Силы, действующие на шатунную шейку коленчатого вала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для проведения расчета результирующей силы, действующей на шатунную шейку рядного двигателя, составляют таблицу 5.3, в которую переносят значения силы Т.

Суммарная сила, действующая на шатунную шейку по радиусу кривошипа:

 

 кН                                (5.29)

 

где:          кН                (5.30)

 

Результирующая сила R ш.ш., действующая на шатунную шейку, подсчитывается графическим сложением векторов сил Т и Рк при построении полярной диаграммы. Масштаб сил на полярной диаграмме для суммарных сил Мр=0.1 кН в мм. Значения R ш.ш  для различных φ заносят в таблицу и по ним строят диаграмму R ш.ш  в прямоугольных координатах.

По развернутой диаграмме R ш.ш  определяют:

 

 кН                (5.31)

R ш.ш.max=22.9 кН,        R ш.ш. min=4.85 кН,

 

где ОВ – длина диаграммы, мм

F – площадь под кривой R ш.ш , мм2 .

 

Таблица 5.3

Силы, действующие на шатунную шейку

 

Полные силы, кН

Т

К

Рк

Rш.ш.

Крк

Rк

1

2

3

4

5

6

7

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

110

120

130

140

150

160

170

180

190

200

210

0
-2.7406
-4.9702
-6.2367
-6.3547
-5.3785
-3.5788
-1.3583

0.8498
2.6915
3.9504
4.5574
4.5815
4.1637
3.4641
2.6246

1.7421
0.8657
0
-0.8657
-1.7421
-2.6246

-12.4724
-12.0490
-10.3812
-7.9295
-5.2376
-2.7958
-1.0132

-0.1091
-0.0915
-0.7926
-1.9372
-3.2395
-4.4545
-5.4336

-6.1253
-6.5563
-6.7838
-6.8806
-6.9060
-6.8806
-6.7838

-6.5563

-20.0186
-19.5951
-17.9274
-15.4756
-12.7837
-10.3419
-8.5594

-7.6552
-7.6377
-8.3388
-9.4833
-10.7857
-12.0007
-12.9797

-13.6715
-14.1024
-14.3300
-14.4267
-14.4522
-14.4267
-14.3300

-14.1024

20.0186
19.7858
18.6036
16.6851
14.2761
11.6569
9.2775

7.7748
7.6848
8.7624
10.2732
11.7090
12.8455
13.6312

14.1035
14.3445
14.4355
14.4527
14.4522
14.4527
14.4355

14.3445

-29.7331
-29.3097
-27.6419
-25.1902
-22.4983
-20.0565
-18.2740

-17.3698
-17.3523
-18.0534
-19.1979
-20.5002
-21.7153
-22.6943

-23.3861
-23.8170
-24.0445
-24.1413
-24.1668
-24.1413
-24.0445

-23.8170

29.7331
29.4375
28.0852
25.9508
23.3786
20.7652
18.6211
17.4228
17.3731
18.2529
19.6001
21.0007
22.1933
23.0731

23.6412
23.9612
24.1076
24.1568
24.1668
24.1568
24.1076
23.9612

220 230 240 250 260 270 280 290 300 310 320 330 340 350 360 370 380 390 400 410 420 430 440 450 460 470 480 490 500 510 520 530 540 550 560 570 580 590 600 610 620 630 640 650 660 670

