Тема 5. Социальные группы и общности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

    Понятие социальных групп, общностей, организаций, институтов. Их виды и типология. Лидерство в группе. Группообразующие процессы в современном обществе. Новые тенденции и формы национально-этнического, социально-территориального структурирования общества. Существенные признаки организации. Дифференциация и специализация социальных институтов в современном российском обществе.

 

    План семинара:

1. Социальная группа: понятие и виды.

2. Социальные общности: понятие, черты, виды.

3. Социальные институты: типология, функции и дисфункции.

4. Социальные организации: понятие, виды, существенные признаки организации.

Терминологический минимум:

    Социальная группа, социальный институт, социальная общность, социальная организация, функции и дисфункции.

 

    Темы докладов:

1. Неформальные организации в обществе.

2. Социальный институт «Образование».

3. Практика формирования и функционирования социального государства в Западной Европе и России.

 

Основная литература:

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. Тернер. – М.: Экономика, 2004. – 449 с.

2. Волков, Ю.Ф. Социология / Ю.Ф. Волков, М. Гулиев, В. Нечипуренко, С.И. Самыгин. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 672 с.

3. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 632 с.

4. Елсуков, А.Н. Социология : Краткий курс. Учеб. пособие для вузов / А.Н. Елсуков. – Минск: ТетраСистема, 2008. – 128 с.

5. Левада, Ю.А. Лекции по социологии / Ю.А. Левада. – М. : Вече, 2008. – 368 с.

6. Фролов, С.С. Социология / С.С. Фролов. – М. : Гардарики, 2007. – 344 с.

Дополнительная литература:

1. Добреньков, В.И. Социология / В.И. Добреньков. – М. : Инфра-М, 2007. – 624 с.

2. Клементьев, Д. Социология / Д. Клементьев. – М. : ЭКСМО, 2007. – 480 с.

3. Кравченко, А.И. Социология / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб. : ПИТЕР, 2010. – 432 с.

4. Яременко, С.Н. Социология / С.Н. Яременко, С.Я. Подопригора. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 415 с.

 

    Периодическая литература:

1. Алёшин, В.И. Научно-интеллектуальный потенциал в управлении современной организацией / В.И. Алёшин // Социально-гуманитарные знания. – 2008. - № 6.

2. Беридзе, А.З. Социальные характеристики института образования / А.З. Беридзе // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - № 5.

3. Елютина, М.Э. Геронтологическая составляющая кадровой работы современного руководителя / М.Э. Елютина, Т.В. Смирнова // СОЦИС. – 2006. - № 3.

4. Калякин, О.А. О совершенствовании управления предприятием / О.А. Калякин // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - № 6.

5. Комаровский, В.С. Бюрократия и современные проблемы реформирования государственной службы / В.С. Комаровский, О.В. Гаман-Голутвина // Социально-гуманитарные знания. – 2006. - № 2.

6. Михайлёнок, О.М. Российская армия: социальное неравенство и социальная динамика / О.М. Михайлёнок // Социально-гуманитарные знания. – 2006. - № 4.

7. Мосина, Н.В. Подходы к формирования компетентности будущего специалиста / Н.В. Мосина // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - № 1.

8. Овчаренко, А.Н. Социальное управление в информационном обществе: новые подходы / А.Н. Овчаренко // Социально-гуманитарные знания. – 2006. - № 6.

9. Смольников, В.Г. Бюрократия и бюрократизм / В.Г. Смольников // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - № 3.

 

Практические задания для самостоятельной работы студентов:

1. Чем отличаются неформальные организации от формальных?

2. Приведите примеры формальных и неформальных социальных организаций.

3. Назовите и объясните стили управления организациями.

4. Назовите отличие нации от народности.

5. Приведите примеры наций, народностей.

6. Приведите примеры других общностей (кроме этнических).

7. Назовите самую малую и самую большую социальные группы.

8. Приведите примеры разных социальных групп.

9. Дайте характеристику Вашей студенческой группе, исходя из видов групп.

