Европейские стандарты оценки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       Европейская группа оценщиков основных фондов (TEGOVOFA) была создана как некоммерческая ассоциация национальных организаций оцен­щиков западноевропейских стран в 1977 году после слияния с аналогичной организацией EUROVAL, группа в настоящее время называется «Евро­пейская группа ассоциаций оценщиков» (The European Group of Valuers Associations - TEGoVA). Одной из главных целей при создании этой орга­низации было создание общих стандартов оценки, представляющих взгля­ды профессиональных организаций во всех странах Европейского союза.

В настоящее время членами TEGoVA являются профессиональные оценочные организации Европейского союза с активным и возрастающим участием партнеров из стран Центральной и Восточной Европы, включая Россию (Российское общество оценщиков), Чешскую Республику, Венг­рию, Польшу, Болгарию, Румынию и Албанию.

Одной из главных особеннос­тей Европейских стандартов оценки (ЕСО) является их ориентация на оцен­ки, выполняемые для целей составления финансовой бухгалтерской от­четности в соответствии с принятым европейским законодательством. Указывается на возможность распространения их действия и на другие виды оценок, выполняемых в общественно значимых целях.

Следует отметить, что Европейские стандарты оценки не имеют обя­зательного характера для членов организации, но рекомендуются для при­менения как представляющие лучший опыт, разработанный для включе­ния в соответствующие нормативные акты Европейского союза и даю­щие импульс к принятию соответствующих национальных стандартов стран ЕЭС. Цели ЕСО - это обеспечение:

· помощи оценщикам в подготовке согласованных отчетов для их кли­ентов путем предоставления ясных руководств;

· согласованных оценок путем использования стандартного определе­ния рыночной стоимости и подходов к оценке;

· стандартов качества с помощью утверждения общепринятого уров­ня квалификации;

· точной основы для экономического анализа эффективного исполь­зования земли и строительных ресурсов;

· повышения понимания роли оценщика;

· установления процедур, обеспечивающих ясное, точное, однознач­ное определение стоимости в соответствии с национальным законодатель­ством и с международными стандартами оценки и бухгалтерского учета.

Международные стандарты оценки, изданные МКСО, должны поддер­живаться в тех странах ЕС, где они совместимы с национальным законо­дательством, для того чтобы гарантировать согласованность оценки в соответствии с лучшей мировой практикой.

В соответствии со статьей 110 Римского Договора от 1957 года, а также последующими договорами, TEGoVA поручено устанавливать стандар­ты, которые являются совместимыми с интернационализацией деловой активности и мировой торговли.

Международные стандарты оценки разрабатываются в тесном сотрудничестве с МКСО и ЕГАО, которые поддерживают прин­ципы свободной конкуренции и развития мировой торговли. Если требо­вания ЕСО сильно отличаются от МСО, то в тексте стандартов приводят­ся соответствующие комментарии. Следует также отметить, что ЕСО отличаются большей детальностью изложения, и в них также освещаются дополнительные вопросы, которые не рассматриваются в МСО, однако по своим основным принципам они сходны с МСО.

Европейские стандарты оценки (так называемая «Голубая книга») были приняты в последней редакции в 2000 году. Данный документ включает 9 стан­дартов и 13 методических рекомендаций. При этом в стандартах 1-3 рас­сматриваются вопросы, связанные с соответствием данных стандартов Международным стандартам оценки, а также другие вопросы, связанные с квалификацией оценщика и с его профессиональной этикой.

К ЕСО[2] даются приложения, где рассмотрены вопросы, касающиеся сер­тификации оценщиков, рецензирования отчетов об оценке, этики оценщика.

Следует отметить, что оценка для целей налогообложения и принуди­тельного отчуждения собственности не является предметом Европейских стандартов оценки. Однако общие принципы, изложенные в них, могут применяться в тех случаях, когда какого-либо другого определенного ру­ководства не существует.

Любое отклонение от рекомендаций в ЕСО может повлечь коммер­ческие или правовые санкции. И наоборот, соответствие стандартам мо­жет являться частью действенной правовой защиты при отсутствии дока­зательства в пользу противного в ходе рассмотрения судебного иска по вмененной небрежности.

 

Российские стандарты оценки

         Правовые основы стандартизации в Российской Федерации установ­лены Законом Российской Федерации «О стандартизации». Стандартиза­ция представляет собой деятельность по установлению норм, правил, ха­рактеристик продукции, услуг, процессов.