-3.4641
-4.1637

-4.6067
-4.6149
-4.0583
-3.1330
-1.5177
0.1999
2.1293
3.4335

3.6085
2.9915
1.8304
0.3881
0
6.6996
9.9621
8.2503

6.5231
5.2112
5.9611
6.4695
7.2828
7.5484
8.1740
7.8024

7.0430
5.9200
4.7390
3.5301
2.2771
1.0907
0
-1.0483

-2.0648
-3.0455
-3.9571
-4.7562
-5.1090
-5.0456
-4.3632
-2.9972

-1.0818
1.1266
3.3563
5.1748

-6.1253
-5.4336
-4.4789
-3.2803
-1.9901
-0.9227

-0.1635
-0.0161
-0.6029
-1.7847
-2.9742
-3.8034
-3.8232

-1.7064
2.6894
29.4541
20.8079
10.4895
5.3764
2.7088

1.6877
0.5196
-0.7846
-2.2230
-4.0083
-5.5461
-6.8477

-7.7254
-8.3797
-8.8182
-8.8669
-8.6690
-8.5703
-8.3316

-8.0403
-7.6076
-6.9970
-6.2067
-4.9674
-3.5865
-2.1396

-0.8827
-0.1165
-0.0905
-0.9503
-2.6899

-13.6715
-12.9797
-12.0251
-10.8265
-9.5363
-8.4688

-7.7096
-7.5622
-8.1490
-9.3309
-10.5203
-11.3496
-11.3693

-9.2525
-4.8568
21.9079
13.2618
2.9434
-2.1698
-4.8374

-5.8584
-7.0266
-8.3307
-9.7692
-11.5545
-13.0923
-14.3939
-15.2716
-15.9259
-16.3644
-16.4130
-16.2152
-16.1165
-15.8777

-15.5864
-15.1537
-14.5432
-13.7529
-12.5135
-11.1327
-9.6858

-8.4288
-7.6627
-7.6366
-8.4964
-10.2360

14.1035
13.6312
12.8773
11.7690
10.3639
9.0298

7.8576
7.5648
8.4226
9.9426
11.1220
11.7372
11.5157

9.2606
4.8568
22.9094
16.5867
8.7596
6.8745
7.1103

8.3580
9.5513
11.0653
12.3456
14.1535
15.2409
16.0246

16.3789
16.6160
16.7408
16.5702
16.2518
16.1165
15.9123

15.7226
15.4567
15.0719
14.5521
13.5163
12.2227
10.6232

8.9458
7.7387
7.7193
9.1353
11.4697

-23.3861
-22.6943
-21.7397
-20.5411
-19.2508
-18.1834

-17.4242
-17.2768
-17.8636
-19.0455
-20.2349
-21.0641
-21.0839
-18.9671
-14.5714
12.1934
3.5472
-6.7712
-11.8844
-14.5520

-15.5730
-16.7412
-18.0453
-19.4837
-21.2691
-22.8069
-24.1085

-24.9862
-25.6405
-26.0789
-26.1276
-25.9297
-25.8310
-25.5923

-25.3010
-24.8683
-24.2578
-23.4674
-22.2281
-20.8472
-19.4003

-18.1434
-17.3773
-17.3512
-18.2110
-19.9506

23.6412
23.0731
22.2224
21.0531
19.6740
18.4513

17.4902
17.2779
17.9900
19.3525
20.5541
21.2755
21.1632

18.9710
14.5714
13.9127
10.5748
10.6731
13.5569
15.4569

16.6749
17.9477
19.4595
20.8948
22.7857
24.1046
25.1162

25.6779
26.0747
26.3168
26.2266
25.9527
25.8310
25.6138
25.3851
25.0541
24.5784
23.9446
22.8077
21.4491
19.8849

18.3893
17.4109
17.3877
18.5177
20.6108

 

680

690

700

710

720

6.1788
6.0967
4.8729
2.6984

0

-5.0926
-7.7515

-10.1780
-11.8633

-12.4724

-12.6387
-15.2977

-17.7241
-19.4095

-20.0186

14.0682
16.4678
18.3818
19.5962

20.0186

-22.3533
-25.0122

-27.4387
-29.1241

-29.7331

23.1915
25.7446

27.8681
29.2488

29.7331

                             

 

 

По полярной диаграмме строят диаграмму износа шатунной шейки. Сумму сил Rш.ш.j, действующих по каждому лучу диаграммы износа (от 1 до 12) определяют с помощью таблицы 5.4. По данным таблицы в масштабе по каждому лучу откладывают величину суммарных сил ΣRш.ші от окружности к центру. По лучам 4 и 5 силы  ΣRш.ші  не действуют, а по лучам 6,7 и 8 действуют силы только в интервале 360є<φ<390є.

