Финансовые механизмы управления формирование операционной прибыли, как фактор роста собственного капитала предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основу формирования собственных внутренних финансовых ресурсов предприятия, направленных на производственное развитие, составляет балансовая прибыль, которая характеризует один из важнейших результатов финансовой деятельности предприятия. Она представляет собой сумму следующих видов прибыли предприятия:

прибыли от реализации продукции (или операционную прибыль);

прибыли от реализации имущества;

прибыли от внереализационных операций.

Среди этих видов главная роль принадлежит операционной прибыли, на долю которой приходится в настоящее время 90-95% общей суммы балансовой прибыли. На многих предприятиях она является единственным источником формирования балансовой прибыли. Поэтому управление формированием прибыли предприятия рассматривается обычно как процесс формирования операционной прибыли (прибыли от реализации продукции).

Операционный анализ часто используют при планировании хозяйственной деятельности. Если определен объем продаж, то на его основе можно рассчитать величину расходов и продажную цену, чтобы предприятие могло получить определенную прибыль. При помощи данных анализа легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются текущие расходы, цены на продукцию или материалы, структура коммерческой деятельности, то есть оценить изменение параметров хозяйственного процесса.

Важное значение имеет прогнозирование финансовых результатов на основе операционного анализа и классификации затрат предприятия на переменные и постоянные. Переменные расходы изменяются прямо пропорционально росту или снижению объемов продукции и товаров, а постоянные расходы не зависят от объема продукции и товаров и изменяются практически только под влиянием внешних и внутренних факторов финансово-хозяйственной деятельности.

При составлении прогноза финансовых результатов целесообразно классифицировать затраты не только по функциональному признаку, но и составить прогноз по маржинальной прибыли. Подход, основанный на маржинальной прибыли дает полезную информацию для планирования и принятия решений. Маржинальный доход – это разница между выручкой и всеми переменными расходами, включая производственные и административные. В отличие от него валовая маржа или валовая прибыль исчисляются как разница между выручкой и производственной себестоимостью реализованной продукции, работ, услуг, включая постоянные косвенные производственные расходы [26, с.252].

Прогноз прибыли отражает производственную деятельность предприятия. Его составление следует начинать с построения прогноза объема продаж. Информацию по объему продаж можно получить из раздела бизнес плана по планируемому объему продаж.

 


 

 


Рис.7. Схема формирования прибыли и маржинального дохода

 

Этот прогноз призван дать представление о той доле рынка, которую предприятие собирается завоевать. Важнейшей задачей каждого предприятия является получение большей прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования. Затраты на производство и реализацию продукции – один из важнейших качественных показателей деятельности предприятий.

Производственная деятельность предприятия сопровождается расходами различного вида и относительной значимости. В учете возможны два варианта учета затрат и калькулирования себестоимости. Первый, традиционный вариант учета затрат для отечественной практики, предусматривает исчисление себестоимости продукции путем группировки расходов на прямые и косвенные. Второй вариант, широко используемый в экономически развитых странах, предполагает иную группировку затрат – на переменные и постоянные по видам изделия. Основное значение такой системы учета заключается в высокой степени интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений, что в итоге позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия и увеличения его доходности. Аналитическое представление рассматриваемой модели основывается на следующей базовой формуле [12, c.181]:

 

S = VC + FC + GL, (8)

 

где S – реализация в стоимостном выражении (выручка);

VC – переменные расходы;

FC – условно-постоянные расходы;

GL – валовой доход.

Поскольку в основу операционного анализа заложен принцип прямо пропорциональной зависимости показателей, имеем следующее:

 

VC = k + s, (9)

 

где k – коэффициент пропорциональности.

Используя формулу базовой модели, а также условие, что критическим считается объем реализации, при котором валовой доход равен нулю, имеем:

 

S = k х S + FC, (10)

 

Поскольку S в этой формуле характеризует критический объем реализации в стоимостном выражении, поэтому, обозначив его Sm, имеем:

 

Sm = FC / (1 – k), (11)

 

Формулу можно представить в наглядном виде путем перехода к натуральным единицам измерения. Для этого вводятся дополнительные обозначения:

Q – объем реализации в натуральном выражении;

P – цена единицы продукции;

V – переменные расходы на единицу продукции;

Qc – критический объем продаж в натуральных единицах.

