Орловщина - типичный российский регион, где еще несколько лет назад и не подозревали, что столкнутся с проблемами миграции, в том числе и незаконной.
Проблемы миграции на Орловщине, по существу, такие же, с какими со всей остротой столкнулась Россия более десятилетия назад после распада Советского Союза.
Явление это довольно разнообразно. Существует вынужденная миграция (причинами которой служат нарушения прав человека, вооруженные конфликты и войны); экономическая миграция, нелегальная миграция (и сопутствующая ей преступность).
Миграционные процессы в обществе представляют собой комплексное социальное явление как внутригосударственной, так и международной жизни. Следует отметить, что миграция населения в той или иной мере присуща всем государствам. Поэтому на современном этапе она входит в число актуальных проблем социально-политического и экономического развития государств[45].
Проблема миграции имеет настолько сложный, многоаспектный характер, что предпринимаемые для её решения меры, затрагивающие как интересы государств, так и права и свободы граждан, нередко противоречат друг другу.
В последние годы проблема незаконной миграции в Российской Федерации приобрела глобальный характер, представляя угрозу стабильности и безопасности для всего мирового сообщества. Об этом свидетельствуют меры, предпринимаемые ООН и другими международными организациями. Поэтому не случайно в своём выступлении на коллегии МВД России в феврале 2006 года Президент РФ В.В. Путин к числу приоритетных задач деятельности органов внутренних дел и Федеральной миграционной службы Российской Федерации отнес наведение порядка в вопросах, касающихся всего спектра миграционной политики.
Попробуем проанализировать состояние данной проблемы на примере отдельно взятого региона (Орловской области).
Орловщина - типичный российский регион, где еще несколько лет назад и не подозревали, что столкнутся с этой сложной проблемой.
Тем не менее, сегодня Орловскую область можно отнести к тем российским регионам, где миграция в последние годы оказывает существенное влияние на демографическую и социально-экономическую ситуацию. До 1995 года из-за низких темпов естественного прироста численность населения увеличивалась исключительно за счет миграционного фактора. Среднегодовое положительное сальдо миграции (в пределах 9 тыс. человек) способствовало росту численности населения, что заметно влияло на трудовые ресурсы области, их структуру и качество. Начиная с 1995 года в службу занятости Орловской области обратилось свыше 20 тысяч человек, причем более 12 тысяч - с территорий "ближнего зарубежья".
В целях глубокого изучения реальной ситуации и круга проблем, с которыми сталкиваются мигранты в Орловской области, преподавателями кафедры общих гуманитарных дисциплин совместно с курсантами и студентами Орловского юридического института МВД России был проведен опрос представителей различных групп мигрантов, по результатам которого предпринята попытка охарактеризовать состояние проблем вынужденной миграции в Орловской области в целом, а также прояснить отношение самих мигрантов к ее главным аспектам.
Соотношение основных социально-демографических групп опрошенных выглядит следующим образом: до 25 лет - 8,4%; 25-34 года - 22,1%; 35-39 лет - 9,5%; 40-49 лет - 34,7%; 50-60 лет - 13,7%; старше 60 лет - 11,6% опрошенных.
Образование: неполное среднее - 4,4%; среднее или специальное среднее ~60,2%; высшее - 35,5%.
Сфера деятельности: промышленность - 3,4%; сельское хозяйство - 16,7%; строительство - 5,0%; транспорт - 3,3%; коммерция, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство и сфера услуг - 41,6%; культура и образование - 21,7%; здравоохранение - 8,3% опрошенных.
Для определения уровня доходов была использована методика субъективного оценивания материальных возможностей семьи.
Приведённые данные, позволяют сделать вывод о том, что уровень доходов опрошенных после переселения, как правило, значительно снижается. Так, если до переезда более четверти опрошенных могли утверждать, что "в основном денег хватает", то после переселения такой ответ дали лишь 6% опрошенных.
Больше половины участников опроса переехали в Орловскую область в 1993-95-х годах. В основном это граждане из бывших республик СССР: из Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Украины. Подавляющее большинство опрошенных до переселения жили в городах и поселках и лишь 4% - в деревнях.
