1. Обоснование выбора темы. Подбор литературы (библиография), ее систематизация и изучение.
2. Формирование научного аппарата. Установление списка важнейших терминов и осмысление научных теоретических положений работы.
3. Сбор и накопление фактического (историко-литературного) материала или теоретических сведений по проблеме.
4. Систематизация фактического и теоретического материала.
5. Работа над рукописью. Композиция и содержание дипломной работы, соблюдение пропорций в подаче материала.
Логическая схема научного исследования
• выбор темы исследования;
• обоснование его актуальности;
• выявление предмета (объекта) исследования;
• выбор метода (методики) анализа;
• описание процесса исследования;
• обсуждение результатов;
• формулирование выводов.
Данная логическая схема, естественно, варьируется в зависимости от области науки, жанра, в какой-то степени от индивидуального стиля автора, что в свою очередь определяет и композицию, и рубрикацию научного исследования.
Основные термины, характеризующие дипломное сочинение
Определение объекта и предмета, цели и задач, хронологических и географических рамок исследования позволяет, с одной стороны, конкретизировать тему, с другой стороны, определить, что и как автор собирается делать для ее раскрытия.
Тема – предмет исследования; то, что служит содержанием мысли; то, на что направлена исследовательская или творческая деятельность.
Объект исследования – это общая область, в рамках которой собирается решать конкретные научные задачи автор. Объект исследования необходимо определять в диссертационной работе на степень кандидата и доктора наук, но желательно это сделать и в дипломной и магистерской работах.
Предмет исследования – это те конкретные проблемы, новые отношения, свойства, аспекты, функции объекта, которые, собственно, раскрывает данное исследование. Предмет исследования обязательно должен быть обозначен – это и есть тема работы.
Цель исследования – обязательный элемент введения. Цель – «предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия». Цель, как правило, задается формулировкой темы. Это главный вопрос, определяемый темой и источниковой базой работы. Ответ (ответы) на этот вопрос и будет раскрытием заявленной темы. Правильная формулировка цели работы во многом определяет и ход исследования, и его результаты. Это тот главный ориентир, в направлении которого должен двигаться исследователь. Для того чтобы цель была достигнута, в дипломном исследовании выдвигаются частные задачи – своего рода вехи на пути к цели.
Задачи исследования – необходимый элемент введения – определяют, каким образом, т.е. какими путями, средствами автор собирается достичь сформулированной цели; задачи исследования фактически определяют общую структуру работы, ее содержание и план, а иногда и название глав и параграфов. Обдумывая и формулируя задачи исследования, автор, должен ответить на вопрос, каким образом выявление, определение, рассмотрение тех или иных особенностей изучаемых источников приведет его к намеченной цели.
Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
Актуальность – значимость предпринимаемого исследования для создания целостного представления о том или ином явлении, уточнения спорных теоретических вопросов, осмысления тех или иных теоретических феноменов и т.д. Актуальность работы может быть обусловлена также необходимостью введения в научный оборот нового фактического материала.
Материал исследования.
В литературоведческом исследовании это:
- тексты произведений конкретного автора / авторов (первичные источники);
- критическая литература о творчестве данного автора / авторов (вторичные источники).
Метод исследования – это совокупность действий, предпринимаемых исследователем для решения поставленной научной проблемы. В литературоведении разработаны специфические методы и приемы анализа, которые должны быть использованы дипломником для решения поставленных в его работе задач. Методы – это необязательный при написании квалификационной работы раздел введения, посвященный описанию тех теоретических и методологических средств решения поставленных задач, достижения поставленных целей, которые использует автор.
Научная новизна работы – эта часть не является обязательной при написании студенческой письменной работы, но в магистерской и дипломной работах было бы уместно указать, что нового реально удалось сделать (проанализировать, систематизировать, установить, найти или впервые ввести в научный оборот, что исследователь увидел в объекте такого, чего не замечали его предшественники).
Структура работы и ее обоснование – обязательный элемент вступления, в котором описывается структура работы и объясняется ее логика. Например, работа состоит из введения, трех глав (I, II, III), заключения, библиографии, примечаний и приложений. Обязательно указываются названия и круг рассматриваемых вопросов каждой главы (обозначать параграфы и пункты не надо), перечисляются приложения, если они есть.
Сформулировать задачи помогает предварительный анализ материала, о котором речь пойдет ниже.
Выбор темы
Квалификационная работа может быть либо продолжением курсовых работ или квалификационной работы предыдущих ступеней, либо является новым исследованием, лишь отчасти связанным с предыдущими исследованиями автора. Таким образом, темы квалификационных работ могут определяться разными способами:
1) Тема формулируется с учетом предыдущих работ студента, являясь либо их расширением (хронологическим, тематическим и т.д.), либо, напротив, углублением в ту или иную конкретную проблему.
2) Тему работы определяет научный руководитель, предлагая для научной разработки конкретный вопрос в рамках исследовательской работы, проводимой самим руководителем, или самостоятельную актуальную проблему.
3) Студент выбирает тему, исходя из собственных научных интересов. В этом случае определить актуальность темы и конкретно сформулировать ее автору могут помочь следующие приемы:
- просмотр аналитических обзоров достижений науки, проводимых ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы), ознакомление со специальной научной литературой и периодическими научными изданиями, материалами тематических научных конференций;
- консультации с научным руководителем и с ведущими учеными в данной научной области.
Научное исследование следует осмыслить как движение от известного к неизвестному.
По мнению писателя и ученого Умберто Эко, «выбор темы должен отвечать четырём требованиям:
1) Тема должна соответствовать склонностям конкретного студента (то есть соответствовать темам экзаменов, прочитанным книгам, а также политической, идейной, духовной культуре выпускника).
2) Основные тексты должны быть достижимы (то есть физически доступны для конкретного студента).
3) Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для конкретного студента).
4) Избранная методология должна реально соответствовать возможностям конкретного студента».
И ещё одно правило: «чем конкретнее тема, тем лучше работается и тем достижимей успех».
Немаловажным фактором при выборе темы является, конечно, и «достижимость» и «постижимость» научной литературы, без использования которой невозможно решить поставленную в дипломном сочинении научную задачу.
Чрезвычайно важно и последнее замечание Умберто Эко. Выбирая тему «с размахом», дипломник в лучшем случае напишет поверхностный обзор работ своих предшественников, что вызовет справедливые сомнения государственной комиссии в умении студента самостоятельно анализировать материал и решать серьезные научные вопросы. Поэтому, например, тема «Метафора движения – неподвижности в лирике У.Блейка» всегда предпочтительнее темы «Язык и стиль У. Блейка» или, тем более, темы «Язык английской поэзии эпохи романтизма».
Дата: 2019-12-10, просмотров: 255.