В.С. Сорокина, С.В. Козловский –
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОЦИОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие для студентов

очной формы обучения

 

Составители:

В.С. Сорокина

С.В. Козловский

 

 

Ижевск

ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА

2009

 

УДК 316(075.8)

ББК 60.5я73

  С 69

 

Учебно-методическое пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденного в 2000 г.

Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № 6 от 17 ноября 2009 г.

 

 

Рецензент

 

А.А. Сергеев – кандидат философских наук, доцент

 

 

Под общей редакцией В.С. Сорокиной

 

Составители:

В.С. Сорокина, С.В. Козловский –

Доценты кафедры отечественной истории, социологии и политологии

 

 

С 69 Социология : учеб.-метод. / Сост.: В.С. Сорокина, С.В. Козловский ; [под общ. ред. В.С. Сорокиной]. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009. – 32 с. Агентство CIP НБР Удмуртия      

 

В учебно-методическое пособие включены материалы, которые помогут студентам при изучении социологии: план семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов, вопросы к зачёту.

    Адресовано студентам Ижевской ГСХА очной формы обучения.   

 

 

                                                             УДК 316(075.8)

                                                             ББК 60.5я73

 

© Сорокина В.С., составление, 2009

© Козловский С.В., составление, 2009

© ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ...……………………………………………………………….. План семинарских занятий …………………………………………….. Тема 1. Теоретические и методологические основы социологии …… Тема 2. История развития социологии ………………………………… Тема 3. Методика и техника социологических исследований ……….. Тема 4. Социальная структура и стратификация ……………………… Тема 5. Социальные группы и общности ……………………………… Тема 6. Социология личности ………………………………………… Тема 7. Социология культуры ………………………………………… Тема 8. Социология семьи …………………………………………….. Вопросы к зачету ..…………………....................................................... Приложение А. Требования к устному выступлению……………….. Приложение Б. Проведение социологического исследования……… Приложение В. Образец оформления титульного листа отчёта по социологическому исследованию ………….......................................... Приложение Г. Образец оформления списка литературы …………... Приложение Д. Интернет - ресурсы……………………..……………..     .…4 .…7 .…7 .....8 ...10 ...12 ...15 …17  ...19 ...21 …24 …26 …27   …30 …31 …31  

ВВЕДЕНИЕ

 

В ходе изучения социологии студенты должны ясно представлять себе роль и место данной дисциплины в ряду других социально-гуманитарных наук. Гуманитарные науки изучают разные аспекты культуры – второй природы, которую люди создали, либо сильно видоизменили благодаря своей деятельности. Естественные науки имеют дело с различными формами материи. А гуманитарные науки изучают культуру в широком понимании этого феномена.

Общество, изучаемое социологией в неразрывном единстве с личностью человека, представляется как социокультурная система. Социология способна дать общую картину функционирования общества. Ключевые социологические понятия логично связаны в единую систему. Такая система помогает студенту разобраться в многообразии социальных фактов. Социологические концепции и понятия нужны не для расширения кругозора. Теоретическая система знаний помогает лучше понять то общество, в котором мы живём.

Социология анализирует взаимоотношения людей как носителей определённых социальных свойств, как представителей социальных групп. Социальное взаимодействие возникает в социальных организациях и институтах общества. Наука социология представляет собой единство теоретического и эмпирического знания. Фактологические данные группируются, классифицируются на основе приёмов математической статистики. В результате получается обобщённо-типическая картина поведения, ценностных ориентаций и мнений людей. На основе достоверных данных социология выявляет закономерности в протекании социальных процессов.

Основная цель преподавания – помочь изучающим курс социологии научно осмыслить сложные явления современной общественной жизни. Обучение основам социологических знаний призвано сформулировать у студентов социологическое видение процессов, умение критически смотреть на предрассудки массового сознания и пропагандистские упрощения проблем.

Социологическое мышление должно помочь правильно разбираться в жизни, занять активную социальную позицию в конфликтах. Социологические знания нужны для решения главной задачи – научить студентов тому, как жить в этом противоречивом обществе, как разбираться в социальной реальности, осмыслить социальные аспекты своей профессиональной деятельности.

Достижению обозначенных целей подчинена и структура настоящего учебно-методического пособия для студентов очной формы обучения. Она состоит из введения, рекомендаций для подготовки к семинарским занятиям, вопросов для зачёта, терминологического минимума, тем докладов, списка литературы и вопросов к самостоятельной работе.

