Г. Нижний Новгород
2009 г.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………..3
1.Состав, значение, порядок составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчётности…………………………………………5
1.1.Понятие, значение бухгалтерской (финансовой) отчетности и её классификация…………………………………………………………………..5
1.2.Состав, порядок составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчётности…………………………………………....................9
1.3.Нормативное регулирование порядка составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчётности…………………………………….15
2.Бухгалтерский баланс – основная форма бухгалтерской (финансовой) отчётности………………………………………………………………….26
2.1. Методологические и методические аспекты формирования информации в бухгалтерском балансе…………………………………………..26
2.2. Классификация бухгалтерских балансов…………………………...30
2.3. Структура и техника составления бухгалтерского баланса………32
Заключение……………………………………………………………….............40
Список литературы……………………………………………………………….42
Приложение
Практическая часть
Введение
В настоящее время все более и более возрастает роль представления достоверной бухгалтерской отчетности, так как на основе её данных можно достаточно легко говорить о том, на сколько финансово независима данная организация, на сколько обеспечена она собственными и заемными источниками, своевременно ли рассчитывается по своим обязательствам и другое.
Одним из важных элементов бухгалтерской отчетности является баланс. Значение бухгалтерского баланса настолько велико, что он часто выделяется в отдельную отчетную единицу. Баланс – система показателей, сгруппированных в сводную ведомость в виде двусторонней таблицы, отображающую наличие хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке на определенную дату. Состояние хозяйственных средств и их источников показывается на определенный момент, как правило, на первое число отчетного периода в стоимостном выражении. Принимая во внимание, что их группировка и обобщение в балансе приводится и на начало года, можно утверждать, что состояние показателей приведено не только в статике, но и в динамике. Это значительно расширяет границы познания сущности бухгалтерского баланса, его места в определении финансовой устойчивости экономического субъекта на рынке товаров, работ, и услуг.
Сущность бухгалтерского баланса проявляется в его назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учета. С другой стороны, бухгалтерский баланс - одна из форм периодической и годовой отчетности. Среди других слагаемых метода бухгалтерского учета двойственное назначение характерно только для бухгалтерского баланса. Потенциальные инвесторы и кредиторы изучают и оценивают содержание и отношения между отдельными группами и подгруппами актива и пассива баланса, их взаимосвязь между собой.
Умение чтения бухгалтерского баланса дает возможность: получить значительный объем информации о предприятии; определить степень обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами; установить, за счет каких статей изменилась величина оборотных средств; оценить общее финансовое состояние предприятия даже без расчетов аналитических показателей.
Эта тема достаточно актуальна и привлекает внимание в связи с тем, что бухгалтерский баланс в современном бухгалтерском учете занимает, по мнению многих специалистов и рядовых работников бухгалтерской сферы, центральное место в отчетности. Если раньше в России весь бухгалтерский учет был строго регламентирован, то в настоящее время ведение отчетности получило более свободную основу. Это представляет дополнительный интерес в рассмотрении данной темы.
Целью моей работы является:
§ изучить вопросы, касающиеся состава, значения и порядка представления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
§ рассмотреть бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Исходя из целей, можно определить следующие задачи курсовой работы:
· рассмотрение понятия, значения бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также её классификацию;
· выявление состава, порядка и адресов представления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
· изучение нормативного регулирования;
· рассмотрение структуры и техники составления бухгалтерского баланса.
NПриложение к бухгалтерскому балансу (форма №5)
NПояснительная записка
n Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации (если она в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту).
Дебет 20,23 Кредит 25,26
Дебет 90-2 Кредит 26,44
Дебет 43,90-2 Кредит 20,23
Закрытие операционно-результатных счетов
Дебет 90-1 Кредит 90-9
Дебет 90-9 Кредит 90-2,90-3,90-4 и т.д.
___________________________________________________
Дебет 91-1 Кредит 91-9
Дебет 91-9 Кредит 91-2
___________________________________________________
В случае реорганизации бухгалтерская отчетность составляется с учетом Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом МФ РФ от 20.05.2003 N 44н.
Как уже было сказано выше, бухгалтерский баланс представляется в виде двусторонней таблицы, левая сторона которой актив, правая – пассив.