По диаграмме износа определяют расположение оси масляного отверстия .

 


Таблица 5.4

Rш.ш.i

Значения Rш.ш.i , кН, для лучей

1 2 3 4 5 6 7

8

9

10

11 12
Rш.ш. 0 20.0186 20.0186 20.0186 - - - -

-

-

-

20.0186 20.0186
Rш.ш. 30 16.6851 16.6851 16.6851 - - - -

-

-

-

- 16.6851
Rш.ш. 60 9.2775 9.2775 9.2775 - - - -

-

-

-

- 9.2775
Rш.ш. 90 8.7624 8.7624 - - - - -

-

-

-

8.7624 8.7624
Rш.ш. 120 12.8455 12.8455 - - - - -

-

-

-

12.8455 12.8455
Rш.ш. 150 14.3445 14.3445 - - - - -

-

-

-

14.3445 14.3445
Rш.ш. 180 14.4522 14.4522 14.4522 - - - -

-

-

-

14.4522 14.4522
Rш.ш. 210 14.3445 14.3445 14.3445 - - - -

-

-

-

- 14.3445
Rш.ш. 240 12.8773 12.8773 12.8773 - - - -

-

-

-

- 12.8773
Rш.ш. 270 9.0291 9.0291 9.0291 - - - -

-

-

-

- 9.0291
Rш.ш. 300 8.4226 8.4226 - - - - -

-

-

-

8.4226 8.4226
Rш.ш. 330 11.7372 11.7372 - - - - -

-

-

-

11.7372 11.7372
Rш.ш. 360 4.8568 4.8568 4.8568 - - - -

-

-

-

4.8568 4.8568
Rш.ш. 390 - - - - - - -

8.759

8.759

8.759

8.759 8.759
Rш.ш. 420 8.358 - - - - - -

-

-

8.358

8.358 8.358
Rш.ш. 450 12.3456 - - - - - -

-

-

12.3456

12.3456 12.3456
Rш.ш. 480 16.0246 16.0246 - - - - -

-

-

-

16.0246 16.0246
Rш.ш.i 1 2 3 4 5 6

7

8

9

10 11 12
Rш.ш. 510 16.7408 16.7408 - - - -

-

-

-

- 16.7408 16.7408
Rш.ш. 540 16.1165 16.1165 16.1165 - - -

-

-

-

- 16.1165 16.1165
Rш.ш. 570 15.4567 15.4567 15.4567 - - -

-

-

-

- - 15.4567
Rш.ш. 600 13.5163 13.5163 13.5163 - - -

-

-

-

- - 13.5163
Rш.ш. 630 8.9458 8.9458 8.9458 - - -

-

-

-

- - 8.9458
Rш.ш. 660 9.1353 9.1353 - - - -

-

-

-

- 9.1353 9.1353
Rш.ш. 690 16.4658 16.4658 - - - -

-

-

-

- 16.4658 16.4658
SRш.ш.  291 270 147 - - -

-

8.759

8.759

29.46 191 291
                               

 












































































































































































































































































































































































Уравновешивание

Порядок работы двигателя 1-2-4-3. Промежутки между вспышками равны 180є. Коленчатый вал двигателя имеет кривошипы, расположенные под углом 180є.

Центробежные силы инерции рассчитываемого двигателя и их моменты полностью уравновешены:

 и                                         (5.32)

 

Силы инерции первого порядка и их моменты также уравновешены:

 и                                            (5.33)

Силы инерции второго порядка для всех цилиндров направлены в одну сторону:

 

                          (5.34)

Уравновешивание сил инерции второго порядка в рассчитываемом двигателе нецелесообразно, ибо применение двухвальной системы с противовесами для уравновешивания  значительно усложнит конструкцию двигателя.

