По курсу «Социальная психология»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методические указания

По курсу «Социальная психология»

 (для студентов заочной формы обучения)

 

 

Ростов-на-Дону

2017

 

 

Составитель: к.психол.н., доцент Мансурова И.С.

 

 

Методические указания содержат перечень тем контрольных работ, вопросы к экзамену по дисциплине и  информационно-методическое обеспечение курса.

 

Пояснительная записка

 

Основная цель курса «Социальная психология» состоит в том, чтобы сформировать у студентов представление о предмете социальной психологии, о его составляющих, о феноменах и закономерностях социального поведения личности и различных групп.

Задачи:

  1. Раскрыть специфику и особенности социально-психологического знания, сложность его строения, рассмотреть взаимосвязи между различными предметными областями социальной психологии.
  2. Обратить внимание студентов на историю развития социально-психологического знания, на его связь с развитием гуманитарных дисциплин и самой психологической науки.
  3. Ознакомить студентов с разными теоретическими подходами к исследованию социально-психологических феноменов, сформировавшихся в зарубежной и отечественной науке, с новыми тенденциями развития социальной психологии.
  4. Научить студентов осмысливать различные социально-психологические явления, опираясь на принципы естественно-научной и гуманитарной психологии.
  5. Продемонстрировать значимость выявленных социально-психологических закономерностей для понимания современного состояния общества.
  6. Показать направления прикладной социальной психологии и отметить особенности практической социальной психологии.

Изучение курса «Социальная психология» предусматривает выполнение контрольной работы, тема которой самостоятельно выбирается студентом из предложенных, но в соответствии с последней цифрой в номере зачетной книжки студента. Объём работы 10-12 листов. Контрольная работа должна быть аккуратно написана от руки в стандартной школьной тетради, либо распечатана на компьютере на одной стороне листа (формата А4). Шрифт – Times New Roman, 14 кегль, через 1,5 интервал, допускается выделение жирным шрифтом и курсивом. Оформление работы должно соответствовать стандартным требованиям. При изложении материала студент должен ориентироваться на вопросы к теме контрольной работы.

Структура контрольной работы: план, введение, основная часть (согласно вопросам к выбранной теме), заключение, которое должно содержать выводы и краткое резюме написанного выше; список литературы, ссылки на каждый источник должны содержаться в тексте (в квадратных скобках указывать порядковый номер источника в списке; при цитировании необходимо указывать страницы). Например: «Согласно А.А.Бодалеву, под общением мы будем понимать «сложный многоплановый процесс….» [2, С.14]

Защита контрольной работы проходит в 2 этапа:

1. Допуск к защите работы (если работа соответствует предъявляемым требованиям).

2. Защита контрольной работы, предполагает собеседование по теме работы.

Ниже приводится список учебной литературы соответствующий программе дисциплины «Социальная психология» и включающей базовый материал по предлагаемым темам. Данная литература может быть использована как для написания контрольной работы, так и для подготовки к экзамену.

Темы контрольных работ

Тема 2. Принципы рассмотрения предмета социальной психологии во второй половине ХХ столетия

1) Первый этап – кризис американской социальной психологии

2) Второй этап – создание альтернативных американской социальной психологии моделей западной Европейской социальной психологии (Р.Харре, С.Московиси, Г.Таджфел)

3) Посткризисное развитие социальной психологии

Тема 16. Типы общения

1) Дихотомический подход к определению типов общения: непосредственное – опосредованное; ролевое – личностное; вербальное - невербальное; затрудненное – незатрудненное; монологическое – диалогическое и т.д.

2) Психолингвистическая типология общения А.А.леонтьева и ее критерии.

3) Основные характеристики специфических форм общения (М.И.Бобнева).

ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Типология общения.

Введение

Деятельность и общение составляют две стороны социального бытия человека, его способа жизни. Поэтому, когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и то, с кем и как он общается, т. е. сферу, формы, способы общения.

