Структура работы
Практика показывает, что курсовые работы (а также и дипломные) целесообразно строить по следующей схеме: Введение — Основная часть — Заключение.
Основная часть пишется в первую очередь. Она делится на разделы или главы, которых обычно бывает две — три, но может быть и больше.
Разделы или главы, в свою очередь, подразделяются на параграфы, число которых не ограничивается, но обычно их от двух до пяти. В каждом из этих параграфов решается конкретный вопрос, имеющий значение для целого. При этом тематически и количественно параграфы организуются таким образом, чтобы они исчерпывающе раскрывали поставленный в разделе (главе) вопрос.
Главам и параграфам дипломной работы должны быть даны названия. Целесообразно дать такие названия и отделам курсовой работы. И чем лучше будут продуманы эти названия, чем более четко будет осознаны задачи, решаемые в соответствующих главах, отделах и параграфах, тем стройнее и лучше будет работа в целом.
В Заключении работы дается обобщенное (суммарное) изложение тех идей, к которым автор пришел в результате осуществленного исследования, отмечается их новизна, выделяется то новое, что обнаружено. Это выводы по всей работе. Обычный объем Заключения — примерно две — четыре страницы.
И в последнюю очередь пишется Введение. Его объем составляет обычно четыре — пять страниц, оно также четко структурировано — в нем по возможности кратко и строго (но подробно) освещаются следующие пункты: тема (чему посвящено), цель и задачи исследования, его объект, обоснование выбора темы, исследовательские принципы (на какие идеи опирается автор и в русле каких работ лежит данное исследование), методы исследования, источники фактического материала, структура работы.
Написание основной части
Основная часть работы состоит из двух-трех разделов или глав, имеющих реферативный и аналитический характер. В них студент своими словами излагает идеи и положения, содержащиеся в прочитанных публикациях, а также излагает свой взгляд на проблему, где это возможно и уместно.
При изложении реферативного материала следует придерживаться общих принципов:
а) в представлении точек зрения на проблему важно идти от общего к частному, не возвращаясь вновь к общим положениям;
б) сходные точки зрения следует отмечать не повторным описанием идей, а перечислением авторов, занимающих данную позицию. Здесь возможны такие формулы, как: “Этой же точки зрения придерживаются...” (приводите фамилии авторов и указываете работы, в которых эти точки зрения представлены), “Эту же точку зрения находим в...” (указываете источник, в котором эта точка зрения излагается) и т.п.;
в) противоположные точки зрения на проблему следует приводить рядом друг с другом, четко сопоставляя их и подчеркивая противоположность. Здесь полезно употребление таких формул, как: С одной стороны, ... / С другой стороны, ...; N. считает, что ... / Z., напротив, полагает, что ... и т.п.;
г) в конце раздела обязателен вывод, в котором будет ещё раз кратко охарактеризована проблема, а также намечен круг вопросов, которые автор намерен рассмотреть далее в своей работе.
После того как написаны Основная часть и Заключение, составляется библиографический список.
Оформление ссылок и составление библиографического списка
Это важная и весьма ответственная часть работы. По библиографическому списку в первую очередь судят о той позиции, которую занимает автор работы, о глубине, с которой материал им проработан, о способности студента находить источники и в целом о данной работе.
Оформление библиографического списка зависит от того, какой способ ссылок на публикации использован в тексте.
Один из способов состоит в следующем. В скобках указывается фамилия автора, затем, через запятую, год издания работы, которая имеется в виду, а затем, после двоеточия, страницу или страницы, на которых излагаются значимые в данном случае идеи. Если эти мысли излагают различные авторы, перечисление их дается через точку с запятой. При этом, если имеет место только ссылка на автора или авторов (без цитирования их), в скобках перед их фамилиями следует поставить помету “см.” — смотри, например: (см. Бахтин, 1975: 73 — 75) или (см.: Кузнецова, 1989: 61; Кацнельсон, 1965: 74). Если студент полемизирует с теми или иными авторами, можно сослаться на соответствующие их работы, сопроводив эти ссылки пометами “ср.” — сравни или “ср., однако”, например: (ср. Налимов, 1993: 107). Если же прямо цитируется автор или авторы, в скобках никакие пометы не делаются, например: (Гумбольдт, 1984: 51).
