Становление налоговой системы Казахстана
Необходимость налоговых реформ
Как известно, понятие "налоговая реформа" имеет несколько значений. Это и сам факт, и, в то же время, способ кардинального изменения налоговой системы, постоянное стремление к совершенствованию которой, а отсюда, - и определенная нестатичность (не путать с нестабильностью) - вполне нормальное, продиктованное самой жизнью, явление. Особенно, если речь идет о корректировке самой траектории налоговой системы, вызванной пересмотром методологических и концептуальных основ налоговой политики. Но следует иметь в виду, что если эти изменения лишь уточняют либо дополняют отдельные положения действующего налогового законодательства, включая предусмотренные им административные правила и процедуры, однако в целом оставляют его в силе, они оцениваются только как налоговые поправки.
Обеспечение стабильности и достаточности государственных финансов, прозрачность и устойчивость налогового законодательства, сбалансированность доходной и расходной частей бюджета являются залогом благополучия любого государства. Современная фискальная политика во многом определяется теми стратегическими задачами и приоритетами, которые стоят перед страной на каждом этапе ее экономического развития. Определяющим фактором в этих вопросах являются налоги и налоговая политика как наиболее эластичный инструмент адекватного реагирования государства на происходящие экономические процессы. Республика Казахстан планомерно проводит работу по совершенствованию налогового законодательства[1].
Современная структура налоговой системы Республики Казахстан
Акцизы
Акцизы являются косвенным налогом, взимаемым с подакцизных товаров, и включаются в стоимость реализации товаров.
Акцизами облагаются товары, произведенные на территории Казахстана и импортируемые на территорию Республики. Не облагаются акцизами экспортируемые подакцизные товары при условии подтверждения товаропроизводителем вывоза товаров на экспорт, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, участником которых является Республика Казахстан.
Плательщиками акцизов являются юридические и физические лица:
1) производящие подакцизные товары на территории Республики Казахстан;
2) импортирующие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Казахстан;
3) осуществляющие оптовую, розничную торговлю бензином (за исключением авиационного) и дизельным топливом;
4) осуществляющие реализацию конфискованных бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государству, если по вышеуказанным товарам акциз на территории Республики Казахстан ранее не был уплачен;
5) осуществляющие подакцизные виды деятельности на территории Республики.
На всей территории Республики действуют единые ставки акцизов. Ставки акцизов на подакцизные товары, произведенные или импортируемые на территорию Республики, утверждаются Правительством Республики Казахстан в процентах к стоимости товара или в установленном размере к физическому объему в натуральном выражении.
На объекты игорного бизнеса устанавливаются максимальный и минимальный пределы базовой ставки акциза из расчета на год.
Объектами обложения акцизами являются:
- следующие операции, осуществляемые плательщиками акцизов с произведенными и (или) добытыми, и (или) разлитыми ими подакцизными товарами:
- реализация подакцизных товаров;
- передача подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
- передача подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки давальческих сырья и материалов, в том числе подакцизных;
- взнос в уставный капитал;
- использование подакцизных товаров при натуральной оплате;
- отгрузка подакцизных товаров, осуществляемая товаропроизводителем своим структурным подразделениям;
- использование товаропроизводителями произведенных и (или) добытых, и (или) разлитых подакцизных товаров для собственных производственных нужд;
- оптовая реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;
- розничная реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;
- реализация конфискованных и (или) бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государству подакцизных товаров, и т.д. [9]
Не подлежат обложению акцизами:
- экспорт подакцизных товаров, если он отвечает требованиям, установленным налоговым законодательством Республики Казахстан;
- спирт этиловый в пределах квот, определяемых уполномоченным государственным органом по контролю за производством и оборотом этилового спирта, отпускаемый:
- для изготовления лечебных и фармацевтических препаратов при наличии у товаропроизводителя лицензии Республики Казахстан на право производства вышеуказанной продукции;
- государственным медицинским учреждениям;
- спиртосодержащая продукция медицинского назначения (кроме бальзамов), разлитая в потребительскую тару емкостью не более 0,1 л и зарегистрированная в качестве лекарственного средства.
