Цели и задачи преддипломной практики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Череповецкий государственный университет»

БИЗНЕС-ШКОЛА (ИНСТИТУТ)

институт (факультет) ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
кафедра
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ   ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
 
 
Уровень профессионального образования, в рамках которого изучается дисциплина (модуль):
  ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ – БАКАЛАВРИАТ
(высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре)
Направления подготовки (специальности):  
38.03.01 – «Экономика»

 

 

г.Череповец, 2017 год

 

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры 25.04.2017, протокол № 10

Составители: А.Э.Живиця,  к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и управления БШ(И) Е.Н.Яковлева, к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и управления БШ(И)

               

Учебно - методические материалы по преддипломной практике подготовлены в соответствии с программой преддипломной практики на основе ФГОС ВО для подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 «Экономика»

 

 


Оглавление

 

1. Общие положения по преддипломной практике. 3

2. Цели и задачи преддипломной практики. 3

3. Порядок направления студента на преддипломную практику. 6

4. Права и обязанности студентов в период практики. 7

5. Руководство преддипломной практикой. 7

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на преддипломной практике. 8

7. Оформление документации по преддипломной практике. 9

8. Критерии оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности. 11

9. Особенности содержания преддипломной практики на предприятиях и организациях. 13

10. Перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики 19

Приложение А.. 23

ОТЧЕТ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ.. 23

Приложение Б. 24

ДНЕВНИК ПРАКТИКИ.. 24

 

Общие положения по преддипломной практике

Преддипломная практика студентов неотъемлемой составной частью учебного процесса, предусмотренной Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и учебным планом подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 «Экономика».

Преддипломная практика входит в раздел основной образовательной программы бакалавриата, является обязательной и представляет собой вид учебных занятий, ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Преддипломная практика базируется на освоении следующих дисциплин: микроэкономика, макроэкономика, статистика, бухгалтерский учет, финансы, экономика предприятия, теория экономического анализа, бухгалтерский учет, экономический анализ деятельности организаций, деньги, кредит, банки, анализ и оценка рисков, безопасность жизнедеятельности, банковское дело, экономическая оценка инвестиций, страхование, финансовые рынки, финансовый анализ, финансовое планирование и прогнозирование, содержание и анализ финансовой отчетности, финансовый менеджмент и других.

Преддипломной практике предшествует прохождение учебной и производственной практик.

Преддипломная практика закладывает экономическую и аналитическую основу для написания выпускной квалификационной работы.

Конкретные сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса на соответствующий учебный год.

 

Требования к входным знаниям, умениям и навыкам

студент должен знать: студент должен быть готовым:
- закономерности функционирования современной экономики на микроуровне; - роль финансов в процессе управления деятельностью предприятия; - основные нормативные документы по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности на предприятиях; - основы построения, расчета и анализа системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; - нормативно-правовую базу и типовые методики для проведения экономического анализа; - методику финансового анализа; - методы анализа и оценки эффективности инвестиционных проектов; - принципы и методы построения экономических моделей хозяйствующих субъектов.  

 

- определять существующие недостатки в хозяйственной деятельности предприятия и формулировать предложения по их устранению. - выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных экономических последствий. - анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений. - представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического обзора. - к кооперации с коллегами, работе в коллективе. - использовать нормативные правовые документы в своей деятельности. - работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах. - осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей.  

 

Перечень планируемых результатов прохождения практики

 

Перечень планируемых результатов освоения образовательной программы – компетенции, формируемые в результате прохождения практики

Перечень планируемых результатов прохождения практики

Способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9)
Изучил инструкции по охране труда, пожарной безопасности.

 

Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1)
Ознакомился с нормативной, законодательной и правовой базой деятельности организации (подразделения); изучил должностные инструкции и ознакомился с функциональными обязанностями работников экономических служб, паспортами (положениями) подразделений; изучил организационную структуру предприятия и задачи подразделения, в котором проходит преддипломная практика, место данного подразделения в общей структуре предприятия. выбрал источники информации, для подготовки теоретической части работы в соответствии с выданным индивидуальным заданием; оформил отчет по преддипломной практике в соответствии общими правилами оформления документации, в том числе библиографического списка и ссылок на учебную и научную литературу.

 

Способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2)
Самостоятельно и качественно выполняет информационно-аналитическую работу. Использует достоверные источники информации. Умеет собрать всю необходимую информацию для решения поставленных задач. Выполнил информационно-аналитическую работу самостоятельно

 

 
Способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-4)
Самостоятельно осуществил поиск организационно-управленческих решений, владеет методами прогнозирования возможных социально-экономических последствий принимаемых управленческих решений; имеет навыки оценки различных вариантов управленческих решений

 

 
Способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1)
Самостоятельно определил и собирал исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов

 

 
Способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2)
Уверенно владеет типовыми методиками и нормативно-правовой базой для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
Способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3)
Самостоятельно в полном объеме выполнил необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывал их и представил результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами
Способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4)
Самостоятельно строит стандартные теоретические и эконометрические модели. В полном объеме интерпретирует полученные результаты
Способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т. д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5)
Самостоятельно, в полном объеме анализирует и интерпретирует данные бухгалтерской отчетности предприятия, принимает управленческие решения по результатам проведенного анализа (предлагает мероприятия и рекомендации)
Способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6)
Использовал приемы статистического анализа, адекватные сложившейся ситуации, сделал выводы на основе результатов статистического анализа.

