капитала в течение года. На величину ставки процента влияют величина капитала, его производительность, а также соотношение между предложением и спросом на капитал.
Рынок труда
Рынок труда, как и любой другой рынок, формируется под влиянием спроса и предложения. Однако наибольшее влияние на состояние рынка труда оказывает предложение труда, которое определяется следующими факторами:
1) численностью трудоспособного населения;
2) средним количеством рабочих часов за определённое время;
3) качественным составом населения, его квалифицированным уровнем;
4) эффектом замещения;
5) эффектом дохода
Рассмотрим два последних фактора, так как именно они определяют характерный вид кривой предложения на рынке труда.
Эффект замещения возникает, когда при высокой заработной плате свободное время рассматривается как потенциальный убыток. Час досуга кажется более дорогим и работник предпочитает вместо досуга работать, что ведёт к росту предложения труда.
Эффект дохода возникает, когда высокая заработная плата рассматривается как источник возможности увеличить свой досуг, что уменьшает предложение труда.
Эффект замещения и эффект дохода определяют вид кривой предложения труда (рис.8.10).
Комментарии к рис. 8.10. W – цена труда, С – точка критического перехода от роста предложения труда к его уменьшению. Характерный наклон кривой предложения труда показывает, что повышающаяся заработная плата стимулирует работника к труду лишь до определённого момента.
W S1
эффект
дохода
W1 C
эффект
замещения
S
Q
Рис. 8.10. Кривая предложения труда
Равновесие на рынке труда достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения и характеризуется графиком на рис. 8.11.
W
S
Е
W1
D
Q
Рис.8.11. Спрос и предложение на рынке труд
Заработная плата как цена труда выступает важнейшей и наиболее массовой формой дохода в любой экономике. Заработная плата устанавливается как равновесие спроса и предложения на рынке труда. Рост спроса на труд повышает уровень заработной платы и увеличивает занятость.
Следует различать номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата – это сумма денежных выплат, полученных в течение определённого периода в текущих ценах. Реальная заработная плата – определяется уровнем цен на товары и услуги и отражает количество товаров и услуг, которое можно купить на номинальную заработную плату в течение определённого периода.
В мире широко используются следующие системы оплаты труда:
1) гарантирующая минимальную заработную плату в соответствии с тарифной ставкой вне зависимости от уровня производительности труда;
2) изменяющаяся заработная плата от минимальной до максимальной в зависимости от уровня производительности труда;
3) создание системы участия в прибылях и собственности.
Российские предприниматели свободны при выборе на предприятии системы оплаты труда в соответствии с отечественным законодательством.
Тема 9. Производство и издержки производства
План лекции:
1. Производство в краткосрочном периоде
2. Издержки в краткосрочном периоде
3. Статьи издержек производства
4. Производство и издержки в долгосрочном периоде
5. Экономия от масштаба
Рис. 9.1. Кривая совокупного продукта
Предельный продукт (МР – marginal product) любого переменного фактора производства (например, труда) представляет собой прибавку к выпуску, полученную за счет использования дополнительной единицы данного фактора (табл.9.1).
Зависимость предельного продукта (Q) от затрат переменного фактора (например, труда – L) показана на рис. 9.2.
МР
Первая стадия Вторая стадия
·
МР
L
Рис. 9.2. Кривая предельного продукта
Комментарии к рис. 9.2. Первая стадия: при низких объёмах затрат труда предельный продукт положителен и возрастает, т.е. дополнительный работник не только даёт прибавку к выпуску, но и добавляет больше, чем предыдущий. Вторая стадия: при высоких объёмах затрат труда прирост выпуска, полученный за счет добавления еще одного работника, все еще положителен, но уменьшается, т.е. предельный продукт тем ниже, чем больше работников используется.
Тенденция предельного продукта труда или любого вида затрат к снижению является общей и формируется как закон.
Закон убывающей предельной производительности утверждает, что если количества некоторых факторов фиксированы, то предельный продукт любого переменного фактора будет по достижению некоторого объёма выпуска убывать по мере увеличения затрат данного фактора.
Этот закон никогда не был доказан строго теоретически, он был выведен экспериментальным путем сначала в сельском хозяйстве, а затем и в других отраслях. Закон применим лишь в краткосрочном периоде, кроме того, технический прогресс постоянно раздвигает его границы.
Средний продукт (АР – average product) любого вида затрат (например, труда) – это отношение объёма произведенной продукции к использованному объёму данного вида затрат ( например, AP = TP : L) (табл. 9.1).
В экономической практике средний продукт труда называется производительностью труда. Чем выше средний продукт труда, тем больше продукции получает фирма на единицу использованного труда. Средний продукт (производительность) труда достигает своего максимума в точке пересечения с предельным продуктом (рис. 9.3).