Преобразуя формулу базовой модели операционного анализа, имеем:

 

Qc = FC / P – V, (12)

 

Знаменатель в рассмотренной формуле представляет собой удельный маржинальный доход. Таким образом, экономический смысл критической точки предельно прост: он характеризует количество единиц продукции, суммарный маржинальный доход которых равен сумме условно-постоянных расходов.

Очевидно, что формула критического объема продаж может быть легко трансформирована в формулу для определения объема реализации в натуральных единицах (Qi), обеспечивающего заданный валовой доход (GI).

 


Qi = (FC + GI ) / (P – V), (13)

 

Маржинальный доход представляет собой сумму валового дохода или валовой прибыли и условно-постоянных издержек. Эта категория основана на том, что полное поглощение все условно-постоянных расходов предусматривает списание их полной суммы на текущие результаты предприятия и приравнивается к одному из направлений распределения прибыли. В формализованном виде маржинальный доход (Dm) можно представить двумя основными формулами:

 

Dm = GL + FC или Dm = S – VC, (14)

 

Приступая к анализу влияния на прибыль отдельных факторов, преобразуем формулу маржинального дохода следующим образом:

 

GI = Dm – FC, (15)

 

Выведенная формула прибыли используется именно тогда, когда приходится считать общую прибыль от продаж при реализации предприятием нескольких видов продукции. если известны удельные веса маржинального дохода в выручке по каждому виду продукции в общей сумме выручки от продаж, то тогда Dy для общей суммы выручки просчитывается как средневзвешенная величина.

В аналитических расчетах используют еще одну модификацию формулы определения прибыли от продаж, когда известными величинами являются объем реализации в натуральном выражении и ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции. Зная, что маржинальный доход можно представить:

 


Dm = Q х Dc, (16)

 

где Dc – ставка маржинального дохода в цене единицы продукции.

Поэтому формулу прибыли можно записать следующим образом:

 

GI = Q х Dc – FC, (17)

 

Таким образом, для принятия управленческих решений в области увеличения прибыли от продаж, необходимо учитывать влияние следующих изменений:

количества и структуры проданного;

уровня цен по изделиям;

уровня условно-постоянных расходов.

Основные взаимосвязи показателей операционного анализа, переменных и постоянных расходов и формирование критического объема продаж продукции в процессе управления прибылью предприятия представлены на рисунке 8.

 

 


Рис.8. Взаимосвязь показателей операционного анализа


Процесс управления, направленный на возрастание прибыли, характеризуется в финансовом менеджменте категорией левериджа, то есть некоторого фактора, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результирующих показателей. Существует три вида левериджа, определяемые путем перекомпановки и детализации статей отчета о прибылях и убытках:

производственный леверидж;

финансовый леверидж;

производственно-финансовый леверидж.

Логика такой группировки заключается в следующем: чистая прибыль представляет собой разницу между выручкой и расходами двух типов – производственного и финансового характера. Они не взаимосвязаны, однако величиной и долей каждого из них можно управлять. Величина чистой прибыли зависит от многих факторов. С позиции финансового управления деятельностью предприятия на нее оказывают влияние то, насколько рационально использованы предоставленные предприятию финансовые ресурсы; структура источников средств.

Первый момент находит отражение в структуре основных и оборотных средств. Основными элементами себестоимости продукции являются постоянные и переменные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технологической политикой предприятия. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных и уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное соотношение переменных и постоянных расходов нелегко. Эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного левериджа, который отражает потенциальную возможность влиять на валовой доход путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска [11, c.188].

Уровень производственного левериджа (Упл) измеряют показателем:

 

Упл = TGI / TQ, (18)

 

где TGI – темп изменения валового дохода, %

TQ – темп изменения объема реализации в натуральном выражении, %.