Сумма акцизов определяется плательщиком самостоятельно исходя из стоимости реализуемых товаров и установленных ставок.
Отчетным периодом по расчетам с бюджетом по акцизам является календарный месяц. [10]
Налог на имущество
Объектами обложения налогом на имущество являются:
- у физических лиц - находящиеся в их личном пользовании жилые помещения, дачные строения, гаражи, иные строения, сооружения, помещения, не используемые в предпринимательской деятельности;
- у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, - амортизируемые активы (в соответствии с действующим законодательством в области бухгалтерского учета активами, подлежащими амортизации, считаются основные средства и нематериальные активы).
Ставки налога на имущество также различны:
- в отношении имущества граждан применяются прогрессивные ставки (по мере увеличения стоимости объекта налогообложения ставка прогрессирует);
- в отношении объектов налогообложения юридических лиц (в том числе нерезидентов), их филиалов и иных структурных подразделений, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, применяется ставка налога 1%.
Отчетным периодом по фактическим расчетам с бюджетом по налогу на имущество является календарный год.
Юридические лица (в том числе нерезиденты), их филиалы и иные структурные подразделения, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, самостоятельно исчисляют налог на имущество и уплачивают его по месту нахождения объектов.
Среднегодовая остаточная стоимость амортизируемых активов исчисляется как одна тринадцатая суммы, полученной при сложении остаточных стоимостей таких активов на 1-е число каждого месяца отчетного налогового года и 1-е число следующего за ним года.
Если продолжительность отчетного периода составляет менее одного года (при образовании юридического лица в течение года, реорганизации, ликвидации и др.), усредненная остаточная стоимость амортизируемых активов исчисляется как сумма, полученная при сложении остаточных стоимостей этих активов на 1-е число каждого начинающегося в отчетном периоде месяца и на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, деленная на число слагаемых в этой сумме. [13]
Земельный налог
Все физические и юридические лица независимо от форм собственности при наличии у них земельных участков на праве собственности, в постоянном пользовании или первичном безвозмездном временном пользовании обязаны уплачивать земельный налог. Юридические лица - нерезиденты, а также филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения юридических лиц признаются самостоятельными плательщиками земельного налога по земельным участкам, находящимся у них на вышеуказанных правах.
Земельный налог не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельца и землепользователя и исчисляется ежегодно путем применения установленных налоговым законодательством Республики ставок налога к площади земельного участка.
Особенностью при исчислении земельного налога являются ставки налога, которые установлены в зависимости от принадлежности земельных участков к следующим категориям земель, определенным земельным законодательством:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения;
4) земли особо охраняемых природных территорий;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда.
Законодательством Республики Казахстан определены следующие базовые ставки налога:
1) на земли сельскохозяйственного назначения ставки налога установлены в расчете на 1 га и зависят от показателя качества почвы земли (балл бонитета);
2) на земли населенных пунктов ставки налога установлены в расчете на 1 кв. м площади и дифференцируются по земельным участкам, занятым жилищным фондом (включая строения и сооружения при них), и земельным участкам, занятым нежилыми строениями, сооружениями, участками, необходимыми для их содержания, а также санитарно-защитными зонами объектов, техническими и иными зонами;
3) на земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения ставки налога установлены в расчете на 1 га и зависят от балла бонитета.
