Сущность малого предпринимательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.

Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Они порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота.

Малое предпринимательство способно быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти черты малого предпринимательства также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на рынке.

Однако малое предпринимательство имеет также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению.

Перечисленное выше, требует разработки комплекса мер по поддержке малого предпринимательства в масштабе всей страны и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному процветанию общества.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что, во-первых, формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований; во-вторых, малое предпринимательство не получило в России должного развития и не полностью выполняет функции, присущие ему в развитых рыночных системах; поэтому в работе будет рассмотрена его поддержка, для динамичного развития этого сектора экономики.

Целью данной работы является определение стратегии развития малого предпринимательства и объектов инфраструктуры его поддержки.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) охарактеризовать малое предпринимательство в России и Кузбассе на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности; 2) обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед малым предпринимательством в России; 3) выявить меры по поддержке малого предпринимательства, как в России, так и в отдельном регионе – Кузбассе.

Объект исследования в курсовой работе – малое предпринимательство России и Кузбасса; предмет исследования – меры поддержки малого предпринимательства.



ГЛАВА 1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Заключение

 

Мировой опыт свидетельствует, что предпринимательство в цивилизованных формах является важным условием оздоровления не только экономики, но и всей общественной жизни. Однако процесс формирования малого предпринимательства в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень трудно.

Численность малых предприятий на 2006 год составила 994,8 тысяч, то есть около 6 на 1000 человек. Показатели довольно низкие по сравнению с мировыми. Доля малого бизнеса в ВВП России в 4 раза меньше, чем в зарубежных странах.

Несмотря на наблюдаемый в последние годы рост производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, на увеличение численности самих малых предприятий, на пути развития малого предпринимательства в России стоит множество преград как экономического, так и социально-психологического характера.

В процессе своей деятельности МП сталкиваются с рядом проблем: Отсутствие кредитных ресурсов, административные барьеры, территориальная обособленность региона, повышенная транспортная составляющая в расходах, низкий потребительский (платежеспособный) спрос, несовершенство законодательства, неустойчивость государственной политики, нестабильность рынка сбыта, низкая квалификация предпринимателей (работников), отсутствие консультативных центров, высокие налоги, незащищенность прав собственности.

«Поддерживать малые предприятия правительство будет по четырем направлениям. Во-первых, будет создана региональная сеть бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей. Во-вторых, обеспеченна потребность малых бизнесменов в кредитах. В-третьих, помощь с субсидиями предприятиям, которые выпускают товары на экспорт. В-четвертых, создание специализированных фондов по кредитованию инновационных научных проектов.

Первоочередной задачей является переход от программ «поддержки» к разработке и введению в действие программ развития малого бизнеса — и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Федерации. Эти программы должны определять четкие количественные ориентиры, сроки их достижения, предусматривать источники и порядок использования ресурсов для этого, а также систему мотивации и ответственность за выполнение для представителей государства. Тем самым задается динамика развития, создается управленческий механизм, направленный не на бесконечное поддержание самого процесса, а на достижение результата в четко установленные сроки.

В современных условиях механизм активизации финансово-кредитного обеспечения субъектов малого предпринимательства должен сводиться, прежде всего, к усилению государственной поддержки МП. Для этого, в первую очередь, необходимо:

- формирование концепции, выбор приоритетов и обоснование роли малого бизнеса в экономике;

- разработка государственной политики поддержки и развития малого бизнеса;

- совершенствование нормативно-правового обеспечения поддержки и развития МП, прежде всего, принятие новой редакции Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», отвечающего современным реалиям;

- упрощение регулирующих процедур в отношении субъектов МП, их унификация;

-совершенствование законодательства в сфере инвестиций и формирование благоприятного инвестиционного климата в стране (регионе).

- совершенствование налогообложения МП, в т.ч. повышение оборотного критерия для перехода на упрощенную систему налогообложения, льготирование налогообложения инвестиционной деятельности МП; льготирование налогообложения банков, осуществляющих кредитование малых предприятий; упрощение процедур сбора налогов и др.;

- развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение новых финансовых технологий, направленных на развитие малого бизнеса;

- активизация прямого и косвенного участия государства в финансировании развития малого бизнеса.

