Отграничение коммерческого подкупа от смежных составов преступлений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Проблема разграничения преступлений относится к числу наиболее сложных и вместе с тем недостаточно разработанных теорией уголовного права. Достаточно большое число ошибок, допущенных судами при применении уголовно-правовых норм, приходится на неправильную квалификацию преступлений. Трудности при этом главным образом объясняются тем, что определенное преступление всегда имеет ряд общих признаков с другими преступлениями. Как верно подчеркнул В.Н. Кудрявцев, для того чтобы правильно квалифицировать преступление, необходимо очень четко представить себе разграничительные линии между ним и смежными преступлениями.

Мы не ставим целью исследовать данную проблему полностью, так как она многогранна и, рассмотреть ее в полном объеме вряд ли возможно. Однако наиболее существенные вопросы следует затронуть.

По внешним признакам с коммерческим подкупом сходны:

а) получение взятки (статья 290 Уголовного Кодекса РФ) и дача взятки (ст.291 Уголовного Кодекса РФ);

б) злоупотребление полномочиями (ст. 201 Уголовного Кодекса РФ);

в) злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 Уголовного Кодекса РФ);

г) провокация взятки или коммерческого подкупа (ст.304 Уголовного Кодекса РФ).

д) подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст.309 Уголовного Кодекса РФ).

Статью 204 можно сравнить со статьям, предусматривающим ответственность за дачу и получение взятки. Объективная сторона коммерческого подкупа сконструирована в законе с учетом имеющегося опыта борьбы с должностным взяточничеством. (Старченков, 1997). Абсолютно идентичны квалифицирующие признаки (в ч.3 ст. 204, УК отсутствует понятие крупного размера). И даже примечание об основаниях освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего подкуп, совпадает почти слово в слово с примечанием к ст.291 УК РФ.

Анализируемая статья является определенным "аналогом" статей 290 и 291УК РФ, но отличие от коммерческого подкупа дачи и получения взятки очевидно. В обоих случаях имеется необходимое соучастие (отвечают и тот, кто берет, и тот, кто дает). Сходными являются предметы преступления, многие признаки объективной стороны, содержание умысла и целей.

Родовым объектом состава коммерческого подкупа в коммерческих и иных организациях (ст. 204 УК РФ) являются общественные отношения, обеспечивающие функционирование и развитие экономики России как целостного организма. Ее основное назначение охрана институциональной основы экономики России, которую составляют коммерческие и некоммерческие организации различных организационно-правовых форм и форм собственности.

Специфичен объект коммерческого подкупа. В качестве критерия разграничения должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, С.В. Изосимов предлагает использовать такой признак, как характер выполняемой деятельности, аргументируя это следующим образом: "В главе 30 объединены преступления, посягающие на нормальную деятельность аппаратов государственной власти и органов местного самоуправления, совершаемых работниками этих аппаратов с использованием служебного положения. Это преступления лиц, которые вследствие предоставленных им органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий по управлению (в широком понимании этого термина, включающем деятельность законодательную, исполнительно-распорядительную и судебную) находятся в особых юридических отношениях с государством, органами местного самоуправления и гражданами, подчиненными управлению. Иначе говоря, субъектами этих положений могут быть лица, наделенные публично-правовыми полномочиями, соответственно этому деятельность таких лиц также носит публично-правовой характер. Этого свойства лишена деятельность служащих коммерческих организаций всех видов собственности, общественных объединений, других некоммерческих организаций, в том числе государственных и муниципальных учреждении". [22, с.1 - 9].

Мы не можем согласиться с мнением С.В. Изосимова, так как не все субъекты должностных преступлений наделены публично-правовыми полномочиями. Ими обладают лишь представители власти; полномочия лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, коммерческих и иных организациях, принципиально не отличаются, что подтверждается использованием законодателем унифицированной терминологии при их описании.

Основная задача при квалификации коммерческого подкупа - определить природу той структуры, в которой лицо реализует управленческие функции как коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

Итак, основное отличие заключается в характере организаций, в которых работают получатели, а отсюда и в признаках субъектов. Субъектами получения взятки являются должностные лица, выполняющие соответствующие функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Субъектами получения подкупа - лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях.