Комментарии к рис9.3. Там где предельный продукт больше среднего продукта (МР > АР), кривая АР является возрастающей, там где МР < АР кривая АР является убывающей.
AP, MP
A
· AP
MP
LA L
Рис . 9.3. Взаимосвязь среднего и предельного продуктов труда
Таблица 9.1
Рис.9.4. Постоянные, переменные и совокупные издержки
производства в краткосрочном периоде
Комментарии к рис. 9.4. Рисунок показывает совокупные издержки и их составляющие: переменные и постоянные издержки. Кривая постоянных издержек ( FC ) параллельна горизонтальной оси, т.к. постоянные издержки не меняются с изменением объёма выпуска. Расстояние по вертикали между кривыми TC и FC представляет собой переменные издержки ( VC ), которые увеличиваются вместе с объёмом выпуска.
Предельные издержки ( MC – marginal costs) – это издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции (MC = DTC/DQ). Предельные издержки представляют собой увеличение совокупных издержек, на которое должна пойти фирма ради производства ещё одной единицы продукции (рис. 9.5.). Предельные издержки (МС) соответствуют предельному продукту (МР). Предельные издержки – это расчетный показатель, он не может быть получен из отчётных бухгалтерских данных.
МС МС
Q
Рис. 9.5. Предельные издержки
Комментарии к рис.9.5. При низких объёмах выпуска предельные издержки падают по мере увеличения выпуска, т.к. затраты труда увеличиваются и каждый дополнительный работник добавляет больше к выпуску, чем предыдущий. При высоких объёмах выпуска фирма испытывает действие закона убывающей производительности. На каждого дополнительного работника приходится меньший и меньший объём капитала, предельный продукт труда падает и соответственно издержки производства возрастают. Таким образом, в силу закона убывающей производительности кривая предельных издержек является возрастающей.
Средние издержки представляют собой затраты на единицу выпускаемой продукции. Различают средние переменные, средние постоянные и средние совокупные издержки (рис.9.6).
Средние переменные издержки ( AVC – average variable costs) представляют собой отношение переменных издержек к объёму выпуска, т.е. AVC = VC / Q.
Средние постоянные издержки ( AFC – average fixed costs) представляют собой отношение постоянных издержек к объёму выпуска, т.е. AFC = FC / Q.
Средние совокупные издержки ( ATC – average total costs) представляют собой отношение совокупных издержек к объёму выпуска, т.е. ATC = TC / Q или ATC = AVC + AFC. В российской экономической практике АТС соответствуют себестоимости единицы продукции. Средние совокупные издержки могут быть рассчитаны на основе бухгалтерской отчетности после корректировке различий между учётными и альтернативными издержками.
ATC,
AVC
ATC
AFC AVC
Q
Рис.9. 6. Средние издержки производства
Комментарии к рис. 9.6. Кривая АТС всегда располагается выше кривой AVC . Разрыв между кривыми ATC и AVC показывает величину AFC . AFC снижаются при увеличении объёма выпуска, т.к. они равны постоянной величине, деленной на увеличивающийся объём выпуска. Кривые ATC и AVC в силу закона убывающей предельной производительности всегда загибаются вверх при достаточно высоких объёмах выпуска.
Рассмотрим соотношение кривых средних и предельных издержек (рис. 9.7).
МС,
АТС, MC
AVC
ATC
AVC
Q
Рис . 9.7. Средние и предельные издержки производства
Комментарии к рис. 9.7. Если МС расположена выше AVC , то переменные издержки производства ещё одной единицы продукции выше средних, так, что средние издержки увеличиваются, если данная единица производится.
Если MC расположена ниже AVC , тогда производство ещё одной единицы должно снижать AVC .
Если MC расположена выше ATC , то средние совокупные издержки должны увеличиваться, если данная единица производится.
Если MC расположена ниже ATC , то средние совокупные издержки должны уменьшаться, если данная единица производится.
Кривая предельных издержек ( MC ) пересекает кривые средних издержек ( ATC и AVC ) в точках их минимума. В точке пересечения предельные издержки равны средним.
При построении графика следует учитывать, что значения MC соответствуют промежуточным объёмам выпуска.
Рассмотрим все вышеперечисленные виды издержек на числовом примере (табл. 9.2). Для расчётов используем следующие формулы:
TC = FC +VC , (9.1)
MC = D TC / D Q, (9.2.)
AVC = VC / Q, (9.3)
AFC = FC / Q, (9.4)
ATC = TC / Q (9.5)
или ATC = AVC + AFC. (9.6.)