Такое оформление ссылок удобно: как бы не менялось количество ссылок и цитат в работе, как бы не менялся ее библиографический аппарат, в самой работе все останется понятным, а исправления затронут только отдельные ее места.
Соответствующим образом должны быть оформлены и библиографические описания работ. Порядок таков: фамилия автора и его инициалы — год издания работы — название статьи или монографии — если статья, то название сборника — место издания — издательство — если статья или реферат, то начальная и последняя страницы публикации, если монография, то количество страниц. Здесь же могут приводиться и дополнительные сведения о публикации:
лица, ответственные за издание; с какого языка переведена работа; количество частей в публикации; отличие данного издания от предыдущих и т.п.
Каждая из рубрик такого библиографического описания отделяется специальными знаками: запятой, тире, двоеточием, косой чертой или двумя косыми чертами. О правилах их употребления можно узнать в справочном отделе библиотеки.
Приведем несколько примеров библиографического описания источника:
а)книга:
Бенвенист Э. Общая лингвистика / Пер. с фр. — М.: Прогресс, 1974. — 445 с.
Налимов В.В.: В поисках иных смыслов — М.: Прогресс, 1993. — 280 с.
б) статья в журнале:
Яусс Х.Р. К проблеме диалогического понимания //Бахтинский сборник-III. М., 1997.
в) статья из сборника:
Лакофф Дж. Когнитивная семантика // Язык и интеллект: Сб./ Пер. с англ. и нем; Сост. и вступит. ст. В.В.Петрова. — М.: Прогресс, 1995. — С. 143 — 184.
Библиографический список приводится в конце работы. Он строится по алфавитному принципу. Если при этом делается ссылка на несколько работ одного автора и эти работы были изданы в один год, в ссылке и соответственно в библиографическом описании после года издания публикации ставятся дополнительные индексы “а”, “б”, “в” и т.д. Например:
Топоров В.Н.: Древо мировое // Мифы народов мира: В 2 т. — М.: Сов. Энциклопедия, 1991а. — Т.1. — С.398 — 406.
Топоров В.Н.: Имена // Мифы народов мира: В 2 т. — М.: Сов. Энциклопедия, 1991б. — Т.1. — С.508 — 510.
С составлением библиографического списка работа может считаться законченной. Остается только оформить ее титульный лист и оглавление.
Титульный лист оформляется по установленным правилам. Он содержит следующие необходимые сведения:
1. На первой-второй строке листа помещается название учебного заведения и название факультета полностью: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
2. Филологический факультет
3. На третьей строке – название кафедры полностью: Кафедра Германской Филологии
4. Необходимо указать тип работы (курсовая работа, дипломная работа, магистерская диссертация) и тему исследования (без кавычек).
5. Под темой вправо от середины строки указываются: сведения о студенте (курс, форма обучения, группа, ФИО (полностью)) и о научном руководителе (должность, ученая степень, ученое звание (доцент, профессор), ФИО (инициалы, фамилия).
6. На последней строке посередине: место и год написания работы (см. также Приложение 1).
НАПИСАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
Вводные замечания
Итоговая квалификационная работа является самостоятельным научным исследованием конкретной проблемы, построенным на изучении соответствующих источников и отвечающим определенным требованиям по содержанию, объему, структуре и оформлению. Если оформление квалификационной работы подчиняется общим правилам оформления студенческих письменных работ, то требования к объему, научному уровню и содержанию, а также к отдельным составляющим существенно отличаются от соответствующих требований к текущим студенческим работам (сочинению, докладу, реферату, курсовой).