Реальность и необходимость общения определена совместной жизнедеятельностью людей. Корни общения мы находим в самой их материальной жизнедеятельности. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека.

«Отдельный человек, — писал Л. Фейербах, — как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в

единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты».

В отечественной психологии установлено, что развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью — первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

И все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения. Вне общения формирование личности вообще невозможно.

Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т. п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер. Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит также через общение.\

 

Виды потребностей в общении

Коммуникативные действия человека могут быть вызва­ны самыми различными потребностями. Первая из них — потребность в безопасности.

Потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется в том, что человек начинает общаться ради сни­жения страха, тревоги или внутреннего конфликта. Даже со­всем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания. Если каждый раз после вступления в контакт с другими людьми снижение напряже­ния происходит аффективно, может сформироваться навяз­чивое стремление к общению с кем угодно, лишь бы погово­рить.

Аффилиация — собственно сама потребность в общении как таковая проявляется в стремлении быть в контакте с себе подобными ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта одиночества. Она свойственна людям с высо­кой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие лица не мо­гут самостоятельно организовать обучение, им обязательно требуется лидер.

Потребность в познании часто мотивирует общение, когда человек через другого желает уточнить свои представления, расширить возможности своего мышления, узнать человека, его способности и состояния. Когда человек рассматривает­ся как источник определенной, нужной в данный момент информации, то главным мотивом общения с ним становит­ся потребность в познании. Например, общение с лектором в основном мотивировано познанием. Поэтому о лекторе мы судим по тому, как он удовлетворяет эту нашу потребность. Если же наша потребность в познании не удовлетворена, то лектор нам не нравится независимо от других его досто­инств.

Есть люди, стремящиеся поддержать общение посредст­вом интересного рассказа о прочитанном и увиденном. Эта внутренняя установка порождает эрудитов, знающих много обо всем и пускающим это знание в общение ради привлече­ния внимания к собственной персоне. Если же у партнеров в общении с ними не удовлетворяются другие фундаменталь­ные потребности, то в таких «интересных рассказчиках» бы­стро разочаровываются. Тот, кто накапливает информацию ради общения, поступает неразумно, ибо знания нужны для дела, а не для общения.

Потребность быть индивидуальностью проявляется в стремлении к такому общению, при котором мы могли бы «прочитать» на лице, в речи и поведении другого человека признание нашей неповторимости, уникальности, необыч­ности. Жажда быть неповторимым порождает стремление в общении с другими увидеть себя как единственное в своем роде для них существо.

Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в общении с другими мы получаем признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочарован, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют человека искать его признания в другом, и большей частью он находит его в общении с людьми, склон­ными оценивать данную личность положительно. Однако, если такая потребность в индивиде гипертрофирована, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.

Потребность в доминировании — это стремление оказыва­ет активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется эта потреб­ность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуация в целом под нашим влиянием. Одновременно с этим партнер по общению рассматривает нас в качестве человека, берущего на себя тяжесть принятия ре­шения. Поэтому наряду с потребностью в доминировании у некоторых людей есть потребность в подчинении другому. Эти потребности могут выступать и как факторы, нарушающие общение, если, например, в споре мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к истине (доминирование) или же принимаем нежелательные для нас решения и пове­дение партнера не сопротивляясь (подчинение). Общение двух доминантных или двух ведомых личностей бывает крайне затруднено. В первом случае возможен конфликт, во втором — непродуктивность общения и деятельности.

Потребность в покровительстве или заботе о другом прояв­ляется в стремлении кому-то в чем-то помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных ситуациях, возникающих в те­чение жизни, постепенно формирует альтруизм, человеко­любие. Для того, кто желает быть педагогом, врачом, необхо­димо стремиться быть альтруистом. В его общении эта моти­вация всегда должна проявляться в ситуациях, когда кто-то нуждается в помощи.

Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь. Эта помощь, будучи принятой, приносит удовлетворение тому, кто ее оказал. Отказ партнера может быть воспринят негативно, как его нежелание пойти на кон­такт или более того — как необоснованная независимость и гордость, как завышенная самооценка.

