Введение
Современная миграционная ситуация в России сформирована в результате изменений в политической, социально-экономической, правовой, демографической и иных сферах, происшедших на постсоветском пространстве с начала 90-х годов XX века.
Трансформация рынка труда, условий жизнедеятельности людей, их индивидуально-личностного статуса, общественных, семейных и иных отношений отчетливо проявилась в миграции населения, что привело к резкому снижению его общей миграционной активности, замедлению процессов урбанизации, формированию качественно новых миграционных потоков ("утечка умов", "челноки", беспрецедентный вывод контингентов российских войск с зарубежных территорий и др.).
Правовое регулирование динамичной миграционной политики государства в основном адекватно отражает количественно-качественные изменения в складывающейся миграционной ситуации. Однако для совершенствования структуры и модели функционирования миграционной системы России в условиях международного и межведомственного взаимодействия с другими государственными институтами требуется более углубленный анализ ее концептуальных организационно-правовых основ.
Актуальность темы исследования определяется значимостью миграции как явления для развития России. В настоящее время миграция населения представляет собой социально-экономическое, нормативное правовое явление, неоднозначное по своей сущностной, содержательной и процессуальной основе. Как процесс миграция населения изобилует множеством событий, влекущих за собой смену людьми их места жительства. Упорядочение миграционного процесса, как правило, затрагивает поток выбытия населения из одной местности и прибытия мигрантов из других местностей. Особенность миграционного процесса заключается в разнообразии его видов (иммиграционный, эмиграционный, переселенческий, реадмиссионный, внешней трудовой миграции, беженский и др.). Конечным результатом миграционного процесса является приживаемость перемещенного населения в новой местности, подтвержденная нормативно-правовыми государственными документами.
Миграционная сфера является прерогативой деятельности федерального органа исполнительной власти, Федеральной миграционной службы (далее ФМС). Анализ различных миграционных процессов в целом, их составных частей позволяет обнаружить общественные отношения, регулируемые нормами международного, конституционного, административного, информационного, гражданского, таможенного, трудового, муниципального, жилищного, финансового и иных отраслей права.
При исследовании миграционных процессов с позиций системного правового подхода важен учет отечественного опыта реализации миграционной политики, сравнительно-правовой анализ миграционной системы России (далее - МС России или МС) с иностранными системами, с приемлемым для России опытом, для определения тенденций развития и путей совершенствования правоотношений в миграционной сфере деятельности[1].
На основе Указов Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики", "Вопросы Федеральной миграционной службы", других важнейших документов, в государственно-правовом регулировании миграционной сферы устойчиво просматривается курс на противодействие негативным тенденциям. Это способствует поддержанию позитивных тенденций, позволяет определить контуры, цель, основные задачи, направления и этапы совершенствования миграционной системы России.
миграционный процесс политика россия
Большая часть работ по миграционной тематике посвящена компонентам миграционной деятельности: пограничному, паспортно-визовому, таможенному, экономическому и др. Так, Е.А. Абашева исследовала нормативно-правовое регулирование таможенной деятельности на европейской границе в первой половине XIX в.; П.Б. Музыченко - административно-правовую информациологию паспортно-визовой работы при регулировании миграционных процессов в Российской Федерации; М.Д. Оздоев - конституционно-правовой статус вынужденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации; А.В. Степанов - организационно-правовые аспекты деятельности органов внутренних дел по обеспечению административно-правового статуса иностранных граждан.
Проблемам государственного регулирования миграционных процессов, реализации конституционных, гражданских, социальных и иных прав беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации посвящены работы О.Д. Воробьевой, Н.А. Ворониной, Л.И. Графовой, Ж.А. Зайончковской, В.А. Ионцева, М.Д. Оздоева, Т.М. Регент, Л.Л. Рыбаковского и др.
Базовые положения теории управления изложены в трудах Г.В. Атаманчука, Д.М. Гвишиани, В.3. Веселого, С.Е. Вицина, А.П. Ипакяна, Б.П. Курашвили, В.Д. Малкова, А. X. Миндагулова, М.М. Рассолова и др.
Проблемы международной защиты прав мигрантов получили освещение в трудах Г.С. Витковской, В.А. Капташкина, Ю.И. Лей-бо, В.А. Туманова, Н.В. Щербаковой, Л.М. Энтина, А.Ю. Ястребовой и др.