Моменты от сил инерции второго порядка в связи с зеркальным расположением цилиндров полностью уравновешены:

 

                                               (5.35)

 

Рис. 5.1 Схема уравновешивания двигателя

Равномерность крутящего момента и равномерность хода дви

Гателя.

 

Равномерность крутящего момента:

 

;              (5.36)

Избыточная работа крутящего момента:

 

 Дж        (5.37)

 

где  – площадь над прямой среднего крутящего момента, мм2.

 рад в мм – масштаб угла поворота вала на

диаграмме Мкр.

Равномерность хода двигателя принимаем δ=0.01.

Момент инерции движущихся масс двигателя, приведенных к оси коленчатого вала:

 

кг·м2                         (5.38)


6. РАСЧЕТ ДЕТАЛЕЙ КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА НА ПРОЧНОСТЬ


Расчет поршня

Наиболее напряженным элементом поршневой группы является поршень, воспринимающий высокие газовые, инерционные и тепловые нагрузки, поэтому при его изготовлении к материалу предъявляются повышенные требования. Поршни автомобильных и тракторных двигателей изготовляют в основном из алюминиевых сплавов и реже из чугуна.

Основные конструктивные соотношения размеров элементов поршня (рис. 6.1) приведены в табл. 6.1. Величину верхней части поршня h 1 выбираем, исходя из обеспечения одинакового давления опорной поверхности поршня по высоте цилиндра и прочности бобышек, ослабленных отверстиями для пропуска масла. Это условие обеспечивается при

 

                                                (6.1)

 

где hr – высота головки поршня.

Расстояние b между торцами бобышек зависит от способа крепления поршневого пальца и обычно принимается на 2-3 мм больше длины верхней головки шатуна lш. Конкретные значения конструктивных элементов поршня принимаются по прототипам с учетом соотношений, приведены в табл. 6.1.

Поверочный расчет элементов поршня осуществляется без учета переменных нагрузок, величина которых учитывается при установлении соответствующих допускаемых напряжений. Рассчитывают днище, стенку головки, верхнюю кольцевую перемычку, опорную поверхность и юбку поршня.

Днище поршня рассчитывается на изгиб от действия максимальных газовых условий р zmax как равномерно нагруженная круглая плита, свободно опирающаяся на цилиндр. 

Рис. 6.1 Схема поршня

 

Материал поршня – алюминиевый сплав, αп=22·10-6 1/К.

Материал гильзы цилиндра – серый чугун, αц=11·10-6 1/К.

Для дизелей максимальное давление газов обычно достигается при работе на режиме максимальной мощности.

 

Таблица 6.1

Наименование

диапазон

значение
Толщина днища поршня, d

(0,12 ¸ 0,20)D

8
Высота поршня, Н

(1,0 ¸ 1,7)D

105
Высота верхней части поршня, h 1

(0,6 ¸ 1,0)D

 
Высота юбки поршня, h ю

(0,6 ¸ 1,1)D

65
Диаметр бобышки, d б

(0,3 ¸ 0,5)D

 
Расстояние между торцами бобышек, b

(0,3 ¸ 0,5)D

44
Толщина стенки юбки поршня, d ю, мм

2,0 ¸ 5,0

 
Толщина стенки головки поршня, s

(0,05 ¸ 0,10)D

7
Расстояние до первой поршневой канавки, l

(0,11 ¸ 0,20)D

 
Толщина первой кольцевой перемычки, h п

(0,04 ¸ 0,07)D

4
Радиальная толщина кольца, t

 

 
компрессионного

(0,040 ¸ 0,045)D

4
маслосъемного

(0,038 ¸ 0,043)D

3
Высота кольца, а, мм

3-5

3
Разность между величинами зазоров замка кольца в свободном и рабочем состоянии Ао

(3,2 - 4,0) t

 
Радиальный зазор кольца в канаве поршня ∆ t, мм

 

 
компрессионного

0,70 – 0,95

0.8
маслосъемного

0,9 – 1,1

 
Внутренний диаметр поршня, di D – 2 ( s+t+∆t )

 