Изложение предмета начинается с его истории. История вопроса раскрывает процесс накопления научных знаний в течение десятилетий. Показан вклад многих учёных в создание социологии.

Основное знание социологии раскрывается в её предмете, где главные понятия и категории связаны между собой логически. Даётся общий взгляд на социологию и современное состояние научного знания. Это наука об обществе как целостной социальной системе, её подсистемах и элементах. В рамках этой системы анализируются все социальные явления, взятые в их взаимодействии.

Далее раскрывается процесс социологического исследования. Показывается, как создаётся научная теория, проверяются гипотезы и выводятся закономерности. Знакомим с методами сбора эмпирических данных. Занятие завершается практикумом с применением метода контент-анализа.    Одно из центральных мест в пособии занимают семинарские занятия по социальной структуре и социальной стратификации. В них предложены к рассмотрению основные элементы социальной структуры, социальная стратификация и социальная мобильность. Это является весьма актуальным для современного российского общества. Анализ социальной структуры российского общества перенесён в практическую плоскость и представлен в форме практикума.

Исключительно важно знакомство с социальными факторами становления личности. Социологическая теория даёт ответ на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, чем определяется поведение личности.

Следующая тема ведёт к первокирпичикам предмета социологии – статусам и ролям. Из них создаётся ткань социальных отношений, социальной структуры.

Далее следуют социологические теории среднего уровня, они рассматривают проблемы отдельных сфер жизни и деятельности.

Настоящее учебно-методическое пособие предусматривает обязательный минимум содержания образовательной программы по дисциплине «Социология», освещение социального развития России.

Современные требования образовательного стандарта повышают роль самостоятельной работы студентов. На неё отводится значительная часть времени. Поэтому некоторые темы студенты изучают самостоятельно, а контроль за их деятельностью осуществляется на семинарах (выступления, дополнения, участие в дискуссии, выполнении домашних заданий), на консультациях и зачётах.

Самостоятельная работа студентов напоминает творчество по приобретению новых знаний, сродни исследовательской деятельности, поскольку ведёт к поиску, раздумьям. Студент для себя как бы заново открывает то, что социологии уже известно. В жизни всегда требуется самостоятельное добывание и осмысливание информации, умение аргументировать свою точку зрения. При этом важно уяснить смысл различных понятий и специальных терминов. Для этого необходимо обратиться к социологическому словарю, который в краткой и ёмкой форме даёт основные понятия, без которых не может произойти накопление научных знаний о социальной реальности.

Самостоятельное осмысление книжного материала – это ещё и критический подход к прочитанному. Надо постараться понять основные суждения авторов, разобраться в доказательствах. Потребуется отделить основные мысли автора от второстепенных сведений. Нужно построить свои умозаключения об опубликованных фактах и выводах. При использовании печатных источников и Интернет-ресурсов не допускается бездумное переписывание или «перекачивание» материала.

    При подготовке к темам семинарских занятий большую роль играют журнальные статьи. Они предлагают самые новые подходы к теоретическим проблемам, результаты исследований. Вместе с тем изучение статей вызывает затруднение из-за непривычности, новизны изложенных взглядов и научной терминологии. В них нужно брать те идеи и обоснования, которые важны для вопросов семинаров, исключается добросовестное переписывание без должного анализа. Если мысль автора изложена так ясно и кратко, что её трудно передать своими словами, лучше её как цитату выписать, непременно заключив её в кавычки и сопроводив точной ссылкой на первоисточник.

    Приложения, находящиеся в пособии, помогут студентам при подготовке не только к семинарским занятиям, но они также помогут сориентироваться при проведении социологического исследования, обработке полученных данных и оформлении отчёта.

    Систематическая и вдумчивая подготовка к семинарским занятиям, чтение предложенной литературы, приобретение умений по анализу социальных явлений в России и мире помогут студентам успешно сдать зачёт по социологии.

Терминологический минимум:

              Касты, классы, маргиналы, мобильность: вертикальная, внутрипоколенная, горизонтальная, межпоколенная; рабство, сословия, социальная стратификация, социальная структура, страта, средний класс.

                                                 

Темы докладов:

1.Теория элит как особое направление стратификационных делений.

2. Правящий класс и властвующая элита. Исторический обзор.

3.Социальная стратификация и мобильность в XX – XXI вв. Сравнительный анализ.

4.Роль среднего класса в обществе. Эссе.  

                                        

    Основная литература:

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. Тернер. – М. : Экономика, 2004. – 449 с.

