50е – резкое изменение религиозной жизни, после того как на Соборе 1351г выиграл Григорий Палана. Теологические споры кончились, в богословии стабильность, а вот в искусстве после сер14в перелом, который привел к созданию образов другого характера. Исчезла тревожность, главной стала спокойная сосредоточенность. Искусство вернулось к осознанию символической значительности культового иконного образа (что было утрачено в Палеологовский Ренессанс). Основным видом живописи становится икона, достигает она иногда огромных размеров («Акафист Богоматери», «Предста царица» в Кремле). Распространяются большие по масштабу и по составу композиции Деисуса, которые включают в себя несколько икон, поставленных в ряд с изображением Христа, Марии и Предтечи, потом Михаил и Гавриил, апостолы и отцы церкви (деисус из Благовещенского собора). Также распространяются и единичные крупные, часто поясные изображения Христа и Марии, отдельных святых. Художественный язык обретает собранность и немногословность, образы святых все чаще крупные уплощенные силуэты на золоте. Красочная гамма более сдержанна, сосредотачивается или на тональном единстве, или на свечении немногих густых тонов. Лица озарены светом (движки и пробела), там особое выражение тишины и внутреннего сияния. Главная тема – духовная просветленность. Как не редко, было два направления: классическое и тоже основанное на классике, но передающее большую углубленность. К первому типу относятся Христос из ГЭ, Богоматери Донская из ГТГ, св. Марина из Афин.
Христос Пантократор, ок1363г, ГЭ. В углу есть фигурка, она подписана (или здесь фигурка стерта, но осталась надпись). Это очень высокопоставленные константинопольские вельможи, они известные в истории Константинополя этого времени, вкладчики, заказывают очень качественную икону для вновь открывшегося монастыря Пантократора на Афоне. Несомненно, это храмовая икона, очень большая. На Христе синий плащ, нижний хитон лилово-сиреневый. Икона написана по совершенным классическим законам, лик полнокрасочный, объемный. Мелкие мазки (сообразно скруглению формы), живая живописная поверхность, сверху лежат света (божественные энергии), конечным образом освещают прекрасную в своей основе форму. Света разнонаправленные (опять веер), все написано очень тонко (волосы, борода). Черты не крупные, нет огромности, все умеренно (нет слишком открытых глаз), очеловечено. Крупное, монументальное, поясное изображение. Весь образ как будто светится. Нет отрешенности, прямой ясный взор.
Христос Пантакратор из монастыря Пантократора на Афоне, 1363г. 2х сторонняя, те же приемы, но все жиже. На обороте Афанасий Афонский, в 10в основал лавру на Афоне. Портретности нет. Глаза узкие. Тона блеклые. Сокращенные художественные средства, внутренняя стойкость.
Архангел Михаил, Афины, Византийский музей. Огромная икона, импозантный, со сферой и жезлом (глава небесного воинства). Совершенно прекрасен (как Христос 1363г) и классически, объемно, пластически, красочно, он многоцветен и переливчат. Красивое лицо, спокоен, пронизано длинными, параллельно идущими в разных направлениях лучами божественного света. Классическая форма могла бы существовать и без них, но нужен еще божественный свет.
Богоматерь Перивлепта, Сергиев посад. Доска несколько изогнута. Венец младенца золотой, это оригинал. Венец на ее голове –русская работа 17в. Она величественно красива. Поверхности потерты, наверное цвета было больше (выглядит как охры, хотя проглядывается и санкирь). Опять же веер светов.
Церковь монастыря Богородицы Пиревлевты, 1360е, Мистра. Тот же тип, все среди скал. Композиций множество, но все потерто. В каждом своде (полукруг) две композиции одинаковой величины (главные двунадесятые праздники). Христос Пантакратор, пророки. Восточный свод, Вознесение, не делится пополам. Композиция очень большая. В алтаре Богородица (на троне ?), по сторонам архангелы. Потом евхаристия, очень любопытная: святители подходят с двух сторон. Архангел с липидами прислуживает перед престолом – подходят по одному святителю, остальные уходят на боковые светы. В жертвеннике (слева) подготавливается литургическая жертва. Великий вход ведут ангелы (после приготовления жертвы ее вносят в алтарь). Рождество (как и остальные сюжеты позднего периода) очень подробно представлено, повествовательно, артистично, все в пейзаже, но есть что-то вроде кулис. Везде темно-синие фоны. Во взглядах экспрессия, они пронзительные. Тайная вечеря. Все изображается очень сложно, особенно здания. Колонны, тяги, пространство здания характеризуется объемно. Увеличивается натюрмортность стола (раньше только хлеб и рыба, теперь много всего). Появляются и фигуры пророков. В базиликальном продолжение есть, например, сцена, где Христос поднимается по лестнице на крест (то есть его еще даже не распяли, очень редко), потом идет каноническая сцена снятия с креста. Преобладают напряженные и эмоциональные страстные сцены. Очень интенсивные краски (большое количество сине-лиловых тонов). Много темных лиц и красочных контрастов. Еще северная сторона храма прилеплена к скале, там есть особое помещение аскетилиум, в которое никого не пускали.