Уголовная ответственность за получение взятки должна наступать всегда, а за получение подкупа, когда вред причинен интересам исключительно коммерческой организации; только при наличии ее заявления или согласия, так как, в отличие от главы 30 УК РФ в главе 23 УК РФ предусмотрено особое дополнительное условие, которое ограничивает возможность уголовного преследования лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих организациях. Его сущность в том, что в некоторых случаях уголовное преследование возможно только по заявлению или с согласия организации, в которой работает виновный.

Подкуп есть только там, где он передан за конкретное действие (бездействие), а взятка может передаваться также и за общее покровительство или попустительство по службе.

В статье 290 УК РФ говорится о получении взятки за действия, а в статье 204 УК РФ - за совершение действий. Из этого следует, что при взятке имеются в виду не только предстоящие, но и уже совершенные действия, То есть возможны как взятка-подкуп, так и взятка-вознаграждение. Подкуп же может быть только в отношении предстоящих действий, то есть, когда вознаграждение было передано или, по крайней мере, обещано до совершения самих действий.

Дача и получение взятки являются, соответственно, тяжким и особо тяжким преступлениями (максимальная санкция, соответственно, семь и двенадцать лет лишения свободы); коммерческий же подкуп - преступление средней тяжести.

Злоупотребление полномочиями (ст. 201 Уголовного Кодекса РФ) и коммерческий подкуп (ст. 204 Уголовного Кодекса РФ) некоторые авторы соотносят как общую и специальную нормы, то есть рассматривают коммерческий подкуп как особо злостное, "квалифицированное" злоупотребление полномочиями. В таком утверждении есть своя логика. Злоупотребление полномочиями - общий состав, рассчитанный на все возможные варианты использования полномочий управленческим персоналом организации вопреки законным интересам последней. В качестве специального вида злоупотребления полномочиями в ч.3 и 4 ст. 204 УК РФ криминализировано незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, вознаграждения имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего.

Разграничение злоупотребления полномочиями и коммерческого подкупа проводится по признакам объективной стороны. Особенностью состава коммерческого подкупа является предмет (деньги, ценные бумаги, иное имущество, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера), который рассматривается в качестве обязательного признака.

Объективная сторона коммерческого подкупа как специальной формы злоупотребления полномочиями представляет собой незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

При злоупотреблении полномочиями субъект извлекает выгоды и преимущества для себя или других лиц собственными действиями путем использования имеющихся управленческих полномочий вопреки законным интересам и за счет соответствующей организации.

При коммерческом подкупе источником получения имущественных выгод является заинтересованное лицо, передающее вознаграждение под условием совершения субъектом получения обусловленных действий. При этом для получения незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческих и иных организациях, имеющиеся полномочия фактически не использует, им задействован лишь потенциал своего служебного статуса. (Горелик, 2008). Деяние, составляющее существо коммерческого подкупа - получение незаконного вознаграждения имущественного характера под условием совершения действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением, находится за пределами полномочий, использование которых вопреки законным интересам организации характеризует состав злоупотребления полномочиями.

Так, обоснованно квалифицируются как коммерческий подкуп случаи получения незаконного вознаграждения лично лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, сверх суммы за услуги данной организацией, договор о предоставлении которых должным образом оформлен.

Есть еще два существеннейших отличия между злоупотреблением полномочиями и коммерческим подкупом. Первое (условно) отличие состоит в том, что при злоупотреблении полномочиями извлечение выгод и преимуществ другими (кроме самого "злоупотребителя") лицами является факультативным элементом объективной стороны преступления, а при коммерческом подкупе удовлетворение интереса дающего - элемент обязательный.

Второе отличие состоит в том, что при злоупотреблении полномочиями выгода "злоупотребителем" извлекается сугубо опосредованно (через создание неких "выгод и преимуществ"), а при коммерческом подкупе подкупленный непосредственно получает от дающего деньги, ценные бумаги, иное имущество и тому подобное.

