За непредставление в налоговый орган в установленные сроки любой составляющей бухгалтерской отчетности налогоплательщик привлекается к ответственности, установленной ст. 126 НК РФ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    В соответствии с п 1. ст. 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» утвержденная в установленном порядке бухгалтерская отчетность представляется :

v Учредителям (участникам);

v Собственникам;

v Территориальным органам государственной статистики;

v Банкам (кредиторам);

v В налоговую инспекцию (обязанность представления налогоплательщиком бухгалтерской отчетности в налоговые органы по месту учета вытекает из ст. 23 НК РФ и положений ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Соответствующему адресату бухгалтерская отчетность может быть сдана либо путем непосредственного вручения, либо отправлена по почте. При этом согласно действующим правилам бухгалтерская отчетность должна прилагаться к сопроводительному письму, которое оформляется с обязательным указанием:

§ адреса, куда направляется письмо;

§ исходящего номера и даты отправления;

§ краткой информации об объекте отправления, а именно: что отправляется (годовая или промежуточная отчетность), период, за который составлена отчетность, перечень форм отчетности.

Кроме того, бухгалтерская (финансовая) отчетность может представляться в электронном виде. Возможность представлять отчетность в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщики получили в 2002 г. По сравнению с бумажными носителями представление бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном виде имеет для организаций ряд преимуществ:

- экономия времени. Нет необходимости стоять в очередях в налоговую инспекцию для сдачи отчетности. Информация направляется туда прямо из офиса организации в любое время суток;

- отсутствие дублирования документов. При представлении БФО в электронном виде организации нет необходимости сдавать их и на бумажных носителях;

- получение подтверждения о доставке направленной отчетности в налоговый орган;

- конфиденциальность информации. Содержащиеся в направленной отчетности данные защищены от несанкционированного просмотра и корректировки с помощью специальных средств защиты;

- возможность получения информационной выписки о выполнении обязательств перед бюджетом разных уровней (распечатки по налогам);

- автоматическое оперативное обновление версий форматов представления отчетности в электронном виде в случае изменения форм БФО и налоговых деклараций;

- возможность получения общедоступной информации от налоговых органов, например о действующих налогах и сборах, изменении налогового законодательства и др.;

- оперативность обработки информации, избежание технических ошибок и др.

Представление БФО и налоговых деклараций в электронном виде регулируется НК РФ, ФЗ "О бухгалтерском учете", Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утв. Приказом МНС России и др. нормативными актами.

Форматы БФО и налоговых деклараций в электронном виде утверждаются ФНС России.

Налоговые декларации в электронном виде представляются налогоплательщиком по своей инициативе и при условии наличия у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки. Кроме того, организация должна иметь компьютер с выходом в сеть Интернет, а также соответствующее программное обеспечение, которое может быть предложено оператором связи, с которым налогоплательщик заключает договор.

 

 

1.3. Нормативное регулирование порядка составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчётности

 

В РФ существует  четырёх уровневая система нормативно – правового регулирования. Рассмотрим основные документы, которые регламентируют порядок составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности:

 

Первый уровень - Федеральный закон « О бухгалтерском учёте» № 129 – ФЗ от 21.11.1996 г. [1]

Данный закон рассматривает состав и содержание бухгалтерской отчетности, адреса и сроки предоставления бухгалтерской отчетности, а также её публичность.

В отношении составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности предусмотрено, что:

«Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации». [1 ст. 13]

«Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности». [1 ст. 15]

 

    Второй уровеньПоложения по бухгалтерскому учёту    Условно ПБУ можно разделить на две группы: те, которые непосредственно связаны с составлением и предоставлением бухгалтерской (финансовой) отчетности и те, которые в меньшей степени с этим связаны.

 

Рассмотрим ПБУ, которые непосредственно связаны с составлением и представлением бухгалтерской (финансовой) отчетности это: ПБУ 4/99; ПБУ 1/2008; ПБУ 7/98; ПБУ 11/2008 и другие.

 

v Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) Утверждено приказом МФ РФ от 06.07.99 №43н. [2]

Данный документ устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций. Кроме того, рассматривается информация, касающаяся оценки статей бухгалтерской отчетности, аудита, а также публичности бухгалтерской отчетности.