Формулу производственного левериджа можно привести к более простому виду. Для этого используем иное представление формулы базовой модели:

 

P х Q = V х Q + FC + GI или c х Q = FC + GI. (18)

 

Экономический смысл производственного левериджа прост – он показывает степень чувствительности валового дохода к изменению объема реализации. Для предприятия с высоким уровнем левериджа незначительное изменение объема реализации может привести к существенному изменению валового дохода. Чем выше уровень постоянных расходов по отношению к уровню переменных расходов, тем выше уровень производственного левериджа. Поэтому предприятие, повышающее свой технический уровень с целью снижения удельных переменных расходов, одновременно увеличивает и уровень левериджа. Предприятие с более высоким уровнем производственного левериджа считается более рискованным с позиции производственного риска, то есть риска неполучения валового дохода.

Второй момент находит отражение в соотношении собственных и заемных средств как источников долгосрочного финансирования, целесообразности и эффективности их использования.

Использование заемных средств связано для предприятия с определенными, порой значительными издержками. Каково должно быть оптимальное сочетание собственных и привлеченных долгосрочных финансовых ресурсов, как оно повлияет на прибыль? Эта взаимосвязь характеризуется категорией финансового левериджа, который отражает потенциальную возможность влиять на прибыль путем изменения объема долгосрочных пассивов.

По аналогии с производственным левериджем уровень финансового левериджа (Уфл) измеряется показателем, характеризующим относительное изменение чистой прибыли при изменении валового дохода:

 

Уфл = TNI / TGI, (19)

 

где TNI – темп изменения чистой прибыли, %;

TGI – темп изменения валового дохода, %.

Финансовый леверижд показывает, во сколько раз валовой доход превосходит прибыль. Нижней границей является единица. Чем больше объем привлеченных предприятием заемных средств, тем больше выплаченная по ним сумма процентов, тем выше уровень левериджа. Эффект финансового левериджа состоит в том, что чем выше его значение, тем более не линейный характер приобретает связь между чистой прибылью и валовым доходом – незначительное изменение валового дохода в условиях высокого левериджа может привести к значительному изменению чистой прибыли. С категорией финансового левериджа связано понятие риска. Финансовый риск – это риск, связанный с возможным недостатком средств для выплаты процентов по долговым срочным ссудам и займам.

Возрастание финансового левериджа сопровождается повышением степени рискованности предприятия. Если предприятие полностью финансируется за счет собственных средств, то уровень левериджа равен единице. В этом случае говорят, что леверидж отсутствует, а изменение чистой прибыли полностью определяется изменением валового дохода, то есть производственных условий. Уровень финансового левериджа возрастает с увеличением доли заемного капитала.

Исходным является производственный леверидж, представляющий собой взаимосвязь между совокупной выручкой предприятия, его валовым доходом и расходами производственного характера. К последним относятся совокупные расходы предприятия, уменьшенные на величину расходов по обслуживанию внешних долгов. Финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между чистой прибылью и величиной доходов до выплаты процентов и налогов, т.е. валовым доходом. Обобщающим критерием является призводственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трех показателей: выручка, расходы производственного и финансового характера и чистая прибыль.

Уровень производственно-финансового левериджа (Ул) может быть оценен:

 

Ул = Упл х Уфл = (c х Q / GI) х (GI / GI – In) = cQ / (GI-In) (20)

 

Производственный и финансовый риски обобщаются понятием общего риска, то есть риска, связанного с возможным недостатком средств для покрытия ткущих расходов и расходов по обслуживанию внешних источников средств. Эффективность управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования. Но и характером ее распределения, то есть формированием направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия. Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Это влияние проявляется в различных формах обратной связи распределения прибыли с ее формированием в предстоящем периоде.

Итак, прибыль является главной движущей силой рыночной экономики, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей. Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления ею, включая планирование и регулирование. Таким образом, управление прибылью предприятия на основе операционного анализа должен представлять собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования [28, c.214].







Дата: 2019-12-10, просмотров: 258.