Как нами уже говорилось ранее, взяточничество и коммерческий подкуп предполагают своего рода взаимовыгодный договор между сторонами, что обуславливает сложности в раскрытии этих преступлений. Это обстоятельство объясняет наличие примечаний к ст. 204 и ст.290 УК РФ - одним из условий освобождения от уголовной ответственности выступает добровольное сообщение о подкупе или даче взятки.
В отличие от примечания к ст.174 УК РСФСР, в действующем уголовном законодательстве говориться, что лицо должно не просто добровольно сообщить о совершенном преступлении, а именно в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Хочется высказать две собственных точки зрения на "недоработки" законодателя, заключающиеся в следующем:
Во первых, такое ограничение прав гражданина, к тому же предполагающее обязательное знание положений уголовно-процессуального законодательства, представляется неоправданным. В частности, почему в целях освобождения от ответственности взяткодатель не может сообщить об этом в средства массовой информации, предоставив соответствующие доказательства случившегося? Такое заявление могло бы заставить серьезно задуматься других взяточников и выполнить тем самым важную профилактическую функцию. К сожалению, этот рычаг воздействия не используется надлежащим образом.
Во вторых, вызывает вопросы ст.304 УК "Провокация взятки или коммерческого подкупа". Чем объяснить столь чуткое отношение законодателя именно к этим преступлениям, ведь спровоцировать можно и любое другое? К тому же, как неоднократно уже отмечалось в специальной литературе, эта норма порой является "тормозом" в проведении оперативно-розыскных мероприятий, так как в законе нет четкого различия между провокацией и оперативным экспериментом.
Среди различных мнений ученых, юристов, встречается такое: исключить ст.304 УК РФ из кодекса. Другой взгляд - лицо, которое спровоцировало другого на совершение преступления (даже с целью изобличения последнего) должно нести ответственность как подстрекатель или организатор.
В Постановлении "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе", говорится, что субъектом провокации взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ) может быть как работник органов расследования, так и любое иное лицо, действующее с прямым умыслом в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа. Данное преступление является оконченным с момента попытки передачи денег или иных материальных ценностей либо попытки оказания услуг имущественного характера. (Яни, 2008). Решая вопрос о наличии состава данного преступления, суду надлежит проверять, не было ли предварительной договоренности с должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях, о согласии принять предмет взятки или коммерческого подкупа.
При отсутствии такой договоренности и отказе принять предмет взятки или подкупа лицо, пытавшееся вручить названный предмет в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа, подлежит ответственности по статье 304 УК РФ.
Не является провокацией взятки или коммерческого подкупа проведение предусмотренного законодательством оперативно-розыскного мероприятия в связи с проверкой заявления о вымогательстве взятки или имущественного вознаграждения при коммерческом подкупе.
Если провокация взятки или коммерческого подкупа совершена должностным лицом с использованием служебного положения, содеянное им следует дополнительно квалифицировать по статье 285 УК РФ.
В своей совокупности недостатки уголовного законодательства о взяточничестве и коммерческом подкупе заставляют вслед за Л.Д. Гаухманом усомниться в том, что при принятии УК законодатель не выражал интересы современной бюрократии.
Поэтому, настаивая на необходимости совершенствования уголовного закона и высказывая свое мнение по этим вопросам, отметим, что закон - всего лишь инструмент в руках лиц, его применяющих. Для борьбы с коррупцией, в частности, с взяточничеством и коммерческим подкупом, необходимы еще и воля государства, а также решительные действия в этом направлении, чего, к сожалению, не наблюдается.
Ежегодно правоохранительные органы выявляют большое количество коммерческих подкупов. Однако столь внушительное количество преступлений не отражает истинных масштабов коррупции. Огромная часть преступлений данного вида остается нераскрытыми.
Основной сутью данного преступления является то, что подкупаемое лицо в силу своих полномочий должно выполнять свои обязанности. Здесь же вырисовывается несколько другая картина, когда лицо - управленец, принимая дары - подкуп, фактически продает свои возможности, коммерческие тайны производства и так далее. Таким образом, с правовой точки зрения данное преступления является очень опасным для общества и оно должно своевременно пресекаться и раскрываться, но этого почему-то не происходит. И у этого есть много причин, рассмотрим их далее.
Коммерческий подкуп считается одним из наиболее латентных преступлений, и в этом нет ничего удивительного. В ходе расследования подкупа следователь сталкивается с целым рядом трудностей, которые непосредственно связаны со спецификой данного вида преступления.
В подкупе всегда заинтересованы две стороны с одной стороны человек, "подкупающий", с другой стороны "принимающий подкуп", который за один росчерк пера может получить сумму, многократно превышающую его заработную плату.
Конечно, обе стороны рискуют, так как за коммерческий подкуп предусмотрена уголовная ответственность, но на сегодняшний день придумано немало способов коммерческого подкупа, фиксация и перехват которого фактически не возможен. Взаимная заинтересованность сторон порождает поиск путей сокрытия следов преступления. Поскольку все участники преступления несут уголовную ответственность за содеянное, они обычно не дают правдивых показаний и не выдают соучастников.