Таблица 9.2
Издержки производства
Q | FC | VC | TC | MC | AFC | AVC | ATC |
0 | 500 | 0 | 500 | - | - | - | |
1 | 500 | 340 | 840 | 340 | 500 | 340 | 840 |
2 | 500 | 560 | 1060 | 220 | 250 | 280 | 530 |
3 | 500 | 720 | 1220 | 160 | 167 | 240 | 407 |
4 | 500 | 900 | 1400 | 180 | 125 | 225 | 350 |
5 | 500 | 1120 | 1120 | 220 | 100 | 224 | 324 |
6 | 500 | 1400 | 1400 | 280 | 83 | 233 | 316 |
7 | 500 | 1780 | 1780 | 380 | 71 | 254 | 325 |
LAC
ATC2
ATC3
LAC
Q1 Q2 Q3 Q
Рис.9. 8. Кривая долгосрочных средних издержек
Комментарии к рис. 9.8. Каждая из кривых АТС1, АТС2, АТС3 представляет собой средние издержки производства различных объёмов продукции при эксплуатации предприятий различной производственной мощности. Кривая АТС1 соответствует предприятию наименьшей мощности, средние издержки его эксплуатации ниже, чем средние издержки более крупного предприятия. Но действие закона убывающей производительности начинается раньше для мелкого предприятия, поэтому АТС1 выше АТС2 и т.д.
Кривая долгосрочных средних издержек ( LAC – long average costs) показывает наименьшие издержки производства любого заданного объёма выпуска, допуская при этом возможность изменения всех факторов производства оптимальным образом в целях минимизации издержек.
Кривая LAC фирмы получается путем нахождения предприятия, которое при каждом объёме выпуска обеспечивает минимальную величину средних издержек. Например, для производства продукции в объёме Q1 наилучшим оказывается предприятие, которое описывается кривой АТС1.
Так как фирма может больше сделать для сокращения издержек в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном, то её долгосрочные средние издержки всегда ниже краткосрочных издержек. Улучшение в технологии сдвигает кривую LAC вниз.
Кривая долгосрочных предельных издержек ( LMC – long marginal costs) показывает прирост издержек, связанных с производством дополнительной единицы продукции, в том случае, когда фирма свободна изменить все виды затрат оптимальным образом в целях минимизации издержек.
Между краткосрочными и долгосрочными предельными издержками существует принципиальное отличие. В краткосрочном периоде кривая МС отражает только дополнительные переменные издержки производства следующей единицы выпуска. В долгосрочном периоде предельные издержки (LMC) включают увеличение альтернативной стоимости дополнительного предприятия, необходимого для производства дополнительной единицы выпуска при наименьших издержках. Взаимозависимость долгосрочных кривых средних и предельных издержек показана на рис. 9.9.
LMC,
LAC
LMC
LAC
Q
Рис.9. 9. Взаимозависимость между кривыми LMC и LAC
Комментарии к рис. 9.9. Если кривая LMC расположена ниже кривой LAC , то долгосрочные средние издержки падают, если выше, то возрастают. Точка пересечения кривых – точка минимума для LAC , в этой точке LAC = LMC .
Экономия от масштаба
Под масштабом понимается размер фирмы, измеренный объёмом выпуска. Различают положительную, постоянную и отрицательную экономию от масштаба (рис.9.10).
Положительная экономия от масштаба (или возрастающая отдача от масштаба) имеет место тогда, когда долгосрочные средние издержки фирмы снижаются по мере увеличения выпуска.
Постоянная отдача от масштаба имеет место в том случае, когда долгосрочные средние издержки не зависят от объёма выпуска.
Отрицательная экономия от масштаба (или убывающая отдача от масштаба) имеет место, когда долгосрочные издержки растут по мере увеличения выпуска.
LAC LAC LAC
LAC
LAC
LAC
Q Q Q
а) положительная экономия б) постоянная экономия в) отрицательная
от масштаба от масштаба экономия от
масштаба
Рис. 9.10. Экономия от масштаба
Комментарии к рис. 9.10.
а) При наличии положительной экономии от масштаба больший масштаб является более выгодным. Если все фирмы в отрасли имеют данную кривую LAC , то фирмы, имеющие в своем составе более крупные предприятия, обладают преимуществами в смысле издержек над их более мелкими конкурентами.
б) Построенная отдача от масштаба, т.е. средние издержки фирмы не зависят от её размера.
в) При наличии отрицательной экономии от масштаба меньший масштаб является более выгодным. Если все фирмы отрасли имеют данную кривую LAC , то более мелкие фирмы имеют преимущества в части издержек над своими более крупными конкурентами.