Если создать соответствующие условия, обеспечивающие комплексную поддержку МП на общегосударственном и региональном уровнях, и возможности для его относительного безрискового финансирования (кредитования), извлечения нормальной нормы прибыли, то денежные средства инвесторов, в том числе и банковского сектора, неизбежно устремятся в МП, содействуя тем самым не только становлению и развитию последнего, но и повышению на этой основе эффективности российской экономики в целом.

В целом можно сказать, что за последние несколько лет удается успешно выстраивать взаимодействие между законодательной властью и малым предпринимательством, совместно искать и проводить в жизнь назревшие решения. Но чтобы добиться решительного изменения делового климата, надо повернуть и исполнительную власть в центре и на местах, с ее административными и материальными ресурсами, лицом к проблемам предпринимательства.

Между тем ни федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», ни программа действий правительства, ни федеральная программа поддержки малого бизнеса не содержат четкой концепции его развития. Не сформулированы ясные социально-экономические цели развития, не обоснованы стратегия, тактика и приоритеты. По-прежнему нет определенности в системе и механизмах реализации программы. Основные направления поддержки малого предпринимательства не подкреплены и достаточными ресурсами. Развитие малого предпринимательства в значительной мере зависит от масштабов его финансовой поддержки со стороны государства.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» данная поддержка предоставляется в виде:

–организационно-инфраструктурной формы (упрощенный порядок регистрации, обучение и переподготовка кадров, стимулирование связей между крупным и малым предпринимательством на основе механизмов франчайзинга, субподряда и лизинга и т. д.);

–имущественной формы (научно-технологическая поддержка, льготирование условий предоставления в аренду помещений и оборудования, находящихся в государственной собственности, а также формирование государственных лизинговых компаний и т. д.);

–финансовой формы (введение льготного режима налогообложения и кредитования, обеспечение госзаказом, стимулирование банков и страховых компаний к кредитованию и страхованию малых предприятий и т. д.);

Следует особо отметить особенности льготного налогообложения малых предприятий в нашей стране, которое постоянно совершенствуется. Начиная с 2003 года, значительно снижены налоговые ставки для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (соответственно с 10% до 6% по налогу на доходы и с 30% до 15% по налогу с доходов, уменьшенных на величину расходов).

Так же поддержку малому предпринимательству оказывают негосударственные структуры: банки, страховые и лизинговые компании, факторинговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, холдинговые компании, аудиторские фирмы, арбитражные суды. В западных странах к ним относят также технопарки, бизнес-инкубаторы, производственно-технологические и учебные центры.

В Кузбассе основную поддержку предприниматели получают от:

· торгово-промышленной палаты (80,3% респондентов);

· местной администрации (51,6%);

· федеральной/местной службы занятости населения (39,7%);

· Фондов поддержки предпринимательства (24,7%);

· Финансовых компаний (17,0%).

Но и эта поддержка предпринимательству недостаточна, участвует в ней только 30% субъектов малого предпринимательства.

Необходимо развивать качественно новые формы поддержки малого предпринимательства, оказывать помощь в освоении новых видов деятельности, причем в производственной сфере, в инновационной сфере. Несмотря на то, что малый бизнес получает поддержку от местной и областной администраций, тем не менее она остается актуальной: 45 % респондентов хотели бы получать более активную государственную поддержку, так как сами предприниматели не в состоянии устранить такие причины, мешающие их развитию, как высокие налоги, несовершенство законодательства, труднодоступность финансово-кредитных ресурсов, нехватка подготовленных кадров.

Можно сказать, что мер поддержки малого предпринимательства достаточно много, но не все они осуществляются на должном уровне. Если бы государство изменило свои взгляды на поддержку малого предпринимательства, то МП внесло бы достаточный вклад в развитие экономики России.

Цель, поставленная в работе, была достигнута.



Список использованной литературы

 

1. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

2. Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ. (с изм. и доп. От 30 декабря 2004 г.).

4. Приказ МНС РФ от 28 октября 2002 г. N БГ-3-22/606 «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения».

5. Алексеева Т. Малому бизнесу – зеленый свет// Деловой Кузбасс. – декабрь 2005- январь 2006. №12 – С.156-164.

6. Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом. – М., 2005. – С. 26-28.