                       

Способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8)
На высоком уровне использует современные технические средства и информационные технологии для решения поставленных задач

 

3. Порядок направления студента на преддипломную практику

Студенты, обучающиеся по направлению 38.03.01 «Экономика», могут проходить практику на предприятиях и в организациях различных отраслей и форм собственности, в том числе бюджетных организациях, финансово - кредитных организациях, страховых компаниях, в налоговых органах, в аудиторских фирмах, в отделах федерального казначейства, финансовых отделах администраций городов и районов.  Преддипломная практика студентов должна проходить в одном из подразделений организации, выполняющем экономические, учетные функции. Имея рабочее место в одном из таки подразделений, студенты знакомятся с деятельностью других подразделений по мере прохождения практики.

ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» (далее ЧГУ) предоставляет место прохождения преддипломной практики. Конкретные базы практики определяются на основе заключенных договоров между университетом и организациями. Студент вправе самостоятельно найти организацию – базу практики и заключить индивидуальный договор на прохождение практики.

В ЧГУ издается соответствующий приказ о направлении студентов на преддипломную практику и назначении руководителя практики от университета.

Перед прохождением практики студент получает  программу практики, настоящие учебно-методические материалы по преддипломной практике и дневник преддипломной практики.

 

4. Права и обязанности студентов в период практики

При прохождении практики студенты имеют право:

- получать необходимую информацию для выполнения задания по практике, а также для выполнения ВКР;

- пользоваться библиотекой предприятия и с разрешения главных специалистов и руководителей подразделений информационными фондами и техническими архивами предприятия;

- получать компетентную консультацию специалистов предприятия по вопросам, предусмотренным заданием на практику и ВКР.

В период практики студенты обязаны:

- полностью и самостоятельно выполнять задания, предусмотренные программой практики;

- осуществить сбор, систематизацию, обработку и анализ первичной экономико-управленческой информации и иллюстративных материалов по теме ВКР;

- обеспечить необходимое качество и нести равную со штатными работниками ответственность за выполняемую работу по плану подразделения и ее результаты;

- регулярно вести записи в дневнике практики о характере выполняемой работы и заданий и своевременно представлять его для контроля руководителям практики;

- подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего трудового распорядка, строго соблюдать правила охраны труда;

- представить руководителю практики отчет о выполнении всех заданий и защитить его.

Студент может являться автором или соавтором разработок, осуществляемых в организации – базе практики, и, по возможности, использовать эти материалы в ВКР.

К студенту, не выполнившему программу практики и задание в установленный срок, получившему отрицательный отзыв руководителя или неудовлетворительную оценку при защите, применяются санкции как к неуспевающему студенту, вплоть до отчисления из вуза. При нарушении студентом трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка предприятия по представлению руководителя подразделения и руководителя практики от предприятия он может быть отстранен от прохождения практики, о чем сообщается заведующему выпускающей кафедрой. По их предложению ректор может рассматривать вопрос об отчислении студента из вуза.

Примерный перечень индивидуальных заданий:

1. Анализ объема реализованной продукции и факторов, на него влияющих (анализ ассортимента и структуры продукции; анализ положения товаров на рынках сбыта; анализ конкурентоспособности продукции; анализ динамики продаж; резервы увеличения реализации продукции).

Информационные источники: бухгалтерская отчетность предприятия, бизнес-план, сведения аналитического бухгалтерского учета.

2. Анализ себестоимости и факторов на нее влияющих (анализ общей суммы затрат на производство товарной продукции; анализ издержкоемкости; анализ прямых материальных и трудовых затрат; анализ косвенных затрат; анализ издержек по центрам ответственности; определение резервов снижения себестоимости)

Информационные источники: бухгалтерская отчетность предприятия, плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам.

3. Анализ прибыли предприятия и оценка эффективности ее использования (анализ основных показателей прибыли; анализ использования прибыли предприятия, анализ рентабельности предприятия; резервы увеличения суммы прибыли и рентабельности).

Информационные источники: отчет о финансовых результатах, сведения аналитического бухгалтерского учета, а также планы предприятия.

4. Анализ и пути повышения эффективности использования оборотных активов предприятия (анализ обеспеченности материальными ресурсами; анализ изменения объема выпуска продукции; анализ динамики изменения дебиторской задолженности; анализ структуры дебиторской задолженности по срокам погашения; факторный анализ удельных материальных затрат и объема выпуска продукции; анализ динамики использования материальных затрат и эффективности использования материальных ресурсов; анализ показателей материалоемкости; анализ оборачиваемости дебиторской задолженности).

Информационные источники: бухгалтерская отчетность предприятия, оперативные данные отдела материально-технического снабжения, сведения аналитического бухгалтерского учета и др.

5. Анализ и пути повышения эффективности использования внеоборотных активов предприятия (анализ обеспеченности предприятия основными средствами; анализ экстенсивной нагрузки основных фондов; динамика и факторный анализ показателей эффективности использования основных фондов и изменения объема продукции; расчет резервов повышения эффективности использования основных фондов).

Информационные источники: бизнес-план предприятия, бухгалтерская отчетность предприятия, сведения аналитического бухгалтерского учета, первичные документы по учету основных средств.

Все собранные в ходе практики данные должны быть представлены либо в тексте отчета, либо в Приложениях к отчету. Изучение вопросов охраны труда и техники безопасности на предприятии отражается только в дневнике практики.

 

Оформление документации по преддипломной практике

По завершении преддипломной практики студенты представляют руководителю практики от университета:

- заполненный по всем разделам дневник практики, подписанный руководителем практики от предприятия;

- отчет по практике, включающий текстовые, табличные и графические материалы, отражающие решение предусмотренных программой практики задач;

- материалы к выполнению ВКР (приложения к отчету).

Дневник практики является основным отчетным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом преддипломной практики, в котором отражается его текущая работа в процессе практики:

- сбор материалов к ВКР;

- анализ состава и содержания выполненной студентом практической работы с указанием структуры, объемов, сроков выполнения и ее оценки руководителем практики от предприятия;

- краткая характеристика и оценка работы студента в период практики руководителем практики от предприятия и университета.