Существенный вклад в изучение статуса беженцев и вынужденных переселенцев как одного из видов конституционно-правового статуса человека и гражданина, а также в исследование юридических механизмов обеспечения и защиты их прав и законных интересов внесли С.А. Авакьян, Э.А. Аметистов, В.В. Бойцова, Н.В. Витрук, Л.И. Котиева, И.А. Ледях, О.О. Миронов, Н.А. Михалева, А.И. Туз, В.Е. Чиркин, Т.Я. Хабриева и др.
Отсутствие научно-практических разработок по исследуемой теме существенно влияет на эффективность проводимой Россией миграционной политики. Причем некоторые проблемы миграции представляют угрозу национальной безопасности страны. Поэтому в связи с определяющим влиянием политических, социально-экономических, организационно-правовых, демографических факторов совершенствование МС России выходит за рамки возможностей ФМС.
Практическая организационно-правовая деятельность ФМС в 2000-2006 гг. свидетельствует о первостепенной значимости для развития миграции в России административно-правового регулирования целого ряда актуальных задач: разработки комплекса мер по противодействию регрессивным миграционным тенденциям; повышение эффективности иммиграционного контроля и противодействия незаконной миграции; создание системы учета и контроля за въездом-выездом и пребыванием в стране иностранных граждан; минимизация административных барьеров, препятствующих привлечению иностранной рабочей силы на законных основаниях; обеспечение государственного регулирования процесса трудовой миграции; установление соответствия национальным интересам и законодательству Российской Федерации заключенных международных договоров и соглашений с государствами-участниками СНГ по проблемам миграции; предотвращение экономических потерь от незаконной миграции.
Вышеизложенное актуализирует теоретическую значимость и важность обоснования перспективных направлений совершенствования МС России.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в области административно-правового регулирования миграционных процессов в России. В качестве предмета выступают генезис, современное состояние, перспективы административно-правового регулирования миграционных процессов в России и их совершенствования.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что возникшее противоречие между потребностями системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации в эффективно функционирующей миграционной системе и реальным уровнем ее функционирования на международном и российском уровне можно разрешить оптимизацией сложившихся концептуальных организационно-правовых основ миграционной системы на интегрированной, межведомственной, нормативной правовой основе.
Предполагается, что основными предпосылками разрешения противоречий между современными требованиями к МС и ее состоянием в России могут стать: творческое использование опыта отечественной и приемлемого для условий функционирования МС России опыта иностранных систем при решении актуальных административно-правовых, информационно-правовых, финансово-правовых и иных проблем; научное исследование сущности и структуры миграционного процесса; обоснование сущности, структуры и моделей функционирования МС и ее подсистем; совершенствование правового регулирования МС; обоснованность концепции совершенствования МС России; структурно-функциональное преобразование правоотношений в МС России и ее подсистемах на основе перспективных миграционных моделей и технологий, повышения профессионального уровня руководящего состава и персонала[2].
Отсюда целью исследования является обоснование сущности, структуры и основных направлений совершенствования миграционной системы России.
Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:
§ рассмотреть современную международную миграцию;
§ рассмотреть общетеоретические понятия проблемы миграции;
§ определить показатели динамики вынужденной миграции, сравнить их в историческом аспекте;
§ проследить изменения интенсивности и направленности миграционных потоков;
§ выявить наиболее острые социально-политические и психологические проблемы мигрантов;
§ раскрыть особенности государственной политики в области миграции населения;
§ предложить ряд практических рекомендаций, направленных на оптимизацию процесса адаптации мигрантов к новым политическим условиям.
Предмет исследования образуют нормативно-правовые акты, мнения ведущих ученых правоведов, регулирующие исследованные правоотношения.
Методологическую основу составляет комплекс общенаучных и специальных методов познания политической и правовой действительности. В работе использованы системный, сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-юридический методы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Теоретический анализ проблемы миграции и ее современного состояния.
2. Сущность государственной политики в области миграции, а также ее реализации через специализированные государственные институты.
3. Практические аспекты реализации миграционной политики на примере миграционных служб Орловской области.
Таблица 2
Возрастные характеристики имеют существенное значение для демографического анализа и прогноза населения. Даже незначительные миграционные потоки существенно изменяют возрастное распределение населения и его демографические характеристики.
Если население имеет молодую возрастную структуру, то через некоторый промежуток времени произойдет повышение численности трудоспособного населения, увеличение рождаемости и, как следствие возникнет необходимость увеличения числа рабочих мест, детских садов, школ.
Касаясь подвижности населения, следует отметить активный миграционный обмен между нашей областью и другими регионами страны. Другой заметной особенностью мигрантов из других областей является их стремление закрепиться в городских поселениях. Здесь намеревались осесть 57,2% от числа переехавших.