Особенность состава коммерческого подкупа заключается в том, что получение лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и некоммерческих организациях, вознаграждения рассматривается как преступление только в том случае, если оно выступает заранее обусловленным условием совершения данным лицом действий (бездействия) в интересах дающего. Необходимым элементом коммерческого подкупа является взаимосвязь получения незаконного вознаграждения и действий (бездействия) лица, этим вознаграждением обусловленных. При этом не имеет значения момент совершения действия - до или после получения вознаграждения, но договоренность о передаче - получении вознаграждения должна быть достигнута до совершения действий в интересах дающего.

В п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" указано, что "ответственность за дачу и получение взятки или коммерческий подкуп не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за действия, образующие самостоятельное преступление. В таких случаях содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлении". [20, с.10 - 11].

Таким образом, если деяние, совершение которого было обусловлено получением незаконного имущественного вознаграждения, подпадает под признаки состава злоупотребления полномочиями, имеет место реальная совокупность преступлений, предусмотренных соответствующей частью ст. 201 и ч.3 или ч.4 ст. 204 УК РФ.

Необходимость разграничения коммерческого подкупа с некоторыми из составов преступлений, содержащихся в УК РФ, на первый взгляд может показаться надуманной, однако анализ правоприменительной практики позволяет сделать вывод, что проблемы все-таки есть, в связи с чем, возникает насущная необходимость выделения основных признаков отграничения коммерческого взяточничества от некоторых, в определенной степени, смежных составов.

Между коммерческим подкупом и злоупотреблением полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 Уголовного Кодекса РФ) существуют одновременно и те же отличия, что имеются между коммерческим подкупом и взяткой (то есть по субъекту), и те же, что имеются между коммерческим подкупом и злоупотреблением полномочиями. Основным непосредственным объектом злоупотребления полномочиями частными нотариусами и аудиторами являются общественные отношения, обеспечивающие правильность осуществления частной нотариальной и аудиторской деятельности; объект превышения полномочий служащими частных охранных и детективным служб - общественные отношения по обеспечению соблюдения установленного государством порядка указанных видов деятельности. Непосредственный объект данных преступлений не пересекается с объектом коммерческого подкупа и находится за пределами видового.

Специфика субъекта и осуществляемой им в обществе деятельности (частный нотариус, аудитор выполняют не управленческую деятельность, а занимаются предоставлением специальных видов услуг населению и организациям) предопределила и различие в содержании признаков объективной стороны. Частным нотариусом в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате является нотариус, занимающийся частной практикой. В ходе своей деятельности он осуществляет нотариальную деятельность, содержание которой определено в ст.35 Основ. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, могут совершать все предусмотренные законом нотариальные действия, за исключением выдачи свидетельства о праве на наследство и принятия мер к охране наследственного имущества (ст.36 Основ). (Есть исключение из этого правила).

Аудитором, в соответствии со ст.3 ФЗ РФ от 7 августа 2001 года "Об аудиторской деятельности", является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора, занимающееся аудиторской деятельностью в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя. Аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Заключение аудитора, явившееся результатом аудиторской проверки, является документом, имеющим юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.

Объективная сторона составов ст. 202 УК РФ складывается из:

1) использования частным нотариусом или аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности;

2) общественно опасных последствий в виде причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства;

3) причинной связи между деянием и последствиями.

От организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий ст. 204 УК РФ полномочия, использование которых предполагает квалификацию по ст. 202 УК РФ, существенно отличаются. Их перечень содержится в нормативных актах, регламентирующих соответствующие виды деятельности - Основы законодательства РФ о нотариате и в ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Управленческие полномочия, использование которых составляет объективную сторону ст. 204 УК РФ, могут быть нормативно определенными (чаще в локальных правовых актах), но могут быть определены и в индивидуальном порядке: в трудовом и гражданско-правовом договоре, являющемся правовым основанием возникновения этих полномочий, а также нормативный и индивидуальный порядок определения могут сочетаться. (Томилин, 2008). Вообще полномочия частных нотариусов и аудиторов не являются ни организационно-распорядительными, ни административно-хозяйственными. Аудиторы осуществляют контрольные функции, а нотариусы выполняют в обществе функцию защиты прав и законных интересов граждан и должностных лиц путем совершения нотариальных действия.

