Типология выявленных тенденций в отношениях с близким сверстником
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На основе анализа полученных результатов нам удалось выделить 4 основных типа отношений между родными и неродными близкими сверстниками подросткового возраста. Первые два носят позитивный общий характер и являются, на наш взгляд, наиболее благоприятными в плане обеспечения условий для формирования адекватного образа Я. Третий и четвертый типы отношений являются негативными по характеру и, соответственно, не обеспечивают возможностей для адекватного пути построения я-образа подростка. Следует отметить также тот факт, что отношения в парах сверстников зачастую носят несимметричный характер: например, братья, сестры или друзья из одной пары могут попадать в совершенно разные типы отношений.

Тип I

· осуществление поддержки положительно окрашенного образа другого даже после конфликта;

· адекватное представление о себе глазами другого (проявление межличностной рефлексии);

· значительное количество субъектных характеристик.

  Маскулинность Андрогинность Фемининность
братья - - -
сестры - - -
друзья 1 1 1
подруги - 1 1

Тип II

· осуществление поддержки положительно окрашенного образа другого даже после конфликта;

· средняя/низкая рефлексивность образов или ее отсутствие;

· субъектные характеристики присутствуют, но не преобладают.

  Маскулинность Андрогинность Фемининность
братья 1 1 -
сестры - 3 1
друзья 3 4 2
подруги 1 6 2

Тип III

· преимущественно положительно окрашенные образы до экспериментального конфликта, но изменение окраски после;

· невысокая или нестабильная рефлексивность образов до и после экспериментального конфликта;

· преобладание объектных характеристик.

  Маскулинность Андрогинность Фемининность
братья 2 1 -
сестры - 3 1
друзья 1 2 -
подруги - - 1

Тип IV

· преимущественно отрицательно окрашенные образы до и после экспериментального конфликта;

· низкая рефлексивность образов или ее отсутствие;

· преобладание объектных характеристик.

  Маскулинность Андрогинность Фемининность
братья 1 2 1
сестры 1 2 1
друзья - - -
подруги - - -

 



Выводы

 

На основе полученных результатов мы можем говорить об опровержении гипотезы данного исследования: становление образа Я подростка в общении с близкими сверстниками не имеет гендерной специфики, которая выражалась бы в следующем:

· преимущественное осознание ядерных характеристик образа Я;

· поддержку положительного самоотношения и устойчивость положительного самоотношения и позитивных характеристик в ситуации конфликта во взаимодействии;

· большую степень рефлексивности "зеркального" или отражённого Я.

Количество субъектных характеристик, использованных при взаимоописаниях и мальчиками и девочками в процентном соотношении от общего числа характеристик составляет 16, 4 и 17,2%. Разница в полученных данных не представляется нам значимой.

Во все выделенные нами типы отношений попадают подростки с различной гендерной принадлежностью. В этом смысле нельзя сказать, что психологический пол подростка оказывает существенное влияние на становление Я-образа в контексте его особых отношений с близким родным и неродным сверстником.

 На основе анализа полученных данных, мы также можем говорить, что означенный ранее вывод о том, что близкое кровное родство в подростковом возрасте еще не гарантия близких взаимоотношений и адекватного пути построения образа Я девочки-подростка, распространяется и на подростков мужского пола Возможно, это объясняется тем, что общность родных подростков является не со-бытийной, но ролевой и предзаданной самим фактом рождения в одной семье (со-бытие же - по В.И. Слободчикову - рассматривается как система позиционных связей и отношений самоопределяющихся людей [25]).

С родным близким сверстником подросток не может преодолеть эгоцентрическую позицию, посмотреть на себя с позиции другого человека. И наоборот, в дружбе эти отношения могут наиболее полно реализовываться за счет того, что она строится на принципах равенства и взаимного выбора. С другом происходит более адекватное виденье себя. К тому же человек из другой семьи несет в себе и несколько иные ценности, что открывает возможности для взаимообогащения субъектов дружбы, другими словами, одна подруга/друг приносит нечто новое в становящийся Образ-Я другой подруги/друга.

Ценность первых двух типов отношений, свойственных, главным образом, близким неродным сверстникам независимо от принадлежности к тому или иному психологическому полу, видится нам в первую очередь в контексте открывающихся возможностей для развития децентрации – процесса-условия адекватного построения «картины Мира» и осознания себя в этом Мире.

 



Заключение

 

В последние годы вопросы, касающиеся гендера и гендерных различий, приобретают все больший интерес. Психологический пол влияет на самые различные аспекты становления личности и в то же время сам является продуктом этого становления. С самого рождения человек включается в социум, и именно посредством общения с Другим происходит становление и формирование его личности. Само понятие сознания человека диалогично: в нем представлены и Я и Другой, ведь именно благодаря этому Другому можно выделить собственное Я как, как нечто противопоставленное. В самом начале жизненного пути этим Другим является мать (или человек ее заменяющий), затем круг расширяется до размеров семьи в целом, а на определенном этапе особенно ценным становится общение со сверстником, приобретая в подростковом возрасте исключительное значение – именно группа сверстников в подростковом возрасте становится важнейшим условием социализации, в том числе и гендерной. Она приобретает особое значение: как источник гендерных стереотипов, норм, ценностей, суть которых – представления о мужественности и женственности, с которыми соотносит себя и свое поведение формирующаяся личность.