Миграционный поток из стран СНГ и Балтии, в большей степени направлен в сельскую местность. Причём такая динамика носит устойчивый характер на протяжении всего анализируемого периода. (таблица 4).
Таблица 4
Распределение миграционных потоков в городские и сельские поселения.
Год | Межобластная миграция | Межгосударственная миграция | ||
Городское поселение | Сельское поселение | Городское поселение | Сельское поселение | |
1998 | 3598 | 2488 | 1364 | 2566 |
1999 | 3228 | 2872 | 968 | 1732 |
2000 | 2752 | 2346 | 862 | 1541 |
2001 | 3315 | 2039 | 707 | 563 |
2002 | 2507 | 1860 | 615 | 728 |
2003 | 2405 | 1837 | 309 | 407 |
2004 | 2454 | 1703 | 428 | 470 |
2005 | 1966 | 1509 | 499 | 604 |
Столь сильное различие в выборе места поселения является следствием прежде всего более низкой социальной защищенности данной категории мигрантов, поскольку многие из них это бывшие работники бюджетных отраслей и, как правило, жители городов.
Время показало, что в целом в государстве регулирование расселения вынужденных мигрантов оказалось не столь неэффективным, сколько прогнозировалось. Это в конечном счете стало причиной вторичной миграции. Именно проблемы социально-экономической адаптации мигрантов являются "ответственными" за их закрепляемость.
Согласно статистическим данным за 1993-2005 гг. в области осталось проживать 35,8% от числа переехавших, что обеспечило миграционный прирост в 43,8 тыс. человек.
Наибольший вклад в увеличение численности населения области обеспечивает межгосударственная миграция. Находясь в более сложном экономическом положении, зачастую не имея родственников, данная категория мигрантов менее подвижна. За 13 лет прирост в этом сегменте миграции составил 30,7 тыс. чел., а закрепляемость 71,1%.
Таблица 5
В последние годы отчетливо проявляется тенденция концентрации мигрантов вокруг городов и отдельных районных центров. Возникшие здесь "поля" миграционного притяжения обусловлены, прежде всего более комфортными условиями проживания. Например, в 2001 - 2004 г. г. миграционный прирост в Орловском районе составил 2094 человека. Из них 1502 человека - за счет внутриобластного перемещения.
По расчетам доля пригородного населения в общей численности селян за последние 20 лет благодаря миграционному притоку не сократилась, в то время как в целом оно уменьшилось на 15%.
Наблюдения показывают, что миграционный обмен не дестабилизирует общественную и социально - экономическую ситуацию в области. Отношения мигрантов с социальным окружением в целом ровные, спокойные. В области проводится работа по защите прав и законных интересов мигрантов.
В то же время нельзя не заметить, хоть и в мягких тонах, что высказывается недовольство в адрес мигрантов, как конкурентов на рынке труда.
Данные государственной статистики показывают, что потенциальные возможности приращивания населения за счет мигрантов используются не в полной мере. За 13 лет из области вновь уехало (возвратная миграция) 73,4 тыс. человек. При этом закрепляемость данной категории мигрантов остаётся низкой как в сельских, так и городских поселениях.
Таблица 6
Таблица 7
Доминирующими остаются факторы возвращения к прежнему месту жительства, а так же личного и семейного характера, которые составляют 83-93 % от числа уехавших.
Таблица 8
Заключение
В областях административного, финансового и информационного отраслей права, составляющих объектную сферу настоящего исследования, проблема противоречий автором рассматривается в рамках правового регулирования миграционного процесса в России96. При этом основные исследовательские усилия связаны с административно-правовым управлением, собственно - правом (международным и российским), информатизацией и всесторонним обеспечением миграционного процесса.
Анализ состояния миграционной деятельности в России способствует выводу о том, что функционирование современной МС России противоречиво. Теоретический анализ ее основных противоречий выступает в качестве углубленного познания специфики системы, объективных причин ее развития и саморазвития, стимулирует поиск перспективных направлений ее совершенствования. Результаты генезиса отечественной МС, анализа детерминирующих факторов способствовали установлению автором особенностей современного этапа развития системы во внешней (геополитической, международной) и внутренней (экономической, социально-политической, правовой, демографической) миграционной среде. Они отражают источник развития системы через тождественность, различие и противоположность ее определенных структурных элементов.
Также выявлено, что миграционная служба со времени своего возникновения приобрела внутреннюю противоречивость не потому, что состояла из противоположностей, а вследствие борьбы ее качественно-тождественных подсистем и элементов, что подтверждается результатами проведенного анализа факторов.