Таблица№2 - Структура бухгалтерского баланса
Актив | Пассив |
1. Внеоборотные активы | 3. Капитал и резервы |
2. Оборотные активы | 4. Долгосрочные обязательства |
| 5. Краткосрочные обязательства |
Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах |
Каждый из разделов баланса, в свою очередь, состоит из подразделов (групп статей), в которых отражаются виды активов и обязательств организации, а подразделы - из отдельных статей - строк, предназначенных для расшифровки показателей баланса.
Раздел I «Внеоборотные активы»
Внеоборотные активы – это средства организации, которые используются ею в своей деятельности дольше одного года. Самыми важными их статьями являются нематериальные активы, основные средства, незавершенные капитальные вложения и долгосрочные финансовые вложения.
1. Нематериальные активы. Отражение нематериальных активов в балансе производится по остаточной стоимости, т.е. в нетто-оценке. По этому подразделу отражаются исключительные права на объекты интеллектуальной собственности. К нематериальным активам относятся организационные расходы и деловая репутация организации. Нематериальные активы учитываются на счете 04.
2. Основные средства. Признание объекта учета, отвечающего критериям основных средств, осуществляется в момент его ввода в эксплуатацию. Независимо от стоимости по этой статье учитывается любое имущество со сроком службы более 12 месяцев. В балансе ОС также учитываются по остаточной стоимости. Остаточная стоимость ОС определяется как разница между первоначальной стоимостью и начисленной по этим объектам амортизацией. Всякое изменение основных средств, связанное с их поступлением и выбытием, отражается на счете 01 «Основные средства».
3. Незавершенное строительство. По данной статье баланса отражаются фактические затраты на создание, увеличение стоимости, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (сроком более одного года), не предназначенных для продажи. К ним относятся затраты по приобретению (изготовлению) объектов основных средств (требующих и не требующих монтажа), нематериальных активов, а также расходы, связанные с выполнением НИОКР. Незавершенное строительство отражается на счетах 07 и 08.
4. Долгосрочные финансовые вложения. Здесь показываются долгосрочные инвестиции в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, в государственные ценные бумаги, а также предоставленные другим организациям займы. В бухгалтерском учете финансовые вложения независимо от срока обращения учитываются на счете 58 «Финансовые вложения».
5. Отложенные налоговые активы. ОНА принимаются к бухгалтерскому учету в размере величины, определяемой как произведение вычитаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, и ставки налога на прибыль, действующей на отчетную дату. Разница между суммой начисленных отложенных налоговых активов и суммой, отраженной в учете в их уменьшение, и подлежит отражению по рассматриваемой статье бухгалтерского баланса.
Раздел II «Оборотные активы»
Подраздел второго раздела актива бухгалтерского баланса «Запасы» формирует информацию о расходах организации, связанных с осуществлением ее финансово-хозяйственной деятельности в разрезе экономически однородных групп. В связи с этим данный подраздел представлен в виде подробной постатейной детализации осуществленных расходов.
1. Сырье, материалы и другие аналогичные ценности. Отражаются остатки запасов сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, запасных частей, тары и других материальных ценностей, учитываемых на счете 10 «Материалы» в оценке, предусмотренной Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Например:1) Сальдо сч.10 – 100тыс.руб. Дебетовое сальдо сч.16 – 60 тыс. руб. В балансе по статье «Материалы» будет учитываться сумма в размере 160 тыс.руб.
2) Сальдо сч.10 – 100тыс.руб. Кредитовое сальдо сч.16 - 30тыс. руб.Тогда в балансе по статье «Материалы» будет отражена сумма в размере 70 тыс.руб.
2. Затраты в незавершенном производстве (издержки обращения). Показываются затраты по незавершенному производству и незавершенным работам (услугам), учет которых осуществляется на соответствующих счетах бухгалтерского учета затрат на производство (сч.20, 21, 23, 29, 44 и 46).
3. Готовая продукция. Показывается остаток продукции, прошедшей все стадии, предусмотренные технологическим процессом, а также изделий укомплектованных, прошедших испытания и техническую приемку в оценке, предусмотренной в учетной политике: либо по фактическим затратам, либо по учетной оценке (плановой, нормативной).