Для недопущения "перегибов" в борьбе с традиционным для России социальным злом в УК РФ 1996 года установлена ответственность за провокацию взятки либо коммерческого подкупа (ст.304 УК РФ). Для отграничения данного преступления от состава коммерческого подкупа необходимо обозначить его признаки. Указанное деяние определено как попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа. Реализация данной нормы может вызвать ряд вопросов.

По смыслу закона (ст.304 помещена в главу 31 УК РФ "Преступления против правосудия") объектом данного преступления являются общественные отношения в сфере осуществления правосудия. Если же говорить о конкретном объекте провокации взятки либо коммерческого подкупа, то им является предусмотренный уголовно-процессуальным законом порядок сбора, проверки и оценки доказательств.

"С объективной стороны провокация взятки либо коммерческого подкупа представляет собой попытку передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, любых предметов, являющихся объектами гражданских прав (ст.128 ГК РФ): вещей (в том числе денег и ценных бумаг), иного имущества и имущественных прав, подлежащих оплате работ и услуг". [25, с.35]. Иными словами, это те же имущественные блага, которые могут быть предметом коммерческого подкупа.

Объекты гражданских прав, которые могут выступать в качестве средства совершения преступления, предусмотренного ст.304 УК РФ, иногда являются "сложными вещами" (ст.134 ГК РФ) либо вещные права на такие объекты требуют государственной регистрации (ст.131 ГК РФ). Деньги, которыми якобы оплачиваются действия (бездействие) по службе, могут зачисляться на банковские счета служащего коммерческой или иной организации.

Следовательно, "попытку передачи" названных в ст.304 УК РФ ценностей не всегда следует понимать буквально, как совершение действий, непосредственно направленных на вручение вещи указанному лицу. Как попытку передачи материальных благ возможно рассматривать действия и по регистрации недвижимости, и по перечислению денежных средств на счета подкупаемого лица; провокация может совершаться и через посредника или путем использования иных (невиновных) лиц.

Во всех указанных случаях, кроме последнего, не исключается соцветие в преступлении, предусмотренном ст.304 УК РФ. Объективная сторона провокации взятки либо коммерческого подкупа может заключаться также в попытке передачи указанным в ст.304 УК РФ лицам сберегательной книжки на предъявителя.

Что следует считать моментом окончания данного преступления? Буквальное толкование закона позволяет сделать вывод, что сущность провокации взятки либо коммерческого подкупа состоит именно в неудавшейся попытке предоставить деньги, ценные бумаги и так далее, то есть ничем не отличается от покушения на дачу подкупа. Пример провокации - оставление денег в кабинете лица, отказавшегося их взять (незаметно для последнего в целях использования этого факта для доказывания принятия лицом взятки).

Существует точка зрения, согласно которой состав преступления, предусмотренного ст.304 УК РФ, имеется и в случае успеха "провокатора". Это далеко не бесспорная позиция. Ее сторонники сами подчеркивают, что провокация взятки будет только тогда иметь место, когда материальная выгода передается лицу без его согласия.

Если служащий коммерческой или иной организации вначале не соглашается принять ценности или услуги, но в конечном итоге субъекту удается склонить его к принятию ценностей, это означает, что согласие все же достигнуто. Конечно, "состава" передачи коммерческого подкупа при этом нет, поскольку виновный преследует иные цели. Но правильность квалификации деяния как провокации также сомнительна: во-первых, передача (а не попытка передачи) предмета подкупа состоялась; во-вторых, согласие лица на получение имущественной выгоды фактически достигнуто.

При таких условиях доказательства как сведения о совершившемся коммерческом подкупе соответствуют действительности - лицо совершило преступление, предусмотренное ч.3 ст. 204 УК РФ. Ошибочное представление лица о направленности умысла подкупателя, для которого важно само принятие служащим денег, а не выполнение служебных действий за вознаграждение, не должно иметь юридического значения.