Дневник заполняется по всем разделам, включая отзыв-характеристику с подписью руководителя практики от предприятия и печатью организации.

Завершающий этап преддипломной практики - составление отчета, в котором приводится обзор собранных материалов, статистические данные, источники их получения и другие сведения, необходимые для выполнения ВКР. Отчет о практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики и подготовленность к разработке ВКР.

В отчете излагаются материалы, отражающие выполнение студентом программы практики. Защиту отчетов принимает преподаватель – руководитель практики от университета согласно учебному плану.

Отчет по практике включает текстовые, графические материалы, отражающие решение предусмотренных задач практики, также отчет о выполнении индивидуального задания практики.

Отчет по практике должен представлять собой изложение результатов приобретенных студентом знаний и навыков в области экономики, в нем необходимо грамотно и в то же время обстоятельно изложить сведения о месте практики, обобщить изученные и собранные материалы по деятельности конкретной организации, проанализировать их и сделать выводы.

В отчете должно быть представлено изложение теоретических основ предложенной темы индивидуального задания, подробное описание практической ее реализации в организации и предложения по совершенствованию.

Каждый студент должен написать отчет самостоятельно.

Защита отчета проходит в форме презентации с последующими ответами на вопросы руководителя практики от университета с выставлением оценки.

Отчет должен содержать следующие материалы:

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ со всеми подписями.

ОГЛАВЛЕНИЕ – перечень приведенных в отчете разделов и параграфов (тем) с указанием страниц.

ВВЕДЕНИЕ кратко сообщаются основная цель, задачи работы, индивидуальное задание. Формулируется актуальность постановки вопросов и новизна исследования. Можно также обобщить собранные материалы, указать на источники сведений и раскрыть основные вопросы и направления, которыми занимался студент на практике.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Изложение теоретических основ предложенной темы индивидуального задания.

Характеристика предприятия. Для этого студент должен собрать информацию о местонахождении предприятия (юридический адрес), организационно-правовой форме и форме собственности, историю создания, охарактеризовать цели и задачи предприятия, технико-экономические показатели деятельности предприятия, организационную структуру управления производством, порядок формирования и предоставления отчетности. Для решения этих вопросов необходимо изучить основные положения устава предприятия, его лицензионные, сертификационные документы, отчеты по результатам деятельности за последние годы.

Аналитическая записка – анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с индивидуальным заданием, которое выдается руководителем практики от университета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Приводятся общие выводы и предложения, а также краткое описание проделанной работы и даются практические рекомендации.

ЛИТЕРАТУРА. Оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов», ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

ПРИЛОЖЕНИЯ. В приложении выносится соответствующая документация (формы, бланки, схемы, графики и т.п.), которую студент подбирает и изучает при написании отчета.

Отчет представляется в печатном формате на одной стороне листа формата А4 (297*210). С левой стороны листа должно быть оставлено поле 25 мм, с правой - 15, сверху - 20, снизу - 20. Объем отчета - 25-30 страниц. Страницы должны быть пронумерованы.

Содержание практики

Разделы (этапы) практики Содержание
Подготовительный этап
Установочная конференция, в ходе которой объясняются правила и процедуры прохождения практики, представляются виды отчетности по прохождению практики. Инструктаж по технике безопасности. Беседа с руководителем практики от организации.

 

Основной этап
Посещение предприятия-базы практики: Изучение организационной структуры, штатного расписания, видов деятельности предприятия; изучение вопросов организации делопроизводства, основных технико-экономических показателей деятельности предприятия. Изучение нормативно-правовой документации и локальных документов организации предприятия. Выполнение производственных заданий руководителя практики от организации. Аналитическая, научно-исследовательская деятельность: Подбор теоретического материала в соответствии с индивидуальным заданием (сформулированным в зависимости от темы выпускной квалификационной работы). Подбор аналитического материала для проведения анализа деятельности предприятия в соответствии с индивидуальным заданием по практике. Анализ деятельности предприятия на основе полученных данных, интерпретация полученных результатов. Подготовка предложений и мероприятий на основе проведенного анализа Расчетно-экономическая деятельность: Систематизация материала, подготовка исходных данных для проведения расчета показателей, характеризующих деятельность предприятия (его подразделения).
Проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы в соответствии с индивидуальным заданием.

 

 

Завершающий этап
Оформление и защита отчета по практике. Получение оценки по практике.

 

Особенности изучения финансово-хозяйственной деятельности различных предприятий и организаций в ходе практики:

В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ

1. Состав и структура государственной налоговой службы области, города и районов, их задачи и функции.

2. Порядок исчисления и взимания налога на прибыль предприятий и организаций; налогообложение отдельных видов прибыли предприятий.

3. Порядок исчисления и взимания налога на имущество организаций.

4. Особенности налогообложения малых предприятий (применение специальных режимов налогообложения).

5. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.

6. Порядок исчисления и уплаты акцизов.

7. Виды платежей за природные ресурсы. Организация взимания платы за природные ресурсы.

8. Плата за землю. Арендная плата за землю, методика исчисления, порядок и сроки ее уплаты.

9. Порядок исчисления и уплаты налога на доходы с физических лиц.

10. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц. Система льгот по данному виду налога.

11. Порядок исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

12. Уплата единого социального налога предприятиями и организациями. (Обязательные платежи в системе внебюджетных фондов - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ). Особенности исчисления индивидуальными предпринимателями.

13. Другие виды налогов. Особенности их исчисления и уплаты.

14. Организация учета налоговых поступлений и других обязательных платежей в бюджет. Особенности учетных операций и порядок ведения лицевых счетов.

15. Анализ своевременности и правильности ведения первичных документов и составления отчетности.

16. Документальные проверки предприятий, организаций, учреждений налоговыми органами. Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки.