10. Приведите примеры функций нескольких социальных институтов.

11. Приведите примеры дисфункций нескольких социальных институтов.

12. Чем отличается социальный институт от социальной организации?

13. Выделите социальные группы среди населения Удмуртии.

 

Тема 6. Социология личности

 

Человек как биосоциальная система. Формирование личности. Определение и структура личности. Социальные типы личности. Социальный статус и социальная роль. Социализация, десоциализация и ресоциализация. Ценностные ориентации личности. Общественные и личные интересы. Менталитет россиян.

 

План семинара:

1. Социологические концепции личности.

2. Социальная типология личности.

3. Понятие и виды социальных норм, контроля, санкций.

4. Дискуссионный вопрос: «Возможности адаптации в условиях рыночного и советского обществ».

 

Терминологический минимум:

Аномия, девиантность, делинквентность, индивид, личность, ролевой конфликт, санкции, социализация, социализации: вторичная, первичная; социальный контроль, социальные нормы, социальная роль, социальный статус, человек.

 

           Темы докладов:

1.  Личности советского периода и личности в условиях рыночных отношений. Сравнительный анализ.

2. Причины девиантного поведения.

3. Соотношение генетического и социального начала в процессе становления личности.

 

           Основная литература :

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. Тернер. – М.: Экономика, 2004. – 449 с.

2. Волков, Ю.Ф. Социология / Ю.Ф. Волков, М. Гулиев, В. Нечипуренко, С.И. Самыгин. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 672 с.

3. Левада, Ю.А. Лекции по социологии / Ю.А. Левада. – М. : Вече, 2008. – 368 с.

4. Фролов, С.С. Социология / С.С. Фролов. – М. : Гардарики, 2007. – 344 с.

5. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: Наука, 1995. – 939 с.

 

           Дополнительная литература :

1. Козлова, О.Н. Социология / О.Н. Козлова. – М.: Омега-Л, 2006. – 315 с.

2. Общая социология / Под ред. А.Г. Эфендиева. – М.: Инфра-М, 2008. – 653 с.

3. Тощенко, Ж.Т. Социология / Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 640 с.

 

Периодическая литература:

1. Бегматов, А.С. О динамике взаимосвязи общества и личности / А.С. Бегматов // Социально-гуманитарные знания. – 2008. - № 1.

2. Грошева, И.А. Социальный контроль в практиках профилактики девиации / И.А. Грошева // СОЦИС. – 2008. - № 2.

3. Куракина, Л.М. Социализация и духовность: к проблеме взаимосвязи / Л.М. Куракина // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - № 3.

4. Лелеков, В.А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних / В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева / // СОЦИС. – 2007. - № 1.

5.  Лелеков, В.А. О предупреждении преступности несовершеннолетних / В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева / // СОЦИС. – 2007. - № 12.

6. Мягков, А.Ю. Структура и динамика незавершённых самоубийств / А.Ю. Мягков, Е.Ю. Смирнова // СОЦИС. – 2007. - № 3.

7. Сидоров, А.И. Коррупция: и диагноз, и приговор / А.И. Сидоров // СОЦИС. – 2007. - № 2.

8. Тапилина, В.С. Сколько пьёт Россия? Объём, динамика и дифференциация потребления алкоголя / В.С. Тапилина // СОЦИС. – 2007. - № 2.

9. Ушакова, Е.С. Суицидальные риски / Е.С. Ушакова // СОЦИС. – 2007. - № 2.

10. Халтурина, Д.А. Алкоголь и наркотики как фактор демографического кризиса / Д.А. Халтурина, А.В. Коротаев // СОЦИС. – 2007. № 7.

11. Ханипов, Р.М. Делинквентность: современные подростковые сообщества и насильственные практики / Р.М. Ханипов // СОЦИС. – 2007. № 12.

12. Шипунова, Т.В. Подходы к объяснению преступности: противостояние или взаимодополнение / Т.В. Шипунова // СОЦИС. – 2007. - № 1.