Число масляных отверстий в поршне, nм

6-12

10
Диаметр масляного канала, d м

(0,3 - 0,5) a

1
Наружный диаметр пальца, d п

(0,30 ¸ 0,38)D

24
Внутренний диаметр пальца, d в

(0,50 ¸ 0,70)dп

16
Длина пальца, lп

(0,80 ¸ 0,90)D

80
Длина втулки шатуна, lш

(0,33 ¸ 0,45)D

40
       

Напряжение изгиба (МПа) в днище поршня

 

МПа             (6.2)

 

где р zmax=р z =6.356 МПа – максимальное давление сгорания;

мм – внутренний радиус днища.

Днище поршня должно быть усилено ребрами жесткости. Кроме того, в целях повышения износо- и термостойкости поршня целесообразно осуществить твердое анодирование днища и огневого пояса, что уменьшит возможности перегрева и прогорания днища, а также пригорания верхнего компрессионного кольца.

При отсутствии у днища ребер жесткости допустимые значения напряжений [s из] (МПа) лежат в пределах:

Для поршней из алюминиевых сплавов …………….…..…20-25

При наличии ребер жесткости [s из] возрастают:

Для поршней из алюминиевых сплавов …………………...до 50-150

Головка поршня в сечении хх, ослабленная отверстиями для отвода масла, проверяется на сжатие и разрыв.

Напряжение сжатия в сечении х-х:

площадь сечения х – х

м2 (5.3)

 

где  мм – диаметр поршня по дну канавок;

 мм – внутренний диаметр поршня;

 мм2 – площадь продольного диаметрального

сечения масляного канала.

Максимальная сжимающая сила:

 

 МН            (6.4)

 

Напряжение сжатия:

 

 МПа                    (6.5)

 

Допустимые напряжения на сжатие для поршней из алюминиевых сплавов [sсж] = 30 ¸ 40 МПа.

Напряжение разрыва в сечении х-х:

- максимальная угловая скорость холостого хода:

 

 рад/с                  (6.6)

 

- масса головки поршня с кольцами, расположенными выше сечения х-х:

 

 кг              (6.7)

- максимальная разрывающая сила:

 

                  (6.8)

 МН

 

Допустимые напряжения на разрыв для поршня из алюминиевых сплавов [sр] = 4 ¸ 10 МПа.

- напряжение разрыва:

 

 МПа                         (6.9)

 

Напряжение в верхней кольцевой перемычке:

- среза:

 

МПа         (6.10)

 

где D=93 мм – диаметр цилиндра;

h п=4 мм – толщина верхней кольцевой перемычки.

- изгиба:

 

МПа     (6.11)

 

- сложное:

 

 МПа       (6.12)

 

допускаемые напряжения sS (МПа) в верхних кольцевых перемычках с учетом значительных температурных нагрузок находятся в пределах:

для поршней из алюминиевых сплавов…………….…30-40.

Удельное давление поршня на стенку цилиндра:

 

 МПа                         (6.13)

 

 МПа                         (6.14)

 

где Nmax=0.0025 МН – наибольшая нормальная сила, действующая на стенку

цилиндра при работе двигателя на режиме максималь-

ной мощности.

Для современных автомобильных и тракторных двигателей q 1 = 0.3 ¸ 1.0 и q 2 = 0.2 ¸ 0.7 МПа.

Гарантированная подвижность поршня в цилиндре достигается за счет установления оптимальных диаметральных зазоров между цилиндром и поршнем при различных тепловых нагрузках, возникающих в процессе работы дизеля. По статистическим данным для алюминиевых поршней с неразрезными юбками

 

r=(0.006 ¸ 0.008)D=0.007·93=0.651 мм                 (6.15)

 

ю = ( 0.001 ¸ 0.002 )D=0.002·93=0.186 мм            (6.16)

 

Диаметры головки и юбки поршня:

 

мм                         (6.17)

мм                       (6.18)

 

Диаметральные зазоры в горячем состоянии:

             (6.19)

мм

 

               (6.20)

мм

 

где aц=11×10-6 1/К – коэффициент линейного расширения материала

цилиндра;

aп=22×10-6 1/К - коэффициент линейного расширения материала поршня;

Тц =383 К – температура стенок цилиндра;

Тr = 593 К – температура головки в рабочем состоянии;

Тю =413 К – температура юбки поршня в рабочем состоянии;

То =293 К – начальная температура цилиндра и поршня.