7. Викторов Д. и др. Хроники уходящего года. Опубликовано: 21.12.2004. //Бизнес-журнал / http://www.business-magazine.ru/print/offline/2004/61/161037/

8. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. – М.: Консалтбанкир, 2002. – С.98.

9. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Малые предприятия: экономика, учет, налоги. Учебное пособие для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2001. – С.14-20.

10. Грамматчиков А. Для самых маленьких//Эксперт. – 2006. - № 36 – С.118-119.

11. Греф Г. Сколько их//www.osp.ru/issues/376665.html, 10.2006.

12. Зыкова Т. На мелкие расходы//Малое предприятие. – 2005. - №7 – С.11.

13. Лапуста М.Г. Мазурина Т.Ю. Проблемы кредитования малого бизнеса в России//Финансы. – 2005. - №4 – С.12-16.

14. Лебедева О. Будут ли доступны кредиты малому бизнесу?// Областной экономический еженедельник Авант Партнер. – 2006. - №17 – С.6.

15. Логинова Е. Не привлекательность, а уверенность//Деловой Кузбасс. – 2006. - №5 – С.87-88.

16. Лощанов В. Кто поддерживает малый бизнес// Кузбасский бизнес журнал для малого и среднего бизнеса. – 2006. - №5 – С. 2-3.

17. Малое предпринимательство в России. – М.: ФСГС, 2004. – С. 14.

18. Миронов С. Как малому стать большим//Малое предприятие. – 2005. - №9 – С.11-13.

19. Миронов С. Закон о развитии малого и среднего бизнеса может быть принят в декабре//www.bishelp.ru

20. Муравьев А.И. и др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. – М.:Бизнес и банки, 1999. – С. 127.

21. Новые технологии//Эко. – 2005. - №5 – С.64-72

22. Николаев. Е. Малому бизнесу – свой нацпроект// Областной экономический еженедельник Авант Партнер. – 2006. -№30 – С.3.

23. Российский статистический ежегодник, 2001-2005; Россия в цифрах, 2004.

24. Тулеев А.Г. Бюджетное послание на 2007 год//Кузбасс. – 2006. -№206 – С.7.

25. Ханнс Пихлер, Ханс Йобст Пляйтнер, Карл – Хайнц Шмидт. Малые и средние предприятия. Управление и организация. – М.: «Международные отношения», 2002. – С. 12-13.

26. Шарипова Е., Воробьев И. Об остроте нефтяной иглы.//Малое предприятие. – 2005. - №8 – С.9-10.

 

Приложение 1

 

Таблица - Условия предоставления кредитов банками Кемерово малому предпринимательству

Банк Виды кредитов Сумма Процентная ставка Срок кредита (месяцев) Требования к заемщику

Банк Москвы

Кредит на развитие ИП 50-500 тыс.руб. Определяется индивидуально От 6 до 18

Срок работы на рынке более 1года; местонахождение предприятия; до 50-200 км от кредитующего подразделения банка; отсутствие просроченной задолженности перед бюджетом

Микрокредит 150-1000 тыс.руб. Определяется индивидуально От 6 до 24
Кредит на развитие малого бизнеса 600-1200 тыс. руб. Определяется индивидуально От 3 до 36
Кредит на развитие предпринимательской деятельности От 500* тыс. руб. Определяется индивидуально От 6 до 30

Внешторгбанк Розничные услуги

Микрокредит До 850 тыс. руб. Определяется индивидуально От 1 до 24

Срок деятельности клиента не менее 6 месяцев; деятельность клиента прибыльна по результатам проведенного финансового анализа; величина собственного капитала в структуре баланса составляет не менее 25% от валюты баланса; доля неурегулированной просроченной (более 80 дней) дебиторской/кредиторской задолженности не должна превышать 15% от совокупной величины соответствующей задолженности; отсутствие отрицательной кредитной истории; отсутствие какого-либо иска или начинающегося арбитражного(судебного) процесса в отношении заемщика на сумму, превышающую 50% его балансовой стоимости активов на дату проведения финансового анализа

Кредит на развитие бизнеса От 850 тыс. руб. Определяется индивидуально От 1 до 60

МДМ-банк

МДМ -экспресс От 1 до 20 тыс. долларов США От 19% 18

Предприятие должно находиться в районе расположения одного из филиалов МДМ-банка; бизнес успешно работает не менее 12 месяцев; предприниматель готов предоставить информацию, подтверждающую кредитоспособность предприятия; предприниматель готов предоставить в залог имущество предприятия или личное имущество.

