Историческое значение Стоглавого собора в судьбе церкви
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Велико историческое значение Собора 1551 г., созванного при св. митрополите Макарии и Иване Грозном. Предметы соборных рассуждений были намечены в 69 вопросах, предложенных царем. Собор издал Уложение, разделенное по аналогии с «Судебником Ивана Грозного» на 100 глав. Отсюда и его название — «Стоглав», которое перенесено было и на сам Собор.

Одно из основных мест в содержании Стоглава занимают вопросы судоустройства, организации церковного суда. В литературе отмечалось, что стоглав впервые дает возможность составить представление об устройстве епархиальных судов в средневековой России и судопроизводстве в них[44]. Действительно, с появлением Стоглава связана четкая регламентация устройства церковного суда, его юрисдикции, судопроизводства и т.д. Здесь особенно ясно видно, что постановления о церковных судах тесно связаны с общей судебной реформой Ивана Грозного. О значении постановлений собора о церковном суде можно судить по тому, как они излагались в наказных списках соборного уложения 1551 года: ввиду их особой важности эти постановления помещались в самом начале списков. Несмотря на то, что стоглав был осужден и отменен Московским собором 1666-1667 гг., патриарх Андриан руководствовался постановлениями стоглава о святительском суде даже после собора 1666 года до 1701 года[45]. Только с изданием Духовного регламента (1720 г.) Стоглав потерял значение для русской православной церкви.

 В Уложении затронуты главные стороны церковной жизни; в нем были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской Церкви. Исходным материалом послужили «Кормчая», «Устав» св. Владимира, постановления Собора 1503 г., послания митрополитов[46]. Постановления Стоглава касаются архиерейских пошлин, церковного суда, дисциплины духовенства, монахов и мирян, богослужения, монастырских вотчин, народного образования и призрения нищих. Собор предложил епископам и городскому духовенству устраивать школы для подготовки ставленников; мирянам предоставлялась возможность выбирать кандидатов священства. Надзор за благочинием Собор возложил на поповских старост и десятильников, а надзор над ними самими - на соборных священников, архимандритов, игуменов и протопопов. Стоглав отменил «несудимые» грамоты, тем самым сделав все монастыри и приходские причты подсудными своим епископам. Светским судам он запретил судить духовных лиц. В соборных постановлениях осуждались распространенные в народном быту бесчинства и пережитки язычества; судебные поединки, скоморошеские представления, азартные игры, пьянство[47].

Многие постановления Стоглава касаются богослужения. Некоторые из них (о двуперстии, о сугубой аллилуйи) стали впоследствии знаменем для старообрядцев. Эти постановления были отменены Большим Московским Собором 1667 г., который объяснил факт их принятия "простотою и невежеством" Отцов Стоглава. Вопреки постановлению Собора 1503 г., Стоглав разрешил взимание ставленнических пошлин, но установил для них, равно как и для треб, твердую таксу. При этом было решено, что все эти дани должны собирать не архиерейские чиновники, а поповские старосты и десятильники. Собор 1572 г. издал грамоту о четвертом браке Ивана Грозного. В виде исключения этот брак не расторгли, но на царя наложили епитимию. На основании "Томоса единения" Собор подтвердил недопустимость четвертого брака, подлежащего непременному расторжению[48].

Постановлением Собора 1580 г. архиерейским домам и монастырям запрещалось приобретать новые земельные владения. Исключение было сделано лишь для бедных монастырей, но и они могли получать новые вотчины только через царские пожалования.

Более ста лет Стоглав рассматривался как сборник постановлений непререкаемой авторитетности. Но отношение к нему резко изменилось после «большого» Московского церковного собора 1666-1667 гг. На нем были осуждены некоторые догматы, утвержденные Стоглавым собором. На Московском соборе было признано, что положения Стоглава были написаны неразсудно, простотою и невежеством[49]. Вслед за этим стала подвергаться сомнениям подлинность данного сборника постановлений, а тем самым его значение как законодательного акта. Стоглав стал предметом жарких споров между раскольниками-старообрядцами, которые возвели в ранг незыблемого закона постановления собора, и представителями официальной церкви, которые осудили Стоглав как плод заблуждения. Членам Стоглавого собора были предъявлены обвинения в невежестве, и, чтобы смыть с них позор, была выдвинута даже версия непричастности собора 1551 года к Стоглаву.

