Меры принимаемые Правительством, направленные на развитие малого бизнеса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

   В целях создания условий для развития предпринимательства в Российской Федерации как важного фактора, обеспечивающего экономический рост и занятость населения Правительством России был принят ряд нормативных документов, определяющих принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.

  Как сказано в Федеральном Законе РФ от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

 2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

3. Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

Дмитрий Медведев в своем первом на посту главы государства Послании Федеральному Собранию немалое внимание уделил малому и среднему предпринимательству. “Сейчас граждане готовы, как никогда, к профессиональной деятельности, деятельности без государственной опеки, — заявил Президент. — Они понимают, что только от них зависит их личный успех и как следствие успех всей страны. А государственная бюрократия по-прежнему, как и 20 лет назад, руководствуется все тем же недоверием к свободному человеку, к свободной деятельности. Эта логика подталкивает ее к опасным выводам и опасным действиям. Бюрократия периодически кошмарит бизнес — чтобы не сделал чего-то не так. В результате госаппарат — самый большой работодатель, издатель, продюсер, сам себе суд, партия и народ. Эта система неэффективна и создает только одно — коррупцию, порождает массовый правовой нигилизм, тормозит развитие демократии”.

Главным богатством нации и основным ресурсом прогрессивного развития Дмитрий Медведев считает интеллектуальную энергию, творческую силу. В рамках развития этого направления государственной политики необходимо “организовать масштабный и системный поиск талантов и в России, и за рубежом”, “ускорить формирование сильных государственных и частных центров разработки новых технологий”, “реально помочь малому и среднему бизнесу в создании инновационных предприятий”.

  Органами государственной власти и органами местного самоуправления оказывается поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, включающая в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержки.

  Правительством РФ в ближайшие месяцы планируется принять комплекс мер по созданию благоприятных условий для работы малого и среднего бизнеса, первоочередными задачами правительства на ближайшие месяцы станут введение "преимущественного уведомительного порядка ведения бизнеса и снижение числа разрешительных документов при его открытии". Правительство также намерено принять меры по устранению избыточного госконтроля за малым бизнесом, сократить число и сроки проверок, а также исключить непроцессуальные права органов внутренних дел при проверках и другие меры.

   Все эти задачи войдут в состав разрабатываемого Минэкономразвития комплекса мер по созданию благоприятных условий для малого и среднего предпринимательства. Планируется также снизить налог на прибыль.

  Достижение целей по повышению качества жизни населения возможно лишь при высоком уровне развития малого и среднего бизнеса, который может обеспечить высокие доходы, рабочие места, насытить внутренний рынок и развивать инновации.

 

  3.2 Инновационное развитие малого предпринимательства

   В нашей стране малое предпринимательство обладает значительными не использованными возможностями в сфере инновационной деятельности. Между тем в настоящее время доля малых предприятий, относящихся к сфере науки и научного обслуживания, в общем объёме продукции малого предпринимательства составляет критически малую величину. Это объясняется слабыми сторонами малых инновационных предприятий: относительно не высоким уровнем менеджмента, неразвитостью принципа разделения труда, внешнего финансирования и удовлетворения массового спроса. Динамика малого инновационного предпринимательства в РФ имеет противоречивый характер. Несмотря на наличие значительного научно – инновационного потенциала, его рыночная ниша включает в себя в основном технологические доработки продукта, не требующие значительных вложений. Потребителями при этом выступают население и сам малый бизнес, а не корпорации.

    Можно выделить следующие особенности развития малого научно – инновационного бизнеса в регионах России:

- низкий удельный вес его доли в числе малых предприятий, численность работающих, стоимость основных фондов и оборотных активов;

- практически полное отсутствие научных кадров высшей квалификации (докторов и кандидатов наук) и специалистов по инновационному менеджменту;

 - отсутствие конкуренции на внутреннем рынке инновационной продукции и не значительный спрос на нее;

- отсутствие инфраструктуры и системы финансирования проектов;

- отсутствие системы поддержки инновационно - активных предприятий.

