Развитие малого предпринимательства в бывшем СССР началось с принятием в 1987 г. Закона о кооперации, в котором были заложены правовые основы для легальной деятельности в негосударственном секторе экономики и появления малых предприятий.
На начальном этапе либерально-демократических реформ МП в РФ развивалось очень динамично, однако с 1994 г. началось замедление. Ситуация изменилась в лучшую сторону к концу 90-х — началу 2000-х годов, вследствие улучшения условий для ведения бизнеса. Российское законодательство предоставило предпринимателям, в частности, право выбора схемы выплаты единого налога (взимаемый по упрощенной системе или на вмененный доход для отдельных видов деятельности). Основные показатели развития малого предпринимательства в России приведены в (табл. 1).
Несмотря на колебания числа малых предприятий в стране, увеличивается число рабочих мест, предоставляемых ими как на постоянной основе, так и по совместительству и договорам.
Таблица 1 – Основные экономические показатели деятельности малых предприятий в РФ за 2002 —2006гг., на начало года
Показатель | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Число МП, тыс. | 843,0 | 882,3 | 890,6 | 946 | 994,8 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. чел. | 6483,5 | 7220,3 | 7433,1 | 8013,6 | 8967,8 |
Средняя численность внешних совместителей, тыс. чел. | 607,0 | 502,9 | 546,2 | 627,1 | 683,8 |
Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, тыс. чел. | 345,3 | 252,9 | 248,5 | 355,7 | 378,2 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. | 43,5 | 49,7 | 59,7 | 94 | 122 |
Число МП в расчете на 10000 чел. Населения | 59 | 61 | 62 | 64 | 65 |
Если рассмотреть динамику численности малых предприятий с 1998 года по 2006 (рисунок 1), то можно заметить рост их численности с 2002 по 2004 года, хотя и не значительный, менее 50 тысяч предприятий за два года. Начиная же с 2004 года, мы наблюдаем резкий рост численности малых предприятий. За два года численность малых предприятий резко возросла по сравнению с предыдущими годами, более чем на 100 тысяч, - в 2005 примерно на 55 тысяч, за 9 месяцев 2006 году почти на 50 тысяч.
Рисунок 1 – Численность малых предприятий
Выручка малых предприятий за 2005 год составила 12, 6 трлн. рублей, а инвестиции — 122 млрд. рублей. Такие цифры привел министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, выступая на заседании президиума ассоциации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России». В течение последних нескольких лет численность малых предприятий ежегодно увеличивается на 5%, в 2005 году добавилось примерно 40 тыс. предприятий. При этом рост выручки от реализации товаров и услуг составляет 50%, в прошлом году малые предприятия принесли дополнительно 4,4 трлн. рублей. Ежегодный рост инвестиций в основной капитал малых предприятий составляет 30%, в 2005 году инвестиции повысились на 28 млрд. рублей [11].
Сравним эти показатели с мировыми. В западноевропейских странах МП производит до 70% ВВП и создает до 60% рабочих мест, а на тысячу жителей приходится 30-35 малых предприятий. В Китае малые и средние предприятия обеспечивают почти три четверти совокупной занятости. В США 99% всех предприятий страны относятся к малым, причем 98% из них – коллективы не более 25 человек. Эти компании выпускают 50% всех товаров, произведенных в частном секторе, причем, что особенно важно, на их долю приходится 55% новых товаров. Это свидетельствует о большом инновационном потенциале МП, который обусловлен присущей ему гибкостью в реализации новых идей [18,с. 13].
Доля малого бизнеса в ВВП России в 4 раза меньше, чем в зарубежных странах. Это недостаток нашей экономики сегодня, но зато это огромный резерв роста в будущем при правильной политике государства. МП способно относительно быстро организовать свою деятельность на должном уровне, и возможно оно станет одним из главных локомотивов российской экономики.
Сейчас все больше компаний разворачивают свою деятельность в предоставлении услуг малому предпринимательству. Например, компании, работающие в сфере предоставления услуг в области высоких технологий, с усилением конкуренции на рынке IT – услуг начинают серьезно относиться к малым и средним предприятиям. Исходя из принципа «курочка по зернышку клюет», многие IT – компании стараются адаптировать свои услуги именно под запросы мелкого клиента. «Корпоративный сегмент на IT – рынке всегда считался лакомым куском, - говорит Тигран Погосян, директор по коммерческому развитию компании “Синтерра”. – Но если раньше всех в первую очередь интересовали крупные клиенты с большими доходами, то сейчас находить таких все сложнее. Поэтому IT – компании стали активно работать с малыми корпоративными клиентами» [10,с 118].
Дата: 2019-12-10, просмотров: 257.