В отношении составления и представления отчетности установлено, что:

«В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету».[2 п.34]

 «Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто - оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках». [2 п.35]

«Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств».[2 п.38]

 

v Положение по бухгалтерскому учёту «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) Утверждено приказом МФ РФ от 06.10.2008 №106 н. [3]

Этот документ регламентирует основные правила формирования и раскрытия учётной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

В соответствии с п.6 ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации должна обеспечивать:

-полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

-своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

-большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

-отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

-тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

-рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности)».

Также установлено, что: «Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств». [3 п.17]

 

v Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98) Утверждено приказом МФ РФ от 25.11.1998 №56 н. [4]

Настоящее Положение устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, событий после отчетной даты. Кроме этого, выявлены особенности раскрытия событий после отчетной даты в бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства.

Согласно п.3 ПБУ 7/98 событием после отчетной даты называется факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств и результаты деятельности предприятия. Данный факт для его классификации как события после отчетной даты должен иметь место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный период. При этом датой подписания бухгалтерской отчетности считается дата, указанная в сопроводительных письмах.

 

v Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008) Утверждено приказом МФ РФ от 29.04.2008 №48 н. [5]

 

Данный документ регламентирует порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, за исключением кредитных.

Согласно п.6 ПБУ 11/2008 «Организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, раскрывает информацию о связанных сторонах в случаях, когда:

-такая организация контролируется или на нее оказывается значительное влияние юридическим и (или) физическим лицом;

-такая организация контролирует или оказывает значительное влияние на юридическое лицо;

-такая организация и юридическое лицо контролируются или на них оказывается значительное влияние (непосредственно или через третьи юридические лица) одним и тем же юридическим и (или) одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц)».

 

 

Далее рассмотрим те ПБУ, которые менее связаны с составлением и представлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, однако их объединяет общий раздел «Раскрытие информации бухгалтерской отчетности». В нём раскрывается информация в зависимости от объекта бухгалтерского учета. Например:

 

Таблица №1

ПБУ Раскрытие информации об объекте  бух. учета
· Положение по бухгалтерскому учету «Учёт основных средств» (ПБУ 6/01) Утверждено приказом МФ РФ от 30.03.2001 №26н. · Положение по бухгалтерскому   учёту «Учёт договоров  строительного подряда» (ПБУ 2/2008) Утверждено приказом МФ РФ от 24.10.2008 №116 н. · Положение по бухгалтерскому учёту «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008) Утверждено приказом МФ РФ от 06.10.08 №107н   ·   Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) Утверждено приказом МФ РФ от 09.06.2001 №44н. · Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) Утверждено приказом МФ РФ от 06.05.99 №32н. · ПБУ 10/99 «Расходы организации» · Положение по бухгалтерскому учету «Изменение оценочных значений» (ПБУ 21/2008) Утверждено приказом МФ РФ от 06.10.2008 №106н.      Основные средства: -стоимость которых не погашается; -предоставленные и полученные по договору аренды; -учитываемые в составе доходных вложений в материальные ценности; - объекты недвижимости, принятые в эксплуатацию и фактически используемые и другие.   Информация о доходах, расходах и финансовых результатах организации.   Расходы по займам: -проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору); -дополнительные расходы по займам. Дополнительными расходами по займам являются: -суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги; -суммы, уплачиваемые за экспертизу договора займа (кредитного договора); -иные расходы, непосредственно связанные с получением займов (кредитов).   Материально-производственные запасы: -используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг); -предназначенные для продажи; -используемые для управленческих нужд организации.   Доходы организации: -от обычных видов деятельности; -прочие доходы.     Расходы организации: -от обычных видов деятельности; -прочие расходы.     Оценочное значение: -величина резерва по сомнительным долгам; -резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов; -других оценочных резервов, сроки полезного использования основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и др.

 

 

Третий уровеньМетодические указания

 

ü Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций. Приказ Минфина РФ от 20 .05.2003г. № 44н. [6]

Данный документ устанавливает правила формирования в бухгалтерской отчетности информации об осуществлении реорганизации организаций; предусматривает раскрытие информации в бухгалтерской отчетности осуществления реорганизации организаций при наличии предусмотренных ГК РФ решения учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, решения уполномоченных государственных органов или решения суда, в случаях, установленных законом.

