Характеристика делового общения: сущность, особенности, роль в современном бизнесе
Деловое общение — есть общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т. д.
Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности.
В деловом общении предметом общения является дело.
Производственное взаимодействие может и не быть по своей сути общением в том случае, если другой субъект выступает в качестве объекта.
Например, при жестко авторитарном стиле руководства отношение начальника к подчиненному выступает в основном как отношение субъекта к объекту.
В этом случае формой отношений является дисциплина — принцип строгого регулирования иерархического соположения управляющего и управляемого. Понятно, что последний лишен свободы действия, что право принятия решения предоставлено управляющему субъекту и потому связь между ними асимметрична, монологична, а не диалогична.
Особенности делового общения заключаются в том, что:
· партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;
· общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;
· основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.
Основные формы делового общения:
— деловая беседа;
— деловые переговоры;
— деловые совещания;
— публичные выступления.
Заключение.
Список литературы.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Социальная психология»
- Предмет и виды социальной психологии.
- Этапы становления социальной психологии.
- Предметные области социальной психологии.
- Причины отсутствия единого понимания предмета социальной психологии.
- Особенности исторического развития социальной психологии в России.
- Создание основ социально-психологической теории в рамках отечественной психологической традиции. Марксистская социальная психология.
- Причины возникновения кризисов в развитии социальной психологии в России.
- Место социальной психологии в системе гуманитарного знания, ее взаимосвязь с другими психологическими дисциплинами.
- Роль и значение социальной психологии в решении современных проблем человека и общества.
- Определение и соотношение понятий «методология», «метод», «методика» исследования. Принципы отечественной социальной психологии.
- Основные требования к социально-психологическому исследованию в рамках естественно-научной парадигмы.
- Методы естественно-научной и гуманитарной социальной психологии.
- Теоретические основы и задачи «психологии народов» М.Лацаруса и Х.Штейнталя, развитие идей «психологии народов» В.Вундтом.
- Концепция подражания Г.Тарда.
- «Психология масс» Г.Лебона.
- Теория «инстинктов социального поведения» У.Мак-Дугалла.
- «Коллективная рефлексология» В.М.Бехтерева.
- Теория «поля» К.Левина и школа «групповой динимики».
- Общая характеристика современной американской социальной психологии.
- Трактовки общения в современной социальной психологии.
- Структура и функции общения.
- Виды и типы общения.
- Представление об отношениях в концепции В.Н.Мясищева. «Порочный круг отношений».
- Условия оптимального общения.
- Понятие о межличностной аттракции. Эксперименты к отечественной и зарубежной социальной психологии.
- Понятие о невербальном общении и его функциях.
- Структура невербального общения.
- Виды взаимодействия в общении. Стратегии взаимодействия.
- Способы психологического воздействия.
- Социально-психологические причины возникновения затрудненного общения.
- Феномены межличностного познания (первое впечатление, эффект ореола и т.д.). Эксперименты в отечественной и зарубежной социальной психологии.
- Каузальная атрибуция.
- Критерии определения группы в социальной психологии.
- Функции групп.
- Виды групп.
- Понятие о малой группе. Структура малой группы.
- Ценностно-ориентационное единство группы (В.А.Петровский).
- Уровни развития группы (Л.И.Уманский).
- Динамические процессы в группе.
- Социальная фасилитация и социльная ингибиция. Условия возникновения.
- Групповая сплоченность и ее влияние на продуктивность деятельности группы.
- Принятие группового решения. Феномен «сдвига к риску», «огруппление» мышления. Методики принятия группового решения.
- Влияние большинства на меньшинство. Эксперименты отечественных и зарубежных социальных психологов.
- Понятие о лидере и лидерстве в социальной психологии.
- Теории лидерства.
- Критерии определения стиля руководства группой.
- Различия феноменов лидерства и руководства.
- Виды больших социальных групп.
- Интерпретация общественно-психологических явлений (общественное мнение, настроение, ценностные ориентации, обычаи, традиции).
- Социально-психологические особенности поведения спонтанно возникающих групп (толпа, масса, очередь, демонстрация).
- Особенности трактовки личности в социальной психологии по сравнению с ее определением в социологии и общей психологии.
- Представление А.Адлера о социальной психологии личности.
- Социально-психологические характеристики личности в концепции Э.Фромма, К.Хорни.
- Представления о личности как субъекте отношений в концепции В.Н.Мясищева.
- Диспозиционная теория личности В.А.Ядова.
- Структура социальных установок личности.
- Понятие о социальных стереотипах и их видах. Исследование гендерных стереотипов.
- Ценностные ориентации личности и их классификации.
- Виды социальных потребностей личности.
- Понятие о социально-психологической компетентности личности и способах ее развития.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 293.