Живопись первой половины 13 в. (до 60-х).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 1204г крестоносцы 4 Крестового похода взяли Константинополь, разграбили и сожгли его, почти на 60л империя как таковая перестала существовать (от Латинской империи были свободны Никя (сюда переехал императорский двор), Трапезунд, Эпир). В 1261г Михаил Палеолог собрал в Никее войско и отбил Константинополь. Несколько точек зрения на развитие византийской культуры под латинским гнетом: Лазарев – она не могла развиваться, Вайцман – даже в оккупацию искусство имело свои пути развития (2 крайние точки зрения), Демус – у искусства отдельная история, не зависимая от политики. Художники по разным местам, много в Сербию и на Синай. Именно в Никее культивируется мысль о восстановлении Византийской империи, эллинская культура понимается как национальное наследие; политический крах, а интерес к прошлому приобретает патриотический оттенок, именно отсюда пришла сильная классическая струя. Еще одна важная особенность: центры переносятся из столицы на места, поэтому оживление местных школ (сербская наиболее яркая).

Церковь Богородицы в Студенице, 1208-1209г, Сербия. По ней знают о живописи н13в. Это монастырь к12в. Купол опирается на выступы стен, 3ные узкие окна. Греческие мастера, их пригласили игумен этого монастыря и сербский архиепископ св. Савва. В искусстве много изменений по сравнению с к12в, почитаются другие ценности: ясные образы, спокойная внутренняя сосредоточенность, крупные масштабы, лапидарные формы (преодолели экзальтацию 2п 12в). основа художественного образа – сочетание созерцательной глубины и благородной внешней простоты классических по сути форм. Здесь 2 типа образов, но оба отличаются от 12в. Святительский в алтаре – первый тип (синий фон). Это спокойное достоинство, большие ритмические интервалы (новые акценты), вместе с тем и удлиненные пропорции, мало выраженный объем, однотонное охристое письмо в ликах (близко плавямь 12в), славянские надписи. То есть традиции не забыты, а откорректированы (лики похожи на Дмитровский собор, так как Всеволод потом пригласил этих мастеров). Такие же принципы в Распятии на западной стене, статично и монументально, величественно и элементарно. Мария и Иоанн рядом с крестом, жены и римский воин, ангел подталкивает аллегорию Церкви с чашей для крови, с другой стороны ангел выпихивает Синагогу. Позы спокойные, движения как бы расслаблены и едва заметны, одежды мало моделированы (создаются большие гладкие поверхности). Тонкая психологическая передача (то есть комниновская выразительность соединяется со стабильностью и психологизмом). Второй тип особенно ярок в изображении Богоматери с младенцем (Богородица Студеницкая), круглый овал, черты обрисованы простыми крупными линиями, краски яркие и насыщенные. Облик ясный и открытый, в нем наверное уже нет той глубины, зато есть спокойная молодая сила. Величественный утвердительный тон. По сравнению с искусством 2п 12в «студеницкое» искусство выглядит возвратом к исконным византийским ценностям (все спокойно, технические приемы спрятаны).

Церковь Вознесения в Милешево, до 1228г, Сербия. Это уже следующий этап развития. В конструкции тоже особенность: крестово-купольная основа объединена с западными элементами (возможно, это типология Рашской школы) – базиликальное продолжение, купол над нартексом (большой и многочастный) и придел. Нет мрамора, побелка, есть ломбардские арочки, храм более приземистый, купол прямо приставлен к алтарю. Уже нет привязанностей к комниновским традициям, нет утонченной физиогномики, плоской силуэтности с минимальным рельефом, уже не используется плавкое письмо в лицах, построенное на охрах. Теперь яркие светлые краски, живописное письмо, часто движения кисти (мазок) остаются открытыми. Лица кажутся конкретными и жизненными, с широкими мясистыми носами, всегда румянец. Некоторым формам придан очень крупный масштаб (Христос, Николай, Стафан). Целое кажется монументальным, величественным и даже героическим. В нартексе большая композиция Страшного Суда (редко), особенно много места уделено грешникам. Жены у Гроба Господня, очень красивый белый ангел на крышке Гроба. Под этой композицией Мария (большие мягкие складки) подводит к Христу короля Владислава (это его усыпальница), стандартный сербский обычай. Утонченности нет, но есть свежая сила. Савва Сербский, есть что-то жизненно привлекательное, ширококостный, простоватый, очеловеченный, убедительный, хотя и без героического пафоса. Некоторые святые кадрированы на стеных, внизу плохо сохранившиеся Константин и Елена. Аскеты тоже жизнелюбивые и розовощекие, виртуозные шелковые бороды, героизированы (до этого аскетов не изображали).

Кроме больших церковных росписей есть целый ряд икон (на Синае), популярен тип иконы с клеймами на полях, иллюстрирующими житие святого, помещенного в среднике (Екатерина, Пантелеймон, Николай, Георгий с Синая). Ряд икон связан с библейскими событиями, происходившими на Синае (Моисей под неопалимой купиной; Моисей, получающий скрижали завета). У всех сходный физиогномический тип: округлые широкие лица, часты румяна, нет эмоциональной окрашенности, спокойное и ровное ощущение уверенности. Есть более классичные – Великий Деисус с Синая (выразительность мягче и есть психологизм). Во 2п 13в сохраняется та же образность стиля раннего 13в.

Николай с житием, Синай. Точные линии, все абрисы геометричны и прорисованы (глаза, брови). Стабильность и статичность обеспечивает точность форм и ее распределенность.

Одигитрия с Синая. И у нее, и у младенца венцы рельефные, гипсовые, средник отделен от полей написанным жемчугом. Декоративная эффектность (поля сильно орнаментированы), все как будто замерло, возможно она с Кипра.

Мозаичная Одигитрия с Синая. Очень нарядная, фон ковровый, орнаментальный, плоский, декоративный. Фигура лаконичная, тяжелая, контур обрисован лапидарно (но изысканнее, чем на Патмосе). Форма уплощена, лик спокоен.

Архангел Михаил из «Великого Деисус». Это кусок, новое напоминание прошлого (н12в). Более классичен, проникновенен, чувственнен. Тонкое постепенное письмо с наращиванием оттенков. По центру деисус Христос (очень похож на Синайскую энкаустическую икону 6в).

Дата: 2019-12-10, просмотров: 309.