Кроме базовых ставок, установленных на земельные участки в зависимости от их принадлежности к определенной категории земель, в действующем налоговом законодательстве Республики предусмотрены следующие ставки земельного налога с учетом характера использования земельного участка:
1) на земли, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства, включая земли, занятые под постройками:
при площади до 0,50 га - 20 тенге за 0,01 га;
на площадь, превышающую 0,50 га, - 100 тенге за 0,01 га;
2) на придомовые земельные участки, за исключением земель, занятых жилищным фондом, включая строения и сооружения при них:
для г. Астаны, Алматы и городов областного значения при площади до 0,06 га - 20 тенге за 0,01 га, на площадь, превышающую 0,06 га, - 600 тенге за 0,01 га;
для остальных населенных пунктов при площади до 0,50 га - 20 тенге за 0,01 га, на площадь, превышающую 0,50 га, - 100 тенге за 0,01 га;
3) на земли населенных пунктов, занятые под территории, на которых осуществляется деятельность со взиманием сбора за право реализации товаров на рынках Республики Казахстан, под автостоянки, автозаправочные станции, - по ставкам, установленным для земель, занятых нежилыми строениями, сооружениями, необходимыми для их содержания, а также санитарно-защитными зонами объектов, техническими и иными зонами, увеличенным в 10 раз. [14]
Социальный налог
Плательщиками социального налога являются:
1) юридические лица - резиденты, а также нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение;
2) индивидуальные предприниматели;
3) частные нотариусы, адвокаты.
Объектом налогообложения являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам в виде доходов.
Социальный налог взимается по ставке 21%.
Юридические лица - резиденты, а также нерезиденты, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, уплачивают социальный налог за иностранных специалистов административно-управленческого, инженерно-технического персонала по ставке 11%.
Индивидуальные предприниматели, за исключением применяющих специальные налоговые режимы, частные нотариусы, адвокаты уплачивают социальный налог в размере 3 МРП за каждого работника.
Сумма социального налога, подлежащая уплате по структурным подразделениям, рассчитывается исходя из исчисленного социального налога по доходам работников данного структурного подразделения.
Декларация по социальному налогу представляется в налоговые органы ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. [16]
Налоги с недропользователей
Единственным нормативным актом, устанавливающим налоговый режим, является контракт на недропользование.
Налогообложение недропользователей осуществляется согласно двум моделям.
Первая модель предусматривает уплату недропользователями всех видов налогов и других обязательных платежей, определенных Налоговым кодексом.
Вторая модель предусматривает уплату (передачу) недропользователями доли Республики Казахстан по разделу продукции, а также уплату налогов и других обязательных платежей, установленных Налоговым кодексом, за исключением:
акциза на сырую нефть и другие полезные ископаемые;
налога на сверхприбыль;
земельного налога;
налога на имущество.
Первая модель налогового режима устанавливается во всех контрактах, за исключением контрактов о разделе продукции, для которых применяется вторая модель налогового режима.
Заключение
Проведен очередной крупный этап налоговой реформы несмотря на его некоторую противоречивость, общее направление реформирования налогов судя по всему выбрано правильно. Но реформа будет продолжаться.
Налоговая реформа, под которой, в отличие от отдельных поправок к существующей налоговой системе, подразумевается коренной пересмотр ее концептуальных и методологических основ - сложноорганизованная экономическая система. Она представляет собой протяженный во времени, динамично развивающийся, многовариантный и многоцелевой процесс, имеющий определенный набор однотипных по назначению, специфических по исполнению и уровню принятия решений последовательных стадий, являющихся ее подсистемами и состоящих, в свою очередь, из некоторого числа первичных элементов - этапов. В норме таких стадий в общей сложности три: подготовительная, непосредственного повсеместного внедрения нового законодательства и значительная. Последовательность и экономическая классификация всех элементов налоговой реформы составляет в совокупности законченный иерархический ряд, каждые последующие стадии и этапы которого по своему конечному результату так или иначе соподчинены предыдущим.
Экономических закономерностей этого процесса, умение, используя системный подход и методы математического анализа, его моделировать и неуклонно, путем периодической корректировки, совершенствовать, позволяют сделать правильный, научно обоснованный выбор стратегических целей, задач и основных параметров налоговой реформы, четче их скоординировать с проводимой государством социально-экономической и бюджетно-финансовой политикой, соизмерить с его национальными и геополитическими интересами, своевременно обеспечить вышеуказанный процесс необходимыми финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами, квалифицированно, с наибольшей эффективностью и с наименьшими затратами им управлять.
Список литературы
1. Кодекс Республики Казахстан от 12 июня 2001 года №209-2 "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)".