 

Расчет поршневого кольца

 

Поршневые кольца работают в условиях высоких температур и значительных переменных нагрузок, выполняя три основные функции:

– герметизации надпоршневого пространства в целях максимально возможного использования тепловой энергии топлива;

– отвода избыточной доли теплоты от поршня в стенки цилиндра;

– "управление маслом", т.е. рационального распределения масляного слоя по зеркалу цилиндра и ограничения попадания масла в камеру сгорания.

Материал кольца – серый чугун. Е=1.2·105 МПа.

Среднее давление кольца на стенку цилиндра:

                              (6.21)

 МПа

где мм.

Давление кольца на стенку цилиндра в различных точках окружности при каплевидной форме эпюры давления:

 

, [МПа]                                              (6.22)

 

Результаты расчета р, а также μк для различных углов ψ приведены ниже:

 

Угол ψ, определяющий положение текущего давления кольца, град 0 30 60 90 120 150 180
Коэффициент μк 1.05 1.05 1.14 0.90 0.45 0.67 2.85
Давление р в соответствующей точке, МПа 0.224 0.222 0.218 0.214 0.218 0.271 0.320

 

По этим данным построена каплевидная эпюра давлений кольца на стенку цилиндра (рис. 5.2).

Напряжение изгиба кольца в рабочем состоянии:

 

 МПа      (6.23)

 

Напряжение изгиба при надевании кольца на поршень:

 

МПа          (6.24)

Монтажный зазор в замке поршневого кольца:

 

               (6.25)

мм

 

где  мм – минимально допустимый зазор в замке кольца во время работы двигателя;

 aк =11·10-6 1/К – коэффициент линейного расширения материала кольца;

 aц =11·10-6 1/К – коэффициент линейного расширения материала гильзы;

 Тк=493 К – температура кольца в рабочем состоянии;

 Тц =383 К – температура стенок цилиндра;

 То= 293 К – начальная температура.

Расчет поршневого пальца

 

Во время работы двигателя поршневой палец подвергается воздействию переменных нагрузок, приводящих к возникновению напряжений изгиба, сдвига, смятия и овализации. В соответствии с указанными условиями работы к материалам, применяемым для изготовления пальцев, предъявляются требования высокой прочности и вязкости. Этим требованиям удовлетворяют цементированные малоуглеродистые и легированные стали

Для расчета принимаем следующие данные:

наружный диаметр пальца d n=25 мм,

внутренний диаметр пальца d b=16 мм,

длину пальца l n=80 мм,

длину втулки шатуна lш=40 мм,

расстояние между торцами бобышек b=44 мм.

Материал поршневого пальца – сталь 15Х, Е=2·105 МПа.

Палец плавающего типа.

Расчет поршневого пальца включает определение удельных давлений пальца на втулку верхней головки шатуна и на бобышки, а также напряжений от изгиба, среза и овализации.

Максимальные напряжения возникают в пальцах дизелей при работе на номинальном режиме.

Расчетная сила, действующая на поршневой палец:

– газовая

 

МН          (6.26)

где р zmax=р z =6.356 МПа – максимальное давление газов на номинальном

режиме;

 мм2 – площадь поршня;

– инерционная

 

МН (6.27)

 

где рад/с

– расчетная

 

МН             (6.28)

 

где k =0.82 – коэффициент, учитывающий массу поршневого пальца.

Удельное давление (МПа) пальца на втулку поршневой головки шатуна

 

МПа                         (6.29)

 

где  м – наружный диаметр пальца;

 м – длина опорной поверхности пальца в головки шатуна.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 236.