2. Волков, Ю.Ф. Социология / Ю.Ф. Волков, М. Гулиев, В. Нечипуренко, С.И. Самыгин. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 672 с.

3. Елсуков, А.Н. Социология : Краткий курс. Учеб. пособие для вузов / А.Н. Елсуков. – Минск: ТетраСистема, 2008. – 128 с.

4. Левада, Ю.А. Лекции по социологии / Ю.А. Левада. – М. : Вече, 2008. – 368 с.

5. Фролов, С.С. Социология / С.С. Фролов. – М. : Гардарики, 2007. – 344 с.

 

Дополнительная литература:

1. Добреньков, В.И. Социология / В.И. Добреньков. – М. : Инфра-М, 2007. – 624 с.

2. Клементьев, Д. Социология / Д. Клементьев. – М. : ЭКСМО, 2007. – 480 с.

3. Кравченко, А.И. Социология / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб. : ПИТЕР, 2010. – 432 с.

4. Радугин, А.А. Социология / А.А. Радугин, К.А. Радугин. – М. : Библионика, 2008. – 224 с.

 

Периодическая литература:

1. Андреев, А.Л. Ценностные и мировоззренческие аспекты социального неравенства / А.Л. Андреев // СОЦИС. – 2007. - № 9.

2. Анурин, В.Ф. Профессиональная стратификация и закон перемены труда / В.Ф. Анурин // СОЦИС. – 2006. - № 7.

3. Анурин, В.Ф. Контуры провинциального среднего класса России / В.Ф. Анурин // СОЦИС. – 2006. - № 10.

4. Беленький, В.Х. Российский высший класс: проблема идентификации / В.Х. Беленький // СОЦИС. – 2007. - № 5.

5. Беляева, Л.А. И вновь о среднем классе России. Реальность и тенденции / Л.А. Беляева // СОЦИС. – 2007. - № 5.

6. Беляева, Л.А. Материальное неравенство в России. Реальность и тенденции / Л.А. Беляева // СОЦИС. – 2007. - № 11.

7. Бессокирная, Г.П. Социальное самочувствие рабочих / Г.П. Бессокирная // СОЦИС. – 2008. - № 3.

8. Бойков, В.Э. Социальные аспекты миграции населения / В.Э. Бойков // СОЦИС. – 2007. - № 12.

9. Васильева, Л.Н. Элита и эрзац-элита в социальной эволюции / Л.Н. Васильева // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - № 12.

10. Горшков, М.К. Социальная ситуация в России в фокусе общественного мнения / М.К. Горшков // СОЦИС. – 2006. - № 12.

11. Де Болт, Дж. У. Причины и следствия неудач модернизации в России / Дж. У. Де Болт // СОЦИС. – 2006. - № 1.

12. Доброхлеб, В.Г. Ресурсный потенциал пожилого населения в России / В.Г. Доброхлеб // СОЦИС. – 2008. - № 8.

13. Ефимов, Ю.Г. Миграция и политический прогресс: проблемы соотношения / Ю.Г. Ефимов // Социально-гуманитарные знания. – 2006. - № 3.

14. Коломийцев, В.Ф. Классы: устаревшее понятие? / В.Ф. Коломийцев // Социально-гуманитарные знания. – 2008. - № 1.

15. Максимов, Б.И. Соотношение и динамика социального положения рабочих в условиях трансформации / Б. И. Максимов // СОЦИС. – 2008. - № 12.

16. Маслова, Т.В. Социальное самочувствие вынужденных переселенцев / Т.В. Маслова / СОЦИС. – 2007. - № 4.

17. Медведев, В.А. Гордиев узел социальной политики / В.А. Медведев, Ю.А. Красин // СОЦИС. – 2007. - № 11.

18. Нагайчук, А.Ф. Конфликт интересов в сфере социальной политики / А.Ф. Нагайчук // СОЦИС. – 2006. - № 3.

19. Переведенцев, В.И. Демографические перспективы России / В.И. Переведенцев // СОЦИС. – 2007. - № 12.

20. Тихонов, А.А. Обладает ли «запасом прочности» уровень жизни россиян? / А.А. Тихонов // СОЦИС. – 2007. – № 1.

21. Тихонова, Н.Е. Жилищная обеспеченность и жилищная политика в современной России / Н.Е. Тихонова, А. М. Акатнова, Н.Н. Седова // СОЦИС. – 2007. - № 2.