     В то же время за последние годы наметились признаки прогресса в данной области. Так в течении целого ряда лет показатели производительности труда, рентабельности продукции, и финансового состояния на малых предприятиях инновационной сферы на порядок превышающий соответствующий средний показатель по малому предпринимательству в целом по России. Однако условия существования и развития малых инновационных предприятий по прежнему могут быть охарактеризованы как неблагоприятные. Это обусловлено в первую очередь низким спросом на инновационную продукцию, слабого маркетинга, отсутствие кооперации со средним и крупным бизнесом. Основной организационной формой развития малого инновационного предпринимательства должны стать программы и проекты. В российских регионах программы развития малого предпринимательства, как правило, имели целью формирования регионально – муниципальных систем поддержки, а также обеспечение позитивной динамики количественных, качественных и структурных показателей его деятельности. Несмотря на то, что с 2001 года малое предпринимательство в РФ имеет в целом стабильную положительную динамику, программы его развития в целом, и в том числе в части инновационной составляющей, не дали желаемых результатов. Анализ позволил выявить ряд недостатков их разработки и реализации:

    1. массивы программных мероприятий планируются не планомерно;

    2. невысок уровень их научной обусловленности;

    3. очень низок уровень ресурсного обеспечения программно – проектных мероприятий.

   Можно констатировать, что именно потребность в профессионально разработанных, действующих программах и проектах развития малого предпринимательства в целом и научно – инновационном в частности.

   В первую очередь необходимо поднять на качественно новый уровень анализ и диагностику, организацию маркетинга, межрегиональной кооперации и т.д.

     В настоящее время использование программно – целевого управления развития малого научно – инновационного предпринимательства, должны включать в себя блоки целей и задач, разделенных по уровням: федеральному, межрегиональному, региональному, муниципальному.

      Подводя итог, следует отметить, что на ряду с другими задачами инновационная политика развития малого предпринимательства в данной сфере является одним из приоритетов сегодняшнего дня, позволяющее сформировать важное звено в инновационной цепочке от научной идеи до инновации. В тоже время развитие малого инновационного предпринимательства выступает фактором решения многих социальных и экономических проблем российских регионов.      

  

    3.3 Малое предпринимательство в условиях мирового кризиса

 

  Финансовый кризис — системное нарушение функционирования финансового механизма государства, возникшее на фоне общего кризиса экономики или чрезвычайных политических событий.

   В рамках введения дополнительных антикризисных мер планируется существенно расширить поддержку малого бизнеса. Для нормального функционирования экономики в целом необходимы и дополнительные действия. Прежде всего, речь идет о мерах, направленных на поддержку нормальной работы розничной торговли. Российские банки должны предоставлять дополнительные кредитные ресурсы компаниям, которые работают в этих отраслях. В рамках этих мер предполагается принять действия в налоговой сфере, которые будут направлены на улучшение в целом условий функционирования компаний в сфере розничной торговли.

Оказать поддержку малому и среднему бизнесу, планируется, прежде всего, через программу государственной поддержки.  Активное участие в поддержке малых предприятий, будет принимать Внешэкономбанк, который через другие банки, в том числе региональные, будет предоставлять финансовые ресурсы для кредитования таких предприятий.

Также планируется упростить процедуру госзакупок. Будут ускорены многие процедуры госзакупок для того, чтобы деньги не застаивались в госбюджете, чтобы они быстрее попадали в реальный сектор экономики.

Среди других дополнительных мер по поддержке экономики в условиях мирового финансового кризиса, в первую очередь, реального сектора, предусмотренных российскими властями, - поддержка сферы жилищного строительства. Государство предполагает выкупить квартиры у застройщиков. Речь идет о тех квартирах, по которым пока еще нет заключенных договоров с гражданами. В рамках оказания поддержки сфере сельского хозяйства государство предпримет меры по расширению активности Россельхозбанка и Росагролизинга в части кредитования и поддержки лизинговой деятельности. В частности, будет расширено субсидирование процентных ставок, в том числе в сфере животноводства, прежде всего молочного животноводства.

   По мнению предпринимателей, нужно немедленно предпринять ряд конкретных шагов в налоговой и административной сферах, чтобы не допустить банкротства предприятий.

   По данным мониторинга, проведенного "ОПОРой России", три четверти компаний малого и среднего бизнеса в той или иной степени почувствовали влияние мирового экономического кризиса. Основная проблема, с которой приходится бороться бизнесу, - растущий дефицит финансовых ресурсов. Банки фактически свернули программы кредитования. Недостаток оборотных средств привел к задержкам во взаиморасчетах контрагентов, что делает положение еще более тревожным. В связи с этим "ОПОРа" разработала антикризисный пакет для предприятий малого и среднего бизнеса.

   Во-первых, для плательщиков, попадающих под специальные налоговые режимы (такие как упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельхозналог), предлагается ввести беспроцентную рассрочку платежей по налогам за 2008 год сроком на один год. А также "налоговые каникулы" на 2009 год. Каникулы не должны касаться социальных страховых платежей, подчеркивается в предложениях.