МДМ-микро От 10 до 100 тыс. долларов США   От 14% 36
Росбанк Кредиты, предоставляемые в рамках программы финансовой поддержки МП От 150 до 15000 тыс. руб. От 5 до 500 тыс. долларов США 15-19% в рублях, 13-17% в валюте 36 Объем годовой выручки, не превышающий 6 млн. руб.; срок работы предприятия/предпринимателя по основной деятельности – не менее 6 месяцев; регистрация бизнеса по месту нахождения филиала банка (город+область); постоянная/временная регистрация учредителей, совокупная доля которых в уставном капитале заемщика/залогодателей/поручителей - физических лиц, руководителей, по месту нахождения филиала банка. Гражданство указанных физических лиц – РФ; наличие соответствующей разрешительной документации (лицензии, разрешения на право осуществления торговли); отсутствие на момент рассмотрения кредита просроченной задолженности по финансовым обязательствам перед банками; отсутствие просроченной задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами
Сбербанк Кредиты, предоставляемые в рамках программы финансовой поддержки МП Не более 30% от объема годовой выручки От14 до 18% От 12 до 36 Не менее 6 месяцев работы на рынке; платежеспособность; наличие залога
Сибакадембанк Кредиты, предоставляемые в рамках программы финансовой поддержки МП До 15000 тыс. руб. или эквивалент в долларах США 14% в рублях 9,5% в валюте 36 на пополнение оборотных средств, 60 на приобретение основных средств Наличие действующего бизнеса; обеспечение/залог; территориальное расположение не далее 50 км от отдела кредитования банка
Углеметбанк Кредиты, предоставляемые в рамках программы финансовой поддержки МП От 100 тыс. руб. От 18 до 25% До 12 Предприятие должно находиться в районе расположения одного из филиалов банка; предоставить годовой отчет – за последний, к дате подачи, финансовый год; предоставить бухгалтерские балансы (копии) с приложениями, отчеты о прибылях и убытках по форме №2; предоставить список кредиторов и дебиторов с расшифровкой задолженности, указанием даты ее возникновения; предоставить бизнес-план и копии контрактов (договоров ) на мероприятие, под которое запрашивается кредит

УРАЛСИБ

Собственные кредитные программы Определяется индивидуально Определяется индивидуально От 6

Минимальный срок регистрации предприятия – не менее 3 мес., фактической деятельности – не менее 3 мес.; наличие постоянной регистрации и жилья у владельцев бизнеса в городе/районе, где рассматривается заявка; отсутствие проблем с налоговыми органами, судебных преследований, картотек, отрицательной кредитной истории, наличие значительных объемов просроченной кредиторской/дебиторской задолженности; отсутствие убыточной деятельности на протяжении 4-х последних отчетных периодов в сочетании с отрицательным собственным капиталом; возможно применение управленческой (личной) отчетности клиента, с предоставлением подтверждения основных показателей (фин. анализ при предоставлении расчетных кредитных продуктов «Овердрафт», «Кредит под торговую выручку» не проводится); открытие расчетного счета обязательно

Программа ЕБРР До 6000 тыс. руб. От 16% До 36

 


[1] Малые предприятия: экономика, учет, налоги. Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2001.  с. 14-15.

[2] Малые предприятия: экономика, учет, налоги. Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2001.  с. 15.

[3] Там же.

[4] Малые предприятия: экономика, учет, налоги. Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2001.  с 15.

[5] Малые предприятия: экономика, учет, налоги. Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2001. с. 16.

[6] Малые предприятия: экономика, учет, налоги. Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2001. с. 16.

[7] Там же.

[8] Авант Партнер. № 30 от 10/10/2006 г. С.3. Николаев. Е. Малому бизнесу – свой нацпроект.

[9]  Газета Кузбасс от 2 ноября 2006 г. № 206 с.7. Бюджетное послание А.Г. Тулеева.

[10] Деловой Кузбасс №12 (46) декабрь 2005- январь 2006 с. 156. Алексеева Т. Малому бизнесу – зеленый свет.

