Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно – командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.
Но дело не только в этом… Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.
Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.
Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействия и на экологическую обстановку.
Немаловажная роль малого бизнеса в осуществлении прорыва по ряду направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делаю его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.
Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт зарубежных стран по развитию малого бизнеса.
Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно.
В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель администрации – поддержка малого бизнеса на государственном уровне.
В Японии, где особенно велико количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиться не могут.
Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства. Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно низкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставок налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15% налог на первые 50 тыс. долларов и 25% на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка – 34 %.
Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предосуществляют промежуточную сборку. Например, фирма «SAAB», являющейся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали.
Среднее время жизни малых предприятий около 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся. Все малые предприятия довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированные в основном на местные рынки сбыта. В основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.
В общем, стоит еще раз отметить, что в развитых странах именно малому бизнесу уделяется внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес как финансами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.
Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что именно больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10 – 12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300 – 400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.
По закону малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.
Можно указать на четыре недостатка правительственной программы, тормозящей сегодня развитие малого бизнеса.
Первый фундаментальный недостаток – это сверх высокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездифицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5 – 10 % прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.
Второй фундаментальный недостаток реформы связанные с логикой развертывания преобразования. Основное противоречие сегодняшней политики – попытка обеспечить переход к рынку административно – командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы – интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения «снизу вверх» - от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры ( налоговая, кредитная политика, банки, биржы и т.д.) обслуживающий и реализующий этот интерес.
Третий недостаток реформы – практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимательства на старте. Существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник был уничтожен гиперинфляцией, сокративший данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый бизнес из - за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник. тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень – 10 тыс. руб. Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их льготного приобретения у государства – могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедрятся в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.
Четвертый фундаментальный недостаток – отсутствие системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса – Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ.
Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределённость в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается не на малый, но и на средний и крупный бизнес.
Такая задача не под силу никакому комитету. Её в состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом, и при том за весьма продолжительное время.
Очень часто МП создаются на базе старых государственных предприятий. Например, в Москве 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита. В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии, а к новым формам его проявления. Государственные научно – исследовательские и проектные учреждения – монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственное предприятие, а какие как фирма, по более высокой ценам.
Эти основные недостатки, да и многие другие сдерживают развитие малого бизнеса в стране. Достаточно сказать что процесс образования малых предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991 году, в 1992 году фактически прекратился.
Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущих от малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведёт к развитию рыночной экономики в целом.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 238.