13. Янчуновская, Т.М. Социальная характеристика женской наркопреступности / Т.М. Янчуновская, И.Б. Степанов // СОЦИС. – 2008. - № 2.

 

Практические задания для самостоятельной работы студентов:

1. Определите свой социальный тип.

2. Отличие вторичной социализации от первичной.

3.  Какой вид социализации у Вас сейчас?

4. Приведите примеры социальных норм, социального контроля и социальных санкций.

5. Приведите примеры социальной девиации.

6. Приведите примеры девиантного, делинквентного и криминального поведения.

 

Тема 7. Социология культуры

 

Культура как ценностное нормативное образование. Роль ценностей в системе культуры. Понятие ценностных ориентаций личности. Общая система ценностей – условие социальной интеграции. Субкультура. Культура и нормативная регуляция поведения. Проблемы взаимодействия и развития культуры в обществе           

 

План семинара (Вариант 1)

1. Культура и ее компоненты.

2. Динамика социокультурных изменений.

3. Массовая культура и субкультура.

4. Проблемы российской культуры в условиях рынка.       

 

Семинар-коллоквиум (Вариант 2)

1. Дайте определение культуры.

2. Дайте определение компонентов культуры.

3. Назовите знаково-символический компонент культуры.

4. Что значит динамика и статика в социокультурных процессах?

5. Дайте определение массовой культуры.

6. Что такое субкультура?

7. Что такое контркультура?

8. Дайте определения и сравните народную и элитарную культуры.

9. Перечислите проблемы культуры в современной России.

10. В чём состоит проблема современного русского языка?

11. Назовите и объясните различия культур в тоталитарном и демократическом обществах.

12. Назовите и объясните формы культуры.

        

Терминологический минимум:

Китч, контркультура, культура, культура: духовная, массовая, материальная, народная, обыденная; обычай, ритуал, субкультура, специализированная культура, традиции, физическая культура, художественная, элитарная, язык.

 

Темы докладов:

1. Культура и цивилизация. Сравнительный анализ.

2. Этикет как часть культуры.

3. Характеристика некоторых современных субкультур (контркультур). Сравнительный анализ.

 

Основная литература:

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. Тернер. – М.: Экономика, 2004. – 449 с.

2. Добреньков, В.И. Социология / В.И. Добреньков. – М. : Инфра-М, 2007. – 624 с.

3. Волков, Ю.Ф. Социология / Ю.Ф. Волков, М. Гулиев, В. Нечипуренко, С.И. Самыгин. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 672 с.

4. Клементьев, Д. Социология / Д. Клементьев. – М. : ЭКСМО, 2007. – 480 с.

5. Козлова, О.Н. Социология / О.Н. Козлова. – М.: Омега-Л, 2006. – 315 с.

 

    Дополнительная литература:

1. Кравченко, А.И. Социология / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб. : ПИТЕР, 2010. – 432 с.

2. Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 344 с.

3. Тощенко, Ж.Т. Социология / Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 640 с.

4. Яременко, С.Н. Социология / С.Н. Яременко, С.Я. Подопригора. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 415 с.

 

 

    Периодическая литература:

1. Исхакова, Н.Р. Музыкальные предпочтения молодёжи / Н.Р. Исхакова, Р.Р. Болтачев // СОЦИС. – 2006. - № 6.

2. Мальковская, И.А. Эволюция зрелищ в человеческом измерении / И.А. Мальковская // СОЦИС. – 2008. - № 2.

3. Пастухов, В.Б. Затерянный мир. Русское общество и государство в межкультурном пространстве / В.Б. Пастухов // Общественные науки и современность. – 2006. - № 2.

4. Рассадина, Т.А. Трансформации традиционных ценностей россиян в постперестроечный период / Т.А. Рассадина // СОЦИС. – 2006. - № 9.

5. Росляков, А.Б. Проблемы социологии культуры на конференции в Глазго / А.Б. Росляков // СОЦИС. – 2008. - № 2.