Основными задачами системы стандартизации услуг в области оценки являются:

· обеспечение взаимопонимания и взаимодействия между всеми сто­ронами участниками процесса оценки имущества;

· формирование нормативной базы для обеспечения проведения сер­тификации услуг по оценке;

· установление единых требований к методам оценки, содержанию и форме отчетов по оценке;

· создание и ведение системы классификации и кодирования технико-экономической информации, используемой при оценке;

· гармонизация терминологии, классификации услуг, методов оценки с международными стандартами;

· содействие соблюдению законодательства Российской Федерации средствами и методами стандартизации.

Начиная с сентября 1999 года, в соответствии с поручением Правитель­ства РФ от 20 сентября 1999 года № 932 Министерством государственного имущества России совместно с другими заинтересованными ведомствами и в тесном сотрудничестве с профессиональными организациями оценщиков велась разработка проектов стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности.

Постановлением Пра­вительства Российской Федерации были утверждены «Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценоч­ной деятельности»[3]. Согласно этому Постановле­нию, разработка и утверждение методических рекомендаций по оценоч­ной деятельности применительно к различным объектам оценки (по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуще­ствляющими регулирование в соответствующей сфере деятельности), ви­дам стоимости объекта оценки, проведению оценки, а также экспертизы отчетов об оценке было возложено на Министерство имущественных от­ношений Российской Федерации (Минимущество России).

Требования Стандартов являются обязательными к применению субъектами оценочной деятельности при определении вида стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки, а также при прове­дении оценки.

Согласно требованиям Стандартов при составлении отчета об оценке оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достовер­ность отчета об оценке как документа, содержащего сведения доказатель­ственного значения.

В Стандарте оценки дается определение основных видов стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки. Помимо определе­ния рыночной стоимости объекта оценки в Стандарте дается определение видов стоимости, отличных от рыночной.

В Стандарте дается определение трех основных подходов к оценке: затратного, сравнительного и доходного. Согласно требованиям Стан­дартов, оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обо­сновать отказ от использования) данные подходы к оценке. При этом оцен­щик вправе самостоятельно определять, в рамках каждого из подходов, конкретные методы оценки, определяемые в Стандарте как способ расче­та стоимости объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке. Оцен­щик на основе полученных в рамках каждого из подходов к оценке ре­зультатов определяет итоговую величину стоимости объекта оценки. При этом согласно требованию Стандартов итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено иное.

Оценка объекта оценки может проводиться оценщиком только при соблюдении требования к независимости оценщика, предусмотренного законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае, если он не отвечает указанному требованию, оценщик обязан сообщить об этом заказчику и отказаться от заключения договора об оцен­ке. При заключении договора об оценке оценщик обязан предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе о порядке лицен­зирования оценочной деятельности, обязанностях оценщика, требова­ниях к договору об оценке и отчету об оценке, а также о стандартах оцен­ки. Факт предоставления такой информации фиксируется в договоре об оценке.

Статья 20 Стандарта устанавливает шестимесячный срок действитель­ности итоговой величины стоимости объекта оценки для целей соверше­ния сделок.

В Международном комитете по стандартам оценки (IVSC) полномоч­ным представителем Российской Федерации является Российское обще­ство оценщиков (РОО), поэтому содержание основного перечня стандар­тов РОО составили международные стандарты этого комитета. В настоя­щее время общее количество утвержденных и разрабатываемых стандартов POO составляет более 30. Их использование призвано обеспечить процесс оценки имущества и проведения сертификации услуг.

Система нормативных документов РОО создается в соответствии с экономическими условиями развивающихся рыночных отношений и струк­туры управления в Российской Федерации на базе действующего законо­дательства, норм, правил и государственных стандартов инвестиционной сферы экономики.

Главная направленность разрабатываемых нормативных документов РОО - защита прав и охраняемых законом интересов потребителей, об­щества и государства при развитии самостоятельности и инициативы орга­низаций, предприятий и специалистов-оценщиков.

Одним из основных средств решения этой задачи является использо­вание методических принципов, которые находят все большее распрост­ранение в международной и отечественной практике стандартизации. В отличие от ранее используемого подхода, когда в нормативных докумен­тах приводят подробное описание методов обоснования и расчета, созда­ваемая система нормативных документов РОО должна содержать в пер­вую очередь характеристики оценки, основанные на требованиях потре­бителей.

Разрабатываемые в соответствии с настоящим подходом нормативные документы должны устанавливать, прежде всего, требования к результа­там оценки как услуги, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты на основе использования результатов оценки.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 257.