Однако результаты нашего исследования позволяют посмотреть на вопрос с несколько иной точки зрения. Мы не отрицаем значимости влияния гендера на становление самосознания в целом, но результаты проведенного исследования говорят о том, что существуют области, где он не имеет решающего значения. И в первую очередь - это пространство близких межличностных отношений, которые играют исключительную роль в становлении самосознания подростка. Как показали результаты исследования, гендерный фактор не оказывает существенного влияния на становление Я-образа подростка в контексте его особых отношений с близким родным и неродным сверстником. Мы полагаем, что понятие гендера играет одну из важнейших ролей именно в социальном аспекте: в том, что касается социальных ролей, статуса и т.п. – т.е. всего того, что касается «периферии» образа Я. Что касается ядра самосознания, понятия исключительно субъектного, то здесь, по нашему мнению, уместно рассмотрение только лишь влияния каких-то общечеловеческих ценностей. В этом смысле, мы считаем, что наше исследование открывает перспективу для дальнейших исследований.

Ценность данного исследования нами видится и в возможности применения полученных данных в семейно-воспитательной практике: зачастую родители видят в брате/сестре лучшего товарища для другого ребенка. По их мнению, детям (если они близки по возрасту) лучше больше общаться друг с другом, чем с не всегда благополучными представителями дворовой или школьной компании. Далеко не все родители информированы о тех необходимых подростку возможностях, которые открываются в дружбе с неродными сверстниками, независимо от психологического пола подростка.

 



Список литературы

сверстник подросток гендерный отношения

1. Авдеева Н. Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопр. Психол. 1996. № 4.

2. Адаменко Ю. В. Особенности способов разрешения конфликтов в младшем подростковом возрасте с близкими и далекими сверстниками. Дипломная работа. КГУ, 2002.

3. Берн Ш. М. Гендерная психология. М., 2002.

4. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1995.

5. Бодалев А. А., Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1995.

6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. В., 1995.

7. Бубер М. Я и Ты // Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

8. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Под ред. Эльконина Б. Д., Драгуновой Т. В. М., 1967.

9. Драгунова Т. В., Эльконин Д. Б. Некоторые психологические особенности личности подростка // Советская педагогика, 1965. № 6.

10.  Здравомыслова Е., Тёмкина А. Создание гендерной идентичности: методика анализа интервью // Гендерные исследования, № 5(2/2000): Харьковский центр гендерных исследований.

11.  Кон И. С. Дружба.-М., Издательство политической литературы, 1987.

12.  Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений. М., 1989.

13.  Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

14.  Лисина М. И. Влияние отношений с близким взрослым на развитие ребенка раннего возраста // Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. М., 1991.

15.  Непокойчицкая Т. В. Психологический анализ взаимоотношений братьев и сестер дошкольного возраста // Вестник МГУ, серия «Психология». 2000. № 1.

16.  Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Москва, 1996.

17.  Петровский В. А. Личность в своих отражениях // Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону, 1996.

18.  Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Феникс, 1996

19.  Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопр. психол. 1996. № 6.

20.  Романов И. В. Особенности половой идентичности подростков // Вопр. психол. 1997. № 4

21.  Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.

22. Слободчиков В. И., Цукерман Г.А. Генезис рефлекивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопр. Психол. 1990. №3.

23.  Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопр. Психол. 1996. № 5.

24.  Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопр. психол. 1998. № 4.

25.  Смирнова Е. О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. Москва-Воронеж, 2001.

26.  Скутина Т. В. Конфликт как механизм развития отношений с близким сверстником в подростковом возрасте // Педагогика развития: Содержание образования как проблема. Часть 1. Материалы 6-й научно-практической конференции. Красноярск, 1999.

27.  Тарасова А. В. Становление образа Я подростка: роль близкого друга и родного сверстника // Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии. Сборник материалов краевой научной конференции студентов и молодых ученых. Красноярск, 2005.

28.  Тесты, эксперименты, игровые процедуры для изучения конфликта. Методологическая разработка. Составитель Хасан Б. И., Красноярск, 1990.

29.  Хорошилова Е.А. К исследованию отражения значимых других//Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977.

30.  Хорошилова Е. А. Феномен субъективной значимости другого человека. Канд. дисс.- М., 1984.

31.  Цукерман Г.А. «Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии» // Вопр. Психол. 1998. № 3.

32.  Шуркина А. В. Влияние гендерных стереотипов референтной группы на адекватность гендерной идентичности девочек-подростков. Дипломная работа. КГУ, 2005.

33.  Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Изб. Психол. Тр., М., 1989.

34.  Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

35.  Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка // Вопр. психол. 1998. № 6.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 184.