22. Юдина, О.А. Численность и демографические особенности средних слоёв российского общества / О.А. Юдина // СОЦИС. – 2008. - № 10.

 

Практические задания для самостоятельной работы студентов:

1. Сравните социальный состав населения России в 1900 – 1917 гг. и 1917 – 1990 гг.

2. Сравните социальный состав населения России в 1917 – 1990 гг. и 90-х гг. ХХ в. – начале ХХI в.

3. Сравните современный средний класс и советский средний класс. Выделите положительные и отрицательные стороны их жизни.

4. Каков социальный состав студентов Вашего факультета?

5. На сколько отличается социальный состав студентов по факультетам?

6. Выделите социальные группы по стратификационным показателям среди населения Удмуртии.

7. Объясните, что значит абсолютная и относительная бедность?

8. Как Вы понимаете абсолютное и относительное богатство?

 

Тема 6. Социология личности

 

Человек как биосоциальная система. Формирование личности. Определение и структура личности. Социальные типы личности. Социальный статус и социальная роль. Социализация, десоциализация и ресоциализация. Ценностные ориентации личности. Общественные и личные интересы. Менталитет россиян.

 

План семинара:

1. Социологические концепции личности.

2. Социальная типология личности.

3. Понятие и виды социальных норм, контроля, санкций.

4. Дискуссионный вопрос: «Возможности адаптации в условиях рыночного и советского обществ».

 

Терминологический минимум:

Аномия, девиантность, делинквентность, индивид, личность, ролевой конфликт, санкции, социализация, социализации: вторичная, первичная; социальный контроль, социальные нормы, социальная роль, социальный статус, человек.

 

           Темы докладов:

1.  Личности советского периода и личности в условиях рыночных отношений. Сравнительный анализ.

2. Причины девиантного поведения.

3. Соотношение генетического и социального начала в процессе становления личности.

 

           Основная литература :

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. Тернер. – М.: Экономика, 2004. – 449 с.

2. Волков, Ю.Ф. Социология / Ю.Ф. Волков, М. Гулиев, В. Нечипуренко, С.И. Самыгин. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 672 с.

3. Левада, Ю.А. Лекции по социологии / Ю.А. Левада. – М. : Вече, 2008. – 368 с.

4. Фролов, С.С. Социология / С.С. Фролов. – М. : Гардарики, 2007. – 344 с.

5. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: Наука, 1995. – 939 с.

 

           Дополнительная литература :

1. Козлова, О.Н. Социология / О.Н. Козлова. – М.: Омега-Л, 2006. – 315 с.

2. Общая социология / Под ред. А.Г. Эфендиева. – М.: Инфра-М, 2008. – 653 с.

3. Тощенко, Ж.Т. Социология / Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 640 с.

 

Периодическая литература:

1. Бегматов, А.С. О динамике взаимосвязи общества и личности / А.С. Бегматов // Социально-гуманитарные знания. – 2008. - № 1.

2. Грошева, И.А. Социальный контроль в практиках профилактики девиации / И.А. Грошева // СОЦИС. – 2008. - № 2.

3. Куракина, Л.М. Социализация и духовность: к проблеме взаимосвязи / Л.М. Куракина // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - № 3.

4. Лелеков, В.А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних / В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева / // СОЦИС. – 2007. - № 1.

5.  Лелеков, В.А. О предупреждении преступности несовершеннолетних / В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева / // СОЦИС. – 2007. - № 12.

6. Мягков, А.Ю. Структура и динамика незавершённых самоубийств / А.Ю. Мягков, Е.Ю. Смирнова // СОЦИС. – 2007. - № 3.

7. Сидоров, А.И. Коррупция: и диагноз, и приговор / А.И. Сидоров // СОЦИС. – 2007. - № 2.

8. Тапилина, В.С. Сколько пьёт Россия? Объём, динамика и дифференциация потребления алкоголя / В.С. Тапилина // СОЦИС. – 2007. - № 2.

9. Ушакова, Е.С. Суицидальные риски / Е.С. Ушакова // СОЦИС. – 2007. - № 2.

10. Халтурина, Д.А. Алкоголь и наркотики как фактор демографического кризиса / Д.А. Халтурина, А.В. Коротаев // СОЦИС. – 2007. № 7.

11. Ханипов, Р.М. Делинквентность: современные подростковые сообщества и насильственные практики / Р.М. Ханипов // СОЦИС. – 2007. № 12.

