ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социологическое исследование стало неотъемлемой частью научной работы студентов. Эта форма наиболее широко применяется при изучении учебной дисциплины «Социология».

Проводя социологическое исследование, студент независим в выборе интересующей его проблемы, самостоятельно составляет анкету, проводит исследование, обрабатывает материал и обобщает, делает выводы и предлагает рекомендации. Все это этапы самостоятельной работы, а социологическое исследование является одним из видов научного творчества.

Для подробного знакомства с техникой и методами социологических исследований необходимо прочитать соответствующий раздел любого учебника по социологии. При подготовке и проведении социсследования необходимо соблюдать следующую последовательность действий.

1. Выбор темы. Социология изучает проблемы, существующие в обществе. Поэтому вам достаточно мысленно проанализировать действительность, задать несколько вопросов самому себе: «Почему это происходит так, а не иначе?» После нескольких «почему?» вы остановитесь на том, что действительно вас интересует и у вас есть желание выяснить это «почему?».

Выбор темы возможен в рамках научного направления кафедры «Социология села Удмуртской Республики»:

    а) «Социологический портрет деревни Удмуртской Республики»;

    б) «Социальный облик селянина»;

    в) «Студенты Ижевской ГСХА в _____ году»;

г) «Социальные изменения в аграрной сфере Удмуртии».

2. Знакомство с проблемой. Выбранная проблема требует ее теоретического изучения, поэтому с ней нужно познакомиться и выяснить: когда она появилась? Как себя проявила? Насколько она изучена? Знакомство с темой поможет вам в дальнейшем составить вопросы к анкете или интервью, т.е. выбрать тот(те) метод(ы) проведения социологического исследования, с помощью которого(ых) Вы наиболее полно изучите проблему.

3. Составление программы социологического исследования. Обязательными элементами методической части программы являются: объект, предмет, цель исследования, проблема, гипотеза (несколько гипотез). В методической части укажите метод (методы), с помощью которых Вы собираетесь изучать тему. Необходимо обосновать, почему именно эти методы наиболее эффективны с вашей точки зрения.

4. Составление анкеты, подготовка к интервью. При составлении анкеты Вы должны помнить, что в анкете должно быть не более 30-40 вопросов, рассчитанных на 30-40 минут. Вопросы должны быть четкими, недвусмысленными, чтобы не ставить респондента в тупик. Первый вопрос должен быть нейтральным, трудные вопросы следует расположить в середине. Вопросы должны отвечать требованиям логики: в начале речь должна идти об установленном факте, а потом уже о его оценке. Каждый последующий вопрос должен логически продолжать предыдущий или дополнять его. В закрытых вопросах анкеты должно быть предложено не менее 4-х вариантов ответов, чтобы у респондента был выбор. Если вы считаете, что не все варианты предусмотрены, то последним поставьте «Ваш вариант», «Ваше мнение», «Иное», «Другое» и т.д.

5. Сбор первичной социологической информации. Это организационный этап социологического исследования, на котором вы с помощью анкеты или интервью собираете эмпирические данные. Вы можете предварительно подготовить место и оповестить респондентов о времени анкетирования (проведения интервью). Возможен и другой вариант, когда вы работаете с каждым респондентом индивидуально. В этом случае вы тратите больше своего личного времени. Поэтому первый вариант является более предпочтительным.

6. Обработка собранной информации. Эта часть социологического исследования является наиболее трудоемкой, так как нужно обработать каждую анкету. На это требуется много времени. Чтобы не потерять полученные данные и удобнее их обрабатывать, сделайте матрицу.

В ее левой части перечислите вопросы анкеты. В центральной части выделите место для данных всех анкет. В правой крайней части должны быть графы абсолютных данных (количество всех ответивших на данный пункт вопроса) и удельный вес каждого ответа (т.е. %). 50 респондентов Вы берете за 100%.

Пример:

  1 2 3 50 Абсолют. данные %
1. Ваш пол              
1. Женский +   +   20 40
2. Мужской   +   + 30 60
2.Ваше образование              
1. Среднее   +     12 24
2. Среднее специальное +     + 25 50
3. Высшее     +   13 26

 

Матрицу можно сделать вручную или на компьютере. Абсолютные данные (количество ответивших на вопрос) и процент ответивших в дальнейшем будут фигурировать в ваших выводах. Эти важнейшие данные являются тем конечным результатом, который вы стремились получить.

7. Выводы и рекомендации. Выводы могут быть сделаны по каждому вопросу или по группе однородных вопросов. Они могут сопровождаться графическими данными. Завершать должен общий вывод о проблеме, степени ее изученности, подтверждении или опровержении выдвинутой гипотезы или гипотез.

Рекомендациями должно завершаться любое исследование. Поскольку оно направлено на изучение проблемы, то исследователь обязан посоветовать осуществить мероприятия, которые ведут к решению проблемы. Предложенные рекомендации помогут заказчику социологического исследования сразу же приступить к их реализации или они будут ориентиром в повседневной работе по ликвидации проблемы.

8. Оформление результатов социологического исследования. Отчет по результатам социологического исследования оформляется на листах форматом А4 также, как реферат, но с надписью: «Социологическое исследование на тему: «…». В отчете обязательно должны быть программа, анкета, анализ каждого вопроса или общий анализ со ссылкой на отдельные вопросы в качестве примера, выводы и рекомендации. К отчету прикладывается матрица.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

Образец оформления титульного листа ОТЧЁТА

Дата: 2019-12-10, просмотров: 224.