4. Товары. Товары в бухгалтерской отчетности отражаются по фактическим затратам на их приобретение. Предприятия розничной торговли могут отражать товары по продажным ценам (с учетом торговой наценки). Однако при формировании бухгалтерской отчетности данные товары должны быть отражены по закупочным ценам.
Например: сальдо сч.41 – 600тыс. руб.; сальдо сч.42 – 100тыс. руб. В балансе отражаем по покупной стоимости товаров, т.е. 600 – 100 = 500 тыс. руб.
5. Товары отгруженные. В бухгалтерской отчетности отгруженные товары отражаются в том случае, если не выполнено хотя бы одно из условий признания выручки: - организация имеет право на получение выручки; - сумма выручки может быть определена; - имеется уверенность в том, что произойдет увеличение экономических выгод; и другие. Отражаются по полной фактической себестоимости или по нормативно (плановой) полной себестоимости. Используется сч.45.
6. Расходы будущих периодов. По статье данной статье записывается сумма расходов, произведенных в отчетном периоде, но подлежащая погашению в следующих отчетных периодах путем списания на издержки или другие источники в течение срока, к которому они относятся. Используется сч.97
7. НДС по приобретенным ценностям. Указанная статья отражает суммы НДС, которые организации оплачивают контрагентам по договорам купли-продажи, поставки, подряда, и т.д., до момента их списания в уменьшение задолженности бюджету по таким расчетам. Используется сч.19.
8. Дебиторская задолженность. Дебиторская задолженность отражается в балансе в двух подразделах в зависимости от сроков ее погашения: а) в течение 12 месяцев после отчетной даты - строки 240 - 246; б) более чем через 12 месяцев после отчетной даты - строки 230 – 235. По статье «Покупатели и заказчики» показывается непогашенная задолженность покупателей и заказчиков за отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги.
9. Краткосрочные финансовые вложения. Порядок формирования отчетной информации о краткосрочных финансовых вложения аналогичен порядку представления информации о долгосрочных финансовых вложениях, рассмотренному выше.
10. Денежные средства. По данной статье отражаются остатки денежных средств в кассе и на счетах предприятия. При этом валютные средства отражаются в бухгалтерской отчетности в рублевой оценке, которая определяется путем пересчета средств по курсу ЦБ РФ на отчетную дату.
Остальные статьи раздела II отражаются по фактическим затратам.
Раздел III «Капитал и резервы»
1. Уставный капитал. Отражается в сумме, зафиксированной в учредительных документах. Используется сч.80.
2. Собственные акции, выкупленные у акционеров. По данной статье АО отражают стоимость собственных акций, выкупленных им у акционеров для последующей перепродажи или аннулирования. Учтенная стоимость при подсчете итога по разделу «Капитал и резервы» обращается в его уменьшение. Используется сч.81.
3. Добавочный капитал. По этой статье отражают эмиссионный доход АО, полученный от размещения акций сверх номинальной стоимости; суммы дооценки внеоборотных активов; средства целевого финансирования, направленные на приобретение инвестиционного актива; курсовую разницу, возникающую при формировании уставного капитала организации. Используется сч.83.
4. Резервный капитал. Здесь отражается сумма остатков резервного капитала и других аналогичных фондов, создаваемых организацией в соответствии с учредительными документами и законодательством РФ. При этом АО создают резервный капитал в пределах установленного лимита – не ниже 5 % от уставного капитала.
5. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). Порядок формирования показателей нераспределенной прибыли в бухгалтерском балансе различается в зависимости от периода, за который он представляется. В бухгалтерских балансах за квартал, полугодие и девять месяцев финансовый результат за указанные периоды определяется алгебраическим произведением остатков по счету «Прибыли и убытки» за те же периоды и счета «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» на начало отчетного года. В балансе за год по строке «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» отражается остаток по счету «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» на конец отчетного года.
Раздел IV «Долгосрочные обязательства»
1. Займы и кредиты. По статье «Долгосрочные кредиты и займы» отражаются суммы полученных кредитов и займов, подлежащие погашению в соответствии с договорами более чем через 12 месяцев после отчетной даты.
2. Отложенные налоговые обязательства. По указанной статье отражаются сумма недоплаты по налогу на прибыль, имевшая место в отчетном и предшествующих ему периодах, которая будет постепенно компенсироваться в последующие периоды путем увеличения очередных платежей по этому налогу.
