Основные этапы налоговой реформы в Республики Казахстан
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Первый этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года).

Из-за отсутствия собственного опыта в создании налоговой системы Казахстан в основе использован опыт соседних государств, и, прежде всего, в Российской Федерации. Практически Закон "О налоговой системе в Республике Казахстан", принятый 24 декабря 1991 года, являлся скопированным вариантом законодательства России. В результате в Казахстане была построена трехзвенная налоговая система, присущая федеративному государству.

В республике функционировали более 40 видов налогов:

1. Общегосударственные налоги;

2. Общеобязательные местные налоги;

3. Местные налоги.

Большое количество налогов (43 вида; 16 общегосударственных, 10 общеобязательных налогов и сборов, 17 местных налогов и сборов), нестабильность законодательства, наличие множества платежей расчетной базой, для которых является себестоимость, применение большого количества льгот сделало налоговую систему практически неуправляемой и совершенно неэффективной. Работа над совершенствованием налоговой системы Казахстана началась уже в 1992 году.

В истории развития налоговой системы Республики Казахстан определенное место занимает 1994 год. Именно в этом году были сделаны первые конкретные шаги на пути реформирования налоговой системы. Изменения коснулись двух крупных налогов: подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль предприятий. Были приняты Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона "О налогообложении доходов физических лиц" и "О налогах на прибыль и доходы юридических лиц". С принятием указанных законодательных актов произошли радикальные изменения в механизме исчисления двух основных налогов.

Так, в подоходном налогообложении физических лиц впервые был осуществлен переход от идедулярного налогообложения, применявшегося достаточно длительное время в республиках бывшего СССР, к глобальному обложению доходов физических лиц на основе определения совокупного годового дохода.

В части юридических лиц изменения коснулись следующих аспектов: отмена дифференциация ставок налога на прибыль и утверждены две ставки: 30% - для всех юридических лиц и 45% - для банков и страховых компаний.

Впервые к числу налогоплательщиков стали относиться бюджетные организации в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности; были упорядочены льготы (вместо действовавших ранее 30 осталось 6 льгот) и т.д. Анализ изменений, произошедших в налоговой системе Республики Казахстан в 1994 году, позволяют сделать вывод об их преимущественно фискальном характере. Между тем, несмотря на столь решительные меры, удельный вес налоговых поступлений в ВВП в 1994 году снизился до 8,4% против 14,8% в 1993 году. [2]

Исходя, из того в качестве основных целей налоговой реформы в Республике Казахстан в последующие этапы были выдвинуты:

1. Стимулирование рыночных отношений, а именно:

- активная поддержка предпринимательства;

- стимулирование индивидуальных налогоплательщиков вкладывать получаемые доходы в предпринимательскую деятельность;

- подведение широкой законодательной базы под налогообложение;

- создание механизма защиты доходов от двойного, тройного налогообложения.

2. Достижения определенной справедливости в налогообложении, а именно:

- обеспечение социальной защиты малоимущих;

- создание единой шкалы налогообложения независимо от источника получения дохода;

- учет национальных и территориальных интересов государства;

- стремление к творческому использованию мирового опыта построения системы налогообложения.

В соответствии с этими целями была сделана попытка изменить всю налоговую систему Республики Казахстан и приблизить ее к мировым стандартам.

Второй этап налоговой реформы (с июля 1995 года по 1999 год).

Задачами второго этапа были: снижение налогового бремени, сокращение количеств налогов, приближение налоговой системы Казахстана к мировым стандартам. В основном этим требованиям отвечало принятие Указа Президента Республики Казахстан имеющее силу закона "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 г.

Общегосударственные: подоходный налог с юридических и физических лиц; налог на добавленную стоимость; aкцизы; налог на операции с ценными бумагами; социальные платежи с недропользователей.

Местные налоги и сборы: земельный налог; налог на имущество юридических и физических лиц; налог на транспортные средства; сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и юридических лиц; сбор за право занятия отдельными видами деятельности; сбор с аукционных продаж.

С 1 января 1999 г. в состав общегосударственных налогов и сборов включаются: дорожный налог, социальный налог, сбор на социальное обеспечение и сбор за выезд автотранспортных средств на территорию Республики Казахстан.

налоговая система реформа казахстан

Согласно Закона Республики Казахстан от 16 июля 1999 г. №440-1 Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 г. №2235 приобрел статус Закона Республики Казахстан. [3]

Налоговая система РК в соответствии с вышеуказанным документом включает в следующие налоги, сборы и другие обязательные платежи:

Налоги и другие обязательные платежи в бюджет: Подоходный налог с юридических и физических лиц

1. Налог на добавленную стоимость

2. Акцизы

3. Сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг и присвоение национального идентификационного номера эмиссии ценных бумаг, не подлежащих государственной регистрации

4. Специальные платежи и налоги недропользователей

5. Социальный налог

6. Сборы за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан

7. Земельный налог

8. Налог на имущество юридических и физических лиц

9. Налог на транспортные средства

10. Единый земельный налог

11. Сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и юридических лиц

12. Лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности

13. Сбор за аукционных продаж

14. Сбор за право реализации товаров на рынках

15. Сбор за использование юридическими и физическими лицами символики города Алматы в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках

16. Сбор за использование юридическими лицами (кроме государственных предприятий, государственных учреждений и некоммерческих организаций) и физическими лицами слов "Казахстан", "Республика", "Национальный" (полных, а также производных от них) в их фирменных наименованиях знаках обслуживания, товарных знаках.

Третий этап налоговой реформы (с 2000 года по 2001 год).

Основной задачей третьего этапа является усиление правовых аспектов взаимоотношений между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными органами и налогоплательщиками. В целом, структура налогов, которая была заложена в 1995 году, достаточно оптимальна. На сегодняшний день существует 17 видов основных налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, которые нужно совершенствовать и число которых также необходимо оптимизировать. Отсюда вытекает необходимость в реформировании налогового законодательства.

С 1 января 2002 года в Республике Казахстан действует радикально обновленная налоговая система. Ее правовым фундаментом является Кодекс Республики Казахстан от 12 июня 2001 года №209-2 "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)". Говоря о радикальности налоговой реформы, я имею в виду вовсе не смену экономической модели. Напротив, новый Налоговый кодекс укрепляет концептуальные основы налоговой системы, сформированной в прошлые годы. Тем не менее, произошли разительные перемены, направленные на повышение эффективности правовых механизмов в налоговой сфере. Новый кодекс отличают четкость и системность в регулировании "правил игры". Он устанавливает более справедливые условия налогообложения, реально снижает налоговую нагрузку, обеспечивает налогоплательщикам гарантии стабильности. Изменения в налоговом законодательстве в совокупности с изменениями в других сферах законодательства привели к улучшению положения налогоплательщиков в Республике Казахстан. [4]



Дата: 2019-12-10, просмотров: 217.