Практикант должен принимать участие в проводимых проверках и обследованиях, использовать данные для иллюстрации порядка уплаты тех видов налогов, взиманием которых занимается соответствующее подразделение налоговой инспекции.

НА КОММЕРЧЕСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ (ОРГАНИЗАЦИИ, УЧРЕЖДЕНИИ)

1. Организационная структура предприятия, форма собственности, вышестоящие структуры.

2. Предмет деятельности: объем, состав и структура производимой продукции, оказываемых услуг.

3. Внутрихозяйственные отношения между дочерними предприятиями, филиалами, подразделениями.

4. Функции служб, отделов, осуществляющих финансовые операции. Совершенствование деятельности финансово-экономических служб на предприятии.

5. Маркетинг на предприятии; виды цен; методика планирования цен и экономической эффективности.

6. Анализ реализованной и товарной продукции по элементам.

7. Анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

8. Анализ финансовых результатов предприятия: исчисление выручки от реализации, определение прибыли от реализации, составные части балансовой прибыли.

9. Состав и структура прочих доходов и расходов.

10. Методы планирования прибыли. Распределение прибыли на предприятии.

11. Состав и структура финансовых ресурсов предприятия.

12. Анализ имущества предприятия. Состояние основных фондов. Источники финансирования капитальных вложений: собственные и заемные средства. Амортизация основных фондов. Анализ эффективности использования основных фондов.

13. Состав оборотных средств. Действующий порядок финансирования оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств.

14. Взаимоотношения предприятия с финансовыми институтами:

- с бюджетами всех уровней при внесении платежей и получении средств из бюджетов;

- с внебюджетными фондами: пенсионным фондом - по подаче сведений для персонифицированного учета, фондом социального страхования - по использованию средств;

- взаимоотношения с банками при осуществлении расчетов, получении кредитов.

15. Роль финансов в экономическом стимулировании производства. Анализ данных о составе фонда накопления на предприятии. Образование и использование фонда потребления.

16. Финансовое планирование на предприятии.

В ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

1. Система органов федерального казначейства, их задачи и функции.

2. Структура территориального органа федерального казначейства, его характеристика:

функциональные отделы:

- отдел анализа и прогнозирования доходов федерального бюджета;

- отдел финансирования расходов федерального бюджета и социальных выплат;

- контрольно-ревизионный отдел;

- отдел бухгалтерского учета и отчетности операций федерального бюджета.

вспомогательные отделы:

- отдел по работе с кадрами и ведению делопроизводства;

- отдел информационно-технического обслуживания;

- отдел по исполнению сметы на содержание органов федерального казначейства

- другие отделы.

3. Механизм функционирования органов федерального казначейства по исполнению доходной части федерального бюджета:

- анализ распределения органами федерального казначейства регулирующих налогов между бюджетами различных уровней;

- анализ распределения органами федерального казначейства региональных и местных налогов между бюджетами различных уровней;

- анализ поступления доходов в федеральный бюджет.

4. Механизм функционирования органов федерального казначейства по исполнению расходной части федерального бюджета:

- порядок финансирования распределителей бюджетных средств;

- финансирование распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства;

- исполнение расходной части федерального бюджета.

5. Контрольная деятельность органов федерального казначейства:

- контроль за целевым использованием средств федерального бюджета;

- контроль за деятельностью коммерческих банков.

6. Система отчетности о доходах и расходах федерального бюджета.

7. Формы сверки и согласования расхождений в отчетности органов федерального казначейства, Министерства по налогам и сборам РФ, Центрального банка РФ.

8. Автоматизация ведения операций по учету доходов и расходов федерального бюджета:

применение системы "Казна" для учета доходов федерального бюджета;

применение системы "Смета" для учета расходов федерального бюджета.

В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

1. Структура Отделения Пенсионного фонда, его функции и задачи.

2. Особенности организации работы отдела казначейства и бюджетного отдела.

3. Основные направления работы отдела организации назначения и перерасчета пенсий.

4. Деятельность отдела организации выплаты пенсий.

5. Характеристика отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц и отдела по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей.

6. Персонифицированных учет застрахованных лиц в отделении Пенсионного фонда. Учет взносов на пенсионное страхование и трудового стажа застрахованных граждан.

7. Методы планирования доходной и расходной частей бюджета отделения Пенсионного фонда.

8. Основные направления деятельности контрольно-ревизионного отдела.

В УПРАВЛЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

1. Структура, цели и задачи Управления здравоохранения и медицинского страхования Администрации города.

2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности системы здравоохранения.

3. Состояние здоровья населения города. Организация медицинской помощи населению города. Медикаментозное обеспечение лечебно-профилактических учреждений и населения.

4. Методика разработки территориальной Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью.

5. Обеспечение граждан бесплатной медицинской помощью:

- перечень заболеваний, видов медицинской помощи, предоставляемых населению;

- перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС и учреждений, финансируемых из бюджета;

- условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи населению города.

6. Порядок предоставления платных медицинских услуг предприятиями и учреждениями здравоохранения города.

7. Основные направления реструктуризации муниципальных лечебно-профилактических учреждений города.

В КОМИТЕТАХ И ДЕПАРТАМЕНТАХ ФИНАНСОВ

1. Структура территориальных органов управления финансами, их функции, организация работы.

2. Характеристика экономики района (города, области), особенности взаимоотношений с бюджетом предприятий, организаций любой хозяйственно-правовой формы, находящихся на данной территории.

3. Методика составления проекта бюджета района (города, области).

4. Особенности формирования бюджета в условиях местного самоуправления. Анализ изменений, происходящих в составе и структуре закрепленных и регулирующих доходов.

5. Способы разграничения доходов внутри бюджетной системы:

- виды налогов по уровням государственного управления (федеральные, территориальные и местные);

- разделение (квотирование) доходных поступлений от налогов путем закрепления за каждым уровнем управления конкретной доли налога в пределах единой ставки обложения;

- установление местных надбавок к федеральным и территориальным налогам.