По делам о коммерческом подкупе зачастую преобладают косвенные доказательства, требующие многоступенчатой процедуры доказывания с использованием самых различных связей между расследуемым событием и явлениями действительности (причинных, временных, пространственных и так далее). (Мельникова, 2007).
Сложение в обществе психологии, что подкуп это не так уж и плохо несет в себе ряд негативных явлений, сказывающихся на расследовании данного вида преступлений. Граждане, привыкшие, что подкуп это простое решение вопроса не сообщают об известных им фактах получения подкупа, а если заинтересованы в том или ином поступке со стороны управленца, то сами охотно идут на данное преступление. Такова же и психология человека, поддающегося подкупу, зачем исправно выполнять работу и получать копейки, когда, используя свое положение можно получить намного больше.
Таким образом, складывается ситуация, когда для успешной борьбы с подкупом необходимо менять психологию общества, а для этого необходимо проведение грамотных программ со стороны государства, пока же это не наблюдается и следователю приходится самостоятельно бороться с "неуловимыми" преступниками, придумывающих все новые и все более изощренные схемы преступлений.
Такое преступление как коммерческий подкуп, к сожалению, встречается почти во всех сферах повседневной жизни. В виде подкупа, как мы уже говорили, обычно используют деньги, а также драгоценные и дорогие вещи. Это одно из самых трудных для раскрывания преступлений. Коррумпированный субъект может не иметь ничего материального за свои услуги, а может действовать на основании иных интересов или обязательств, имеющих значение для коррумпировавшей его структуры, и это тоже порождает ряд трудностей.
Как раз действие коррумпированных органов содержит в себе ту стену, через которую проходит большая часть преступных средств, которая остается закрытой для следователя. Данная категория характеризуется своей систематичностью и хорошей отлаженностью совершения преступления.
Некоторые ученые, говоря о борьбе с коммерческим подкупом, утверждают, что в первую очередь необходимо бороться с коррупциогенностью законов. То есть надо не допускать вступления в силу тех законов, которые могут толковаться двойственно и тем самым создавать почву для возможности подкупить. Но, к сожалению, работа в этом направлении не проводится, и очень часто принимаются законы, которые преступник трактует в свою пользу.
Трудность фактов выявления коммерческого подкупа обуславливает его широкое проникновение во все сферы жизни. Особенно прочно преступление проникло в следующие сферы: торговые закупки, операции с земельными участками, лицензирование и регистрацию предпринимателей, получение кредитов, а также некоторые другие.
Проникновение во все сферы жизни породило и еще одну проблему, связанную с расследованием данного вида преступления - значительно расширился круг лиц, участвующих в преступлении. Этот перечень лиц теперь начинается от самого маленького звена в организации и заканчивается высокопоставленным управленцем профессионального уровня, а с другой стороны начинается от олигарха, покупающего все и всех и заканчивая старушкой уставшей от всеобщего произвола и, отдающая, последние сбережения за принадлежащие ей социальные льготы.
Особую затрудненность при расследовании рассматриваемого преступления проявляет выявление путей коммерческого подкупа. В век новых технологий они стали все более изощренными и неподдающиеся контролю.
Наряду с традиционными денежными подношениями, вручением подарка в виде драгоценных металлов и украшений, продовольственных и промышленных товаров стал практиковаться подкуп в виде оплаты всевозможных псевдоконсультаций, выплаты "черных" комиссионных и гонораров, направление в заграничные командировки, предоставление возможности отдыха на престижных курортах, использование электронных денег, предоставление свободного доступа к тем или иным ресурсам.
Но, не смотря на все эти трудности, все же остаются следы преступления и при правильном проведении следственных действий этот вид преступления поддаются раскрытию. Но для этого надо правильно выстроить методику расследования и избежать ошибок при выполнении следственных действий.
Сделаем краткий вывод:
Коммерческий подкуп представляет собой вид преступления, посягающего на нормальные условия взаимодействия хозяйствующих субъектов в условиях рынка. Расследование коммерческого подкупа является сложным и значительным по объему процессом. При расследовании данного преступления необходимо учитывать, проверять и перепроверять значительный массив данных, которые затрагивают самые разные области научного знания. Без специализированной методики расследования невозможно учесть, выделить и систематизировать те данные, которые впоследствии лягут в основу доказательств по делу.
Методика поможет рационально организовать деятельность следователя, укажет, на какие моменты в расследовании необходимо обратить внимание, какие следственные действия необходимо осуществить, чтобы выполнить задачи, поставленные перед предварительным расследованием, соблюсти законность.
При расследовании коммерческого подкупа необходимо учитывать личностные характеристики лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование. Чаще, субъекты взяточничества это люди, которые занимают высокие должности и обладают сильными волевыми качествами, которые нередко могут дезориентировать следователя, расследующего уголовное дело.
Немаловажное значение при расследовании имеет его тщательное планирование, так как необходимо учитывать большое количество взаимодействующих и взаимосвязанных элементов и более четко и конкретно сформулировать задачи и определить оптимальные средства их решения.