Основные причины возникновения положительной экономии от масштаба:
1. Неделимость производства. Например, фирма имеет администрацию, ведет бухгалтерские документы, пользуется телефоном, мебелью и др. Эти потребности неделимы, т.к. нельзя вести половину бухгалтерского учета, или пользоваться половиной стола или телефона. По мере роста фирмы эти затраты не требуют значительного увеличения и их издержки на единицу выпуска падают. Однако источник экономики иссякнет, когда фирма наймет больших работников, установит больше столов, телефонов и др. Неделимость свойственна мелким фирмам.
2. Специализация. По мере укрупнения фирмы каждый работник может сосредоточиться всё больше и больше на одной задаче и выполнять её более эффективно. Специализация свойственна крупным промышленным фирмам, которые используют современные сборочные линии, конвейеры и др.
3. Техническая экономия. В некоторых отраслях большой масштаб необходим для использования преимуществ более крупного физического капитала. Например, в отраслях имеющих дело с жидкостями и газом существует правило 2/3, т.е. издержки строительства фабрики или создания нефтяного танкера растут с темпом, составляющим 2/3 их мощности. Другими словами экономия от масштаба уже заложена в самой конструкции сооружения.
Кривая долгосрочных издержек часто принимает L – образную форму (рис. 9.11.).
LAC
LAC
Q
Рис .9.11. Кривая LAC
Комментарии к рис. 9.11. Средние издержки быстро снижаются при низких объёмах выпуска. С ростом выпуска средние издержки продолжают падать, но не столь быстро. При высоких объёмах выпуска LAC становиться горизонтальной.
Основной причиной существования отрицательной экономии от масштаба является то, что управление фирмой по мере её роста становится более трудным делом и происходит рост управленческих расходов. По мере роста компания становится бюрократической, координация деятельности усложняется и средние издержки возрастают. Отрицательная экономия от масштаба встречается редко.
Тема 10. Теория прибыли
1. Экономическая и бухгалтерская прибыль.
2. Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции.
2.1. Издержки и достижение прибыли в краткосрочном периоде.
2.1.1. Принцип сопоставления совокупного дохода с
совокупными издержками.
2.1.2. Принцип сопоставления предельного дохода с предельными
издержками.
2.1.3. Краткосрочная кривая предложения фирмы.
2.2. Объем производства и кривая предложения фирмы в
долгосрочном периоде.
3. Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции.
3.1. Издержки и достижение прибыли в краткосрочном периоде.
3.2. Объем производства и достижение прибыли в долгосрочном
периоде.
Рис. 10.1. Производство и достижение максимальной прибыли
Комментарии к рис. 10.1. Заштрихованные участки до т. С и после т. Д означают убыточные объёмы производства, т.к. на этих участках совокупные издержки (ТС) превышают совокупный доход ( TR ), такое производство убыточно. Прибыльный участок располагается между точками С и Д, а максимальная прибыль достигается при объёме выпуска Q * , когда максимизируется разница между совокупным доходом ( TR ) и совокупными издержками (ТС) – отрезок АВ. Точки С и Д являются точками критического объёма производства.
В краткосрочном периоде совокупные издержки включают переменную и постоянную части. Переменные издержки (VC) зависят от объёма выпуска, а постоянные (FC) – нет. Поэтому при нулевом производстве фирма несет убытки, равные её постоянным издержкам (FC). Исходя из этого, следует вывод: в некоторых случаях фирме выгоднее производить, минимизируя убытки, чем закрыться. Всегда, когда совокупный доход превышает переменные издержки (VC), фирма может осуществлять производство (рис.10.2).
TR,
TC, TC VC
VC TR
Q* Q
Рис. 10.2. Производство и минимизация убытков
Комментарии к рис.10.2. Фирма будет минимизировать свои убытки, производя объём продукции Q*, при котором совокупные издержки превышают совокупный доход на наименьшую величину.
Фирма закроется, если нет производства, при котором совокупный доход (TR) превышает переменные издержки (VC). В данном случае закрытие будет означать минимизацию убытков (рис. 10.3).
TR, TC TR
TC, VC
VC
Q
Рис. 10.3. Производство и закрытие фирмы
Комментарии к рис. 10.3. Не возможно минимизировать убытки, т.к. TR < VC .Фирма должна закрыться.
С предельными издержками
Совершенно конкурентная фирма может увеличить прибыль за счет увеличения выпуска тогда, когда Р > МС. Если Р < МС, прибыль может быть увеличена за счет сокращения выпуска. Поэтому при оптимальном положительном выпуске, максимизирующем прибыль, при условии, что фирма не закрывается, цена должна равняться предельным издержкам: Р = МС. Для фирм несовершенно конкурентных это соотношение видоизменяется: MR = MC, т.е. предельный доход равен предельным издержкам.