12. Шипунова, Т.В. Подходы к объяснению преступности: противостояние или взаимодополнение / Т.В. Шипунова // СОЦИС. – 2007. - № 1.

13. Янчуновская, Т.М. Социальная характеристика женской наркопреступности / Т.М. Янчуновская, И.Б. Степанов // СОЦИС. – 2008. - № 2.

 

Практические задания для самостоятельной работы студентов:

1. Определите свой социальный тип.

2. Отличие вторичной социализации от первичной.

3.  Какой вид социализации у Вас сейчас?

4. Приведите примеры социальных норм, социального контроля и социальных санкций.

5. Приведите примеры социальной девиации.

6. Приведите примеры девиантного, делинквентного и криминального поведения.

 

Тема 7. Социология культуры

 

Культура как ценностное нормативное образование. Роль ценностей в системе культуры. Понятие ценностных ориентаций личности. Общая система ценностей – условие социальной интеграции. Субкультура. Культура и нормативная регуляция поведения. Проблемы взаимодействия и развития культуры в обществе           

 

План семинара (Вариант 1)

1. Культура и ее компоненты.

2. Динамика социокультурных изменений.

3. Массовая культура и субкультура.

4. Проблемы российской культуры в условиях рынка.       

 

Семинар-коллоквиум (Вариант 2)

1. Дайте определение культуры.

2. Дайте определение компонентов культуры.

3. Назовите знаково-символический компонент культуры.

4. Что значит динамика и статика в социокультурных процессах?

5. Дайте определение массовой культуры.

6. Что такое субкультура?

7. Что такое контркультура?

8. Дайте определения и сравните народную и элитарную культуры.

9. Перечислите проблемы культуры в современной России.

10. В чём состоит проблема современного русского языка?

11. Назовите и объясните различия культур в тоталитарном и демократическом обществах.

12. Назовите и объясните формы культуры.

        

Терминологический минимум:

Китч, контркультура, культура, культура: духовная, массовая, материальная, народная, обыденная; обычай, ритуал, субкультура, специализированная культура, традиции, физическая культура, художественная, элитарная, язык.

 

Темы докладов:

1. Культура и цивилизация. Сравнительный анализ.

2. Этикет как часть культуры.

3. Характеристика некоторых современных субкультур (контркультур). Сравнительный анализ.

 

Основная литература:

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. Тернер. – М.: Экономика, 2004. – 449 с.

2. Добреньков, В.И. Социология / В.И. Добреньков. – М. : Инфра-М, 2007. – 624 с.

3. Волков, Ю.Ф. Социология / Ю.Ф. Волков, М. Гулиев, В. Нечипуренко, С.И. Самыгин. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 672 с.

4. Клементьев, Д. Социология / Д. Клементьев. – М. : ЭКСМО, 2007. – 480 с.

5. Козлова, О.Н. Социология / О.Н. Козлова. – М.: Омега-Л, 2006. – 315 с.

 

    Дополнительная литература:

1. Кравченко, А.И. Социология / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб. : ПИТЕР, 2010. – 432 с.

2. Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 344 с.

3. Тощенко, Ж.Т. Социология / Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 640 с.

4. Яременко, С.Н. Социология / С.Н. Яременко, С.Я. Подопригора. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 415 с.

 

 

    Периодическая литература:

1. Исхакова, Н.Р. Музыкальные предпочтения молодёжи / Н.Р. Исхакова, Р.Р. Болтачев // СОЦИС. – 2006. - № 6.

2. Мальковская, И.А. Эволюция зрелищ в человеческом измерении / И.А. Мальковская // СОЦИС. – 2008. - № 2.

3. Пастухов, В.Б. Затерянный мир. Русское общество и государство в межкультурном пространстве / В.Б. Пастухов // Общественные науки и современность. – 2006. - № 2.

4. Рассадина, Т.А. Трансформации традиционных ценностей россиян в постперестроечный период / Т.А. Рассадина // СОЦИС. – 2006. - № 9.

5. Росляков, А.Б. Проблемы социологии культуры на конференции в Глазго / А.Б. Росляков // СОЦИС. – 2008. - № 2.

6. Седов, Л.А. Россия: культурно-генетическая специфика / Л.А. Седов // Общественные науки и современность. – 2007. - № 7.

7. Тихонова, Н.Е. Социокультурная модернизация в России (Опыт эмпирического анализа) / Н.Е. Тихонова // Общественные науки и современность. – 2008. - № 2.

8. Флиер, А.Я. Принадлежит ли культура только человеку? / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. – 2006. - № 3.