Раздел V «Краткосрочные обязательства»
В данном разделе баланса отражаются суммы кредиторской задолженности, подлежащей погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. Особое значение в этом разделе имеет группа статей «Кредиторская задолженность», которая объединяет широкий спектр текущей задолженности, вызванной нормальным функционированием организации.
1. Задолженность перед поставщиками и подрядчиками. Порядок формирования отчетных показателей по данной статье аналогичен порядку формирования показателей по статье «Дебиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками». Используются сч.76, 60.
2. Задолженность перед персоналом организации. Отражаются суммы заработной платы, которую организация начислила, но не выдала. Суммы депонированной заработной платы, которую работник не получил по субъективным причинам, отражаются по статье «Прочие кредиторы». Используется сч.70.
3. Задолженность перед государственными внебюджетными фондами. По этой статье отражается задолженность по единому социальному налогу, предусмотренному НК РФ. Используется сч.69.
4. Задолженность по налогам и сборам. По данной статье баланса отражаются суммы, числящиеся у организации на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».
5. Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов.
Отражаются суммы доходов, представляющие собой алгебраическую сумму остатков по счетам, на которых может числиться задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов.
6. Доходы будущих периодов. Отражаются суммы доходов, квалифицируемые как доходы, имеющие отношение к будущим периодам до момента включения их в состав доходов отчетного периода (арендная или квартирная плата, плата за коммунальные услуги, выручка за грузовые перевозки и т.д.).
7. Резервы предстоящих расходов. По данной статье отражаются суммы неиспользованных на установленные цели резервов, если учетной политикой предусмотрено их создание. К их числу относят резервы: на предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; ремонт основных средств и другие.
Самой важной особенностью бухгалтерского баланса является равенство итогов актива и пассива, потому что и в активе и в пассиве отражается одно и тоже – хозяйственные средства организации, но с разных сторон. В активе показывается состав средств, а в пассиве – источники, за счет которых они сформированы.
Также важной особенностью при заполнении строк баланса является то, что:
- не засчитываются (не сворачиваются) активы и пассивы по счетам, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету;
- данные о расчетах с другими организациями и физическими лицами показываются в развернутом виде. По тем счетам аналитического учета, где имеется дебетовое сальдо, их записывают в активе, а по счетам с кредитовым сальдо - в пассиве;
Например: не сворачиваются активы по сч.76 (в активе – сальдо дебетовое; в пассиве – сальдо кредитовое).
- показатели, имеющие отрицательное значение, записываются в круглых скобках
(убыток, себестоимость, налог на прибыль, прочие расходы).
- Некоторые показатели указываются с корректировкой на оценочные значения согласно ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»
Оценочным значением является величина резерва по сомнительным долгам;
резерва под снижение стоимости материальных ценностей; резерва под обесценение финансовых вложений в ценные бумаги и другие.
Пример 1: Резерв по сомнительным долгам Д 91-2 К 63 -40 тыс.руб. На отчётную дату сальдо сч.62, 76 (дебиторская задолженность) составила 200 тыс.руб.
Соответственно в балансе по статье «Дебиторская задолженность» будет отражена сумма в размере 200 – 40 = 160 тыс.руб.
Пример 2: Резерв под обесценение финансовых вложений Д 91-2 К 59 – 80 тыс.руб. На отчетную дату сальдо сч.58 «Финансовые вложения» - 300 тыс. руб.
Соответственно в балансе по статье «Финансовые вложения» будет отражена сумма в размере 300 – 80 = 220 тыс. руб.
Пример 3: Резерв под обесценение стоимости материальных ценностей Д 91-2 К 14 – 30 тыс. руб. На отчетную дату сальдо сч.10 – 330 тыс.руб. Соответственно в балансе по статье «Материальные затраты» будет отражена сумма в размере 330 – 30 = 300 тыс. руб.
Под техникой составления бухгалтерского баланса понимают совокупность всех необходимых учетных работ. Эти работы включают подготовительные процедуры, например, инвентаризацию, разграничение отдельных статей (доходов и расходов) между отдельными отчетными периодами, отражение списаний стоимости имущества, закрытие счетов и подведение итогов в соответствующих регистрах.