Правило максимизации прибыли: максимизация прибыли достигается тогда и только тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам, т.е. MR = MC. Частным случаем правила является соотношение Р = МС для совершенно конкурентных фирм или фирм «ценополучателей».
Правило максимизации прибыли (MR = MC) является точным ориентиром максимизации прибыли для всех фирм, независимо от того, являются ли они чисто конкурентными, монополистическими, монополистически конкурентными или олигополистическими.
Графическая иллюстрация правила представлена на рис. 10.4.
МС,
Р МС
Е
Р0
QЕ Q
Рис. 10.4. Правило максимизации прибыли для совершенно
конкурентной фирмы
Комментарии к рис. 10.4. Для совершенно конкурентной фирмы цена является заданной величиной, поэтому при любом объёме выпуска цена остается неизменной (Р0). Точка пересечения Е, является точкой максимизации прибыли при объёме Q Е .
В краткосрочном периоде совершенно конкурентной фирмой решение об объёме выпуска принимается в два этапа:
1) определяется объём выпуска, при котором Р = МС;
2) если цена равна или превышает средние переменные издержки
(P ³ AVC), то следует производить на этом уровне выпуска. Если P < AVC, то прекратить производство.
Рассмотрим графические иллюстрации трех вариантов поведения фирмы: производство товара (рис. 10.5), прекращение производства (рис.10.6.), минимизация потерь (убытков)(рис. 10.7).
ATC, AVC
MC, P MC
P0 P
Прибыль ATC
АТC*
AVC
Q* Q
Рис. 10.5. Производство и достижение максимальной прибыли
Комментарии к рис. 10.5. Если рыночная цена превышает средние постоянные издержки ( P > ATC ), то фирма получает прибыль, равную (Р0 - АТС*) в расчете на единицу выпуска, при объёме выпуска Q * единиц. Общая величина прибыли равна заштрихованной площади. Фирме следует производить.
ATC, AVC,
MC, P MС
ATC
ATC* AVC
Потери
VC*
P0 P
Q* Q
Рис. 10.6. Минимизация потерь через прекращение производства
Комментарии в рис. 10.6. Если не существует способа получить положительную прибыль, то следует минимизировать потери, которые равны AFC * , т.е. ( ATC * - AVC * ) на единицу выпуска Q * . Т.к. AVC * > P , то фирма минимизирует свои потери, прекращая производство.
ATC, AVC,
MC, P MC
ATC
ATC*
Потери AVC
P0 P
Q* Q
Рис. 10.7. Производство и минимизация потерь
Комментарии к рис. 10.7. Если цена выше средних переменных издержек, но ниже средних постоянных издержек, т.е. ATC > P > AVC , то фирма теряет меньше, если производит, чем если прекращает производство. В этом случае потери равны (АТС* - Р0). Фирме следует производить.
Рис. 10.8. Краткосрочная кривая предложения фирмы
Комментарии к рис. 10.8. Если цена ниже минимального уровня средних переменных издержек ( AVC ), то фирма закроется и объём её предложения будет нулевым. Такая цена называется ценой прекращения производства или ценой ликвидации. Если цена равна минимуму средних совокупных издержек (АТС), то фирма не имеет ни прибылей, ни убытков. Такая цена называется ценой безубыточности. Объём производства, равный Q Е является величиной оптимального положительного выпуска, при котором достигается максимальная прибыль.
В долгосрочном периоде
В долгосрочном периоде, как и в краткосрочном, предельные издержки являются важнейшим фактором, определяющим решение совершенно конкурентной фирмы об объёме производства.
В долгосрочном периоде фирма, принимающая решение о функционировании, производит свой оптимальный положительный объём выпуска, если цена выше или равна долгосрочным предельным издержкам, т.е. Р ³ LMC. Решение об объёме выпуска принимается в два этапа:
1) определяется объём выпуска, при котором Р = LMC;
2) если P ³ LAC, то уйти из отрасли.
Долгосрочная кривая предложения совершенно конкурентной фирмы представляет собой часть её кривой LMC, расположенную выше точки минимального уровня долгосрочных средних издержек (LAC) (рис. 10.9).
Комментарии к рис. 10.9. Долгосрочная цена безубыточности фирмы – это наименьшая цена, при которой фирма может лишь возместить свои издержки. Эта величина представляет собой минимальные долгосрочные издержки фирмы и соответствует низшей точке на её кривой LAC . При любой более высокой цене, чем Р0, фирма будет иметь прибыль. При любой цене ниже Р0 фирма будет убыточной и уйдет из отрасли. При цене Р1 и объёме выпуска Q Е фирма получит максимальную прибыль.