2. Абдракимова Ж. Корпоративный подоходный налог. /Финансы Казахстана, 2007. - № 8.
3. Алейбеков М. О главном в налоговом реформировании // АльПари Алматы, 2006.
4. Арыстанбеков К. Стратегия и тактика экономических реформ / Саясат Алматы, 2007.
5. Байдуйсенов А.Д. Налоговая система Казахстана // Финансы Казахстана, 2007. - №4.
6. Бирюков В.С. Налоговый ускоритель Или казахстанский путь модернизации // "Российская газета" - Федеральный выпуск №4758 от 25 сентября 2008 г.
7. Есенбаев М. Налоги-плата за цивилизацию // Финансы Казахстана, 2006. - № 10.
8. Канатов С.А., Мамбеталиев Н.Т., Шоранова Ш.Е. Налоги и сборы Республики Казахстан // Налоговый вестн. - 2006. - N12.
9. Кусаинов К.К. Региональное налоговое регулирование экономики // Налоговая политика в условиях рыночной экономики. - Омск, 2007.
10. Мельников В.Д., Ильсов К.К. "Финансы" Алматы-2006г.
11. Мурзов И.А. Основные направления реформирования системы налогообложения Казахстана, 2007 г.
12. Оспанов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений - СПб.: Издательство С-Петербург. гос. университета экономики и финансов, 2006.
13. Омарова Ш.А. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан // Науч. тр. Акад. фин. полиции. - Алматы, 2006. - Вып.2.
14. Туленбаев К.М. Государственное регулирование пенсионной реформы // Финансы Казахстана Каржы-Каражат Алматы, 2005.
15. Худяков А.И. Налоговая система Казахстана. Подоходный налог, Баспа. 2006 г.
16. Черник Д.Г. "Налоги".М., "Финансы и статистика", 2004.
17. Юткина Т.Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. - М.: ИНФРА-М, 2006г.
18. Министерство финансов республики Казахстан http://www.minfin. kz/index. php? lang=rus
19. Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 21.11.2008 http://w ww. minplan. kz/
20. Казахстанский юридический портал www.zakon. kz
21. Портал аналитики www.dumaem.ru.
22. www.sng. allbusiness.ru.
[1] Юткина Т.Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. - М.: ИНФРА-М,2006г.
[2] Омарова Ш.А. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан // Науч. тр. Акад. фин. полиции. - Алматы, 2006. - Вып. 2.
[3] Арыстанбеков К. Стратегия и тактика экономических реформ / Саясат Алматы, 2007.
[4] Оспанов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений - СПб.: Издательство С-Петербург. гос. университета экономики и финансов, 2006.
[5] Алейбеков М. О главном в налоговом реформировании // АльПари Алматы, 2006.
[6] По данным Министерства финансов республики Казахстан http: //www.minfin. kz/index. php? lang=rus
[7] По информационным данным Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 21. 11.2008 http: //www.minplan. kz/pressservice/78/288/? phrase_id=37310
[8] Есенбаев М. Налоги - плата за цивилизацию // Финансы Казахстана, 2006. - № 10.
[9] Казахстанский Юридический портал www.zakon. kz.
[10] www.sng. allbusiness.ru.
[11] Абдракимова Ж. Корпоративный подоходный налог. /Финансы Казахстана, 2007. - № 8.
[12] Худяков А.И. Налоговая система Казахстана. Подоходный налог, Баспа. 2006 г.
[13] www.dumaem.ru.
[14] Мельников В.Д., Ильсов К.К. "Финансы" Алматы-2006г.
[15] Кодекс Республики Казахстан от 12 июня 2001 года №209-2 "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)".
[16] Черник Д.Г. "Налоги".М., "Финансы и статистика", 2004.
[17] Канатов С.А., Мамбеталиев Н.Т., Шоранова Ш.Е. Налоги и сборы Республики Казахстан // Налоговый вестн. - 2006. - N12.
Становление налоговой системы Казахстана
Дата: 2019-12-10, просмотров: 244.