На рубеже XXI века население мира перешагнуло шестимиллиардный порог. Россия большая малонаселенная страна, вне территории которой находится около 20 миллионов соотечественников. Следует радушно принимать всех, кто считает Россию родиной и для этого разрабатывать серьезные программы их приема, не строя препон в расселении. Миграция в Россию порождена во многом ее собственной политикой и политикой СССР, правопреемницей которого РФ себя объявила.
Несмотря на то, что за последнее десятилетие неоднократно предпринимались серьезные шаги, направленные на решение отечественной проблемы миграции, она так и не была решена. Сегодня на повестке дня - коренная реконструкция государственной политики в той области.
Представляется, что приоритеты должны быть отданы следующим насущным задачам:
обеспечения крыши над головой для всех беженцев;
создания рабочих мест для вынужденных переселенцев в соответствии с их квалификацией и потребностями России;
оптимальному использованию трудовых мигрантов из стран СНГ исходя из интересов обеспечения экономики страны и ее регионов необходимыми трудовыми ресурсами;
прекращению нелегальной миграции.
Только после этого можно будет вплотную приступить к реализации второго этапа миграционной политики - привлечению новых переселенцев в Россию. При этом надо иметь в виду, что в первую очередь следует содействовать переезду в страну высококвалифицированных специалистов.
Анализ многоаспектности процессов миграции позволяет высказать следующие рекомендации:
1. Разработать специальную программу о предотвращении депопуляции и дифференцированной помощи, наиболее нуждающимся регионам, прежде всего областям центральной России, сельским районам Северного Кавказа, Поволжья и Сибири, арктическим аборигенным народам.
2. Тщательно изучить проблемы оттока русских из республик Российской Федерации, возможности улучшения их социальных условий и политического представительства в общественной жизни страны.
3. Поддержать принятие новой редакции Закона "О беженцах" с целью определения механизма предоставления статуса беженцев в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
4. Добиваться аннулирования всех актов субъектов Федерации о регулировании миграции, противоречащих Конституции и Федеральным законам.
5. При проведении политики поддержки "зарубежных соотечественников" четко определить, что под соотечественниками подразумеваются граждане России. В отношении других категорий бывших граждан СССР следует придерживаться принципа защиты прав этнических меньшинств и дискриминируемых групп. Россия имеет право строить свою политику в отношении постсоветских государств в зависимости от соблюдения ими прав человека.
6. Из общего миграционного истока в Россию целесообразно выделить категорию репатриантов из "ближнего зарубежья" и разработать соответствующий правовой механизм - Закон Российской Федерации "О репатриации". Для выработки такого механизма в странах СНГ и Балтии необходимо создать под государственным контролем структуры, оказывающие услуги в распоряжении оставляемым жилым фондом и иным имуществом возможностью зачета их стоимости при обустройстве на территории России.
Политический фактор по-прежнему остается основной причиной вынужденной миграции. Стала более тесной его взаимосвязь с экономическими и социальными причинами. Вместе они инициируют и поддерживают миграционные настроения. В результате сохраняется устойчивая тенденция к абсолютному сокращению численности русскоязычного населения в странах СНГ. Для изменения ситуации к лучшему в данной области нужны более активные дипломатические шаги Российской Федерации как в рамках СНГ, так и на уровне двусторонних отношений. Такие шаги желательны и на уровне многосторонних отношений, ибо миграционные потоки способны, перейдя в неуправляемое состояние, стать серьезным фактором дестабилизации мирового порядка, но они же могут служить источником формирования нового духовного богатства, заключающегося в творческом развитии человеческого потенциала.
Применительно к миграционной ситуации в Орловской области можно отметить следующее. Несмотря на прилагаемые государством усилия, ситуация с мигрантами и вынужденными переселенцами остается напряженной. Одной из причин такого положения дел является, безусловно, недостаточное финансирование соответствующих программ из федерального бюджета. И все же представляется, что функционирование областных миграционных служб до сего момента являлось недостаточно результативным. Хочется надеяться, что осуществляемая правительством страны реорганизация государственной миграционной политики и соответственное изменение структуры миграционных органов на местах ускорит интеграцию мигрантов и вынужденных переселенцев в российское общество.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.
3. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах"
4. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах"
5. Федеральный Закон от 18 июля 2006 г. N 110-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
6. Распоряжение Правительства РФ от 1 марта 2003 г. N 256-р "О Концепции регулирования миграционных процессов в РФ"
7. Андриченко Л.В. Белоусова Е. В Комментарий Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" М. Юрид. Лит. - 2006г.