LMC, LAC,
P LMC (S)
P1 E
LAC
P0 долгосрочная цена безубыточности
Q* QЕ Q
Рис. 10.9. Долгосрочная прямая предложения фирмы
Рис . 10.10. Производство и достижение прибыли в условиях
монополии
Комментарии к рис.10.10. Для объёмов, меньших Q * , MR > MC , поэтому увеличение выпуска означает рост прибыли. При объёмах, превышающих Q *, рост прибыли происходит при уменьшении выпуска. Таким образом, величина оптимального выпуска для монополии равна Q *, при котором MR * = MC *. При данном объёме выпуска ( Q * ) цена ( P * ) превышает величину средних совокупных издержек ( ATC * ). Общая величена монопольной прибыли равна заштрихованной площади или ( P * - ATC * ) × Q * .
Приведем основные отличия монополии от совершенной конкуренции. Во-первых, кривые спроса (D) и предельного дохода (MR) для монополиста имеют отрицательный наклон (рис.10.10). Это означает, что чем больше продукции будет произведено, тем меньше будет цена реализации, и наоборот. То есть монополист контролирует и объем выпуска и цену, а совершенный конкурент – только объем.
Во-вторых, в предельном условии, которое используется для расчета величины оптимального положительного выпуска и максимизации прибыли, для монополиста цена замещена предельным доходом, то есть MR = MC.
В-третьих, в условиях монополии цена не является заданной величиной, как при совершенной конкуренции (рис. 10.10). Это цена (Р*), при которой объём спроса равен оптимальному положительному выпуску, когда MR = MC. Однако предельный доход ниже цены (MR < P), поэтому монополист максимизирует прибыль, поднимая цену выше уровня предельных издержек. Монополист сам выбирает цену, максимизирующую его прибыль, причем он стремиться к максимуму совокупной прибыли, а не к максимуму прибыли на единицу продукции.
В краткосрочном периоде монополист принимает решение об объёме выпуска в два этапа:
1) определяется объём выпуска, при котором MR = MC;
2) если цена равна или превышает средние переменные издержки (P* ³ AVC), то следует производить на этом уровне выпуска. Если P* < AVC, то – прекратить производство.
Суверенитет потребителя
Потребности – одна из фундаментальных категорий теоретической и прикладной экономики. Развитие и формирование потребностей человека – это процесс объективный, который определяется действием всеобщего экономического закона возвышения потребностей.
Что влияет на формирование потребностей? Во-первых, в какой то степени влияет социально-экономическая политика государства (обязательное среднее образование, специальное высшее образование, страховая медицина и т.д.). Во-вторых, значительную роль в выборе товаров и способов удовлетворения потребностей принадлежит человеку. Что купить и в каком количестве, решает потребитель, именно он определяет объём и структуру потребления.
Потребитель активно влияет на производителя. Каждый из потребителей принимает личное, самостоятельное решение, а в подтверждение ответственности этого решения отдаёт производителю за направившийся товар некоторое количество «голосов» (рублей, долларов и др.). Собрав все попавшие к нему голоса, производитель может сам увидеть, насколько его деятельность признаётся успешной и каким образом ему следует вести себя в дальнейшем.
Суверенитет потребителя состоит в его способности воздействовать на производителя. Необходимым условием суверенитета потребителя является свобода потребительского выбора, которая существует не всегда. Ограничения свободы выбора различаются по масштабам и формам от введения карточной системы до законодательного запрещения производства и потребления каких-либо товаров.
Свобода потребительского выбора в той или иной степени ограничивается в любом обществе. Но такое ограничение оправдано лишь как временное средство, вынужденная мера. В противном случае может произойти разрыв связи потребителя и производителя и как результат структурный кризис в экономике и производство ради производства.
Однако, свобода потребительского выбора ещё не гарантирует суверенитета потребителя. Этот суверенитет может быть ограничен и другими способами. Например:
1) когда производственные программы определяются не потребителями рынка, а указаниями вышестоящих органов, как в плановой экономике;
2) когда завышается налог на товар, в результате деньги не доходят до производителя, и производство не расширяется;
3) когда имеют место дотации и производство расширяется, но не на деньги потребителя.
Таблица 11.1
Рис. 11.1. Индивидуальная кривая спроса на пирожные
Бюджетная линия
В основе метода исследования спроса лежит геометрическое совмещение двух типов кривых: бюджетной линии и кривых безразличия.
Бюджетная линия показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода.
Например, домохозяйство Ивановых имеет определённый месячный бюджет, который необходимо потратить на еду и одежду. Предположим, что цены на одежду и продукты питания, а также доход семьи не меняется. Тогда бюджетная линия домохозяйства будет характеризоваться рисунком 11.2.