6. Седов, Л.А. Россия: культурно-генетическая специфика / Л.А. Седов // Общественные науки и современность. – 2007. - № 7.

7. Тихонова, Н.Е. Социокультурная модернизация в России (Опыт эмпирического анализа) / Н.Е. Тихонова // Общественные науки и современность. – 2008. - № 2.

8. Флиер, А.Я. Принадлежит ли культура только человеку? / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. – 2006. - № 3.

9. Хагуров, Т.А. Постмодернизм в плане массовой культуры / Т.А. Хагуров // СОЦИС. – 2007. - № 9.

 

Практические задания для самостоятельной работы студентов:

1. Назовите знаково-символический элемент культуры.

2. Приведите примеры статики и динамики в культуре.

3. Назовите виды этикета и их отличия друг от друга.

4. Приведите примеры форм культур.

5. Покажите отличие молодёжной субкультуры от других субкультур.

6. Приведите примеры контркультуры.

7. Покажите влияние рыночных отношений на социокультурные процессы.

 

Тема 8. Социология семьи

 

Социальная сущность брака и его исторические формы. Особенности семьи как социального института. Типы семейных отношений. Связь семьи с другими социальными институтами. Социальные функции семьи. Структура современной семьи. Роль семьи в социализации личности. Положительные тенденции в развитии семьи. Негативные изменения в семейно-брачных отношениях. Проблемы семьи и брака в современной России.                   

 

План семинара:

1. Брак: понятие и исторические формы.

2. Семья: понятие и типы.

3. Функции семьи.

4. Тенденции развития семейно-брачных отношений.

 

Терминологический минимум:

Брак, брак групповой, моногамный, парный, экзогамный, эндогамный; стереотипы воспитания: детоцентризм, прагматизм, профессионализм; семья, семья нуклеарная, расширенная, неотрадиционная, эгалитарная, рекреационная функция, репродуктивная функция семьи.

 

Темы докладов:

1. Добрачное поведение. (В том числе исторический обзор).

2. Распределение ролей и проблема лидерства в современной семье. (В том числе исторический обзор).

3. Неполная семья: понятие, виды, проблемы.

4. Развод: понятие, причины, последствия. (В том числе исторический обзор).

 

Основная литература:

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. Тернер. – М.: Экономика, 2004. – 449 с.

2. Добреньков, В.И. Социология / В.И. Добреньков. – М. : Инфра-М, 2007. – 624 с.

3. Волков, Ю.Ф. Социология / Ю.Ф. Волков, М. Гулиев, В. Нечипуренко, С.И. Самыгин. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 672 с.

4. Клементьев, Д. Социология / Д. Клементьев. – М. : ЭКСМО, 2007. – 480 с.

 

       Дополнительная литература:

1. Кравченко, А.И. Социология / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб. : ПИТЕР, 2010. – 432 с.

2. Козлова, О.Н. Социология / О.Н. Козлова. – М.: Омега-Л, 2006. – 315 с.

3. Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 344 с.

4. Яременко, С.Н. Социология / С.Н. Яременко, С.Я. Подопригора. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 415 с.

 

       Периодическая литература:

1. Ашвин, С. Гендерная солидарность против экономических трудностей? Влияние советского наследия / С. Ашвин // СОЦИС. – 2006. - № 4.

2. Балабанова, Е.С. Экономическая зависимость женщины: сущность, причины и последствия / Е.С. Балабанова // СОЦИС. – 2006. - № 4.

3. Бикметов, Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида / Е.Ю. Бикметов // СОЦИС. – 2007. - № 9.

4. Браун, Дж. Гендерные различия в здоровье / Дж. Браун, Л.В. Панова, Н.Л. Русинова // СОЦИС. – 2007. - № 6.

5. Варламова, С.Н. Брачный договор в России: от прошлого к будущему / С.Н. Варламова, А.В. Носкова, Н.Н. Седова // СОЦИС. – 2008. - № 1.