 

Типология общения

Для наиболее полной характеристики общения рассмот­рим его типологию. Самой общей классификацией является выделение непосредственного и опосредованного общения.

Непосредственное это общение прямое, без посредни­ков. Опосредованное общение если оно обусловлено внеш­ними факторами — преломляется через них. Это может быть опыт предшествующих поколений, технические средства массовой коммуникации.

Мы живем в обществе, и каждый из нас выполняет мно­жество функций: служебные (начальник, подчиненный, ученик, врач, судья), семейные (мать, отец, муж, жена, дочь, сын, брат) и т. д.

Общение, обусловленное социальными функциями, рег­ламентировано как по содержанию, так и по форме. Такое общение называют формальным. Партнеры в этом случае могут ничего не знать друг о друге, так как в этом нет необхо­димости. Вместо знаний о личности собеседника в этом слу­чае оперируют знанием его социальной роли.

Например, социальная роль пассажира транспорта предпола­гает, что в ответ на требования контролера он предъявляет ему про­ездной билет, а в случае его отсутствия — оплатит штраф.

Таким образом, совершенно разные люди в сходных усло­виях будут действовать одинаково. Это вырабатываемые об­ществом и принятые личностью нормы общения. В то же время это не застывшие формы: они совершенствуются, формируются самим человеком. Каждый из партнеров в та­ком общении ожидает от другого определенных действий, обусловленных его социальной ролью. Когда эти ожидания не оправдываются или понимание личностью своей социа­льной роли расходится с пониманием ее другими людьми, возникает конфликт. Однако и формальное общение не сво­бодно от личностных отношений.

Например, в беседе с пациентом один врач может быть сухим или даже су­ровым, другой, наоборот, дружелюбным и приветливым.

Но в таком общении личностные характеристики имеют как бы второстепенное значение, отодвигаются на задний план.

Вид общения, противоположный формальному, — обще­ние неформальное. Оно более наполнено личностным смыс­лом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшая форма неформаль­ного общения — дружба. Человеку свойственно стремиться к неформальному общению, к раскрытию внутреннего мира личности, личностного отношения, чувств. Но, однако, это не всем удается и зависит от множества факторов. Такие чер­ты личности, например, как направленность на общение, до­верие, незамкнутость и т. д., способствуют установлению лич­ностных, то есть неформальных отношений между партнера­ми. Большую роль в организации таких отношений играет «техника» общения: приемы установления развития контак­та, умения увидеть и понять другого человека и др. Поэтому овладение коммуникативными умениями — эффективное средство к достижению неформального общения.

В рамках общей типологии различают также вербальное и невербальное общение. Обще­ние, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным (от лат. verbalis — словесный). При невербальном общении средством переда­чи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т.д.).

В зависимости от того, насколько ярко в общении прояв­ляются отношения, различают следующие его виды.

Социально-ориентированное общение. Общественные от­ношения здесь выражены наиболее ярко. Это лекция, до­клад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.

Лектор, докладчик выступает как представитель общества и ре­шает социальную задачу. Он либо побуждает слушателей к непо­средственной социальной активности, либо объединяет их вокруг социально значимой идеи, формирует или изменяет убеждения, социальные установки и т. п.

То есть такое общение реализует общественные отноше­ния и имеет целью организовать социальное взаимодейст­вие.

Групповое предметно-ориентированное общение. Здесь бо­лее четко обозначены отношения, обусловленные совмест­ной деятельностью.

Это общение, например, в процессе труда, обучения.

Цель такого общения — решение конкретных проблем, стоящих перед коллективом: в сфере труда — производст­венных задач, в сфере обучения — познавательных. Но непо­средственная задача предметно-ориентированного общения тоже социальная — организация коллективного взаимодей­ствия.

Личностно-ориентированное общение. Это общение од­ного человека с другим. Оно может быть в двух вариантах:

1) деловое, то есть направленное на совместную деятель­ность, по сути совпадающее с предметно-ориентирован­ным; 2) второй вариант — общение типа «выяснения отно­шений».