6. Использование трансфертов, субвенций, дотаций - как форм перераспределения бюджетных средств. Использование заемных средств бюджетов: процентных и беспроцентных ссуд; займов на инвестиционные цели; краткосрочных кредитов коммерческих банков.

7. Анализ исполнения бюджета. Охарактеризовать основные изменения сумм доходов и расходов в текущем году по сравнению с прошлым периодом в целом по бюджету, а также по главным его статьям доходов и расходов.

8. Порядок составления и утверждения смет учреждений, находящихся на:

- бюджетном финансировании;

- бюджетно-хозрасчетном (смешанном) финансировании, при котором бюджет покрывает часть расходов;

9. Методика проверки смет.

10. Работа централизованной бухгалтерии, постановка бухгалтерского учета в комитете финансов.

11. Участие в ревизиях и проверках, проводимых контрольно-ревизионным аппаратом, оформление и реализация материалов ревизий.

В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ

1.Характеристика банка, состав клиентов.

2.Организационная структура банка.

3.Формирование и структура банковских ресурсов. Виды счетов и вкладов. Порядок открытия и ведения счетов.

4.Виды ссуд и условия их предоставления и погашения. Документы, предъявляемые в банк для получения кредита. Порядок начисления процентов за использование кредита.

5.Кредитный договор как основа взаимоотношений банка с клиентом при выдаче кредита. Условия заключения и оформления кредитного договора, обязательства сторон.

6.Анализ кредитоспособности клиента: задачи анализа кредитоспособности заемщика, основные направления анализа, источники информации для анализа, порядок расчетов показателей (коэффициентов), использование результатов анализов в кредитной политике.

7.Используемые виды обеспечения возвратности ссуд (гарантия, поручительство, переуступка требований, ипотека и т.д.). Контроль коммерческими банками за своевременным возвратом кредитов.

8.Инвестиционная деятельность банка. Оценка инвестиционных проектов. Условия предоставления и погашения долгосрочных кредитов. Договорные отношения между участниками инвестиционного процесса.

9.Виды комиссионных операций банка.

10.Организация расчетов и контроль над их осуществлением. Используемые формы безналичных расчетов и порядок их осуществления.

11.Услуги, предоставляемые населению.

Операции банка с ценными бумагами.

13.Организация и условия предоставления специфических банковских услуг: лизинг, факторинг, консалтинг и др.

14.Обслуживание внешнеэкономической деятельности: порядок открытия валютного счета; виды валютных сделок; условия и порядок предоставления валютных кредитов; используемые формы международных расчетов; соблюдение требований валютного регулирования.

15.Использование элементов банковского менеджмента и маркетинга.

16.Источники банковской прибыли, ее использование. Порядок исчисления и уплаты налога на банковскую прибыль.

17.Оценка ликвидности коммерческого банка, структура и регулирование ликвидности.

18.Динамика показателей платежеспособности банка, их соответствие требованиям регулирования со стороны Центрального банка России. Отчисления в резервные фонды.

19.Прогнозирование и планирование банковской деятельности.

20.Кассовые операции банка: составление кассового прогноза в коммерческих банках; контроль над соблюдением предприятиями и организациями кассовой дисциплины; работа по установлению для клиентов лимитов остатка кассы.

21.Организация банковского учета в банке.

22.Организация делопроизводства в банке.

В СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Организационная структура страховой организации.

Соответствие осуществляемой страховой деятельности учредительным документам и требованиям законодательства, полученной лицензии.

Заключение и оформление договоров страхования.

Проверки обоснованности и своевременности страховых выплат, обоснованность отказов страхователям в страховых выплатах.

Финансовая политика, стратегия и техника страховых операций.

Финансовые взаимоотношения страховых организаций с бюджетами, банками и другими финансовыми институтами.

Использование страховыми организациями денежных средств финансового рынка. Выпуск ценных бумаг как одна из форм привлечения денежных средств страховыми организациями.

Состав, структура оборотных средств страховщика. Источники их формирования: собственные и заемные.

Управление капиталом, вложенным в основные средства страховой организации. Источники финансирования воспроизводства основных фондов.

Финансовые результаты хозяйственной деятельности страховщика;

а) управление и оптимизация балансовой прибыли, прибыли от страховой деятельности, внереализационных результатов;

б) налогооблагаемая прибыль;

в) прибыль, оставляемая в распоряжении страховой организации;

г) выплата дивидендов держателям акций; 

д) пути повышения рентабельности страховых организаций.

Оценка финансового состояния страховой организации. Расчет показателей, характеризующих финансовое состояние страховщика (коэффициент ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент восстановления платежеспособности).

Финансовая отчетность страховой организации как информационная база финансового анализа.

Формирование страховых резервов:

а) по видам страхования иным, чем страхование жизни;

б) по страхованию жизни;

в) правила размещения страховых резервов; соответствие предъявляемым требованиям.

Планирование и финансирование предупредительных мероприятий.

Перестрахование как метод укрепления финансовой устойчивости страховых операций.

Особенности бухгалтерского учета в страховых организациях:

а) план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховой организации;

б) особенности бухгалтерского учета в страховых медицинских учреждениях;

в) учет страховых взносов, прочих доходов;

г) учет страховых выплат;

д) учет перестраховочных операций;

е) учет формирования страховых резервов, учет фонда предупредительных мероприятий.

В расчетно–кассовом центре (РКЦ) БАНКА РОССИИ

Характеристика РКЦ.

Организация деятельности РКЦ: структура, штаты и смета расходов.