Основой для составления бухгалтерского баланса являются учетные записи в регистрах, подтвержденные оправдательными документами. Обороты и остатки, конечные по всем счетам, сверяются с данными аналитического учета. После сверки данных показатели учетных регистров переносятся в Главную книгу. На основании конечных остатков по счетам Главной книги составляется бухгалтерский баланс. Если информации по счетам Главной книги недостаточно для составления баланса, то используются данные аналитического учета.
Таким образом, техника составления баланса тесно связана с системой показателей, представляемой в конкретной отчетной форме.
Подробнее о формировании строк актива и пассива баланса см. Приложение 1. «С каких счетов взять информацию для заполнения баланса».
Заключение
По результатам проделанной работы были рассмотрены вопросы, касающиеся бухгалтерской отчетности, а также одной из наиболее важных её форм – бухгалтерского баланса.
Выяснили, что собой представляет бухгалтерская (финансовая) отчетность, каково ее значение для деятельности организации. Ведь именно благодаря бухгалтерской (финансовой) отчетности реализуется основная задача бухгалтерского учета – формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении и представление этой информации внутренним и внешним пользователям.
Подробно рассмотрели, по каким признакам классифицируется бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Кроме того, мы увидели, в каких документах установлен состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Как выяснилось, отчетность бывает промежуточной и годовой, рассмотрели, за какие периоды они предоставляются и что в себя включают.
Было обращено внимание на особые требования, которые должны быть предъявлены к составлению бухгалтерской отчетности. Также подробно раскрыта информация, касающаяся сроков представления промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности. Выяснили, кому данная отчетность может представляться, и в каком виде. Судя по многочисленным преимуществам, более удобной формой представления информации является электронная, но также существует и отправка по почте или лично в руки.
Нельзя не отметить, что в работе весь порядок составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности регламентируется значительным количеством нормативно-правовых актов разных уровней. Рассмотрели ПБУ, которые непосредственно связаны с составлением и представлением отчетности, и которые менее с этим связаны.
Достаточно подробно остановились на основной форме предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности – бухгалтерском балансе.
Как выяснилось, он служит основным источником предоставления информации как внутренним, так и внешним пользователям.
Увидели, что представляет собой горизонтальная структура размещения статей баланса, а что вертикальная. Поняли, какая из них наиболее удобна.
Обратили внимание на основные методологические и методические аспекты формирования информации в балансе.
Рассмотрели подробно классификацию бухгалтерских балансов и сделали вывод, что каждого рода баланс по-своему важен и его составление преследует определенную цель.
Кроме того, разобрали все разделы баланса, подразделы и статьи. Выяснили, что отражается по каждой статье, с каких счетов берется информация для заполнения строк бухгалтерского баланса. Выявили наиболее важные особенности при заполнении тех или иных строк баланса. А самая главная особенность – это, конечно же, равенство итогов актива и пассива баланса.
Также привели конкретные примеры по статьям бухгалтерского баланса, рассмотрели, что же собой представляет техника составления баланса и что лежит в ее основе.
Подводя итоги, можно сказать, что бухгалтерский баланс, в сущности, является системной моделью, обобщенно отражающей кругооборот средств предприятия, а так же финансовые отношения, в которые вступает предприятие в ходе этого кругооборота.
Таким образом, можно сделать вывод, что бухгалтерский баланс является реальным средством коммуникации, благодаря которому руководители получают представление о месте своего предприятия в системе аналогичных предприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительных характеристик эффективности использования ресурсов и принятии решений самых разнообразных вопросов по управлению предприятием. Можно смело сказать, что именно те аспекты, которые мы можем увидеть в бухгалтерском балансе, являются главными для любого предприятия. То есть бухгалтерский баланс является основной формой бухгалтерского учета.
Список литературы
1) Федеральный закон от 21.11.1996г. № 129 –ФЗ «О бухгалтерском учете» // 21 положение по бухгалтерскому учету. Сборник документов. – М.: Омега-Л, 2006. – 309 с.
2) Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), Утверждено приказом МФ РФ от 06.07.99 №43н (в ред. от 18.09.2006 N 115н.)
3) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»
(ПБУ 1/2008) от 06.10.2008г. №106н
4) Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98) Утверждено приказом МФ РФ от 25.11.1998 №56н (в ред. от 20.12.2007 N 143н).
5) Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008) Утверждено приказом МФ РФ от 29.04.2008 №48 н.
6) Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций. Приказ Минфина РФ от 20 .05.2003г. № 44н (в ред. от 04.08.2008 N 73н).
7) Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности. Приказ Минфина РФ от 30.12.1996 г. № 112 (в ред. от 12.05.99 N 36н).
8) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приказ Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.
9) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации (утв. приказом Минфина РФ от 31.10. 2000 г. № 94н)//В помощь главному бухгалтеру. Сборник документов. – М.: Омега-Л, 2006. – 124 с.
10)Учётная политика, которая разработана на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) от 06.10.2008г. №106н.
11) Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие / Под ред. Проф. В.Д. Новодворского. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 464с. – (Серия «Высшее образование»)
12) Домбровская Е. Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2007. - 279 с. – (Высшее образование).
13) Заббарова О.А. Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности организации: учебное пособие. – М.: КНОРУС. 2005. – 256с.
14) Захарьин В.Р. Годовая бухгалтерская отчетность – М.: Налоговый вестник, 2005. – 288с.
15) Камысовская С.В. Бухгалтерская(финансовая) отчетность по российским и международным стандартам: // С.В. Камысовская. – М.: КНОРУС, 2007. – 248с.
16) Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерская финансовая отчетность: составление и анализ / П.И. Камышанов, А.П. Камышанов. – 7-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2008. – 283с. – (В помощь бухгалтеру и руководителю).
17) Ковалев В.В., Ковалев Вит. В., Финансовая отчетность и ее анализ (основы балансоведения): Учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 432с.
18) Куттер М.И., Уланова И.Н. Бухгалтерская(финансовая) отчетность: Учебное пособие. – 2е изд., перераб. И доп.- М.: Финансы и статистика, 2006. – 256с.
19) Лапина О.Г. Годовой отчет за 2005 год: сдаем в срок и без ошибок с учетом практики налоговых проверок. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 816с. – (Настольная книга главного бухгалтера).
20) Ларионов А.Д., Карзаева Н.Н., Нечитайло А.И. Бухгалтерская финансовая отчетность: учеб. пособие / А.Д. Ларионова. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – 208с.
Г. Нижний Новгород
2009 г.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………..3
1.Состав, значение, порядок составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчётности…………………………………………5
1.1.Понятие, значение бухгалтерской (финансовой) отчетности и её классификация…………………………………………………………………..5
1.2.Состав, порядок составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчётности…………………………………………....................9
1.3.Нормативное регулирование порядка составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчётности…………………………………….15
2.Бухгалтерский баланс – основная форма бухгалтерской (финансовой) отчётности………………………………………………………………….26
2.1. Методологические и методические аспекты формирования информации в бухгалтерском балансе…………………………………………..26
2.2. Классификация бухгалтерских балансов…………………………...30
2.3. Структура и техника составления бухгалтерского баланса………32
Заключение……………………………………………………………….............40
Список литературы……………………………………………………………….42
Приложение
Практическая часть
Введение
В настоящее время все более и более возрастает роль представления достоверной бухгалтерской отчетности, так как на основе её данных можно достаточно легко говорить о том, на сколько финансово независима данная организация, на сколько обеспечена она собственными и заемными источниками, своевременно ли рассчитывается по своим обязательствам и другое.
Одним из важных элементов бухгалтерской отчетности является баланс. Значение бухгалтерского баланса настолько велико, что он часто выделяется в отдельную отчетную единицу. Баланс – система показателей, сгруппированных в сводную ведомость в виде двусторонней таблицы, отображающую наличие хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке на определенную дату. Состояние хозяйственных средств и их источников показывается на определенный момент, как правило, на первое число отчетного периода в стоимостном выражении. Принимая во внимание, что их группировка и обобщение в балансе приводится и на начало года, можно утверждать, что состояние показателей приведено не только в статике, но и в динамике. Это значительно расширяет границы познания сущности бухгалтерского баланса, его места в определении финансовой устойчивости экономического субъекта на рынке товаров, работ, и услуг.