Среди причин, подтолкнувших их к переселению именно в Орловскую область, опрошенные указывали советы друзей и знакомых, которые уже проживают в Орле и области, ссылаясь на их опыт переселения. Почти половина участников опроса отметила, что в этом регионе находятся родственники и родители, 18% опрошенных приехали в Орёл на постоянное место жительства только потому, что здесь предлагали работу и жилье.
Проблемой первостепенной важности в процессе переселения для любого человека становится получение соответствующего статуса. Именно от этого во многом зависит то, как сложится жизнь на новом месте. Получение компенсаций и жилья, содействие в устройстве на работу, социальная поддержка - все это невозможно без официального признания человека миграционными службами России. Вопросы получения статуса вынужденного переселенца и беженца также тесно сопряжены с проблемами получения гражданства Российской Федерации, регистрации на территории РФ. Больше половины опрошенных имеют статус вынужденного переселенца. И лишь 2% - статус беженца. Интересно, что 14% опрошенных ничего не знают о своём статусе - "не занимаются документами, приехали и живут"[46].
В ходе исследования была сделана попытка выявить основные проблемы, волнующие мигрантов. На первое место опрошенные поставили финансовую помощь (82% опрошенных). Второе место отвели юридической и социально-психологической поддержке. Завершает список - информационная помощь. Многие из опрошенных отметили, что нуждаются в помощи в поиске работы и жилищном благоустройстве.
Анализ отношения участников опроса к юридическим аспектам миграции позволяет констатировать, что больше половины довольно часто сталкиваются с ситуациями, когда действующее законодательство Российской Федерации было бессильно помочь в решении их проблем (к их числу можно отнести: предоставление статуса, оформление гражданства). В ходе опроса чаще всего встречались следующие объяснения проблемы: "нет жилья и работы. Ссуду на приобретение или строительство жилья, не имея соответствующего статуса, получить невозможно"; "Прописку не дают из-за отсутствия статуса, статус - из-за отсутствия прописки".
Для разрешения возникающих проблем 47,4% опрошенных мигрантов в процессе переселения прибегали к помощи юристов.
Оценивая помощь различных организаций в процессе переселения, первое место опрошенные отдали помощи, которую оказали им друзья и родственники (напомню, что именно наличие друзей и родственников было одним из определяющих факторов при переезде в Орловскую область). На второе место участники опроса поставили администрацию города, в котором они сейчас проживают. В контексте этого опроса довольно интересным стал тот факт, что служба занятости населения, призванная всячески содействовать в устройстве переселенцев на новом месте, по оценкам опрошенных, находится только на шестом месте.
Не менее острой на сегодняшний день остаётся проблема трудоустройства переселенцев на новом месте. Опрос показал, что 32% ответивших не смогли после переселения найти работу, а больше половины трудоустроившихся работают не по специальности.
Характеризуя свои взаимоотношения с местным населением, мигранты разошлись во мнениях. Каждый третий опрошенный считает, что к нему относятся доброжелательно.25% опрошенных отметили, что чувствуют негативное и равнодушное отношение к себе. Более того, можно отметить, что каждый третий участник опроса сталкивался со случаями дискриминации по национальному признаку, нарушением в отношении себя или членов своей семьи прав человека.
В заключение хотелось бы подвести некоторые итоги.
Правовое обеспечение миграционных процессов в России охватывает широкий круг вопросов: свободу передвижения и выбор места жительства, гражданство, режим въезда и выезда, личный статус, имущественные и социальные права, судебную защиту прав мигрантов.