Организация расчетного обслуживания клиентов РКЦ: порядок открытия, переоформления и закрытия корреспондентских счетов (субсчетов) кредитным организациям, а также других счетов юридическим и физическим лицам, режим функционирования счетов и их выверка; осуществление и учет межбанковских расчетных операций; операции по начальным межфилиальным оборотам и по ответному проводу, порядок формирования комплекта авизо; порядок осуществления электронных платежей; контроль РКЦ за осуществлением платежей, защита расчетно-денежных документов с применением специальных средств; открытие и закрытие ссудных счетов по рефинансированию банков Банком России, начисление процентов по кредитным операциям, контроль за их полным и своевременным перечислением.

Организация эмиссионно-кассовых операций в РКЦ: кассовая работа; учет эмиссионных операций; анализ и обеспечение платежного оборота денежной наличности; организация охраны ценностей и технической укрепленности кассовых узлов; организация экспертизы денежных знаков; механизация кассовых операций.

Порядок осуществления расчетно-кассового обслуживания представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, счетов бюджетов всех уровней и органов Федерального казначейства, Министерства финансов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и т.д.

Дополнительные функции, выполняемые ГРКЦ: осуществление транзитных и контрольных операций по расчетам с кредитными организациями, расположенными на территории государств СНГ; осуществление транзитных и контрольных операций по межрегиональным и внутрирегиональным электронным платежам и т.д.

Участие РКЦ в реализации функциональных задач территориального учреждения Банка России.

Организация учетно-операционной работы в РКЦ.

Организация документооборота в РКЦ и внутрибанковский контроль.

Учет имущества РКЦ и результатов финансовой деятельности.

Приложение А

минобрнауки россии

федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт (факультет) Бизнес-школа (институт)
Кафедра Экономики и управления

 

Приложение Б

 

минобрнауки россии

федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Череповецкий государственный университет»

ДНЕВНИК ПРАКТИКИ

студента(ки)   курса

 

группы

Направление подготовки (специальность)

 

Фамилия, имя, отчество студента(ки)

 

Вид практики

преддипломная

Место прохождения практики

 

 

Руководитель практики по направлению подготовки (специальности)

 

Руководитель практики от кафедры

 

 

Руководитель практики от предприятия, организации, учреждения (Ф.И.О., должность)

 

 

 

           


НАПРАВЛЕНИЕ

Студент(ка) Череповецкого государственного университета

 

фамилия, имя, отчество студента(ки)

института (факультета)

 

  курса   группы

направления подготовки (специальности)

38.03.01 Экономика

направляется

 

название предприятия, организации, учреждения

для прохождения практики

преддипломной

с   по  
       

Дата выдачи «__» ______ 20___ г.

Заведующий кафедрой / Руководитель практики от кафедры    
  подпись Инициалы, фамилия

ОТМЕТКА БАЗЫ ПРАКТИКИ

Прибыл(а)

 

Выбыл(а)

 

Руководитель учреждения (подразделения)      
  М.П. подпись Инициалы, фамилия

П о окончании практики

 - заполнить дневник практики, получить отзыв и оценку руководителя практики от организации. Представить письменный отчет установленной формы в соответствии с программой практики и дневник практики (если данный вид отчетности предусмотрен программой практики) руководителю практики от кафедры.

- посещать заключительные собрания, конференции по практикам.

ИНСТРУКЦИЯ

К ведению дневника практики

1 Дневник является обязательным отчетным документом студента по практике.

2 Дневник выдается студенту при выходе на практику на установочной конференции в университете.

3 В период практики дневник предъявляется руководителю практики от учреждения и университета для соответствующих отметок.

4 Задания по практике студенту определяются групповым руководителем в соответствии с программой практики.

5 Объем выполняемых работ устанавливается руководителем практики от учреждения по согласованию с групповым руководителем.

6 Во вводной части студент дает краткую характеристику базы практики.

7 В разделе «Календарь практики» студент ежедневно делает записи о содержании выполняемых работ, которые систематически проверяются руководителями, подтверждаются их подписями.

8 В разделе «Итоги практики»

8.1 Студент делает отчет о выполнении программы практики в соответствии с заданиями, оценивает степень сформированности компетенций, отражает условия прохождения практики, удовлетворенность руководством практикой, организацией практики, отношения в коллективе, возможность получения профессионального опыта, возможность дальнейшего трудоустройства в данном учреждении или прохождения следующей практики.

8.2 В заключении о выполнении программы практик по дисциплине (дисциплинам) дается характеристика выполнения заданий учителем, методистом с выставлением оценок, дается заключение по воспитательной и научно-исследовательской работе с оценками, а также, при необходимости, по психологии, педагогике с оценками методистов по психологии, педагогике. Также дается характеристика практиканта групповым руководителем с оценкой. Во всех заключениях отражается объем выполненной программы практики, степень сформированности компетенций студента согласно программе практики, оценка личностных качеств, уровень готовности студента к профессиональной деятельности.

9 По окончании практики дневник сдается на выпускающую кафедру.



Задания по практике

№ компетенции Компетенции, формируемые у студента в период практики Задание Отметка о выполнении
ОК-9 способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций   Пройти на предприятии-базе практики инструктаж по технике безопасности. Изучить инструкции по охране труда, пожарной безопасности  
ОПК-1 Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности Изучить основные требования к обеспечению информационной безопасности, представить их в отчете по практике. Изучить нормативно-правовую документацию и локальные документы организации (предприятия). Выбрать источники информации для подготовки теоретической части в соответствии с индивидуальным заданием. Оформить отчет по практике с учетом общих правил оформления документации, в том числе библиографического списка и ссылок на учебную и научную литературу.  
ОПК-2 Способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач Собрать исходные данные в соответствии с темой ВКР; провести анализ в соответствии с темой ВКР на основе данных бухгалтерского учета и отчетности, статистических данных. Результаты представить в отчете по преддипломной практике  
ОПК-4 Способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность Определить направления повышения эффективности деятельности предприятия  
ПК-1 Способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов Провести сбор, группировку данных для расчета основных экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующего субъекта.  
ПК-2 Способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов Проследить динамику, рассчитать темпы роста, прироста экономических и социально-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия (подразделения). Результаты расчетов представить в табличной и графической формах.  
ПК-3 Способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами Изучить правила заполнения отчетности, ее комплексного анализа и представления статистических данных в табличной и графической формах (ознакомиться с формами финансовой отчетности и статистическими формами отчетности и приложить их к отчету)  
ПК-4 Способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты Используя экономико-математическое моделирование, построить эконометрическую модель зависимости показателя от факторов внешней или внутренней среды  
ПК-5 Способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений

Использовать основные методы экономического анализа статистической, бухгалтерской и финансовой информации; представить результаты расчетов в отчете и сформулировать на основе проведенного анализа выводы

 
ПК-6 Способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей  
ПК-8 Способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии Изучить принципы построения информационно-правовых баз данных, применяемых в организации, особенности их функционирования; приобрести практический опыт их применения; подготовить информационную базу для выполнения ВКР.  

 

Руководитель практики от университета    
  подпись Инициалы, фамилия

Дата «______» ________ 20_______ г.


Вводная часть

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Календарь практики

Дата выполнения работ

Краткое содержание выполняемых работ

Оценка руководителя практики

от базы практики от кафедры

 

Руководитель практики от кафедры    
  подпись Инициалы, фамилия

Дата «______» _________ 20__ г.



ИТОГИ ПРАКТИКИ

Отчет студента

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Выводы и предложения

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подпись __________________________________



Заключение о выполнении программы практики

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оценка ________________________________________________

Руководитель практики от предприятия, организации, учреждения    
  подпись Инициалы, фамилия

Дата «______» ______________ 20___ г.



Заключение о выполнении программы практики

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оценка ________________________________________________

Руководитель практики по направлению подготовки (специальности)    
  подпись Инициалы, фамилия

Дата «______» ______________ 20___ г.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Череповецкий государственный университет»

БИЗНЕС-ШКОЛА (ИНСТИТУТ)

институт (факультет) ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
кафедра
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ   ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
 
 
Уровень профессионального образования, в рамках которого изучается дисциплина (модуль):
  ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ – БАКАЛАВРИАТ
(высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре)
Направления подготовки (специальности):  
38.03.01 – «Экономика»

 

 

г.Череповец, 2017 год

 

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры 25.04.2017, протокол № 10

Составители: А.Э.Живиця,  к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и управления БШ(И) Е.Н.Яковлева, к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и управления БШ(И)

               

Учебно - методические материалы по преддипломной практике подготовлены в соответствии с программой преддипломной практики на основе ФГОС ВО для подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 «Экономика»

 

 


Оглавление

 

1. Общие положения по преддипломной практике. 3

2. Цели и задачи преддипломной практики. 3

3. Порядок направления студента на преддипломную практику. 6

4. Права и обязанности студентов в период практики. 7

5. Руководство преддипломной практикой. 7

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на преддипломной практике. 8

7. Оформление документации по преддипломной практике. 9

8. Критерии оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности. 11

9. Особенности содержания преддипломной практики на предприятиях и организациях. 13

10. Перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики 19

Приложение А.. 23

ОТЧЕТ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ.. 23

Приложение Б. 24

ДНЕВНИК ПРАКТИКИ.. 24

 

Общие положения по преддипломной практике

Преддипломная практика студентов неотъемлемой составной частью учебного процесса, предусмотренной Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и учебным планом подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 «Экономика».

Преддипломная практика входит в раздел основной образовательной программы бакалавриата, является обязательной и представляет собой вид учебных занятий, ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Преддипломная практика базируется на освоении следующих дисциплин: микроэкономика, макроэкономика, статистика, бухгалтерский учет, финансы, экономика предприятия, теория экономического анализа, бухгалтерский учет, экономический анализ деятельности организаций, деньги, кредит, банки, анализ и оценка рисков, безопасность жизнедеятельности, банковское дело, экономическая оценка инвестиций, страхование, финансовые рынки, финансовый анализ, финансовое планирование и прогнозирование, содержание и анализ финансовой отчетности, финансовый менеджмент и других.

Преддипломной практике предшествует прохождение учебной и производственной практик.

Преддипломная практика закладывает экономическую и аналитическую основу для написания выпускной квалификационной работы.

Конкретные сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса на соответствующий учебный год.

 

Цели и задачи преддипломной практики

Преддипломная практика является подготовительным этапом к выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР), и, исходя из этого, главной задачей студентов является закрепление освоенных в процессе теоретического обучения компетенций, а также сбор и изучение фактических материалов по теме выпускного исследования. Для решения этих задач студенту в период прохождения практики необходимо:

- ознакомиться с литературой, в которой освещается отечественный и зарубежный опыт деятельности фирм и организаций конкретной отрасли, в которой функционирует выбранный объект исследования;

- приобрести опыт организационной, правовой и психологической работы на различных должностях в целях развития навыков самостоятельной работы по решению стоящих задач;

- изучить методические указания, нормативные документы по исследуемому вопросу и отраслевые инструкции, действующие в настоящее время и регламентирующие работу организации;

- собрать фактический материал, сделать необходимые выписки из служебной документации предприятия, ознакомиться с информацией по теме ВКР, собрать и подготовить необходимый графический материал;

- овладеть методами аналитической и самостоятельной научно-исследовательской работы на конкретном предприятии (учреждении);

- обобщить собранный материал, определить его достаточность и достоверность для выполнения ВКР с последующим оформлением отчета по практике.