Сущность бухгалтерского баланса проявляется в его назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учета. С другой стороны, бухгалтерский баланс - одна из форм периодической и годовой отчетности. Среди других слагаемых метода бухгалтерского учета двойственное назначение характерно только для бухгалтерского баланса. Потенциальные инвесторы и кредиторы изучают и оценивают содержание и отношения между отдельными группами и подгруппами актива и пассива баланса, их взаимосвязь между собой.
Умение чтения бухгалтерского баланса дает возможность: получить значительный объем информации о предприятии; определить степень обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами; установить, за счет каких статей изменилась величина оборотных средств; оценить общее финансовое состояние предприятия даже без расчетов аналитических показателей.
Эта тема достаточно актуальна и привлекает внимание в связи с тем, что бухгалтерский баланс в современном бухгалтерском учете занимает, по мнению многих специалистов и рядовых работников бухгалтерской сферы, центральное место в отчетности. Если раньше в России весь бухгалтерский учет был строго регламентирован, то в настоящее время ведение отчетности получило более свободную основу. Это представляет дополнительный интерес в рассмотрении данной темы.
Целью моей работы является:
§ изучить вопросы, касающиеся состава, значения и порядка представления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
§ рассмотреть бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Исходя из целей, можно определить следующие задачи курсовой работы:
· рассмотрение понятия, значения бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также её классификацию;
· выявление состава, порядка и адресов представления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
· изучение нормативного регулирования;
· рассмотрение структуры и техники составления бухгалтерского баланса.
Состав, значение, порядок составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчётности
1.1. Понятие, значение бухгалтерской (финансовой) отчетности и её классификация
В условиях рыночных отношений резко возрастает значение достоверной и объективной бухгалтерской отчетности, так как анализ ее показателей позволяет определить истинное имущественное и финансовое положение организации.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, формируемая на основе данных бухгалтерского (финансового) учета.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность позволяет оценить общую стоимость имущества, стоимость иммобилизованных и мобильных средств, материальных оборотных средств, величину собственных и заемных источников средств организации.
По данным бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается излишек или недостаток источников средств для формирования оборотных фондов организации, то есть определяется обеспеченность организации собственными и заемными источниками.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность дает возможность оценить кредитоспособность организации, то есть способность полностью и своевременно рассчитываться по обязательствам.
Бухгалтерская отчётность является информационной базой финансового анализа, результаты которого используются для управления финансово-хозяйственной деятельностью организации, для оценки эффективности деятельности ее руководства, для выбора направлений инвестирования капитала. Финансовый анализ может выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей и финансовой деятельности в целом.
Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности – одна из стадий бухгалтерского (финансового) учета, который включает:
1) документирование различных хозяйственных фактов;
2) классификацию учетных данных и отражение на счетах бухгалтерского учета – в учетных регистрах и Главной книге;
3) формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности;
4) анализ деятельности организации, результаты которого используются для принятия различных управленческих решений.
Посредством бухгалтерской (финансовой) отчетности реализуется основная задача бухгалтерского учета – формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении и представление этой информации внутренним и внешним пользователям.
Финансовое положение организации определяется существующими в ее распоряжении ресурсами, структурой источников этих ресурсов, ликвидностью и платежеспособностью организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования.
Информация о финансовых результатах деятельности требуется, чтобы оценить потенциальные изменения в ресурсах, которые организация будет контролировать в будущем, прогнозировать способность генерировать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов, обосновать эффективность, с которой организация может использовать дополнительные ресурсы.
Информация об изменениях финансового положения организации дает возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и операционную деятельность в отчетном периоде.
Информация о финансовом положении формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса. Информация о финансовых результатах деятельности организации отражается в показателями отчета о прибылях и убытках. Информация об изменениях в финансовом положении организации обеспечивается данными отчета о движении денежных средств.
Полнота информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях ее финансового положения обеспечивается единством указанных отчетов, а также соответствующими дополнительными данными.
Представляемая организациями отчётность классифицируется по следующим признакам:
ü видам;
ü объёму сведений, включаемых в отчеты;
ü назначению;
ü целям, для которых составляются отчеты;
ü периодам, охватываемым отчётностью;
ü степени обобщения данных.