 

Заключение

В данной курсовой работе я попыталась выяснить роль Стоглавого собора в судьбе русской православной церкви, а также его место в культурно–историческом контексте. Можно сделать вывод, что Собор 1551 г. действительно достиг своей универсальной цели: он подверг пересмотру все стороны русской церковной жизни, чтобы очистить ее по возможности от всех ее недостатков. Он составил ряд исправительных предписаний относительно - епархиального управления, епархиального суда, жизни высшего и низшего духовенства, монашествующих и мирян. Не все, конечно, постановления собора были удачны, но очень многие были бы подлинно благотворны, если бы действительно проведены были на практике. K сожалению, историки констатируют тот печальный факт, что этого на самом деле не случилось, что застарелые недуги церковной жизни остались в прежнем своем виде. Хотя в предисловии к соборному уложению и сказано, что по зову царя русские епископы охотно и быстро стеклись на этот собор «как небопарные орлы», но, видимо, эта поспешность была чисто внешняя, а подлинного желания исправить русскую церковь, начиная с самих себя, у них не было.

Обнажив разнобой и «бесчинства» в церковных службах, Собор – ни в коей мере не будучи реформаторским, но, напротив, охранительным – тем не менее усилил тягу к религиозному просвещению. Однако Стоглав по большому счету так и остался именно обзором обычаев и рекомендаций, а не сведенным воедино кодексом законов (его сохранившиеся списки, хотя и многочисленные, содержат массу внутренне-структурных разноречий). Ссылки же на его решения (в особенности о каноничности двуперстного крестного знамения и «сугубой», т.е. двойной аллилуйи в соборных молитвах) как на церковные законы впоследствии способствовали расколу. В любом случае его тексты остаются ценнейшим источником сведений о церковной и светской истории русского государства XVI в.

Резкость и некорректность проведения реформ вызвала недовольство среди значительной части духовенства и мирян, что привело к расколу церкви на новооборядцев (принявших реформы Никона) и старообрядцев (не принявших реформы). На Большом Московском церковном соборе 1667 положения Стоглавого собора были признаны написанными «неразсудно, простотою и невежеством»; сама подлинность Стоглава была подвергнута сомнению. До половины XIX века в литературе господствовало мнение о Стоглаве как о не подлинном соборном уложении 1551 года. Митрополит Платон (1829 г.), не сомневаясь в факте созыва Cобора 1551 года, усомнился, однако, в том, что положения Стоглава были утверждены на этом Cоборе. Такая точка зрения объяснялась нежеланием признать подлинными решения официального органа, которые Русская Церковь впоследствии нашла ошибочными, и которыми руководствовались «раскольники». В дальнейшем историками Стоглав рассматривался как уникальный памятник русского права XVI века, дающий представление об образе жизни общества того времени. К началу XX века было известно не менее 100 списков рукописного Стоглава.

В начале работы были поставлены задачи чтобы выполнить определенную цель – определить и осмыслить роль Стоглавого собора в судьбе русской православной церкви. Я считаю, что проведенное мною исследование по данной теме, позволило полностью выполнить задачи курсовой работы. Во-первых, были рассмотрены предпосылки созыва Стоглавого собора, во-вторых, выявлены основные задачи Стоглавого собора. Исследование основывалось на применении диалектического метода, принципа историзма, неразрывно связанного с диалектическим методом познания. Общенаучный метод также был использован и включает в себя анализ, синтез, комплексный и другие подходы. В третьих, была определена роль Стоглава в церковном искусстве и, наконец, я проанализировала историческое значение стоглавого собора в судьбе русской православной церкви, опираясь на труды как церковных, так и светских историков и исследователей.

Стоглав, по моему мнению, является многоплановым памятником права, он регулировал жизнь не только церковных людей, но и мирян. Регулирование брачно-семейных отношений, в частности, целиком осуществлялось церковным правом. В Стоглаве представлены яркие картины из жизни русского народа, его обычаи, уходящие корнями в языческую эпоху. Борьба с волхвами, чародеями, лжепророками отражается только в памятниках церковного права, составляющих значительную часть правовой системы Русского государства. Без Стоглава представление об образе жизни русских людей XVI в. было бы не полным.

 

 Источники и литература

 

Источники

1. Российское законодательство X–XX веков. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985.

Литература

1. Беляев И.В. Об историческом значении деяний Московского собора 1551 г. -Русская беседа. М., 1858, ч.4. С. 21-30.

2. Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960.

3. Жданов И.Н. Сочинения. Т.1. Спб., 1904.

4. Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1983. Т. 1

5. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1990.

6. Стефанович Д. О Стоглаве. Его происхождение, редакция и состав. СПб., 1909.