Количество
единиц одежды
А
·Д
·С
В
Количество единиц
продуктов питания
Рис.11.2. Бюджетная линия домохозяйства Ивановых
Комментарии к рис. 11.2. Каждая точка прямой АВ показывает, какое количество единиц продуктов питания и одежды могут приобрести Ивановы, располагая фиксированным доходом и тратя его полностью на покупку этих двух товаров. Точка С, расположенная ниже бюджетной линии, достижима, если Ивановы будут тратить сумму меньшую, чем их доход. Точка Д, расположенная выше бюджетной линии, соответствует комбинации одежды и обуви на сумму больше семейного.
Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода и изменения цен товаров. Снижение денежного дохода при условии, что цены на товары остаются неизменными приводит к параллельному смещению бюджетной линии влево (А1В1). Увеличение денежного дохода приводит к смещению бюджетной линии вправо (А2В2) (рис. 11.3).
Товар А
А2
А
А1
В1 В В2 Товар В
Рис.11.3. Изменение бюджетной линии потребителя
Если цены на оба товара будут изменятся пропорционально (например, при инфляции), то при их увеличении бюджетная линия сместится влево (А1В1), при их снижении бюджетная линия сместится вправо (А2В2) (рис. 11.3). Если доход и цены одновременно и пропорционально возрастут или снизятся, то положение бюджетной линии не изменится. В этом состоит смысл индексации доходов.
Если цены на товары будут изменятся не пропорционально, то изменится наклон бюджетной линии (рис.11.4.).
Товар А
А
В В1 Товар В
Рис.11.4. Изменение бюджетной линии при снижении цены на
товар В
Кривые безразличия
Бюджетные линии дают ответ на вопрос: что можетприобрести потребитель, имея определённый денежный доход, с учётом сложившихся цен на товары.
Кривые безразличия показывают, что хочет приобрести потребитель на определённый денежный доход. Кривые безразличия делают информацию о предпочтениях потребителям товара А или товара В. Кривые безразличия демонстрируют все возможные комбинации товаров А и В, дающие потребителю равный объём удовлетворения потребности или полезности.
Если по субъективным оценкам потребителя он получает от различных комбинаций товаров А и В одинаковое удовлетворение своих потребностей, то говорят, что потребитель «безразличен» к подобным сочетаниям товара.
Вернёмся к примеру с домохозяйством Ивановых. Зададим Ивановым следующий вопрос, какое сочетание единиц одежды и продуктов питания дало бы им удовлетворение потребностей? Их ответы представим в табл. 11.3. и на рис. 11.5.
Таблица 11.3
Рис. 11.5. Карта кривых безразличия
Комментарии к рис. 11.5. Каждая точка кривой безразличия (С) показывает возможные комбинации одежды и питания, дающие Ивановым одинаковое удовлетворение. Кривая безразличия С1, расположенная ниже и левее кривой С, показывает менее предпочтительные комбинации товаров. Кривая безразличия С2, расположенная выше и правее исходной кривой С, отражает более предпочтительные комбинации товаров с точки зрения удовлетворения потребностей покупателя. Каждая кривая объёдиняет тоски с одинаковой полезностью.
Совокупность кривых безразличия называется картой кривых безразличия. Представление о вкусах конкретного покупателя даёт именно карта кривых безразличия, которая характеризует ному замещения двух товаров при любых уровнях потребления этих товаров. Предельная норма замещения показывает, от скольких единиц одного товара потребитель должен отказаться для приобретения дополнительной единицы другого товара.
Рис. 11.7.Равновесное положение потребителя
Комментарии к рис. 11.6. Комбинация, максимизирующая полезность, будет соответствовать точке, лежащей на наивысшей из доступных потребителю кривых безразличия (например, в точке Д). Точка в которой бюджетная линия касается кривой безразличия называется точкой равновесия.
Предположим, что цена на товар В меняется, а цены на все остальные товары остаются неизменными. В результате на графике получим несколько бюджетных линий АВ, АВ1, АВ2, АВ3, АВ4, АВ5 .Совмещаем их с кривыми безразличия, соединив точки касания бюджетных линий с кривыми безразличия, получим кривую спроса (рис. 11.8).
Все остальные
товары
А ·
D
В В1 В2 В3 В4 В5
Товар В
Рис.11.8. Построение кривой спроса
Комментарии к рис. 11.8. «Падающий» характер кривой спроса как известно отражает закон спроса: чем ниже цен товара, тем на большее количество товара предъявлен спрос. Это объясняется воздействием двух факторов:
1) если у товара есть заменители, то при понижении цены данного товара покупатели охотнее начнут приобретать более дешёвый данный товар, чем его заменители (эффект замещения);
2) если товар становится дешевле, то покупателю нужно тратить уже меньше денег на приобретение того же количества данного товара. Дополнительная высвобождённая сумма денег может быть истрачена на приобретение любых других товаров, в том числе и данного товара (эффект дохода).