Государственный образовательный стандарт высшего специального образования по специальности «Филология» предусматривает защиту выпускной квалификационной (дипломной) работы в качестве итоговой государственной аттестации. Основные требования к дипломной работе определены в Стандарте следующим образом: «Выпускная квалификационная (дипломная) работа филолога представляет собой законченное самостоятельное исследование, в котором решается конкретная задача, актуальная для филологии. Объем работы — 50-70 машинописных страниц, напечатанных через два интервала. Библиографический список должен содержать не менее 30 наименований.
Особое значение для заключительной квалификационной работы имеют такие вопросы, как выбор темы исследования и обоснование его актуальности, определение базовых характеристик работы (объект и предмет, цель и задачи), подведение итогов и представление научных выводов и конкретных результатов проведенного исследования. Кроме того, автору квалификационной работы необходимо подготовиться к ее публичной защите.
В выпускной работе студент должен показать умение анализировать научную литературу по проблеме исследования, фактический языковой и литературный материал, делать необходимые обобщения и выводы; знание основных филологических методов исследования и навыки их применения, владение научным стилем речи».
К дипломной работе предъявляются более высокие требования, чем к курсовой. В ней разрабатывается уже не частная проблема, а более широкая, но конкретная тема, которая обычно обнаруживает себя как совокупность нескольких взаимосвязанных проблемных линий, разработанных ранее в курсовых работах.
Квалификационная работа – это самостоятельное научное исследование конкретной проблемы, построенное на изучении комплекса источников, достаточного для разрешения данной проблемы, и отвечающее определенным требованиям по содержанию, объему, структуре и оформлению. Качество проведенного исследования и продемонстрированное при этом умение работать с источниками и научной литературой, делать выводы из проделанной работы и грамотно представлять результаты, вводить их в научный оборот, - все это дает основание судить о соответствии автора искомой квалификации.
Чтобы соответствовать названным требованиям, студент должен научиться:
• отбирать и организовывать необходимый эмпирический материал;
• полно, корректно и глубоко анализировать его, используя современные методы исследования;
• творчески осмыслять литературу по проблеме, вписывая собственную работу в сложившийся научный контекст;
• убедительно, логично, грамотно излагать результаты проведенного исследования.
В зависимости от их содержания все дипломные работы принято делить на два типа: реферативные и исследовательские. В реферативной работе на основе критического осмысления и оценки научной литературы, углубленного освещения определенных вопросов, сопоставления и комментирования высказываний различных ученых студенты делают теоретические обобщения. Дипломные данного типа учат студентов выделять главные вопросы исследуемой проблемы и отграничивать их от частных, учат самостоятельно решать поставленные вопросы. Надо помнить, что в реферативных работах нельзя ограничиваться простым пересказом прочитанного. В них всегда должна быть критическая оценка излагаемого, собственные суждения, подкрепленные определенными выводами, пояснениями, примерами, то есть реферативное изложение должно сочетаться с рецензированием.
Работы исследовательского характера требуют от студента умения наблюдать факты литературного процесса, анализировать их и соответствующим образом толковать, делать необходимые выводы и обобщения. Исследовательские работы неоднородны. Одни из них представляют анализ определенного художественного материала, который позволяет сделать научно убедительные выводы. Это аналитические работы. В ряде же работ большую ценность и научную значимость могут иметь сами историко-литературные факты, изложенные автором. Эти факты, накапливаясь количественно и качественно, входят составной частью в более широкий объем конкретного историко-литературного материала, который в дальнейшем может послужить основанием для серьезных обобщений. Эти работы носят условное наименование описательных.
Указанные разновидности дипломных «в чистом виде» встречаются редко. Чаще всего они представляют собой различные комбинации реферативного, аналитического и описательного элементов. Так, например, в реферативных работах может присутствовать материал собственных наблюдений автора, приводимых для подтверждения либо опровержения общих и частных теоретических положений. В любой исследовательской работе должна быть реферативная часть (ее называют историей или теорией вопроса), то есть теоретическое обоснование выбора темы, аргументация точки зрения, которой придерживается автор дипломной и т.д. Объем этой части бывает различен, но в среднем занимает около одной пятой части общего содержания работы.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 220.