9. Хагуров, Т.А. Постмодернизм в плане массовой культуры / Т.А. Хагуров // СОЦИС. – 2007. - № 9.

 

Практические задания для самостоятельной работы студентов:

1. Назовите знаково-символический элемент культуры.

2. Приведите примеры статики и динамики в культуре.

3. Назовите виды этикета и их отличия друг от друга.

4. Приведите примеры форм культур.

5. Покажите отличие молодёжной субкультуры от других субкультур.

6. Приведите примеры контркультуры.

7. Покажите влияние рыночных отношений на социокультурные процессы.

 

Тема 8. Социология семьи

 

Социальная сущность брака и его исторические формы. Особенности семьи как социального института. Типы семейных отношений. Связь семьи с другими социальными институтами. Социальные функции семьи. Структура современной семьи. Роль семьи в социализации личности. Положительные тенденции в развитии семьи. Негативные изменения в семейно-брачных отношениях. Проблемы семьи и брака в современной России.                   

 

План семинара:

1. Брак: понятие и исторические формы.

2. Семья: понятие и типы.

3. Функции семьи.

4. Тенденции развития семейно-брачных отношений.

 

Терминологический минимум:

Брак, брак групповой, моногамный, парный, экзогамный, эндогамный; стереотипы воспитания: детоцентризм, прагматизм, профессионализм; семья, семья нуклеарная, расширенная, неотрадиционная, эгалитарная, рекреационная функция, репродуктивная функция семьи.

 

Темы докладов:

1. Добрачное поведение. (В том числе исторический обзор).

2. Распределение ролей и проблема лидерства в современной семье. (В том числе исторический обзор).

3. Неполная семья: понятие, виды, проблемы.

4. Развод: понятие, причины, последствия. (В том числе исторический обзор).

 

Основная литература:

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. Тернер. – М.: Экономика, 2004. – 449 с.

2. Добреньков, В.И. Социология / В.И. Добреньков. – М. : Инфра-М, 2007. – 624 с.

3. Волков, Ю.Ф. Социология / Ю.Ф. Волков, М. Гулиев, В. Нечипуренко, С.И. Самыгин. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 672 с.

4. Клементьев, Д. Социология / Д. Клементьев. – М. : ЭКСМО, 2007. – 480 с.

 

       Дополнительная литература:

1. Кравченко, А.И. Социология / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб. : ПИТЕР, 2010. – 432 с.

2. Козлова, О.Н. Социология / О.Н. Козлова. – М.: Омега-Л, 2006. – 315 с.

3. Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 344 с.

4. Яременко, С.Н. Социология / С.Н. Яременко, С.Я. Подопригора. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 415 с.

 

       Периодическая литература:

1. Ашвин, С. Гендерная солидарность против экономических трудностей? Влияние советского наследия / С. Ашвин // СОЦИС. – 2006. - № 4.

2. Балабанова, Е.С. Экономическая зависимость женщины: сущность, причины и последствия / Е.С. Балабанова // СОЦИС. – 2006. - № 4.

3. Бикметов, Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида / Е.Ю. Бикметов // СОЦИС. – 2007. - № 9.

4. Браун, Дж. Гендерные различия в здоровье / Дж. Браун, Л.В. Панова, Н.Л. Русинова // СОЦИС. – 2007. - № 6.

5. Варламова, С.Н. Брачный договор в России: от прошлого к будущему / С.Н. Варламова, А.В. Носкова, Н.Н. Седова // СОЦИС. – 2008. - № 1.

6.  Варламова, С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян / С.Н. Варламова, А.В. Носкова, Н.Н. Седова // СОЦИС. – 2006. - № 11.

7. Гладарев, Б.С. Женщина, мужчина и мобильный телефон / Б.С. Гладарев // СОЦИС. – 2006. - № 4.

8. Голод, С.И. Социально-демографический анализ состояния и эволюции семьи / С.И. Голод // СОЦИС. – 2008. - № 1.

9. Гурко, Т.А. Алименты: фактор качественного и количественного воспроизводства населения / Т.А. Гурко // СОЦИС. – 2008. - № 9.

10. Дементьева, И.Ф. Социальное самочувствие семьи / И.Ф. Дементьева // СОЦИС. – 2008. - № 9.

11. Зарецкий, А.Д. Экономическая культура брачно-семейных отношений / А.Д. Зарецкий // Социально-гуманитарные знания. – 2006. - № 6.