8. Андриченко Л.В. Белоусова Е.В. Комментарий Федерального закона "О беженцах" М. Юрид. Лит. - 2006г.
9. Витковской Г. Мировой опыт миграционной политики: ретроспектива и новейшие тенденции // МОМ. - М., 2004.
10. Галуза Е.В. Правовое регулирование миграции и обеспечение ее правомерного осуществления: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Волгоград, 2003.
11. Густов В. председатель Комитета Совета Федерации по делам СНГ // Журнал "ЗЕМЛЯКИ" - приложение к журналу "Социальная защита" // О Миграции в Российской Федерации. №1-Июль-2006.
12. Ионцев В.А. Миграция населения. Вып.3: Международная миграция. - М., 2001.
13. Ионцев В.А. Международная миграция населения. Россия и современный мир. // Социс. 2005. № 9.
14. Костин Р.А., Лухнов А.Ю. Современные миграционные процессы и их тенденции в современном обществе // Регион: Политика. Экономика. Социология. - 2002.
15. Путин В.В. Из Послания Федеральному Собранию Российской Федерации // Журнал "ЗЕМЛЯКИ" - приложение к журналу "Социальная защита" // О Миграции в Российской Федерации. №1-Июль-2006.
16. Пергаменщик Л.А. Психологические механизмы адаптации мигрантов. - М, 2003.
17. Переведенцев В.И. Методы изучения миграции населения.М., 1975.
18. Полежаева С. Регулирование миграционных процессов в современной России // "Профессионал"№4 (72) 2006г.
19. Регент Т. Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. - 2006. - № 1.
20. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Вып.5: Стадии миграционного процесса. Приложение к журналу "Миграция в России". - М., 2001. - С.
21. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). - М.: РАН, 2003.
22. Тарлецкая Л. Международная миграция и социально-экономическое развитие. МЭиМО. 1998. № 7.
23. М.Л. Тюркин. Миграционная система России. Учебник. М. 2005г.
24. Тюркин М.Л. Историко-правовой анализ миграционных систем России, США, Франции и ФРГ. Монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2004.
25. Феоктистова С.Е. Варианты и пути реабилитации. Координационный совет помощи беженцам и вынужденным переселенцам. М.: 2004.
26. Хабриева Т.Я. Основные направления развития миграционного законодательства // Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты: Сб. статей / Под ред. В.М. Баранова. - Н. Новгород, 2004.
27. Чекален А. Незаконная миграция: бороться сообща!" ПРОФЕССИОНАЛ" №4-2006
28. Черевичко Т.В. Миграционные процессы в мире и России. Юридическая клиника по проблемам миграции. Уч.-мет. пособие/Под ред. М.В. Немытиной. - Саратов, 2002. -
29. Щендригин Е. Орловская область не исключение. // "Профессионал"№4 (72) 2006г.
30. Основы внешнеэкономических знаний. М., 1990.
31. Советская Белоруссия. 1998.10 октября
32. МЭиМО. 1998. № 5.
33. МЭиМО. 1998. № 7.
34. Миграция в постсоветском пространстве: политическая стабильность и международное сотрудничество. М.: Валент, 1998.
35. На законных основаниях. Приложение к газете "Ваше право" "юридическая газета плюс вставка "миграция" Август 2006 № 6 (6)
36. Правовые проблемы социальной защиты вынужденных мигрантов в России. М.: Валент, 2002.
37. Международная миграция населения: Россия и современный мир. Вып.1-11 (научная серия) / Гл. ред. В.А. Ионцев. - М.: МАКС Пресс, 2003.
[1] М.Л. Тюркин. Миграционная система России. Учебник. М. 2005г. С. 9-10
[2] М.Л. Тюркин. Миграционная система России. Учебник. М. 2005г. С. 12
[3] Ионцев В.А. Международная миграция населения. Россия и современный мир. // Социс. 2005. № 9. С. 7-11.
[4] Советская Белоруссия. 1998. 10 октября
[5] Тарлецкая Л. Международная миграция и социально-экономическое развитие. МЭиМО. 1998. № 7. С. 140.
[6] МЭиМО. 1998. № 5. С. 126.
[7] Основы внешнеэкономических знаний. М., 1990. С. 130.
[8] Тюркин М.Л. Историко-правовой анализ миграционных систем России, США, Франции и ФРГ. Монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2004. - С. 72-74.
[9] МЭиМО. 1998. № 7. С. 14.