Планирование расследования должно осуществляться совместно с оперативными органами. Это позволяет распределить усилия по раскрытию преступления в зависимости от направленности деятельности подразделений. Используя предоставленную законодательством возможность осуществления оперативно-розыскных мероприятий, следствие может получить неопровержимые задокументированные факты совершения преступления.
Необходимо принятие общей правовой базы применения мер, направленных на ограничение распространенности и общественной опасности всех видов взяточничества (особенно его самого опасного проявления коррупции) путем принятия закона "О борьбе с коррупцией", в котором необходимо установить меры, расширяющие полномочия правоохранительных органов в борьбе с коррупцией.
Расследование преступления необходимо поручать наиболее квалифицированным и опытным следователям, а наиболее сложные и актуальные дела передавать в производство следователей прокуратур субъектов федерации. Это необходимо предпринимать с целью обеспечения законности расследования и эффективности использования, предусмотренных законом средств, а также принимать своевременные меры к пресечению незаконного воздействия на следователей и лиц, входящих в группу по расследованию, с целью повлиять на ход расследования и принимаемые по делу решения.
Причины распространения
Оценивая тенденции рассматриваемого преступления в России, прежде всего, необходимо исходить из того, что за последние полтора десятка лет наша страна переживает серьезные социально-экономические и политические преобразования. Произошел распад советского государства. В этот же период принят и вступил в действие новый уголовный закон России. Эти обстоятельства затрудняют провести совершенный анализ уровня распространенности преступления.
Причинами распространенности подкупа в России, являются: социально-экономические преобразования в стране, безнаказанность таких преступлений; попустительство высших руководителей власти; несовершенство законодательной базы в стране; падение нравственного уровня общества. (Горелик, 2008).
Примечательно, что наше мнение отражает то, как объясняются причины распространения взяточничества в современной юридической литературе. В частности, причины экономического характера обретают, по мнению специалистов, все большее значение для распространения взяточничества в России. Создаваемый в России рыночный уклад экономики объективно зачастую влечет дисгармонию между новой экономической практикой и нормативно-правовыми актами, регламентирующими ее. Имеющиеся пробелы, несовершенство, а также противоречивый характер нормативных актов, недостаточная правовая грамотность граждан создает большой потенциал для всевозможных нарушений, в том числе коммерческого подкупа.
Несовершенство законодательной базы в стране без сомнения способствует нравственному разложению граждан и падению морального уровня общества в целом. В результате смены политической системы изменилась и система ценностей. В настоящее время преданы забвению прежние нормы морали, профессиональной этики. Коммерческий подкуп не кажется столь предосудительным, когда законы нарушаются многими государственными органами и отдельными гражданами.
К числу причин, способствующих распространению рассматриваемого нами преступления, можно отнесли и безнаказанность.
Коммерческий подкуп - второе по степени распространенности служебное преступление, после злоупотребления полномочиями. В официальной же статистике оно представлено следующим образом. (Асанов, 2001).
Таблица 1
Состояние преступности, связанной с коммерческим подкупом, в 1997 - 2005 гг.
Годы | Количество преступлений | В % ко всем зарегистрированным служебным преступлениям (гл.23 УК) | В % к 1997 г. | Количество привлеченных к ответственности | В % ко всем привлеченным к ответственности за служебные преступления (гл.23 УК) | В % к 1997 г. |
1997 | 470 | 35,18 | - | 147 | 36,21 | - |
1998 | 974 | 34,47 | 207,2 | 404 | 39,57 | 274,8 |
1999 | 1236 | 32,86 | 263,0 | 505 | 35,46 | 343,5 |
2000 | 2146 | 35,05 | 456,6 | 921 | 32,41 | 626,5 |
2001 | 2542 | 37,57 | 540,9 | 935 | 35,08 | 636,1 |
2002 | 2780 | 39,53 | 591,5 | 1122 | 42,01 | 763,3 |
2003 | 2495 | 40,85 | 530,6 | 746 | 35,34 | 507,5 |
2004 | 2020 | 38,06 | 429,8 | 654 | 42,50 | 444,9 |
2005 | 2178 | 38,23 | 463,4 | 651 | 44,23 | 442,9 |
Вывод:
Взяточничество для России является серьезной проблемой и характеризуется негативной тенденцией к росту. Эту направленность в распространении взяточничества можно назвать достаточно устойчивой, несмотря на некоторое отмеченное в 2002 г. снижение. По некоторым оценкам, в России "коммерческое взяточничество" распространено шире, чем в других странах, причем в современный период размах взяточничества в нашей стране больше, чем при "советском строе"; масштабы взяточничества в некоторых регионах перекрывают общероссийские.
Для устранения причин, способствующих распространению рассматриваемого нами преступления, представляется необходимым в первую очередь:
не ужесточать уголовное наказание за коммерческий подкуп, а сделать его реально неотвратимым;
предпринять меры для того, чтобы позиция самих граждан в борьбе со взяточничеством стала активнее;
ужесточить систему контроля со стороны коммерческих и иных организаций за деятельностью лиц, выполняющих управленческие функции. Их работа должна быть прозрачной для общества и самих организаций.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 331.