 

Требования к входным знаниям, умениям и навыкам

студент должен знать: студент должен быть готовым:
- закономерности функционирования современной экономики на микроуровне; - роль финансов в процессе управления деятельностью предприятия; - основные нормативные документы по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности на предприятиях; - основы построения, расчета и анализа системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; - нормативно-правовую базу и типовые методики для проведения экономического анализа; - методику финансового анализа; - методы анализа и оценки эффективности инвестиционных проектов; - принципы и методы построения экономических моделей хозяйствующих субъектов.  

 

- определять существующие недостатки в хозяйственной деятельности предприятия и формулировать предложения по их устранению. - выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных экономических последствий. - анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений. - представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического обзора. - к кооперации с коллегами, работе в коллективе. - использовать нормативные правовые документы в своей деятельности. - работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах. - осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей.  

 

Перечень планируемых результатов прохождения практики

 

Перечень планируемых результатов освоения образовательной программы – компетенции, формируемые в результате прохождения практики

Перечень планируемых результатов прохождения практики

Способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9)
Изучил инструкции по охране труда, пожарной безопасности.

 

Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1)
Ознакомился с нормативной, законодательной и правовой базой деятельности организации (подразделения); изучил должностные инструкции и ознакомился с функциональными обязанностями работников экономических служб, паспортами (положениями) подразделений; изучил организационную структуру предприятия и задачи подразделения, в котором проходит преддипломная практика, место данного подразделения в общей структуре предприятия. выбрал источники информации, для подготовки теоретической части работы в соответствии с выданным индивидуальным заданием; оформил отчет по преддипломной практике в соответствии общими правилами оформления документации, в том числе библиографического списка и ссылок на учебную и научную литературу.

 

Способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2)
Самостоятельно и качественно выполняет информационно-аналитическую работу. Использует достоверные источники информации. Умеет собрать всю необходимую информацию для решения поставленных задач. Выполнил информационно-аналитическую работу самостоятельно

 

 
Способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-4)
Самостоятельно осуществил поиск организационно-управленческих решений, владеет методами прогнозирования возможных социально-экономических последствий принимаемых управленческих решений; имеет навыки оценки различных вариантов управленческих решений

 

 
Способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1)
Самостоятельно определил и собирал исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов

 

 
Способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2)
Уверенно владеет типовыми методиками и нормативно-правовой базой для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
Способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3)
Самостоятельно в полном объеме выполнил необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывал их и представил результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами
Способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4)
Самостоятельно строит стандартные теоретические и эконометрические модели. В полном объеме интерпретирует полученные результаты
Способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т. д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5)
Самостоятельно, в полном объеме анализирует и интерпретирует данные бухгалтерской отчетности предприятия, принимает управленческие решения по результатам проведенного анализа (предлагает мероприятия и рекомендации)
Способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6)
Использовал приемы статистического анализа, адекватные сложившейся ситуации, сделал выводы на основе результатов статистического анализа.

                       

Способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8)
На высоком уровне использует современные технические средства и информационные технологии для решения поставленных задач

 

3. Порядок направления студента на преддипломную практику

Студенты, обучающиеся по направлению 38.03.01 «Экономика», могут проходить практику на предприятиях и в организациях различных отраслей и форм собственности, в том числе бюджетных организациях, финансово - кредитных организациях, страховых компаниях, в налоговых органах, в аудиторских фирмах, в отделах федерального казначейства, финансовых отделах администраций городов и районов.  Преддипломная практика студентов должна проходить в одном из подразделений организации, выполняющем экономические, учетные функции. Имея рабочее место в одном из таки подразделений, студенты знакомятся с деятельностью других подразделений по мере прохождения практики.

ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» (далее ЧГУ) предоставляет место прохождения преддипломной практики. Конкретные базы практики определяются на основе заключенных договоров между университетом и организациями. Студент вправе самостоятельно найти организацию – базу практики и заключить индивидуальный договор на прохождение практики.

В ЧГУ издается соответствующий приказ о направлении студентов на преддипломную практику и назначении руководителя практики от университета.

Перед прохождением практики студент получает  программу практики, настоящие учебно-методические материалы по преддипломной практике и дневник преддипломной практики.

 

4. Права и обязанности студентов в период практики

При прохождении практики студенты имеют право:

- получать необходимую информацию для выполнения задания по практике, а также для выполнения ВКР;

- пользоваться библиотекой предприятия и с разрешения главных специалистов и руководителей подразделений информационными фондами и техническими архивами предприятия;

- получать компетентную консультацию специалистов предприятия по вопросам, предусмотренным заданием на практику и ВКР.

В период практики студенты обязаны:

- полностью и самостоятельно выполнять задания, предусмотренные программой практики;

- осуществить сбор, систематизацию, обработку и анализ первичной экономико-управленческой информации и иллюстративных материалов по теме ВКР;

- обеспечить необходимое качество и нести равную со штатными работниками ответственность за выполняемую работу по плану подразделения и ее результаты;

- регулярно вести записи в дневнике практики о характере выполняемой работы и заданий и своевременно представлять его для контроля руководителям практики;

- подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего трудового распорядка, строго соблюдать правила охраны труда;

- представить руководителю практики отчет о выполнении всех заданий и защитить его.

Студент может являться автором или соавтором разработок, осуществляемых в организации – базе практики, и, по возможности, использовать эти материалы в ВКР.

К студенту, не выполнившему программу практики и задание в установленный срок, получившему отрицательный отзыв руководителя или неудовлетворительную оценку при защите, применяются санкции как к неуспевающему студенту, вплоть до отчисления из вуза. При нарушении студентом трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка предприятия по представлению руководителя подразделения и руководителя практики от предприятия он может быть отстранен от прохождения практики, о чем сообщается заведующему выпускающей кафедрой. По их предложению ректор может рассматривать вопрос об отчислении студента из вуза.




Дата: 2019-12-10, просмотров: 247.