12. Каримова, З.Х. Жизненные ценности одиноких людей / З.Х. Каримова // СОЦИС. – 2007. - № 6.

13. Лысова, А.В. Физическое насилие над жёнами в российских семьях / А.В. Лысова // СОЦИС. – 2008. - № 9.

14. Ярская-Смирнова, Е.Р. Домашнее насилие над детьми. Стратегия объяснения и противодействия / Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов, Е.П. Антонова // СОЦИС. – 2008. - № 1.

 

Практические задания для самостоятельной работы студентов:

1. Разграничьте понятия: церковный брак, гражданский брак, пробный брак (сожительство).

2. Какой тип семьи и почему Вы бы хотели иметь в своей жизни?

3. Объясните стереотипы семейного воспитания: детоцентризм, профессионализм, прагматизм.

4. Приведите примеры типов семей в Вашем окружении.

5. Приведите примеры стереотипов воспитания и проанализируйте.

6. Почему на первое место среди функций семьи ставится репродуктивная?

7. В чём особая значимость воспитательной функции?

8. Роль рекреационной (охранительной) функции семьи в процессе формирования личности.

9. Проанализируйте, как выполнены функции в Вашей семье.

10. Как изменились функции семьи в последнее время?

11. Назовите тенденции развития семейно-брачных отношений в современном мире и российском обществе.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО СОЦИОЛОГИИ

Теоретическая часть

1. Социология как наука и её связь с другими науками об обществе.

2. Уровни и функции социологии.

3. Этапы и программа социологического исследования.

4. Методы сбора социальной информации.

5. Общество как целостная система: понятие и признаки.

6. Типология обществ.

7. Развитие общества. Социальные изменения.

8. Процессы глобализации. Место России в мировом сообществе.

9. Социальная структура и её элементы. Учение К. Маркса о классах.

10. Социальная стратификация: понятие, критерии измерения, типы стратификационных систем.

11. Теории социальной структуры и социальной стратификации.

12. Социальные группы и общности.

13. Социальные организации.

14. Социальные институты.

15. Понятие личности и её взаимодействие с окружающей средой.

16. Структура и социальные типы личности.

17. Социализация личности.

18. Концепции личности.

19. Отклоняющееся поведение. Причины девиации.

20. Социальная мобильность. Маргиналы.

21. Культура: понятие, элементы, формы.

22. Рынок и культура. Проблемы культуры в современной России.

23. Социология конфликта.

24. Социальные конфликты в современной России.

 

Практическая часть

1. Чем отличается первичная и вторичная социализации?

2. Назовите законы развития общества.

3. Назовите функции вашей семьи.

4. Социальный состав студентов вашего факультета.

5. Приведите примеры социального контроля.

6. Приведите примеры социальных санкций.

7. Приведите примеры социальных норм.

8. Назовите основные религии, существующие в России.

9. Какие черты постиндустриального общества и индустриального есть в России?

10. Насколько рационально Вы используете свое свободное время?

11. Чем отличается молодёжь от других социально-возрастных групп?

12. Какие Ваши личные интересы совпадают с общественными?

13. Сравните достоинства города и деревни.

14. Сравните недостатки города и деревни.

15. Дайте характеристику себе с точки зрения личности. Что Вам в себе нравится, а что нет?

16. Социальный состав студентов ИжГСХА (по факультетам).

17. Сравните социальный состав населения России: 1) 1917 – 1990 гг.;

2) 1990-х гг. ХХ века.

18. Назовите несколько статусов и дайте им характеристику (содержание).

19. Дайте характеристику Вашей студенческой группе.

20. Что дала Вам социология для профессиональной деятельности?

21. Сравните социальный состав населения России:  1) до 1917 г.;

2) 1917-1990 гг.

22. Роль среднего класса в обществе.

23. Поясните, что такое абсолютная и относительная бедность.

24. Что значит абсолютное и относительное богатство?

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

Выступления могут быть двух видов: специально подготовленное и спонтанное, к которому специально не готовятся, но в ходе обсуждения появляется желание дополнить или исправить сказанное кем-то. В обоих случаях требования к устному выступлению одни и те же.

Основные требования к устному выступлению коротко можно выразить следующими словами: 1) иметь что сказать: 2) уметь сказать; 3) успеть сказать. Рассмотрим каждое из этих требований.