Среди произведений классического направления тоже можно проследить эволюцию. В к14в характерны монументализация форм и тонкая психологизация образов (Высоцкий чин, деисус из 7 икон – пластическая форма, цвета и оттенки, масштаб, утвердительный пафос и торжественное спокойствие). Другой тип образа пронизан внутренней напряженностью, призван выразить мистическую сущность исихазма (форма мистики). Палама (сущность Бога не познаваема, но от него отходят энергии, сообщаемые человеку, то есть обожествление человека) – Варлаам (Бог не познаваем, а все, чем он окружен это символы, придуманные людьми). Соборы – 1341,1347, 1351г.
Григорий Палана, икона (герой новой эпохи), ГМИИ. Она уникальна, очень редкий образ. Икона, вероятно, сразу после его смерти и канонизации (1368г), изображен уже с нимбом, скорее всего, создана в Фессалониках. Свет веером.
Фрески монастыря Пантократора на Афоне. Огромная экспрессия, разнообразные мазки во все стороны (экспрессионизм), острые и круглящиеся. Такого искусства в Византии нет не до, не после, но такое искусство есть в 1363г. Антония Великого изобразили разноцветно, хотя он самый строгий монах (он иосновал монашество в 4в).
Двух стороння икона, Болгария (Паганово),1371г. Подарена монастырю от императорского дома. Двухсторонняя: Богородица и Иоанн Богослов стоят у креста (но нет распятия, не стандартно). Свечеобразная и изящная Мария, узкий контур. Иоанн наоборот, как опора, широкоплечий. Синий в палеологовскую эпоху приобретает какой-то особый смысл (еще один элемент проявления божественной энергии). Эта энергия изображается либо через света, либо как бы излучается изнутри. Облик эмоциональный, написано корпусно и густо, с обилием параллельно лежащих. Усилена активность самой краски. На оборотной стороне Видение Господа (он сидит на двойной радуге, в мандорле славы, поддерживается 4 символами евангелистов). Видят два пророка – Аввакум и Изакеиль. Пейзаж, рыбки плавают. Это аллюзия на раннехристианскую иконографию (5в в Осиос Давид в Фесалониках). Вообще, сюжет очень редкий.
Слова Иаонна Кантакузина (император), Парижская библиотека, 1375г. Друг Паламы. Он изображен в двух видах. Вот он император, а рядом он монах (отказался от трона и жил в Мистре). Это поучения, популярное изложение теории Паламы. Несколько миниатюр. На верху Троица (Троица и Преображение – центральные мотивы). Самая знаменитая миниатюра – Преображение, в лист. Сияющий голубой цвет с голубыми разнообразными оттенками, очень светло и мажорно. Петр, Иоанн и Иаков с Христом и 2мя пророками. Все динамично (апостолы просто пали и покатились вниз головами). Христос во славе, это не только мандорла, но и «силы» - геометрические фигуры. Изображен церковный собор 1351г. В середине сидит Кантакузин (император председательствует). Иконография 14в (видим уже в Кахрие Джами) уже не имеет строгости прежних времен, могут быть разные варианты. Очень любят повествовательность и назидательность.
Акафист Богородице, 50-60г 14в, ГИМ. Текс 6в Романа Сладкопевеца. Состоит из кандаков и икосов, чередуются, это прославления и толкования. Иллюстраций много, рукопись имеет сложную структуру. Они помещены на текстах. Тут оригинальные инициалы (не орнамент, а изображения фантастических и натуральных зверей). Рукопись не очень большая, но очень активная, все очень динамично, объемно, трех мерно. Тема Благовещения проходит несколько раз (несколько изображений). Это прямо барочная перенасыщенность. Активный белый свет (как раньше), усложненные до невозможности контуры. Упреки Иосифа к Марии (уже видели в Кахрие джами). Это жанровая картинка, красивая архитектура, на подчеркнуто тонких колонках. Довольно статичные лица. Написано все пятнами, рывками, сочными, небрежными, но целое получается. Мастерство письма теперь видится не в строгой каноничности письма, а в эмоциональной возбужденности и дозволенности всевозможных приемов и сцен. Богородица-свеча неугасимая. Христос во славе. Слава в виде многочастного разнообразного сияния, все эти силы. Цвет и облики активны, насыщенная пластическая явленность. Кто-то двинулся по пути классических воспоминаний. Но было и такое искусство – динамическое, пульсирующее, активное, очень мажорное, во всем этом есть природная победоносность.