Принятие этой меры, по прогнозам, приведет к выпадению 130 - 140 миллиардов рублей бюджетных доходов. Столь большая сумма связана с тем, что 90 процентов "малышей" применяют те или иные спецрежимы. Однако если меры не будут приняты, многие предприятия малого и среднего бизнеса закроются. Так что, по мнению экспертов "ОПОРы", власти выгодней прислушаться к этим предложениям. "Сокращение налоговых поступлений вместе с последующими выплатами пособий по безработице приведет к бюджетным потерям, которые по своему объему могут превысить прогнозируемое выпадение доходов бюджета", - отмечается в документе.

    Во-вторых, для малых предприятий, работающих на общих основаниях, предлагается ввести беспроцентную рассрочку платежей по налогам на прибыль и НДС за 2008 год (сроком на один год) и ввести нулевую ставку по налогу на прибыль на 2009 год.

    В-третьих, предприниматели настаивают на введении моратория на налоговые проверки убыточных компаний по итогам 2008 года. Также, по их мнению, следует отменить задания по сбору налогов, согласно которым ФНС должна обеспечить поступление в бюджет суммы, не меньше запланированной.

    Налоговики считают убыточность компании одним из критериев для назначения налоговой проверки. Но сейчас, в условиях кризиса, компании несут реальные убытки, поэтому нужно дать малому бизнесу возможность спокойно решить свои проблемы, не создавая дополнительных. Иначе малые предприятия опять начнут уходить в тень.

      Кроме того, предприниматели настаивают на введении моратория на ликвидацию всех форм рыночной торговли. Из-за падения доходов населения и бизнеса дорогостоящие торговые комплексы становятся еще менее доступными, а рыночная торговля - более актуальной. Закрытие рынков приведет не только к ликвидации рабочих мест и уменьшению числа налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, но к росту социальной напряженности в связи с невозможностью покупать дешевые товары.

       Еще одно радикальное предложение бизнеса - вдвое снизить для "малышей" арендные ставки на государственное и муниципальное имущество. Также предлагается взять под контроль ситуацию с задержками платежей госкорпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий за работы, выполненные малыми и средними компаниями.

Проблему невыдачи кредитов предлагается решать за счет выделения Внешэкономбанком целевых финансовых ресурсов для кредитования микрофинансовых организаций. Впрочем, представители банковского сообщества утверждают, что продолжают и сегодня выдавать кредиты «малышам». Банкиры заявляют о том, что программы кредитования малого и среднего предпринимательства не сворачиваются. Вместе с тем вынуждено ужесточаются требования к заемщикам, увеличиваются процентные ставки.

Сложилось недоверие банков к бизнесу, бизнес, в свою очередь, не доверяет даже партнерам. Ведь известно, что даже торговля, жила на кредитах. Есть такое понятие, как отсрочка платежа: магазины получали товары от поставщиков на условиях того, что рассчитаются за поставку не сразу, а спустя 30-60, а то и вовсе 90 дней. В сегодняшней ситуации поставщики боятся на такой длинный срок отгружать свои товары, свою продукцию в долг. Им неизвестно и непонятно, что будет с инфляцией, с валютным курсом. Поэтому производители и поставщики просят у розницы оплату, в крайнем случае предоплату. А у магазинов нет такого объема оборотных средств, они обращаются за кредитами в банк, а там безумные проценты. Бизнес попадает в замкнутый круг, который к тому же обрастает огромным количеством разных рисков.

    Но из этого ровным счетом не следует, что ничего не надо делать. Конечно, говорить о каком-то расширении и развитии бизнеса в сегодняшней ситуации достаточно легкомысленно. Но пересмотреть приоритеты и направления просто необходимо.

      Как кризис отразится на российском бизнесе? Есть ряд экспертов, которые считают, что бизнес расслоен на сегменты: очень дешевый, очень дорогой и средний. И вот средний сегмент — самый уязвимый, в условиях кризиса он вымывается первым. Ведь в период кризиса страдают бюджеты крупных компаний, связанные с пиаром, рекламой, с различными видами сферы услуг. А это как раз та сфера, в которой заняты компании среднего размера. Так, в этом году многие крупные компании откажутся от корпоративных празднований Нового года. Значит, точки общественного питания, которые планировали большие кассовые сборы именно от новогодне-рождественских мероприятий, недосчитаются довольно больших сборов. Та же ситуация сложится и в сфере туризма, особенно в сфере выездного туризма. Не обойдет кризис стороной и строительную отрасль.

   В целом малый и средний бизнес должны понять, что после безудержных трат наступает период экономии. И исходя из данной ситуации, компания должна принять ряд решений, определить, что для нее важнее в данный момент. Может быть, даже кому-то и вовсе придется переориентироваться на какие-то новые сегменты рынка.

