Исходя из вышесказанного контроллинг как целостная система состоит из двух важных частей:
· стратегический контроллинг;
· оперативный контроллинг.
Каждый вид контроллинга имеет свои цели, методы, принципы, средства и инструменты.
Стратегический контроллинг должен обеспечить выживаемость предприятия, отслеживание намеченных целей развития и достижение долгосрочного устойчивого преимущества перед конкурентами. Основными направлениями анализа стратегического контроллинга являются:
· анализ внешней и внутренней среды;
· анализ конкуренции;
· анализ ключевых факторов успеха;
· формирование портфеля стратегий;
· анализ стратегических планов и подконтрольных показателей деятельности;
· анализ цепочки ценностей;
· анализ стратегического позиционирования;
· анализ затратообразующих факторов.
Стратегический контроллинг ориентирован на долгосрочные перспективы. Объектами контроля, а, следовательно, и контролируемыми величинами являются такие показатели , как цели, стратегии, потенциалы и факторы успеха, сильные и слабые стороны предприятия, шансы и риски, рубежи и последствия.
Можно выделить наиболее важные практические инструменты и принципы стратегического управления , которые использует стратегический контроллинг:
· Матричные аналитические инструменты;
· Анализ сильных и слабых сторон;
· Принципы управления спросом и предложением;
· Принципы финансовой оценки стратегических планов;
· Разработка сценариев;
· Функционально-стоимостной анализ;
· Стратегическое управление затратами.
Главной целью оперативного контроллинга является создание такой системы управления, которая эффективно помогает достигать текущие цели предприятия, а также оптимизирует соотношение «затраты-прибыль».
Оперативный контроллинг ориентирован на краткосрочные цели и контролирует такие основные показатели, как рентабельность, ликвидность, производительность и прибыль.
Арсенал основных методов и инструментов оперативного контроллинга сильно отличается от стратегического. Наиболее известными являются следующие инструменты:
· GAP-анализ - анализ отклонений (разрывов);
· Портфолио-анализ - анализ распределения деятельности предприятия по отдельным стратегиям относительно продуктов и рынков;
· CVP-анализ – анализ соотношения “затраты-объем-прибыль”(Cost-Volume-Profit);
· АВС-анализ – анализ групп производственных подразделений в зависимости от их вклада в доход (не путать с функционально-стоимостным анализом);
· Планирование потребности в материалах;
· Финансовый анализ показателей деятельности;
· Статические и динамические методы инвестиционных расчетов;
· Бюджетирование;
· Функционально-стоимостной анализ.
Функции контроллинга.
1) Контроль за состоянием экономики предприятия;
2) Сервисная функция;
3) Управляющая функция;
4) Функция подготовки (разработки) методологии принятия решений и их координации, а также контроля восприятия этой методологии руководством;
5) Контроль экономичности работы подразделения.
1) Суть: контроль равновесия прибыль/затраты. Равновесие осуществляется тем, что определяют промежутки времени заданной величины, сравнивают с фактическим и определяют, не нужно ли вмешательство, разработка противодействующих мер для достижения желаемого результата фирмы. Контроллинг – это система регулирования затрат и результатов деятельности, помогающая избежать неожиданностей и «зажечь красный свет», когда угрожает опасность.
2) Суть: представление необходимой информации руководству. Информационное обеспечение контроллинга реализуется при помощи систем:
- Учета;
- Нормирования;
- Контроля.
Ориентировано на достижение целей деятельности фирмы.
3) Суть: переоценка стратегии, корректировка целей.
4) Суть: Осуществляется с использованием данных по отношениям ставок покрытия, общих результатов деятельности для обеспечения функций управления.
5) Суть: интересует уровень затрат, но не интересует процесс формирования этих затрат.
1.3. Важнейшие виды деятельности контроллера.
Известно, что управление предприятием - это сфера задач менеджмента. Без контроля, прежде всего финансового, говорить о реальном управлении предприятием невозможно. Путать менеджмент и контроллинг, однако, недопустимо, так как контроллинг управленческую функцию не выполняет, работник службы контроллинга (предлагается назвать его "контроллер") управленческих решений не принимает и руководство предприятия заменить не может.
Созданная на большинстве крупных и средних немецких предприятий служба контроллинга занимается прежде всего учетом и анализом затрат и результатов хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Фактические данные для анализа поставляются контроллеру бухгалтерией. Статистические выкладки, плановые данные и результаты сравнения фактических значений показателей с плановыми величинами контроллер получает из плановой и финансовой служб предприятия. На основании проведенных расчетов главный контроллер предлагает высшему руководству фирмы рекомендации по сокращению затрат и увеличению прибыльности и рентабельности производства и сбыта. Эти рекомендации служат обоснованием для принятия управленческих решений.