«Богородица с пророками и акафест», Успенский собор Кремля. Гигантская, посвящена Богородице. На среднике Мария, окружена пророками (которые ее воспели), они стоят группами с атрибутами (они и символы Марии). По сторонам клейма в два ряда. Все, что изображено в клеймах – иллюстрации к акафисту. Сюжет клейм не соответствует тексту Романа. Липовая доска – характерна для Руси. Огромная величина с трудом допускает возможность того, что ее везли. Но все-равно сложно сказать, кто ее мастер. Много вставок 16в (потертость, обветшалость).
Распятие, ГТГ, к14в. Лежит в витрине, у нее не правильная надпись. К концу века усиливается мистический акцент. Под этой сценой римские воины делят ризы Христа. Есть ощущение толпы и множественности, все очень сценично. В к14-н15в повышается сценичность. Есть речистость, наглядность, литературность. Экспрессия растет – лица, взгляды, контрастные свето-тени. Много светов, они скользят по одежде. Экспрессия художественных приемов.
Феофан Грек, церковь Спаса на Ильине, 1378г. Работал свободно, на публике. Подобных икон не существует, как и фресок. Пророки в барабане, ангелы выше, в скуфье Пантократор (такого еще нигде не было), грузный и устрашающий. Приемы не оригинальны, но до Феофана никто не решался сделать из приемов образ. Поражает экспрессия. Форма безупречна. Сложная просвечивающая живопись, блики острые, они и держат форму, но распределены не по какому-то порядку, а неожиданны (божественный свет может попасть, куда угодно). Нет интереса к портрету. У столпников высокие лбы. Феофан укрупнил штрих и положил его в неожиданное место (риализм и мистика). Столпы имеют геометрическое завершение, иногда в форме чаш.
Кир Мануил Евгеник, церковь Спаса в Цаленджиха, 1384-1396г. Коллега, но уехал в Грузию. Хорошая сохранность, сплошная роспись. Надписи грузинские. Безупречный рисовальщик, в пропорциях, в рисунке нет погрешностей. Писал он более цветно, более традиционно. Нетрадиционные у него глаза – они зеленые (зрачки). Этот прием придает взгляду лунатическую отрешенность. Для черт лица характерная позднепалеологовская физиогномика. Параллельные веерообразные лежащие света (это пробелы и движки), но они реже, чем у Феофана. Фон утрачен, поэтому стена грязно-белая, фигура смотрится отрывисто.
Богоматерь Пименовская, ГТГ, 1380е. Митрополит Пимен привез, по отношению к квадратной доске фигура плавная, нежное выражение лица, деликатный образ. Линия позднего 14в в 15в разовьется в моравскую школу.
Иконостас Благовещенского собора Кремля, к14-н15в. Большой деисусный и праздничный чин (над деисусным). По русской летописи 1405г считалось, что сделали Старец Прохор с Городца, Феофан Грек и Андрей Рублев. Потом выяснилось, что тот иконостас был уничтожен пожаром 1564г. Грозный велел восстановить все, много всего награбил. Этот иконостас составной, его иконы привезены откуда то. Деисусный чин: по центру Христос на троне во славе (Спас в Силах), потом по сторонам Богоматерь, Иоанн, Михаил и Гавриил, дальше апостолы, тут даже святители. Подобный иконостас мог быть в Коломне (очень длинный). Это нестандартный деисус, русский заказ и новая концепция высокого иконостаса. Спас в Силах был не в белых одеждах, а в золотых.
Богоматерь Донская, ГТГ, 1380е. Богородица Умиления. Дмитрий Донской брал ее на Куликово поле. Прекрасное, практически неправдоподобное мастерство. Похожа на Богоматерь Благовещенского собора – обе излучают внутренний свет, написаны плавно, практически шелково. Ее тоже приписывают Феофану, но нет ничего общего между его фресками и этими иконами. Однако было не много мастеров такого качества. Если это Феофан, то получается, что он специально изменил свою манеру и снизошел к людям (его фрески такие, что до них не дотянуться). Большой артистизм, все это на грани манерности.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 323.