Общественные отношения здесь как бы отодвигаются на задний план. Субъективно для человека в центре стоят лич­ностные отношения. И он порой не догадывается, что за ними скрыты общественные отношения. И только когда между теми и другими возникает явный конфликт, становит­ся ясно, что общественные отношения присутствуют в са­мых, казалось бы, интимных взаимоотношениях и играют главенствующую роль.

Разумеется, границы между отдельными видами обще­ния условны, так как в реальности коммуникативные ситу­ации часто бывает невозможно отнести к какому-то одному типу.

Примером такого сложного, многопланового явления может служить общение преподавателя со студентами.

 

Заключение.

Список литературы.

 

 

Вопросы к экзамену по дисциплине «Социальная психология»

  1. Предмет и виды социальной психологии.
  2. Этапы становления социальной психологии.
  3. Предметные области социальной психологии.
  4. Причины отсутствия единого понимания предмета социальной психологии.
  5. Особенности исторического развития социальной психологии в России.
  6. Создание основ социально-психологической теории в рамках отечественной психологической традиции. Марксистская социальная психология.
  7. Причины возникновения кризисов в развитии социальной психологии в России.
  8. Место социальной психологии в системе гуманитарного знания, ее взаимосвязь с другими психологическими дисциплинами.
  9. Роль и значение социальной психологии в решении современных проблем человека и общества.
  10. Определение и соотношение понятий «методология», «метод», «методика» исследования. Принципы отечественной социальной психологии.
  11. Основные требования к социально-психологическому исследованию в рамках естественно-научной парадигмы.
  12.  Методы естественно-научной и гуманитарной социальной психологии.
  13. Теоретические основы и задачи «психологии народов» М.Лацаруса и Х.Штейнталя, развитие идей «психологии народов» В.Вундтом.
  14. Концепция подражания Г.Тарда.
  15. «Психология масс» Г.Лебона.
  16. Теория «инстинктов социального поведения» У.Мак-Дугалла.
  17.  «Коллективная рефлексология» В.М.Бехтерева.
  18. Теория «поля» К.Левина и школа «групповой динимики».
  19. Общая характеристика современной американской социальной психологии.
  20. Трактовки общения в современной социальной психологии.
  21. Структура и функции общения.
  22. Виды и типы общения.
  23. Представление об отношениях в концепции В.Н.Мясищева. «Порочный круг отношений».
  24. Условия оптимального общения.
  25. Понятие о межличностной аттракции. Эксперименты к отечественной и зарубежной социальной психологии.
  26. Понятие о невербальном общении и его функциях.
  27. Структура невербального общения.
  28. Виды взаимодействия в общении. Стратегии взаимодействия.
  29. Способы психологического воздействия.
  30. Социально-психологические причины возникновения затрудненного общения.
  31. Феномены межличностного познания (первое впечатление, эффект ореола и т.д.). Эксперименты в отечественной и зарубежной социальной психологии.
  32. Каузальная атрибуция.
  33. Критерии определения группы в социальной психологии.
  34. Функции групп.
  35. Виды групп.
  36. Понятие о малой группе. Структура малой группы.
  37. Ценностно-ориентационное единство группы (В.А.Петровский).
  38. Уровни развития группы (Л.И.Уманский).
  39. Динамические процессы в группе.
  40. Социальная фасилитация и социльная ингибиция. Условия возникновения.
  41. Групповая сплоченность и ее влияние на продуктивность деятельности группы.
  42. Принятие группового решения. Феномен «сдвига к риску», «огруппление» мышления. Методики принятия группового решения.
  43. Влияние большинства на меньшинство. Эксперименты отечественных и зарубежных социальных психологов.
  44. Понятие о лидере и лидерстве в социальной психологии.
  45. Теории лидерства.
  46. Критерии определения стиля руководства группой.
  47. Различия феноменов лидерства и руководства.
  48. Виды больших социальных групп.
  49. Интерпретация общественно-психологических явлений (общественное мнение, настроение, ценностные ориентации, обычаи, традиции).
  50. Социально-психологические особенности поведения спонтанно возникающих групп (толпа, масса, очередь, демонстрация).
  51. Особенности трактовки личности в социальной психологии по сравнению с ее определением в социологии и общей психологии.
  52. Представление А.Адлера о социальной психологии личности.
  53. Социально-психологические характеристики личности в концепции Э.Фромма, К.Хорни.
  54. Представления о личности как субъекте отношений в концепции В.Н.Мясищева.
  55. Диспозиционная теория личности В.А.Ядова.
  56. Структура социальных установок личности.
  57. Понятие о социальных стереотипах и их видах. Исследование гендерных стереотипов.
  58. Ценностные ориентации личности и их классификации.
  59. Виды социальных потребностей личности.
  60. Понятие о социально-психологической компетентности личности и способах ее развития.