Исходя из прогнозов о развитии демографической ситуации в стране, можно сделать вывод, что если Россия намерена сохранить свою нынешнюю численность, она должна ежегодно принимать от 700 тыс. до 1 миллиона мигрантов. Страна, которая ещё в 2000 году занимала шестое место в мире по численности своего населения, сейчас отодвинулась на восьмое место, а к 2050 году отодвинется примерно на 18 место. И в этом вопросе можно согласиться с руководителем Центра демографии и экологии человека, академиком РАЕН Анатолием Вишневским, что с экономической и геополитической точки зрения столь малое количество населения на столь обширных территориях - катастрофа. И она состоится, если не принять каких-либо мер. Выбор невелик, если учитывать, что численность населения зависит от 3 показателей: рождаемости, смертности и от миграции.
В свою очередь, для проведения любой политики, а тем более, миграционной, нужна хорошо разработанная нормативно-правовая база, соответствующие институты и денежные средства. Только тогда результат оправдает ожидания[47].
Заключение
В областях административного, финансового и информационного отраслей права, составляющих объектную сферу настоящего исследования, проблема противоречий автором рассматривается в рамках правового регулирования миграционного процесса в России96. При этом основные исследовательские усилия связаны с административно-правовым управлением, собственно - правом (международным и российским), информатизацией и всесторонним обеспечением миграционного процесса.
Анализ состояния миграционной деятельности в России способствует выводу о том, что функционирование современной МС России противоречиво. Теоретический анализ ее основных противоречий выступает в качестве углубленного познания специфики системы, объективных причин ее развития и саморазвития, стимулирует поиск перспективных направлений ее совершенствования. Результаты генезиса отечественной МС, анализа детерминирующих факторов способствовали установлению автором особенностей современного этапа развития системы во внешней (геополитической, международной) и внутренней (экономической, социально-политической, правовой, демографической) миграционной среде. Они отражают источник развития системы через тождественность, различие и противоположность ее определенных структурных элементов.
Также выявлено, что миграционная служба со времени своего возникновения приобрела внутреннюю противоречивость не потому, что состояла из противоположностей, а вследствие борьбы ее качественно-тождественных подсистем и элементов, что подтверждается результатами проведенного анализа факторов.
На рубеже XXI века население мира перешагнуло шестимиллиардный порог. Россия большая малонаселенная страна, вне территории которой находится около 20 миллионов соотечественников. Следует радушно принимать всех, кто считает Россию родиной и для этого разрабатывать серьезные программы их приема, не строя препон в расселении. Миграция в Россию порождена во многом ее собственной политикой и политикой СССР, правопреемницей которого РФ себя объявила.
Несмотря на то, что за последнее десятилетие неоднократно предпринимались серьезные шаги, направленные на решение отечественной проблемы миграции, она так и не была решена. Сегодня на повестке дня - коренная реконструкция государственной политики в той области.
Представляется, что приоритеты должны быть отданы следующим насущным задачам:
обеспечения крыши над головой для всех беженцев;
создания рабочих мест для вынужденных переселенцев в соответствии с их квалификацией и потребностями России;
оптимальному использованию трудовых мигрантов из стран СНГ исходя из интересов обеспечения экономики страны и ее регионов необходимыми трудовыми ресурсами;
прекращению нелегальной миграции.
Только после этого можно будет вплотную приступить к реализации второго этапа миграционной политики - привлечению новых переселенцев в Россию. При этом надо иметь в виду, что в первую очередь следует содействовать переезду в страну высококвалифицированных специалистов.
Анализ многоаспектности процессов миграции позволяет высказать следующие рекомендации:
1. Разработать специальную программу о предотвращении депопуляции и дифференцированной помощи, наиболее нуждающимся регионам, прежде всего областям центральной России, сельским районам Северного Кавказа, Поволжья и Сибири, арктическим аборигенным народам.
2. Тщательно изучить проблемы оттока русских из республик Российской Федерации, возможности улучшения их социальных условий и политического представительства в общественной жизни страны.
3. Поддержать принятие новой редакции Закона "О беженцах" с целью определения механизма предоставления статуса беженцев в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
4. Добиваться аннулирования всех актов субъектов Федерации о регулировании миграции, противоречащих Конституции и Федеральным законам.