По видам отчетность делится на: бухгалтерскую, финансовую, управленческую, налоговую, статистическую и оперативную.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность содержит сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах деятельности организации. Она составляется на основании синтетического и аналитического учета, подтверждается первичными документами. Для составления отчетности используются также данные оперативной и статистической отчетности. Бухгалтерской (финансовой) отчетности присуща более высокая достоверность, так как её данные подтверждаются материалами инвентаризации и, как правило, аудиторским заключением.
Финансовая отчетность представляет собой свод взаимосвязанных показателей, выраженных в денежных единицах, которые характеризуют финансовое состояние и финансовые результаты деятельности организации за отчетный период, а также текстовые пояснения к этим показателям. Она представляет собой способ обобщения системных данных бухгалтерского учета, который позволяет представить полезную информацию финансового характера основным группам заинтересованных лиц.
Управленческая отчетность представляет собой комплекс показателей, выраженных в денежных и натуральных единицах, а также аналитических материалов, которые характеризуют результаты, альтернативы и планы финансово-хозяйственной деятельности организации для целей контроля и управления организацией на любой момент времени.
Налоговая отчетность представляет собой развёрнутый расчет налоговой базы на отчетную дату в соответствии с нормативными актами, регулирующими налоговые платежи организации.
Статистическая отчетность – это комплекс показателей в денежном и натуральном выражении, предоставляемых организациями по установленным Госкомстатом России формам. Она служит для отражения отдельных сторон деятельности организации и их статистического изучения.
Оперативная отчетность предназначена для текущего контроля и управления внутри организации в момент совершения хозяйственных операций или сразу же после их завершения. В ней содержатся сведения о выполнении планов поставок продукции, соблюдении договоров, финансовом положении организации.
По объему содержащихся в отчетах сведений различают частную и общую отчетность.
Частная отчетность включает информацию о работе организации на одном участке ее деятельности.
Общая отчетность характеризует хозяйственную деятельность организации в целом.
По назначению отчетность подразделяется на: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя отчетность служит средством информирования внешних пользователей – заинтересованных юридических и физических лиц о характере деятельности, доходности и имущественном положении организации. В соответствии с международной практикой она обязательно подлежит опубликованию, поэтому ее называют «публичной».
Внутренняя отчетность формируется для целей оперативного и общего управления организацией.
По периодам, охватываемым отчетностью, она подразделяется на: текущую (внутригодовую) и годовую.
Текущая отчетность составляется на внутригодовую дату. Текущая бухгалтерская отчетность называется промежуточной. К ней относится месячная и квартальная отчетность. Текущие отчеты составляются регулярно через определенные промежутки времени. Эту отчетность подразделяют на ежедневную, месячную, квартальную, полугодовую и за девять месяцев.
Годовая отчетность составляется по окончании года и характеризует все стороны хозяйственной деятельности организации за финансовый год.
По степени обобщения данных отчетность подразделяется на: первичную, сводную и консолидированную.
Первичная отчетность составляется по данным текущего учета организации.
Сводная отчетность составляется вышестоящими организациями, государственными комитетами по статистике по территориальному принципу и отраслям народного хозяйства путем обработки первичной отчетности организаций.
Консолидированная отчетность представляет собой объединенную отчетность двух и более юридически самостоятельных организаций, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях.
Общей целью всех видов отчетности является формирование качественной и своевременной информации о финансовой и хозяйственной деятельности организации.
1.2. Состав, порядок составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчётности
Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности установлен в:
Ø ФЗ «О бухгалтерском учете»;
Ø ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации;
Ø Приказе МФ РФ от 22.07.2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
В соответствии с действующим порядком под отчетным периодом понимается период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год кумулятивным способом, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного года. В свою очередь отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных организаций первым отчетным годом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для предприятий, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года включительно. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточной.
Организации, имеющие дочерние общества, составляют и представляют помимо собственного бухгалтерского отчета, также консолидированную (сводную) отчетность, включающую отчеты своих дочерних обществ. Организации, имеющие филиалы, представительства и иные подразделения, в том числе выделенные на отдельные балансы, включают показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений в показатели форм своей бухгалтерской отчетности.
Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.
Существует промежуточная и годовая бухгалтерская отчетность.
Промежуточная отчетность включает в себя:
Дата: 2019-12-10, просмотров: 294.