Рис. 12.2. Распределение населения по доходам с учетом налоговой и социальной политики
Комментарии к рис.12.2. Кривая А – уровень доходов до уплаты налогов, кривая В – уровень доходов после уплаты налогов; кривая С – уровень доходов после осуществления мер социальной политики.
Степень неравенства определяется при помощи индекса Джини или коэффициента Джини (коэффициента концентрации), который рассчитывается как отношение площади S к площади треугольника ОАВ (рис. 12.3).
% дохода
А
100
S
О В % семей
100
Рис. 12.3. Исчисление индекса Джини
Индекс Джини изменяется от 0 до 1. Чем ближе к единице находится показатель, тем сильнее степень неравенства. Приближение к нулю означает более равномерное распределение доходов.
Уровень жизни и бедность
Уровень жизни – уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей.
Уровень жизни невозможно описать одним показателей, здесь необходима система показателей. В настоящее время по рекомендации ООН выделяют 12 групп основных показателей:
1) рождаемость, смертность и другие демографические характеристики;
2) санитарно-гигиенические условия жизни;
3) потребление продовольственных товаров;
4) жилищные условия;
5) образование и культура;
6) условия труда и занятость;
7) доходы и расходы населения;
8) стоимость жизни и потребительские цены;
9) транспортные средства;
10) организация отдыха;
11) социальное обеспечение;
12) свобода человека.
Некоторые экономисты в качестве обобщающего показателя уровня жизни используют ВВП на душу населения. Однако применение этого показателя проблематично при сравнениях между странами и в долгосрочной динамике.
Бедность прямо связана с неравномерностью распределения дохода и имущества. Бедность не поддается точному определению. Приведем одно из определений. Бедность – крайняя недостаточность, имеющихся у семьи, человека имущественных ценностей, товаров, денежных средств для нормальной жизни.
Порог бедности – нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи за определенный период, который обеспечивает прожиточный минимум.
Количественная оценка порога бедности осуществляется на основе данных о стоимости продуктов питания, непродовольственных товаров, бытовых нужд и др. и рациональных норм их потребления. Бедность понятие относительное. То, что считается бедностью в одной стране, расценивается как достаточный уровень комфорта в другой.
Государственные меры по ликвидации бедности включают:
1) создание условий для развития предпринимательства;
2) перераспределение доходов через бюджетно-финансовое регулирование, включающее:
· социальные выплаты (компенсация потерь в результате потери кормильца, рождения детей, пособие по безработице и др.);
· бесплатные услуги здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов;
· социальные трансферты (налоговые скидки, социальное страхование и обеспечение, государственная благотворительность);
· государственная индексация доходов в условиях инфляции.
Тема 13. Экономика домашнего хозяйства (домохозяйства)
План лекции:
1. Понятие и классификация домашних хозяйств.
2. Домохозяйство как субъект рыночной экономики.
3. Функции домохозяйства по формированию человеческого капитала.
4. Семейный бюджет (потребительский бюджет).
Таблица 13.1
Группа населения
Душевой доход
Тема 7. Теория спроса и предложения
План лекции:
1. Спрос на товары и услуги.
2. Предложение товаров и услуг.
3. Равновесная цена и равновесное количество товара.
4. Теория цены товара.
5. Эластичность спроса и предложения по цене.
5.1 Эластичность спроса по цене.
5.2. Эластичность предложения по цене.
5.3. Перекрестная эластичность спроса.
Спрос на товары и услуги
Объём спроса ( QD ) – максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях. QD – количество товара на который предъявлен спрос.
Факторы, влияющие на объём спроса:
1) цена данного и других товаров (Р, Ра, Рв, …);
2) денежный доход потребителей (I);
3) вкусы и предпочтения потребителей (Т);
4) накопленное имущество (W);
5) цены на взаимосвязанные товары (заменяющие и дополняющие);
6) инфляционные ожидания;
7) изменение численности населения.
Зависимость объёма спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса, которая имеет следующий вид:
QD = f (P, Pa, Pb,…, I, T, W) (7.1)
Если все факторы остаются неизменными, за исключением одного – цены, то получаем функцию спроса от цены:
QD = f (Р) (7.2)
Исследуем взаимоотношения количества товара, на которое предъявлен спрос (QD) и цены товара (Р) (табл. 7.1 и рис. 7.1).
Таблица 7.1
Дата: 2019-12-09, просмотров: 218.