 

 

Методические указания

по курсу «Социальная психология»

 (для студентов заочной формы обучения)

 

 

Ростов-на-Дону

2017

 

 

Составитель: к.психол.н., доцент Мансурова И.С.

 

 

Методические указания содержат перечень тем контрольных работ, вопросы к экзамену по дисциплине и  информационно-методическое обеспечение курса.

 

Пояснительная записка

 

Основная цель курса «Социальная психология» состоит в том, чтобы сформировать у студентов представление о предмете социальной психологии, о его составляющих, о феноменах и закономерностях социального поведения личности и различных групп.

Задачи:

  1. Раскрыть специфику и особенности социально-психологического знания, сложность его строения, рассмотреть взаимосвязи между различными предметными областями социальной психологии.
  2. Обратить внимание студентов на историю развития социально-психологического знания, на его связь с развитием гуманитарных дисциплин и самой психологической науки.
  3. Ознакомить студентов с разными теоретическими подходами к исследованию социально-психологических феноменов, сформировавшихся в зарубежной и отечественной науке, с новыми тенденциями развития социальной психологии.
  4. Научить студентов осмысливать различные социально-психологические явления, опираясь на принципы естественно-научной и гуманитарной психологии.
  5. Продемонстрировать значимость выявленных социально-психологических закономерностей для понимания современного состояния общества.
  6. Показать направления прикладной социальной психологии и отметить особенности практической социальной психологии.

Изучение курса «Социальная психология» предусматривает выполнение контрольной работы, тема которой самостоятельно выбирается студентом из предложенных, но в соответствии с последней цифрой в номере зачетной книжки студента. Объём работы 10-12 листов. Контрольная работа должна быть аккуратно написана от руки в стандартной школьной тетради, либо распечатана на компьютере на одной стороне листа (формата А4). Шрифт – Times New Roman, 14 кегль, через 1,5 интервал, допускается выделение жирным шрифтом и курсивом. Оформление работы должно соответствовать стандартным требованиям. При изложении материала студент должен ориентироваться на вопросы к теме контрольной работы.

Структура контрольной работы: план, введение, основная часть (согласно вопросам к выбранной теме), заключение, которое должно содержать выводы и краткое резюме написанного выше; список литературы, ссылки на каждый источник должны содержаться в тексте (в квадратных скобках указывать порядковый номер источника в списке; при цитировании необходимо указывать страницы). Например: «Согласно А.А.Бодалеву, под общением мы будем понимать «сложный многоплановый процесс….» [2, С.14]

Защита контрольной работы проходит в 2 этапа:

1. Допуск к защите работы (если работа соответствует предъявляемым требованиям).

2. Защита контрольной работы, предполагает собеседование по теме работы.

Ниже приводится список учебной литературы соответствующий программе дисциплины «Социальная психология» и включающей базовый материал по предлагаемым темам. Данная литература может быть использована как для написания контрольной работы, так и для подготовки к экзамену.

Темы контрольных работ

Дата: 2019-12-09, просмотров: 300.