[10] Черевичко Т.В. Миграционные процессы в мире и России. Юридическая клиника по проблемам миграции. Уч.-мет. пособие/Под ред. М.В. Немытиной. - Саратов, 2002. - С. 24-25
[11] МЭиМО. 1998. № 7. С. 143-145.
[12] Мировой опыт миграционной политики: ретроспектива и новейшие тенденции / Под ред. Г. Витковской, МОМ. - М., 2004. - С. 236-237.
[13] Мировой опыт миграционной политики: ретроспектива и новейшие тенденции / Под ред. Г. Витковской, МОМ. - М., 2004. - С. 238-239.
[14] Миграция в постсоветском пространстве: политическая стабильность и международное сотрудничество. М.: Валент, 1998. с. 11-12
[15] Миграция в постсоветском пространстве: политическая стабильность и международное сотрудничество. М.: Валент, 1998. с. 12-13
[16] п.1 ст. 1 Федерального Закона от 19.02.1993 «О беженцах»//ГАРАНТ-МАКСИМУМ зима 2006
[17] п. 1 ст. 1 Федерального Закона от 19.02.1993 «О вынужденных переселенцах»//ГАРАНТ-МАКСИМУМ зима 2006
[18] Андриченко Л.В. Белоусова Е.В Комментарий Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" ст. 2 Закона. М. -2006г. 74с.
[19] Андриченко Л.В. Белоусова Е.В. Комментарий Федерального закона "О беженцах" ст. 8. М. – 2006г. 67с.
[20] В.В. Путин. Из Послания Федеральному Собранию Российской Федерации//Журнал "ЗЕМЛЯКИ" - приложение к журналу "Социальная защита"// О Миграции в Российской Федерации. №1-Июль-2006. с. 3-4
[21] Вадим Густов, председатель Комитета Совета Федерации по делам СНГ// Журнал "ЗЕМЛЯКИ" - приложение к журналу "Социальная защита"// О Миграции в Российской Федерации. №1-Июль-2006.
[22] На законных основаниях. Приложение к газете «Ваше право» «юридическая газета плюс вставка «миграция» Август 2006 № 6 (6) с. 1
[23] Полежаева С. Регулирование миграционных процессов в современной России// «Профессионал»№4 (72) 2006г. С. 37
[24] Полежаева С. Регулирование миграционных процессов в современной России// «Профессионал»№4 (72) 2006г. С. 38
[25] Чекален А. Незаконная миграция: бороться сообща! "ПРОФЕССИОНАЛ" №4-2006 с.10
[26] Чекален А. Незаконная миграция: бороться сообща! "ПРОФЕССИОНАЛ" №4-2006 с.13
[27]п. 2 ст. 6.1 ФЗ от 18 июля 2006 г. N 110-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"\\ Гарант МАКСИМУМ зима 2006.
[28]Там же, п.5 ст. 6.1 \\ Гарант МАКСИМУМ зима 2006.
[29] Пергаменщик Л.А. Психологические механизмы адаптации мигрантов. - М, 2003. - 152 с.
[30] Правовые проблемы социальной защиты вынужденных мигрантов в России. М.: Валент, 2002. с. 221
[31] Феоктистова С.Е. Варианты и пути реабилитации. Координационный совет помощи беженцам и вынужденным переселенцам. М.: 2004. с. 124-125
[32] Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г. Пункт 2 статьи 12.
[33] Костин Р.А., Лухнов А.Ю. Современные миграционные процессы и их тенденции в современном обществе // Регион: Политика. Экономика. Социология. - 2002. - № 4. - С.29-33.
[34] Переведенцев В. И. Методы изучения миграции населения. М., 1975. С. 10-11.
[35] Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). - М.: РАН, 2003.-С. 235.
[36] СЗ РФ. 2003. N 10. Ст. 923.
[37] Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Вып. 5: Стадии миграционного процесса. Приложение к журналу «Миграция в России». - М., 2001. -С.
[38] Регент Т. Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. - 2006. - № 1. – 90с.
[39] Ионцев В.А. Миграция населения. Вып. 3: Международная миграция. - М., 2001. - С. 86-89.
[40] Регент Т. Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. - 2006. - № 1. – 90с
[41] Международная миграция населения: Россия и современный мир. Вып. 1-11 (научная серия) / Гл. ред. В. А. Ионцев. - М.: МАКС Пресс, 1998-2003;
[42] Хабриева Т.Я. Основные направления развития миграционного законодательства//Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты: Сб. статей / Под ред. В.М. Баранова. - Н. Новгород, 2004. - С. 11.