7. Черепнин Л. В. Земские Соборы русского государства в XVI–XVII вв. М., 1978.

8. Шмидт С. О. Становление российского самодержавства. исследования социально-политической истории времени Ивана Грозного. М., 1973.


[1] Беляев И.В. Об историческом значении деяний Московского собора 1551 г. -Русская беседа. М., 1858, ч.4. С.18.

[2] Стефанович Д. О Стоглаве. Его происхождение, редакция и состав. СПб., 1909. С. 16.

[3] Жданов И.Н. Сочинения. Т.1. Спб., 1904. С. 124.

[4] Шмидт С. О. Становление российского самодержавства. Исследования социально-политической истории времени Ивана Грозного. М., 1973. С. 181.

[5] Черепнин Л. В. Земские Соборы русского государства в XVI–XVII вв. М., 1978. С.99.

[6] Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960.С. 103.

 

[7] Шмидт С. О. Становление российского самодержавства. исследования социально-политической истории времени Ивана Грозного. М., 1973. С. 112-113.

[8] Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 1990. С. 48.

[9] Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1983. Т. 1. С. 210.

[10] Российское законодательство X–XX веков. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 258. Далее: РЗ. Т.2.

[11] Черепнин Л. В. Земские Соборы русского государства в XVI–XVII вв. М., 1978. С. 35.

[12] Стефанович Д. О Стоглаве. Его происхождение, редакция и состав. СПб., 1909. С. 58-59.

[13] Жданов И.Н. Сочинения. Т.1. Спб., 1904. С. 241-242.

[14] Беляев И.В. Об историческом значении деяний Московского собора 1551 г. -Русская беседа. М., 1858, ч.4. С. 22.

[15] Стефанович Д. О Стоглаве. Его происхождение, редакция и состав. СПб., 1909. С. 111-113.

[16] РЗ. Т.2. Глава 45. С.317.

[17] РЗ. Т. 2. Глава 4. С. 275.

[18] РЗ. Т.2. Глава 28. С.290.

[19] Там же. С. 309.

[20] Жданов И.Н. Сочинения. Т.1. Спб., 1904. С. 56-57.

[21] РЗ. Т. 2. Глава 36. С. 299.

[22] Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1990. С. 140.

[23] РЗ. Т. 2. Глава 51. С. 326.

[24] Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960. С. 136-138.

[25] Шмидт С. О. Становление российского самодержавства. исследования социально-политической истории времени Ивана Грозного. М., 1973. С.

 

[26] РЗ. Т. 2. С. 303-304.

[27] Стефанович Д. О Стоглаве. Его происхождение, редакция и состав. СПб., 1909. С. 255.

 

[28] Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1. С. 210-213.

[29] Стефанович Д. О Стоглаве. Его происхождение, редакция и состав. СПб., 1909. С. 198-199.

 

[30] Черепнин Л. В. Земские Соборы русского государства в XVI–XVII вв. М., 1978. С. 81.

 

[31] Беляев И.В. Об историческом значении деяний Московского собора 1551 г. -Русская беседа. М., 1858, ч.4. С. 31.

[32] РЗ. Т. 2. Глава 43. С. 314.

[33] РЗ. Т. 2. Глава 41. С. 303.

[34] Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1983. Т. 1. С. 402.

[35] Стефанович Д. О Стоглаве. Его происхождение, редакция и состав. СПб., 1909. С. 81.

[36] РЗ. Т. 2. С. 303.

[37] Стефанович Д. О Стоглаве. Его происхождение, редакция и состав. СПб., 1909. С. 389-392.

 

 

[38] Жданов И.Н. Сочинения. Т.1. Спб., 1904. С. 173.

[39] РЗ. Т. 2. С. 362.

 

[40] РЗ. Т. 2. Глава 43. С. 314.

[41] РЗ. Т. 2. Глава 27. С. 291.

[42] Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960. С. 224-226.

[43] Шмидт С. О. Становление российского самодержавства. исследования социально-политической истории времени Ивана Грозного. М., 1973. С. 156.

 

[44] Беляев И.В. Об историческом значении деяний Московского собора 1551 г. -Русская беседа. М., 1858, ч.4. С. 26.

[45] Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1983. Т. 1. С. 128.

[46] Стефанович Д. О Стоглаве. Его происхождение, редакция и состав. СПб., 1909. С. 408.

[47] Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1990. С. 325-326.

[48] Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960. С. 99.

 

[49] РЗ. Т. 2. С. 464.


Дата: 2019-12-10, просмотров: 348.