Глава 1 Становление и развитие предпринимательства в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие малого предприятия

    Малое предприятие – это не организационно- правовая форма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%, величина капитала и объем продаж и т.д.

  Численность работающих на МП определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству. К малому бизнесу относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек – в науке и научном обслуживании, до 50 человек – в других отраслях производственной сферы, до 15 человек – в непроизводственной сфере. В нашей стране предпринимательская деятельность (предпринимательство) рассматривается как инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Такая деятельность осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно – правовой формой предприятия. Предпринимательство, осуществляемое без привлечения наёмного труда, регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательская деятельность, осуществляемая с привлечением наёмного труда, регистрируется как предприятие. Малые предприятия проявляют сравнительно высокую способность к выживанию.

Важнейшими причинами устойчивости микроэкономических хозяйств являются:

а ) их гибкость – быстрое приспособление к изменениям запросов потребителей;

б ) необходимость обслуживать небольшие объёмы рыночных сделок. Примерами могут служить продажа одежды, обуви с учетом не стандартных потребностей покупателей; ремонтные работы (их проводят фирмы по ремонту часов, обуви, автомобилей); оказание личных услуг (семейный врач, семейный адвокат, местный парикмахер); магазины крайне дорогих товаров для людей с очень высокими доходами (роскошные яхты, высококачественные спортивные автомобили и т.п.)

в ) узкоспециализированное производство стандартных комплексных изделий для крупных сборочных заводов; сбыт продукции крупных компаний ( телевизор, холодильник);

г ) использование современной микропроцессорной техники, которая даёт большой экономический эффект и на малых предприятиях;

д ) помощь государства мелкому бизнесу с точки зрения финансовых средств, льготное налогообложения, научное консультирования.

В микро экономики постоянным, пожалуй, наиболее устойчивым компонентом является домашнее хозяйство. Это хозяйство ведёт семья – основанная на браке малая группа, члены которой связанны общность быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Хозяйство семьи представляет собой прежде всего материальные условия её существования и производства, средства удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей членов этой ячейки общества.       

 

                1.2 Этапы развития предпринимательства в России

    

     Российское малое предпринимательство в своём становлении за последние 10 лет уже прошло два этапа и находиться на кануне вхождения в новый этап.

   Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях СССР в конце 80–х годов. В годы перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса. Попытки центрального правительства как – то ограничивать возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными ценами негосударственных предприятий, регламентировать деятельность МП, использовать рычаги налогообложения наталкивались на явную недееспособность государственного аппарата.

  Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. 1992 год – год шоковой терапии – характеризовался самыми высокими с середины 80 – х годов темпами роста числа малых предприятий и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер. Поскольку осуществлённая тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства.

   Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой – к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор.

    Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в

3,1 раза. Затем следует материально техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка. К ним тесно примыкает сфера народного образования.

     В то же время в 1992 году в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфере материального производства.

     По широко распространённому мнению, модель шоковой терапии была малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательства. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных реформ МП продемонстрировали и свои позитивные возможности. Важнейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоёв населения

в условиях острого кризиса через самозанятость,  предоставление возможности получения дополнительных средств к существованию.

     Феноменальный рост числа МП в 1992 году имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово - посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности. Падение потребительского платежеспособного спроса, малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных, но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров.

       В  1992 году малое предпринимательство было составным элементом массового процесса учредительства. Биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников. Такие мотивации в сочетании с развалом государственных, прежде всего бюджетных предприятий и организаций, с надеждой на получении высоких доходов от достаточно простых видов работ и услуг не могли не породить крупномасштабного роста малых предприятий. Подобный рост объясняется не столько экономическими причинами, сколько общими законами социальной психологии в их приложении к очевидной для России ситуации кардинального общественного перелома.

   Рост малых предприятий, как показывает исторический опыт, был ограничен во времени. Уже к 1995 году оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово- посреднической деятельности. Многие из возникших ранее предприятий преимущественно торгово- посреднической или, например, научно- консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства.

    Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращение прироста числа МП.

      Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности.

   Если в России еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по стохастическим законам первоначального накопления капиталов, то к 1995 году все четче стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались случаи, когда какое- либо малое предприятие легко скупало дорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в МП на уровне, колеблющимся вокруг средней заработной платы по стране.

    В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений. Например, в Москве на месте еще недавно многочисленных торговых ларьков возникли хорошо оформленные торговые павильоны, принадлежащие той или иной крупной фирме.

   На кардинальное замедление прироста числа МП в 1994-1995 гг. повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, созданных еще по законам бывшего СССР. Действующие МП в ходе перерегистрации принимали новые организационные формы, а прекратившие свою работу – просто ликвидировались. Поскольку величина числившихся зарегистрированными, но реально не функционировавших МП была достаточно велика, их официальная ликвидация внесла существенный вклад в общее замедление темпов роста числа малых предприятий России.

   Замедление роста числа малых предприятий объясняется еще и тем, что не проявил свою силу – и в экономическом, и в социальном плане – такой мощный фактор увеличения малых предприятий , как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 г. Официальная безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения.

    Наиболее существенным негативным моментом была и остается криминализация малого предпринимательства. Криминальность продолжает оставаться существенным фактором, препятствующим нормальному развитию российского малого предпринимательства.

    Резкий спад темпов прироста числа МП по – разному нашел отражение в отдельных отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые за несколько прошедших лет опережающими темпами увеличилось количество МП в строительстве и на транспорте (на 19 и 19 % в 1995 г.). В торговле и сфере общественного питания число МП уменьшилось примерно на 10%. В общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, в науке и научном обслуживании произошло абсолютное сокращение числа малых предприятий (18,7 и 5,6%).

   Особо надо отметить усиление инвестиционной активности МП. Общий объем их капитальных вложений за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности – в 7.4 раза.

   Можно констатировать, что в 1994-1995 гг. проводимая российским правительством политика умеренно- жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, сопровождалась значительным замедление темпов роста количества МП, но с другой стороны, имела выраженный санационный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике.

   Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка.

   Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста малого российского предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности. Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности МП в интересах развития всех сфер российской экономики.

   Начало реального подъема в экономике позволит перейти к четвертому этапу по настоящему рыночного развития российского малого предпринимательства.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 259.