В н14в в Константинополе продолжается тенденция намеренной классицизирующей культуры, как и в к13в. Эта культура была камерной и изысканной, концентрировалась вокруг двора императора Андроника2. Искусство 1/3 14в называют «Палеологовским Ренессансом». Он совсем отличался от отца, тот готов был заключить унию с Западом (один из пунктов, примат папы), а этот сразу всех сторонников унии посадил. Установка на патриотизм. Эстетические идеалы искусства эпохи сосредоточились в ансамбле мозаик и фресок Кахрие джами (1315-1321г, по заказу Федора Метохита). Кроме классицизма в этот период присутствовало также и некоторое аскетическое направление, которое проявилось в изображениях преподобных и святых в Фетие джами, во фресках церкви Одигитрии в Мистре и во фресках паракклесиона Кахрие джами.
Фетие джами. Небольшой храм на 4х колонках, высокий, в крутых арках фигуры. В апсиде Христос Благовещающий, по сторонам Богоматерь и Иоанн (то есть деисус). Классические драпировки, мелкая почти бисерная смальта, спокойные и нейтральные образы. Византийская классика, но без внутренне глубины. Стабильное и устойчивое эстетизированное искусство. Некоторые исследователи (Кондаков) это искусство считают упадком (на западе Ренессанс), на самом деле это увлечение древней классикой, которое было в 10в и в 14в. Но другое отношение к человеку, чем на Западе, в Византии все подчинено теологическому центризму, все очень богато, в узорах и золоте. Но есть и другое явление, совсем не классическое. Такие фигуры помещались в выделенные пространственно ниши (боковые нефы, глубокие ниши и тд). У них крутые повороты шеи, другая физиогномика – лицо узкое, глаза маленькие и пронзительные, взгляд острый, лбы нахмурены. Это Макарий Египетский, Антоний Великий, Иоанн Лествичнык, Арсений. Это истовый образ, внутренне страстный, облик аскетов.
Кахрие джами, 1315-1321г (подробно в билете 32). Там небольшие композиции, особая лирика. Кондаков считает. Что такое прекрасное искусство в период упадка связано с влиянием Венеции, Попова не согласна. Светлые, но интенсивные тона, много жанровых сцен из жизни Марии, подробная повествовательность, на парусах чудеса Христа (исцеления), а евангелисты в куполе (нартекс).
Портреты 4х святителей, ГЭ, икона. Каждый из них может быть увеличен, похож на святителей из Кахрие.
Богородица Душеспасительница (2х сторонняя). Серебряный оклад из Константинополя, там пластины. На обороте Благовещение. Написано очень гладко. Форма оживляется параллельными белыми мазками, но свет только дополняет, главное – форма.
Палеологовский Ренессанс завершился примерно в н30х 14в, дальше, в 30-40гг, период «церковных споров» (по поводу исихазма), пока Палама не побеждает на соборе 1351г. В атмосфере церковных диспутов возникает искусство, стремящееся воплотить подчеркнуто спиритуальный образ, что отразилось во всех видах живописи (Новый Завет с Псалтирью, ГИМ; Венское Евангелие; Минологий деспота Фессалоник Димитрия Палеолога, 1322-1340; иконы Христос Пантократор из Византийского музей в Афинах, Иоанн Креститель из ГЭ и тд).
Иконы увеличиваются в размерах, для Ренессанса у икон характерны классическая ясность образов, четкость построения и ритм композиций, развитые архитектурные «кулисы», живописная лепка объемов. Сейчас все тревожнее.
Иоанн Предтеча, ГЭ. Тревожный контур, это стандартно для него, драматичность, но есть что-то чрезмерное, широкий, толстый, схематичный асист. Бурный черный плащ, просто барочная форма, он кустится, но мягкий, не стилизован пробелами. Лицо изъеденное, морщинистое. Бессанкирное письмо, охры не просвечивают.
Благовещение, ГМИИ, 1330-1340е. Тревога и смятение.
Особенно стиль этого искусства проявился в миниатюрах. В большинстве, избыточность драпировок, линий, светов. Во многих тяжелые, завязанные узлами велумы (это ткань). Большие стопы, кресла ,подножия, тесно заставленное пространство. Образы часто имеют драматическую окрашенность, а острые эмоции искажают эти лица. Движения сильные, часто аффектированные, вызывают ощущение вихря. Ракурсы анатомически сложные, жесты и эмоции страстные. Много света, но много и цвета, особенно интенсивного синего или красного. Во всем густота и чрезмерность.
Новый Завет с Псалтирью, №470. Небольшая миниатюра, но толстая. Иоанн Богослов получает текст Апокалипсиса (слышит). Всегда рядом с ним его ученик Прохор, тут его нет. Иоанн один, в скалистой пустине, весь просто сжался от ужаса.
Такое эмоциональное искусство продолжалось на протяжении 2х десятилетий 14в, оно отмечено поисками нового образа и стиля.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 300.