Коммерческий подкуп - преступление с формальным составом, поэтому со стороны поддавшегося на уговоры и принявшего ценности лица имеет место оконченное посягательство на объект преступлений, предусмотренных нормами гл.23 УК РФ. Доказательства являются искусственно созданными лишь, если у субъекта есть цель вызвать искаженные представления о действиях и событиях, привлечь к ответственности невиновного. Если же провоцирующий субъект уговорил лицо принять взятку, все "искусство" состоит в умении играть на человеческих слабостях, вызывать соответствующий психологический настрой, а не фальсифицировать средства доказывания.

Лицо, склонившее служащего к получению взятки, "способствовало" возникновению самого факта, а не сведений о факте, которые вполне достоверны. В подобной ситуации действия субъекта, передавшего лицу с согласия последнего имущественные блага в целях последующего его изобличения, нужно расценивать как подстрекательство к получению взятки и квалифицировать не по ст.304, а по ст. ст.33 и 204 УК РФ.

Разумеется, нет "провокации" в тех случаях, когда инициатором коммерческого подкупа является сам служащий, преследующий цель незаконного обогащения. (Мельникова, 2007). Субъект, к которому обращено требование о предоставлении подкупа, сообщает об этом в правоохранительные органы, и впоследствии, в момент передачи денег или сразу после этого, подкупленное лицо задерживают на месте совершения преступления.

Субъективная сторона провокации взятки либо коммерческого подкупа характеризуется только прямым умыслом и наличием цели - искусственного создания доказательств получения незаконного вознаграждения в связи с занимаемым лицом служебным положением (то есть получения взятки) либо шантажа. Мотивы (наиболее часто ими являются месть, зависть или отстаивание ведомственных интересов) не имеют значения для квалификации по ст.304 УК РФ.

Собственно провокацию необходимо отличать от попытки передачи ценностей субъектом, который одновременно ставит две цели - совершение подкупаемым лицом служебных действий за вознаграждение и последующее его изобличение в совершенном преступлении либо шантаж. Если такая попытка не удалась, в действиях виновного содержатся признаки покушения на передачу коммерческого подкупа, а лицо не подлежит уголовной ответственности, поскольку отказалось от вознаграждения, либо отвечает за покушение на получение подкупа. Если ценности служащим приняты, оба отвечают за оконченное преступление.

Главное отличие коммерческого подкупа (ст. 204 Уголовного Кодекса РФ) от его провокации (ст.304 Уголовного Кодекса РФ) состоит в том, что в первом случае лицо, осуществляющее коммерческий подкуп, ставит себе целью достижение корыстного или "вредительского" результата путем "заказа" и оплаты определенных деяний, совершение которых должно осуществляться подкупленным лицом. Во втором случае (при провокации коммерческого подкупа) целью провокатора является искусственное создание доказательств совершения соответствующим адресатом подстроенного подкупа (то есть, по сути, видимости подкупа) - деяния, предусмотренного частью 3 или частью 4 статьи 204 Уголовного Кодекса РФ (получения коммерческого подкупа), либо же - шантаж.

Таким образом, с теоретической точки зрения, отличий между этими двумя преступлениями масса: и объекты разные (при коммерческом подкупе - общественные отношения, связанные с нормальной деятельностью коммерческой или иной организации, при провокации такового - общественные отношения в сфере отправления правосудия), и субъективная сторона. Кроме того, при провокации коммерческого подкупа отсутствует согласие получателя подкупа (оно лишь имитируется провокатором).

На практике же (особенно при тщательно спланированной и грамотно разыгранной провокации) отличить одно деяние от другого, как представляется, будет весьма сложно, главной причиной чему является достаточно близкое сходство многих элементов объективной стороны обоих преступлений.

Вывод:

Таким образом, нами было изучено понятие и содержание коммерческого подкупа в уголовном законодательстве, общественная опасность коммерческого подкупа и его отграничение от смежных составов преступлений. Актуальность этих вопросов подтверждается наличием различных мнений юристов, теоретиков и практиков. Нами было разработано предложение по совершенствованию норм уголовного законодательства применительно к коммерческому подкупу, а именно, считать незаконными всякую передачу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, вознаграждения, прямо не оговоренного законом, иными нормативно - правовыми актами, учредительными документами организации - работодателя, либо условиями трудового или иного договора.



Дата: 2019-12-10, просмотров: 285.