[43] Галуза Е.В. Правовое регулирование миграции и обеспечение ее правомерного осуществления: Автореф. дис. ...канд. юрид. наук. - Волгоград, 2003.-С. 16.
[44] Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). - М.: РАН, 2003.-С. 230
[45] Щендригин Е. Орловская область не исключение. //«Профессионал»№4 (72) 2006г. С. 30
[46] Щендригин Е. Орловская область не исключение. //«Профессионал»№4 (72) 2006г. С. 31
[47] Щендригин Е. Орловская область не исключение. //«Профессионал»№4 (72) 2006г. С. 31
Введение
Современная миграционная ситуация в России сформирована в результате изменений в политической, социально-экономической, правовой, демографической и иных сферах, происшедших на постсоветском пространстве с начала 90-х годов XX века.
Трансформация рынка труда, условий жизнедеятельности людей, их индивидуально-личностного статуса, общественных, семейных и иных отношений отчетливо проявилась в миграции населения, что привело к резкому снижению его общей миграционной активности, замедлению процессов урбанизации, формированию качественно новых миграционных потоков ("утечка умов", "челноки", беспрецедентный вывод контингентов российских войск с зарубежных территорий и др.).
Правовое регулирование динамичной миграционной политики государства в основном адекватно отражает количественно-качественные изменения в складывающейся миграционной ситуации. Однако для совершенствования структуры и модели функционирования миграционной системы России в условиях международного и межведомственного взаимодействия с другими государственными институтами требуется более углубленный анализ ее концептуальных организационно-правовых основ.
Актуальность темы исследования определяется значимостью миграции как явления для развития России. В настоящее время миграция населения представляет собой социально-экономическое, нормативное правовое явление, неоднозначное по своей сущностной, содержательной и процессуальной основе. Как процесс миграция населения изобилует множеством событий, влекущих за собой смену людьми их места жительства. Упорядочение миграционного процесса, как правило, затрагивает поток выбытия населения из одной местности и прибытия мигрантов из других местностей. Особенность миграционного процесса заключается в разнообразии его видов (иммиграционный, эмиграционный, переселенческий, реадмиссионный, внешней трудовой миграции, беженский и др.). Конечным результатом миграционного процесса является приживаемость перемещенного населения в новой местности, подтвержденная нормативно-правовыми государственными документами.
Миграционная сфера является прерогативой деятельности федерального органа исполнительной власти, Федеральной миграционной службы (далее ФМС). Анализ различных миграционных процессов в целом, их составных частей позволяет обнаружить общественные отношения, регулируемые нормами международного, конституционного, административного, информационного, гражданского, таможенного, трудового, муниципального, жилищного, финансового и иных отраслей права.
При исследовании миграционных процессов с позиций системного правового подхода важен учет отечественного опыта реализации миграционной политики, сравнительно-правовой анализ миграционной системы России (далее - МС России или МС) с иностранными системами, с приемлемым для России опытом, для определения тенденций развития и путей совершенствования правоотношений в миграционной сфере деятельности[1].
На основе Указов Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики", "Вопросы Федеральной миграционной службы", других важнейших документов, в государственно-правовом регулировании миграционной сферы устойчиво просматривается курс на противодействие негативным тенденциям. Это способствует поддержанию позитивных тенденций, позволяет определить контуры, цель, основные задачи, направления и этапы совершенствования миграционной системы России.
миграционный процесс политика россия
Большая часть работ по миграционной тематике посвящена компонентам миграционной деятельности: пограничному, паспортно-визовому, таможенному, экономическому и др. Так, Е.А. Абашева исследовала нормативно-правовое регулирование таможенной деятельности на европейской границе в первой половине XIX в.; П.Б. Музыченко - административно-правовую информациологию паспортно-визовой работы при регулировании миграционных процессов в Российской Федерации; М.Д. Оздоев - конституционно-правовой статус вынужденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации; А.В. Степанов - организационно-правовые аспекты деятельности органов внутренних дел по обеспечению административно-правового статуса иностранных граждан.
Проблемам государственного регулирования миграционных процессов, реализации конституционных, гражданских, социальных и иных прав беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации посвящены работы О.Д. Воробьевой, Н.А. Ворониной, Л.И. Графовой, Ж.А. Зайончковской, В.А. Ионцева, М.Д. Оздоева, Т.М. Регент, Л.Л. Рыбаковского и др.
Базовые положения теории управления изложены в трудах Г.В. Атаманчука, Д.М. Гвишиани, В.3. Веселого, С.Е. Вицина, А.П. Ипакяна, Б.П. Курашвили, В.Д. Малкова, А. X. Миндагулова, М.М. Рассолова и др.