Очень широко контроллинг используется при прогнозировании цен на продукцию и услуги, для определения нижних допустимых границ цен и тарифов, расчета ожидаемых прибылей, налоговых платежей и создаваемых резервов. В рамках контроллинга проверяется эффективность различных вариантов инвестиций до и в ходе их осуществления, моделируются условия реализации проекта. Информация, поставляемая службой контроллинга руководству предприятия, незаменима для оперативного и стратегического управления. Важнейшие виды деятельности контроллера приведены ниже:
· Построение системы планирования:
1) Содействие при определении общего плана развития предприятия и его целей;
2) Руководство и координация работ по планированию и составлению бюджета;
3) Согласование промежуточных целей и планов и их сведение в единый общий план предприятия;
· Составление отчетности:
1) Ведение содержательной системы информационной обеспеченности и отчетности;
2) Учет специфических потребностей руководителя в информации и отчетности.
· Своевременное представление периодической информации об отклонениях между фактическими и плановыми значениями показателей:
1) затраты;
4) показатели, характеризующие оборот;
5) показатели, характеризующие финансовое состояние;
6) эффективность и объем инвестиций;
7) Анализ отклонений и обсуждение результатов анализа с руководителями соответствующих подразделений предприятия, а также разработка вариантов альтернативных рекомендаций по выходу из создавшейся ситуации;
8) Координация расчетов ожидаемых результатов деятельности и составление отчетов для руководства фирмы.
При организации службы контроллинга надо принимать во внимание следующие предпосылки:
1) Необходимо стремиться к наглядным простым структурам (использовать линейную, линейно-функциональную, но не матричную структуру);
2) Согласование целей, управление целями и достижение целей координируются только на первом уровне управления;
3) Методы управления предприятием, фирмой в рамках общей, руководящей стратегии, становятся эффективными только тогда, когда контроллеру удается их скоординировать;
4) Контроллер нуждается в получении информации об экономических взаимосвязях и резервах, чтобы иметь непререкаемый личный и профессиональный авторитет среди сотрудников (последнее слово за контроллером);
5) Служба контроллинга самостоятельна, независима и нейтральна по отношению к уровням управления.
В практике хозяйственной деятельности встречаются два основных варианта организации службы контроллинга:
- Централизованная;
- Децентрализованная.
При централизованной организации службы контроллинга главный контроллер подчиняется президенту компании, либо руководителю фирмы.
На главного контроллера возлагается обобщение рекомендаций, установление контактов с лицами, принимающими решение. Главный контроллер также координирует деятельность централизованных служб контроллинга в области стратегического и оперативного планирования, анализа плановых и фактических показателей, берет на себя обработку специальных поручений от руководителя фирмы, особых заказов и заданий от лиц, принимающих управленческие решения.
Децентрализованная служба контроллинга позволяет делегировать часть задач централизованной службы контроллинга структурным подразделениям, филиалам, дочерним организациям, которые находятся далеко друг от друга. Но в подчинении главного контроллера остаются:
- контроллер по маркетингу;
- контроллер по логистике;
- контроллер по ВЭС (внешне-экономическим связям);
- контроллер по ресурсам.
Используется 4 варианта организации службы контроллинга:
1) Контроллер подразделения административно подчинен руководителю подразделения, у главного контроллера он консультируется и инструктируется.
Плюсы: Контроллер работает в значительной мере самостоятельно. Интересы подразделений подчиняются интересам центральной службы контроллинга.
Минусы: Однако, если блокировать связь подразделения с главным контроллером, то подразделение получает излишнюю самостоятельность, что нежелательно.
На практике этот вариант встречается редко.
2) Контроллер подразделения административно подчинен руководителю подразделения, а функционально главному контроллеру.
Плюсы: Руководитель подразделения определяет, когда и где использовать контроллера подразделения. Главный контроллер определяет, как и что из круга проблем нужно решить в первую очередь.
Минусы: Двойное подчинение приводит к конфликтным ситуациям.
Этот вариант считается классическим и широко распространен.
3) Контроллер подразделения функционально подчинен руководителю подразделения, а административно главному контроллеру.
Плюсы: Руководитель подразделения решает, как и что из круга проблем должен решать контроллер, а главный контроллер – когда и где.
Минусы: Контроллер подвержен сильным конфликтным ситуациям.
Этот метод также используется.
4) Контроллер подразделения ориентирован на совместную работу вместе с руководителями подразделений, но функционально и административно он подчинен главному контроллеру.
Такая форма рекомендуется в кризисных ситуациях.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 243.