5. При проведении политики поддержки "зарубежных соотечественников" четко определить, что под соотечественниками подразумеваются граждане России. В отношении других категорий бывших граждан СССР следует придерживаться принципа защиты прав этнических меньшинств и дискриминируемых групп. Россия имеет право строить свою политику в отношении постсоветских государств в зависимости от соблюдения ими прав человека.
6. Из общего миграционного истока в Россию целесообразно выделить категорию репатриантов из "ближнего зарубежья" и разработать соответствующий правовой механизм - Закон Российской Федерации "О репатриации". Для выработки такого механизма в странах СНГ и Балтии необходимо создать под государственным контролем структуры, оказывающие услуги в распоряжении оставляемым жилым фондом и иным имуществом возможностью зачета их стоимости при обустройстве на территории России.
Политический фактор по-прежнему остается основной причиной вынужденной миграции. Стала более тесной его взаимосвязь с экономическими и социальными причинами. Вместе они инициируют и поддерживают миграционные настроения. В результате сохраняется устойчивая тенденция к абсолютному сокращению численности русскоязычного населения в странах СНГ. Для изменения ситуации к лучшему в данной области нужны более активные дипломатические шаги Российской Федерации как в рамках СНГ, так и на уровне двусторонних отношений. Такие шаги желательны и на уровне многосторонних отношений, ибо миграционные потоки способны, перейдя в неуправляемое состояние, стать серьезным фактором дестабилизации мирового порядка, но они же могут служить источником формирования нового духовного богатства, заключающегося в творческом развитии человеческого потенциала.
Применительно к миграционной ситуации в Орловской области можно отметить следующее. Несмотря на прилагаемые государством усилия, ситуация с мигрантами и вынужденными переселенцами остается напряженной. Одной из причин такого положения дел является, безусловно, недостаточное финансирование соответствующих программ из федерального бюджета. И все же представляется, что функционирование областных миграционных служб до сего момента являлось недостаточно результативным. Хочется надеяться, что осуществляемая правительством страны реорганизация государственной миграционной политики и соответственное изменение структуры миграционных органов на местах ускорит интеграцию мигрантов и вынужденных переселенцев в российское общество.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.
3. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах"
4. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах"
5. Федеральный Закон от 18 июля 2006 г. N 110-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
6. Распоряжение Правительства РФ от 1 марта 2003 г. N 256-р "О Концепции регулирования миграционных процессов в РФ"
7. Андриченко Л.В. Белоусова Е. В Комментарий Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" М. Юрид. Лит. - 2006г.
8. Андриченко Л.В. Белоусова Е.В. Комментарий Федерального закона "О беженцах" М. Юрид. Лит. - 2006г.
9. Витковской Г. Мировой опыт миграционной политики: ретроспектива и новейшие тенденции // МОМ. - М., 2004.
10. Галуза Е.В. Правовое регулирование миграции и обеспечение ее правомерного осуществления: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Волгоград, 2003.
11. Густов В. председатель Комитета Совета Федерации по делам СНГ // Журнал "ЗЕМЛЯКИ" - приложение к журналу "Социальная защита" // О Миграции в Российской Федерации. №1-Июль-2006.
12. Ионцев В.А. Миграция населения. Вып.3: Международная миграция. - М., 2001.
13. Ионцев В.А. Международная миграция населения. Россия и современный мир. // Социс. 2005. № 9.
14. Костин Р.А., Лухнов А.Ю. Современные миграционные процессы и их тенденции в современном обществе // Регион: Политика. Экономика. Социология. - 2002.
15. Путин В.В. Из Послания Федеральному Собранию Российской Федерации // Журнал "ЗЕМЛЯКИ" - приложение к журналу "Социальная защита" // О Миграции в Российской Федерации. №1-Июль-2006.
16. Пергаменщик Л.А. Психологические механизмы адаптации мигрантов. - М, 2003.
17. Переведенцев В.И. Методы изучения миграции населения.М., 1975.
18. Полежаева С. Регулирование миграционных процессов в современной России // "Профессионал"№4 (72) 2006г.
19. Регент Т. Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. - 2006. - № 1.
20. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Вып.5: Стадии миграционного процесса. Приложение к журналу "Миграция в России". - М., 2001. - С.
21. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). - М.: РАН, 2003.
22. Тарлецкая Л. Международная миграция и социально-экономическое развитие. МЭиМО. 1998. № 7.
23. М.Л. Тюркин. Миграционная система России. Учебник. М. 2005г.
24. Тюркин М.Л. Историко-правовой анализ миграционных систем России, США, Франции и ФРГ. Монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2004.
25. Феоктистова С.Е. Варианты и пути реабилитации. Координационный совет помощи беженцам и вынужденным переселенцам. М.: 2004.
26. Хабриева Т.Я. Основные направления развития миграционного законодательства // Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты: Сб. статей / Под ред. В.М. Баранова. - Н. Новгород, 2004.
27. Чекален А. Незаконная миграция: бороться сообща!" ПРОФЕССИОНАЛ" №4-2006
28. Черевичко Т.В. Миграционные процессы в мире и России. Юридическая клиника по проблемам миграции. Уч.-мет. пособие/Под ред. М.В. Немытиной. - Саратов, 2002. -
29. Щендригин Е. Орловская область не исключение. // "Профессионал"№4 (72) 2006г.
30. Основы внешнеэкономических знаний. М., 1990.
31. Советская Белоруссия. 1998.10 октября
32. МЭиМО. 1998. № 5.
33. МЭиМО. 1998. № 7.
34. Миграция в постсоветском пространстве: политическая стабильность и международное сотрудничество. М.: Валент, 1998.
35. На законных основаниях. Приложение к газете "Ваше право" "юридическая газета плюс вставка "миграция" Август 2006 № 6 (6)
36. Правовые проблемы социальной защиты вынужденных мигрантов в России. М.: Валент, 2002.
37. Международная миграция населения: Россия и современный мир. Вып.1-11 (научная серия) / Гл. ред. В.А. Ионцев. - М.: МАКС Пресс, 2003.
[1] М.Л. Тюркин. Миграционная система России. Учебник. М. 2005г. С. 9-10
[2] М.Л. Тюркин. Миграционная система России. Учебник. М. 2005г. С. 12
[3] Ионцев В.А. Международная миграция населения. Россия и современный мир. // Социс. 2005. № 9. С. 7-11.
[4] Советская Белоруссия. 1998. 10 октября
[5] Тарлецкая Л. Международная миграция и социально-экономическое развитие. МЭиМО. 1998. № 7. С. 140.
[6] МЭиМО. 1998. № 5. С. 126.
[7] Основы внешнеэкономических знаний. М., 1990. С. 130.
[8] Тюркин М.Л. Историко-правовой анализ миграционных систем России, США, Франции и ФРГ. Монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2004. - С. 72-74.
[9] МЭиМО. 1998. № 7. С. 14.
[10] Черевичко Т.В. Миграционные процессы в мире и России. Юридическая клиника по проблемам миграции. Уч.-мет. пособие/Под ред. М.В. Немытиной. - Саратов, 2002. - С. 24-25
[11] МЭиМО. 1998. № 7. С. 143-145.
[12] Мировой опыт миграционной политики: ретроспектива и новейшие тенденции / Под ред. Г. Витковской, МОМ. - М., 2004. - С. 236-237.
[13] Мировой опыт миграционной политики: ретроспектива и новейшие тенденции / Под ред. Г. Витковской, МОМ. - М., 2004. - С. 238-239.
[14] Миграция в постсоветском пространстве: политическая стабильность и международное сотрудничество. М.: Валент, 1998. с. 11-12
[15] Миграция в постсоветском пространстве: политическая стабильность и международное сотрудничество. М.: Валент, 1998. с. 12-13
[16] п.1 ст. 1 Федерального Закона от 19.02.1993 «О беженцах»//ГАРАНТ-МАКСИМУМ зима 2006
[17] п. 1 ст. 1 Федерального Закона от 19.02.1993 «О вынужденных переселенцах»//ГАРАНТ-МАКСИМУМ зима 2006
[18] Андриченко Л.В. Белоусова Е.В Комментарий Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" ст. 2 Закона. М. -2006г. 74с.