Проблемы международной защиты прав мигрантов получили освещение в трудах Г.С. Витковской, В.А. Капташкина, Ю.И. Лей-бо, В.А. Туманова, Н.В. Щербаковой, Л.М. Энтина, А.Ю. Ястребовой и др.
Существенный вклад в изучение статуса беженцев и вынужденных переселенцев как одного из видов конституционно-правового статуса человека и гражданина, а также в исследование юридических механизмов обеспечения и защиты их прав и законных интересов внесли С.А. Авакьян, Э.А. Аметистов, В.В. Бойцова, Н.В. Витрук, Л.И. Котиева, И.А. Ледях, О.О. Миронов, Н.А. Михалева, А.И. Туз, В.Е. Чиркин, Т.Я. Хабриева и др.
Отсутствие научно-практических разработок по исследуемой теме существенно влияет на эффективность проводимой Россией миграционной политики. Причем некоторые проблемы миграции представляют угрозу национальной безопасности страны. Поэтому в связи с определяющим влиянием политических, социально-экономических, организационно-правовых, демографических факторов совершенствование МС России выходит за рамки возможностей ФМС.
Практическая организационно-правовая деятельность ФМС в 2000-2006 гг. свидетельствует о первостепенной значимости для развития миграции в России административно-правового регулирования целого ряда актуальных задач: разработки комплекса мер по противодействию регрессивным миграционным тенденциям; повышение эффективности иммиграционного контроля и противодействия незаконной миграции; создание системы учета и контроля за въездом-выездом и пребыванием в стране иностранных граждан; минимизация административных барьеров, препятствующих привлечению иностранной рабочей силы на законных основаниях; обеспечение государственного регулирования процесса трудовой миграции; установление соответствия национальным интересам и законодательству Российской Федерации заключенных международных договоров и соглашений с государствами-участниками СНГ по проблемам миграции; предотвращение экономических потерь от незаконной миграции.
Вышеизложенное актуализирует теоретическую значимость и важность обоснования перспективных направлений совершенствования МС России.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в области административно-правового регулирования миграционных процессов в России. В качестве предмета выступают генезис, современное состояние, перспективы административно-правового регулирования миграционных процессов в России и их совершенствования.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что возникшее противоречие между потребностями системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации в эффективно функционирующей миграционной системе и реальным уровнем ее функционирования на международном и российском уровне можно разрешить оптимизацией сложившихся концептуальных организационно-правовых основ миграционной системы на интегрированной, межведомственной, нормативной правовой основе.
Предполагается, что основными предпосылками разрешения противоречий между современными требованиями к МС и ее состоянием в России могут стать: творческое использование опыта отечественной и приемлемого для условий функционирования МС России опыта иностранных систем при решении актуальных административно-правовых, информационно-правовых, финансово-правовых и иных проблем; научное исследование сущности и структуры миграционного процесса; обоснование сущности, структуры и моделей функционирования МС и ее подсистем; совершенствование правового регулирования МС; обоснованность концепции совершенствования МС России; структурно-функциональное преобразование правоотношений в МС России и ее подсистемах на основе перспективных миграционных моделей и технологий, повышения профессионального уровня руководящего состава и персонала[2].
Отсюда целью исследования является обоснование сущности, структуры и основных направлений совершенствования миграционной системы России.
Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:
§ рассмотреть современную международную миграцию;
§ рассмотреть общетеоретические понятия проблемы миграции;
§ определить показатели динамики вынужденной миграции, сравнить их в историческом аспекте;
§ проследить изменения интенсивности и направленности миграционных потоков;
§ выявить наиболее острые социально-политические и психологические проблемы мигрантов;
§ раскрыть особенности государственной политики в области миграции населения;
§ предложить ряд практических рекомендаций, направленных на оптимизацию процесса адаптации мигрантов к новым политическим условиям.
Предмет исследования образуют нормативно-правовые акты, мнения ведущих ученых правоведов, регулирующие исследованные правоотношения.
Методологическую основу составляет комплекс общенаучных и специальных методов познания политической и правовой действительности. В работе использованы системный, сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-юридический методы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Теоретический анализ проблемы миграции и ее современного состояния.
2. Сущность государственной политики в области миграции, а также ее реализации через специализированные государственные институты.
3. Практические аспекты реализации миграционной политики на примере миграционных служб Орловской области.
Глава I. Миграция и ее современное состояние
Дата: 2019-12-10, просмотров: 261.