[11] Деловой Кузбасс №12 (46) декабрь 2005- январь 2006 с. 160. Алексеева Т. Малому бизнесу – зеленый свет.

[12] Деловой Кузбасс №12 (46) декабрь 2005- январь 2006 с. 161. Алексеева Т. Малому бизнесу – зеленый свет.

[13] Деловой Кузбасс №12 (46) декабрь 2005- январь 2006 с. 163. Алексеева Т. Малому бизнесу – зеленый свет.

* Максимальная сумма рассчитывается по методике банка


Введение

 

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.

Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Они порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота.

Малое предпринимательство способно быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти черты малого предпринимательства также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на рынке.

Однако малое предпринимательство имеет также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению.

Перечисленное выше, требует разработки комплекса мер по поддержке малого предпринимательства в масштабе всей страны и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному процветанию общества.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что, во-первых, формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований; во-вторых, малое предпринимательство не получило в России должного развития и не полностью выполняет функции, присущие ему в развитых рыночных системах; поэтому в работе будет рассмотрена его поддержка, для динамичного развития этого сектора экономики.

Целью данной работы является определение стратегии развития малого предпринимательства и объектов инфраструктуры его поддержки.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) охарактеризовать малое предпринимательство в России и Кузбассе на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности; 2) обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед малым предпринимательством в России; 3) выявить меры по поддержке малого предпринимательства, как в России, так и в отдельном регионе – Кузбассе.

Объект исследования в курсовой работе – малое предпринимательство России и Кузбасса; предмет исследования – меры поддержки малого предпринимательства.



ГЛАВА 1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Сущность малого предпринимательства

Термин «малое предпринимательство» (МП) имеет универсальный, синтетический характер. В научной, учебной литературе делались попытки дать определение малому предпринимательству. При этом некоторые авторы отождествляют «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются дать разграничение этим понятиям. Анализ российского законодательства позволяет прийти к выводу, что более правильно определение «малое предпринимательство», а термин «малый бизнес» позаимствован из зарубежной лексики и есть не что иное, как синоним «малого предпринимательства».

Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение [20, с.127].

В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются для них более предпочтительными.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных с тенденцией к монопольным структурам и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.

Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие МП ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Вместе с тем МП присущи: быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях [8, с.98].

Признаки являющиеся общепризнанными при качественной характеристике МП:

• Самостоятельность предприятия

• Способность к достижению индивидуальных, особых результатов

• Соединение предпринимателя, инвестора и управляющего в одном лице

• Личность предпринимателя накладывает существенный отпечаток на облик предприятия, в особенности его связи (nеt- work) оказывают решающее влияние на успех предприятия

• Слабо выражен формальный характер связей: преобладание личных контактов между сотрудниками, а также между сотрудниками и предпринимателем

• Преобладает тактическое мышление и стратегия кратко срочных решений и действий

• Деятельность ограничена - регионально или определенными размерами рынка [25,с. 12-13].

Особенно показательно слияние трех функций - предпринимателя, инвестора и управляющего в одном лице. Это объединение трех единиц персонала - одна из самых заметных характерных черт малых и средних предприятий, обеспечивающая преимущества, которые при разделении этих функций утрачиваются.

Качественные критерии обладают одним недостатком: их трудно измерить. Поэтому исследователи, юристы, статистики используют при разграничении малых, средних и крупных предприятий количественные критерии, которые легче поддаются измерению.

Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам МП является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам МП, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в нашей стране статус малого предприятия могут получить те организации, деятельность которых соответствует следующим критериям:

–доля государства, общественных, религиозных, благотворительных организаций в уставном капитале малого предприятия не должна быть менее 25%;

–доля финансовых ресурсов посторонних юридических и физических лиц в уставном капитале малого предприятия не должна быть более 25%;

–средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

• в промышленности – 100 человек;

• в строительстве – 100 человек;

• на транспорте – 100 человек;

• в сельском хозяйстве – 60 человек;

• в научно-технической сфере – 60 человек;

• в оптовой торговле – 50 человек;

• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

• в остальных отраслях – 50 человек.

Под субъектами МП понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Уже упомянутый Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» является основополагающим нормативным актом, в котором даны основные направления государственной поддержки малого бизнеса.

Таким образом, важно оценить значимость развития МП, способного коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих товаров и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 236.