6.  Варламова, С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян / С.Н. Варламова, А.В. Носкова, Н.Н. Седова // СОЦИС. – 2006. - № 11.

7. Гладарев, Б.С. Женщина, мужчина и мобильный телефон / Б.С. Гладарев // СОЦИС. – 2006. - № 4.

8. Голод, С.И. Социально-демографический анализ состояния и эволюции семьи / С.И. Голод // СОЦИС. – 2008. - № 1.

9. Гурко, Т.А. Алименты: фактор качественного и количественного воспроизводства населения / Т.А. Гурко // СОЦИС. – 2008. - № 9.

10. Дементьева, И.Ф. Социальное самочувствие семьи / И.Ф. Дементьева // СОЦИС. – 2008. - № 9.

11. Зарецкий, А.Д. Экономическая культура брачно-семейных отношений / А.Д. Зарецкий // Социально-гуманитарные знания. – 2006. - № 6.

12. Каримова, З.Х. Жизненные ценности одиноких людей / З.Х. Каримова // СОЦИС. – 2007. - № 6.

13. Лысова, А.В. Физическое насилие над жёнами в российских семьях / А.В. Лысова // СОЦИС. – 2008. - № 9.

14. Ярская-Смирнова, Е.Р. Домашнее насилие над детьми. Стратегия объяснения и противодействия / Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов, Е.П. Антонова // СОЦИС. – 2008. - № 1.

 

Практические задания для самостоятельной работы студентов:

1. Разграничьте понятия: церковный брак, гражданский брак, пробный брак (сожительство).

2. Какой тип семьи и почему Вы бы хотели иметь в своей жизни?

3. Объясните стереотипы семейного воспитания: детоцентризм, профессионализм, прагматизм.

4. Приведите примеры типов семей в Вашем окружении.

5. Приведите примеры стереотипов воспитания и проанализируйте.

6. Почему на первое место среди функций семьи ставится репродуктивная?

7. В чём особая значимость воспитательной функции?

8. Роль рекреационной (охранительной) функции семьи в процессе формирования личности.

9. Проанализируйте, как выполнены функции в Вашей семье.

10. Как изменились функции семьи в последнее время?

11. Назовите тенденции развития семейно-брачных отношений в современном мире и российском обществе.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО СОЦИОЛОГИИ

Теоретическая часть

1. Социология как наука и её связь с другими науками об обществе.

2. Уровни и функции социологии.

3. Этапы и программа социологического исследования.

4. Методы сбора социальной информации.

5. Общество как целостная система: понятие и признаки.

6. Типология обществ.

7. Развитие общества. Социальные изменения.

8. Процессы глобализации. Место России в мировом сообществе.

9. Социальная структура и её элементы. Учение К. Маркса о классах.

10. Социальная стратификация: понятие, критерии измерения, типы стратификационных систем.

11. Теории социальной структуры и социальной стратификации.

12. Социальные группы и общности.

13. Социальные организации.

14. Социальные институты.

15. Понятие личности и её взаимодействие с окружающей средой.

16. Структура и социальные типы личности.

17. Социализация личности.

18. Концепции личности.

19. Отклоняющееся поведение. Причины девиации.

20. Социальная мобильность. Маргиналы.

21. Культура: понятие, элементы, формы.

22. Рынок и культура. Проблемы культуры в современной России.

23. Социология конфликта.

24. Социальные конфликты в современной России.

 

Практическая часть

1. Чем отличается первичная и вторичная социализации?

2. Назовите законы развития общества.

3. Назовите функции вашей семьи.

4. Социальный состав студентов вашего факультета.

5. Приведите примеры социального контроля.

6. Приведите примеры социальных санкций.

7. Приведите примеры социальных норм.

8. Назовите основные религии, существующие в России.

9. Какие черты постиндустриального общества и индустриального есть в России?

10. Насколько рационально Вы используете свое свободное время?

11. Чем отличается молодёжь от других социально-возрастных групп?

12. Какие Ваши личные интересы совпадают с общественными?