  В своем выступлении на съезде партии «Единой России», Владимир Путин сказал: «Самое главное для поддержки малого и среднего бизнеса в условиях финансового кризиса, - обеспечить так называемые длинные деньги, которых, честно говоря, у нас в экономике раньше не было”. Российские банки и крупные компании занимали деньги на Западе, теперь же финансовые структуры закрывают кредитные линии, оставляя нашу экономику без денег.

    Для поддержки малого и среднего бизнеса, по словам Владимира Путина, “на этот год у нас было предусмотрено 3,4 млрд. рублей”. Вместе с тем “в правительстве самым активным образом обсуждается возможность увеличения этого объема финансирования”.

   По мнению президента Торгово-промышленной палаты РФ Евгения Примакова,  резкий скачок цен на продовольствие на мировых рынках и замаячившая угроза глобального продовольственного кризиса, должны заострить внимание правительства на развитии малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе страны. В России действует более 145 тысяч крестьянских хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Хорошая ценовая конъюнктура осени 2007-го позволила многим из них избавиться от хронической нерентабельности. Однако темпы роста производства в аграрном секторе у нас в два-три раза ниже, чем в среднем по экономике.

Евгений Примаков, президент Торгово-промышленной палаты РФ, призывает правительство страны обратить внимание на малые предприятия потребительской кооперации.                                                                       

 

 

                                                  

 

                                                  

 

                                                  

 

                                                    

 

                                            Заключение

 

     В последние годы создается новый экономический климат для предпринимательства. Быстро растет рынок научно – технических разработок, внедрение новинок техники и технологии. Совершенствуется информационная инфраструктура предпринимательства – расширяется доступ к полезной информации в государственных органах, укрепляются патентно – лицензионные службы.

МП быстро ориентируется в экономической ситуации на:

- готовность к риску

- нахождения пути делать вещи лучше, быстрее, дешевле

- личный сбор сведения о клиентах, поставщиках, конкурентах

- способность убеждать и устанавливать деловые и личные контакты и т.д.  

   Следовательно, в условиях развивающегося кризиса, государство должно усилить контроль за развитием малого и среднего бизнеса, оказывать поддержку МП и рассмотреть вопрос о возвращении  к законопроекту о регулировании торговли и потребительского рынка, приняв взвешенные решения, учитывающие интересы всех участников рынка и потребителей.

 

                                      

                                           Список литературы

 

1. Астапов, К. Малое предпринимательство в экономики России / К. Астапов // Экономист. -2006. - №3.

2. Лебедев, В. Экономическая наука / В. Лебедев // Экономическая наука. – 2008.- №7.

3. Луков, В. Роль государства в развитии предпринимательства / В. Луков // РЭЖ.- 1995. - №9

4. Попов, В. Экономика и управление / В. Попов// Экономист. – 2007. - №3 

5. Абалкин, Л. Социально – экономическое развитие России / Л. Абалкин // Экономист. – 2004. - №12.

6. Кашатин, Т.П. Энциклопедия малого бизнеса. – 1994.

7. Колганов, М. Особенности предпринимательства в переходной экономике / М. Колганов // Экономист. – 2002.

8. Лапуста, М. Малое предпринимательство / М.Г. лапуста // Экономист. – 2006. - №4.

9. Органян, О. О государственной поддержке малого бизнеса в России / О. Органян // Экономист. 2002. - №8.

10. Малое предпринимательство: в какой поддержке нуждается? // Человек и труд. – 2005. - №1

11. Мелкий бизнес в Западной Европе. –  1996.

12. Орлов, А. Перспективы развития малого бизнеса в России / А. Орлов // ВЭ. 2002. №7.

13. Шеховцов, А. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах / А. Шеховцов //ВЭ. – 2005. - №4.

14. Еваленко, М. Потенциал малого предпринимательства / М. Еваленко // РЭЖ. – 2003. - №9 – 10.  

15. Блинов, А. Малое предпринимательство. – 2003.

16. Егоров, Е. Малый бизнес / Е. Егоров // Проблемы теории и практики. – 2004. - №4.

17. Малое предпринимательство в России // Человек и труд. – 2005. - №1.

18. 6. Экономика. Под ред. Доц. А.С. Булатова. - М.: Издательство БЕК, 2005

19. М.Дмитриев. Российский рынок труда силен неисполнением законов. // Эксперт, 9 февраля 2006 №5

20. Экономика и бизнес(теория и практика предпринимательства) .Под ред. Камаева В.Д.- М. Изд. МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 219.