Согласно п.9 предусмотрено, что: «При реорганизации организации в форме разделения или выделения, осуществляемой одновременно с реорганизацией в форме слияния или присоединения, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, составляемая на дату внесения в Реестр записи о государственной регистрации организации, создаваемой путем реорганизации в форме разделения или выделения, вступительная бухгалтерская отчетность, при внесении одновременно записи о прекращении деятельности организации, создаваемой путем реорганизации в форме разделения или выделения, может являться одновременно ее заключительной бухгалтерской отчетностью при соблюдении условия неизменности оценки имущества, передаваемого по разделительному балансу, являющемуся одновременно передаточным актом в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Согласно п.15 установлено, что: «При реорганизации в форме слияния на день, предшествующий внесению в Реестр записи о возникшей организации, все реорганизуемые организации, прекращающие свою деятельность, составляют заключительную бухгалтерскую отчетность с закрытием счетов учета прибылей и убытков».

 

ü Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности. Приказ Минфина РФ от 30.12.1996 г. № 112. [ 7 ]

Рассматриваемый документ регламентирует общий порядок составления и представления сводной бухгалтерской отчетности, а также основные правила объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводную бухгалтерскую отчетность.

«Сводная бухгалтерская отчетность  объединяет бухгалтерскую отчетность головной организации и ее дочерних обществ, а также включает данные о зависимых обществах. По отношению к дочерним обществам головная организация выступает как основное общество (товарищество), по отношению к зависимым обществам - как преобладающее (участвующее) общество» [7 п. 1.2]

       В отношении составления и представления сводной бухгалтерской отчетности установлено, что:

«-До составления сводной бухгалтерской отчетности необходимо выверить и урегулировать все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а также между дочерними обществами.

     - В случае наличия у головной организации дочерних и зависимых обществ одновременно, сводная бухгалтерская отчетность составляется путем объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и бухгалтерской отчетности дочерних обществ и включения данных об участии в зависимых обществах.

- Показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества включаются в сводную бухгалтерскую отчетность с первого числа месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций, доли в уставном капитале дочернего общества, либо появления иной возможности определять решения, принимаемые дочерним обществом.

- Данные о зависимом обществе включаются в сводную бухгалтерскую отчетность с первого числа месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций или доли в уставном капитале зависимого общества». [7 п.2.5; 2.6; 2.7; 2.8]

 

ü Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приказ Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49. [8]

Данный документ регламентирует общие правила проведения инвентаризации, порядок оформления результатов инвентаризации, формирование расхождений в результате инвентаризации.

«Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств». [8 разд.1]

До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

 

ü Приказ МФ РФ от 22 .07.2003г. № 67н. «О формах бухгалтерской отчетности организаций», «Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности».

 

Бухгалтерская отчетность составляется, как правило, по формам, утвержденным приказом Минфина России от 22 июля 2003г. №67н. Согласно данному приказу предприятия могут составлять отчетность по формам, отличным от форм, утвержденных выше указанным документом. Применение иных форм должно быть обусловлено спецификой деятельности предприятия и утверждено в соответствующем порядке. Информация, которая будет содержаться в утвержденных предприятием формах отчетности, должна глубже и шире раскрывать деятельность, чем показатели форм, предложенных Минфином России. Порядок утверждения форм нормативными актами не регламентирован. Однако представляется обоснованным применяемые предприятием формы бухгалтерской отчетности утвердить в составе учетной политики предприятия.

 

 

Четвертый уровень -

§ План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности  предприятий и инструкция по его применению. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94 н. [9]

По Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с настоящей Инструкцией бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

На основе Плана счетов бухгалтерского учета и настоящей Инструкции организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

 

 

§ Учётная политика, которая разработана на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) от 06.10.2008г. №106н   [10]

«Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».[10 разд.1]

В соответствии с разделом 2 выявлено, что: «Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации. При этом утверждается:

ü рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

ü формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

ü порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

ü методы оценки активов и обязательств;

ü правила документооборота и технология обработки учетной информации;

ü порядок контроля за хозяйственными операциями и другие».

Кроме того предусмотрено, что: «Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно - распорядительным документом.

Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета». [10 разд. 4]

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 241.