I. К выступлению нужно готовиться заранее, подбирая соответствующий материал с использованием разных источников. При этом следует выделить основную мысль. Она не должна затеряться во множестве произносимых фраз. Если вы хотите выступить по большому вопросу, где будет несколько проблем, то лучше всего составить план. Это для того, чтобы вы от волнения не сбились, не перепутали последовательность изложения материала. Если нарушается последовательность, то выступление может быть бездоказательным, без соблюдения логики и, возможно, не совсем понятным для окружающих. В данном случае теряется восприятие всей проблемы в целом. Такое выступление будет состоять из отдельных фрагментов, мало связанных между собой.

Если вы выступаете, основываясь на своих записях, то следует соблюдать следующие правила:

а) Конспект не должен быть написан мелким почерком от края до края страницы. В противном случае вы сами не сможете быстро найти нужный вам материал.

б) В конспекте должны быть выделены «красные» строки, отделяющие одну мысль от другой, четко выделены цифры, даты. Лучше будет, если вы воспользуетесь разными цветами авторучки, подчеркивая и обозначая нужные факты специальными знаками. Это необходимо для того, чтобы вы, опустив взгляд на страницу, сразу нашли нужную вам дату, слово, факт.

в) Слева от текста лучше оставлять поля. Это делается для того, чтобы вы могли делать на них записи, которые будут дополнять и соответствовать тому материалу, который записан на данной странице. Это дополнение вы не потеряете, не перепутаете с другими фактами и будете знать, к какому вопросу оно относится. Сделанный вами план или конспект должен работать на вас, а не против вас.

II. За небольшой промежуток времени вы должны сказать то, что наметили и должны сделать это так, чтобы все вас услышали и поняли. Поэтому выступление должно быть кратким, емким, живым. Вы должны говорить громко, четко, правильно делать ударения, знать смысл произносимых слов. Если встречаются трудные для вас слова, то следует потренироваться заранее, но добиться их правильного произношения.

III. Поскольку на практических занятиях вы будете выступать не один, то следует подумать о том, чтобы дать возможность высказаться всем желающим. А это возможно только в том случае, если вы хорошо подготовитесь к выступлению с соблюдением всех рекомендаций.

Длинные паузы и чтение текста не допустимы. В конспект можно только взглянуть, чтобы найти нужное место, где вы остановились и, не задерживаясь, продолжить выступление. После каждого выступления делается вывод, в котором подводится итог по конкретной проблеме или вопросу.

Студенты вуза должны научиться рассказывать так, чтобы их слушали и понимали. Постоянная работа над собой может дать хорошие результаты. Самый лучший результат – это то, когда высказанная вами мысль дошла до ума и сердца ваших слушателей.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php

2. http://forsociologists.ru/sociology/books.php

3. http://socioline.ru/

4. http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_humanitarian_11.html

5. http://www.ecsocman.edu.ru/db/sect/5

6. http://www.twirpx.com/file/21408/

7. http://u4ebniki.narod.ru/

8. http://www.vzfeiinfo.ru/publ/54-1-0-109

9. http://www.bookhere.ru/news/1-0-22

10. http://socinf.narod.ru/library.html

11. http://studentam.net/content/view/92/19/

12. http://www.gumfak.ru/sozciolog.shtml

13. http://www.gorod.org.ru/cntnt/club/nbiblioteka/biblioteka.html

14. http://www.ido.rudn.ru/ffec/soc-index.html

 

 

Учебное издание

 

СОЦИОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие

для студентов очной формы обучения

 

 

Под общей редакцией В.С. Сорокиной

 

 

Составители:

 

Сорокина Валентина Сергеевна

Козловский Степан Викторович

 

 

Редактор М.Н. Перевощикова

Технический редактор М.Ю. Соловьева

 

Подписано в печать 17 ноября 2009 г.

Формат 60х84/16. Усл. печ. л. 1,86 Уч.-изд. л. 1,6.

Тираж 100 экз. Заказ № ______.

ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА

426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11.

СОЦИОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие для студентов

очной формы обучения

 

Составители:

В.С. Сорокина

С.В. Козловский

 

 

Ижевск

ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА

2009

 

УДК 316(075.8)

ББК 60.5я73

  С 69

 

Учебно-методическое пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденного в 2000 г.

Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № 6 от 17 ноября 2009 г.

 

 

Рецензент

 

А.А. Сергеев – кандидат философских наук, доцент

 

 

Под общей редакцией В.С. Сорокиной

 

Составители:

В.С. Сорокина, С.В. Козловский –

Дата: 2019-12-10, просмотров: 205.