[19] Андриченко Л.В. Белоусова Е.В. Комментарий Федерального закона "О беженцах" ст. 8. М. – 2006г. 67с.
[20] В.В. Путин. Из Послания Федеральному Собранию Российской Федерации//Журнал "ЗЕМЛЯКИ" - приложение к журналу "Социальная защита"// О Миграции в Российской Федерации. №1-Июль-2006. с. 3-4
[21] Вадим Густов, председатель Комитета Совета Федерации по делам СНГ// Журнал "ЗЕМЛЯКИ" - приложение к журналу "Социальная защита"// О Миграции в Российской Федерации. №1-Июль-2006.
[22] На законных основаниях. Приложение к газете «Ваше право» «юридическая газета плюс вставка «миграция» Август 2006 № 6 (6) с. 1
[23] Полежаева С. Регулирование миграционных процессов в современной России// «Профессионал»№4 (72) 2006г. С. 37
[24] Полежаева С. Регулирование миграционных процессов в современной России// «Профессионал»№4 (72) 2006г. С. 38
[25] Чекален А. Незаконная миграция: бороться сообща! "ПРОФЕССИОНАЛ" №4-2006 с.10
[26] Чекален А. Незаконная миграция: бороться сообща! "ПРОФЕССИОНАЛ" №4-2006 с.13
[27]п. 2 ст. 6.1 ФЗ от 18 июля 2006 г. N 110-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"\\ Гарант МАКСИМУМ зима 2006.
[28]Там же, п.5 ст. 6.1 \\ Гарант МАКСИМУМ зима 2006.
[29] Пергаменщик Л.А. Психологические механизмы адаптации мигрантов. - М, 2003. - 152 с.
[30] Правовые проблемы социальной защиты вынужденных мигрантов в России. М.: Валент, 2002. с. 221
[31] Феоктистова С.Е. Варианты и пути реабилитации. Координационный совет помощи беженцам и вынужденным переселенцам. М.: 2004. с. 124-125
[32] Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г. Пункт 2 статьи 12.
[33] Костин Р.А., Лухнов А.Ю. Современные миграционные процессы и их тенденции в современном обществе // Регион: Политика. Экономика. Социология. - 2002. - № 4. - С.29-33.
[34] Переведенцев В. И. Методы изучения миграции населения. М., 1975. С. 10-11.
[35] Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). - М.: РАН, 2003.-С. 235.
[36] СЗ РФ. 2003. N 10. Ст. 923.
[37] Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Вып. 5: Стадии миграционного процесса. Приложение к журналу «Миграция в России». - М., 2001. -С.
[38] Регент Т. Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. - 2006. - № 1. – 90с.
[39] Ионцев В.А. Миграция населения. Вып. 3: Международная миграция. - М., 2001. - С. 86-89.
[40] Регент Т. Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. - 2006. - № 1. – 90с
[41] Международная миграция населения: Россия и современный мир. Вып. 1-11 (научная серия) / Гл. ред. В. А. Ионцев. - М.: МАКС Пресс, 1998-2003;
[42] Хабриева Т.Я. Основные направления развития миграционного законодательства//Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты: Сб. статей / Под ред. В.М. Баранова. - Н. Новгород, 2004. - С. 11.
[43] Галуза Е.В. Правовое регулирование миграции и обеспечение ее правомерного осуществления: Автореф. дис. ...канд. юрид. наук. - Волгоград, 2003.-С. 16.
[44] Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). - М.: РАН, 2003.-С. 230
[45] Щендригин Е. Орловская область не исключение. //«Профессионал»№4 (72) 2006г. С. 30
[46] Щендригин Е. Орловская область не исключение. //«Профессионал»№4 (72) 2006г. С. 31
[47] Щендригин Е. Орловская область не исключение. //«Профессионал»№4 (72) 2006г. С. 31
Дата: 2019-12-10, просмотров: 231.