13. Сравните достоинства города и деревни.

14. Сравните недостатки города и деревни.

15. Дайте характеристику себе с точки зрения личности. Что Вам в себе нравится, а что нет?

16. Социальный состав студентов ИжГСХА (по факультетам).

17. Сравните социальный состав населения России: 1) 1917 – 1990 гг.;

2) 1990-х гг. ХХ века.

18. Назовите несколько статусов и дайте им характеристику (содержание).

19. Дайте характеристику Вашей студенческой группе.

20. Что дала Вам социология для профессиональной деятельности?

21. Сравните социальный состав населения России:  1) до 1917 г.;

2) 1917-1990 гг.

22. Роль среднего класса в обществе.

23. Поясните, что такое абсолютная и относительная бедность.

24. Что значит абсолютное и относительное богатство?

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

Выступления могут быть двух видов: специально подготовленное и спонтанное, к которому специально не готовятся, но в ходе обсуждения появляется желание дополнить или исправить сказанное кем-то. В обоих случаях требования к устному выступлению одни и те же.

Основные требования к устному выступлению коротко можно выразить следующими словами: 1) иметь что сказать: 2) уметь сказать; 3) успеть сказать. Рассмотрим каждое из этих требований.

I. К выступлению нужно готовиться заранее, подбирая соответствующий материал с использованием разных источников. При этом следует выделить основную мысль. Она не должна затеряться во множестве произносимых фраз. Если вы хотите выступить по большому вопросу, где будет несколько проблем, то лучше всего составить план. Это для того, чтобы вы от волнения не сбились, не перепутали последовательность изложения материала. Если нарушается последовательность, то выступление может быть бездоказательным, без соблюдения логики и, возможно, не совсем понятным для окружающих. В данном случае теряется восприятие всей проблемы в целом. Такое выступление будет состоять из отдельных фрагментов, мало связанных между собой.

Если вы выступаете, основываясь на своих записях, то следует соблюдать следующие правила:

а) Конспект не должен быть написан мелким почерком от края до края страницы. В противном случае вы сами не сможете быстро найти нужный вам материал.

б) В конспекте должны быть выделены «красные» строки, отделяющие одну мысль от другой, четко выделены цифры, даты. Лучше будет, если вы воспользуетесь разными цветами авторучки, подчеркивая и обозначая нужные факты специальными знаками. Это необходимо для того, чтобы вы, опустив взгляд на страницу, сразу нашли нужную вам дату, слово, факт.

в) Слева от текста лучше оставлять поля. Это делается для того, чтобы вы могли делать на них записи, которые будут дополнять и соответствовать тому материалу, который записан на данной странице. Это дополнение вы не потеряете, не перепутаете с другими фактами и будете знать, к какому вопросу оно относится. Сделанный вами план или конспект должен работать на вас, а не против вас.

II. За небольшой промежуток времени вы должны сказать то, что наметили и должны сделать это так, чтобы все вас услышали и поняли. Поэтому выступление должно быть кратким, емким, живым. Вы должны говорить громко, четко, правильно делать ударения, знать смысл произносимых слов. Если встречаются трудные для вас слова, то следует потренироваться заранее, но добиться их правильного произношения.

III. Поскольку на практических занятиях вы будете выступать не один, то следует подумать о том, чтобы дать возможность высказаться всем желающим. А это возможно только в том случае, если вы хорошо подготовитесь к выступлению с соблюдением всех рекомендаций.

Длинные паузы и чтение текста не допустимы. В конспект можно только взглянуть, чтобы найти нужное место, где вы остановились и, не задерживаясь, продолжить выступление. После каждого выступления делается вывод, в котором подводится итог по конкретной проблеме или вопросу.

Студенты вуза должны научиться рассказывать так, чтобы их слушали и понимали. Постоянная работа над собой может дать хорошие результаты. Самый лучший результат – это то, когда высказанная вами мысль дошла до ума и сердца ваших слушателей.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 200.