ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УМКД «Русский язык как иностранный» (общее владение)
для иностранных студентов, обучающихся по программе
бакалаврской подготовки:
Методические указания и учебные материалы к теме «Человек и наука»
Демидова Т.А.
ТПУ – 2010 г.
Предисловие
Тема «Человек и наука» (разработчик: Демидова Т.А.) входит в состав Учебно-методического комплекса дисциплины «Русский язык как иностранный» (общее владение) для иностранных студентов, обучающихся по программе бакалаврской подготовки, созданного коллективом авторов каф. русского языка как иностранного Томского политехнического университета.
Методические рекомендации к теме «Человек и наука»
Тема рассчитана на 12 часов аудиторной и 6 часов внеаудиторной работы. Проводить занятия по этой теме рекомендуется во 2 семестре 2 курса вузовского обучения.
Задания к текстам составлены по принципу «от слова к высказыванию» . Например,
Задание 1. Подберите синоним к словам
Задание 2. Согласитесь с собеседником, используя синонимичные оценочные слова.
Также предлагаются письменные задания (сочинения-рассуждения, письмо другу), ориентированные на проверку полученных знаний и дающие возможность обобщить и проанализировать пройденный материал.
Последовательность изучения материала:
Рекомендуется начать рассмотрение темы «Человек и наука» с текста «Человек и научно-технический прогресс» (Текст 1), отражающего общую проблематику: как наука (научные открытия, изобретения) влияют на жизнь человека (приносят пользу или вред)? В качестве источника дополнительной информации может быть использован текст «Наука и мораль» (Баско Н.С.), на основе содержания которого можно обсуждать проблему нравственности научных открытий. А также при необходимости можно использовать тексты «Вещи, изменившие нашу жизнь» (Кумбашева Ю.А.), «Изобретения человечества в 20 веке» (Юдина А.Д.) и др. (см. список литературы к теме).
Дальше можно перейти к рассмотрению проблемы взаимоотношения человека и «машин», искусственного и естественного интеллекта. Текст «Человек и машины: интеллект искусственный и естественный» (Текст 2), тексты о роботах (могут быть использованы в качестве материала для аудирования). Также в рамках этой темы могут быть затронуты следующие аспекты: машина – помощник или враг? Победит ли искусственный разум? (см. Юдина А.Д.).
Далее следует обратиться к тексту «Наука и клонирование. Принять или нет?» (Текст 3) с целью обсуждения проблемы клонирования и его последствий, легализации клонирования в разных странах, отношения к клонированию в мире. На материале текстов для аудирования «Первый клон живет в Израиле» и «Этическая сторона проблемы клонирования» можно рассуждать о возможности клонирования человека и об отношении церкви к клонированию людей. Дополнительные материалы по теме представлены в списке литературы.
Следует уточнить, что предложенная последовательность рассмотрения темы «Человек и наука» носит рекомендательный характер и может быть изменена по желанию преподавателя.
Для самостоятельной работы студента предлагается текст «Будущее человечества. Портрет человека будущего». Текст содержит увлекательную информацию, на основе которой учащемуся предлагается представить, как изменится внешность человека будущего или внешний вид компьютера (на выбор).
Итоговое занятия по теме «Человек и наука» рекомендуем проводить в виде беседы. Учащимся можно предложить выполнить какое-либо индивидуальное задание (см. раздел «Комплект индивидуальных заданий по дисциплине»), выступить с докладами и презентациями. В качестве письменного задания предлагается написать эссе / сочинение-рассуждение на основе социологического опроса «Самое опасное достижение 21 века».
Текст 1.
Текст 3.
Текст 1.
1. Прочитайте и переведите слова и выражения к тексту:
Развал (чего?) Находиться вне юрисдикции Образец ДНК | Выдумка Генетическая идентичность Анонимность |
2. Прослушайте текст и выберите вариант ответа:
1. Клонированный ребенок живет … | А. в Америке Б. в России В. в Израиле Г. в Мексике |
2. Клон - … | А. женского пола Б. мужского пола В. об этом не говорится |
3. Как относится научный мир к информации о существовании ребенка-клона. | А.все безоговорочно уверены в этом Б. некоторые ученые сомневаются В. никто не верит в эту информацию |
4. Кто является матерью ребенка-клона? | А. неизвестно Б. об этом мало информации В. ее имя очень хорошо известно в мире |
3. Прослушайте текст еще раз. Вставьте пропущенные слова и словосочетания:
Компания, которая заявила о создании первого в мире_____________, сообщила, что ребенок чувствует себя ________и в настоящее время живет в _________. Сообщение Clonaid привело к ________судебного дела по этому поводу, рассматриваемого в Соединенных Штатах. Представители компании заявили суду в штате Флорида, что ребенок, будучи в Израиле, находится вне_________________. При этом в отсутствие каких-либо __________ многие ученые вообще посчитали сообщение Clonaid о клонировании первого ребенка _____________.
Clonaid объявил о рождении ___________в Майами_____________________, но до сих пор не дал независимым ученым возможности установить __________________________________________. Не дают в компании никакой информации и о матери Евы; говорят лишь, что это американка, и ей 31 год. Clonaid утверждает, что родители клонированной девочки не хотят давать согласие на анализы ДНК, желая сохранить_______________. Однако научное сообщество без подобных доказательств не желает _______________утверждения Clonaid всерьез.
4. Ответьте на вопросы:
1. Почему произошел развал судебного дела по поводу рождения первого ребенка-клона?
2. Почему некоторые ученые считают создание ребенка-клона выдумкой?
3. Почему не был сделан анализ на ДНК, позволяющий установить генетическую идентичность ребенка и матери?
4. Что известно о матери клона?
5. Вы верите в информацию о существовании ребенка-клона?
5. По ключевым словам передайте содержание текста. Слова поставьте в правильной форме:
Компания, заявить, создание первого в мире клона, сообщить, ребенок, чувствует, хорошо, жить, в, Израиль. Сообщение Clonaid, развал судебного дела, представители, заявить, суд, ребенок, вне, юрисдикция, многие ученые, считать, выдумка.
Clonaid, объявить, рождение, клон, Майами, но, не, установить, генетическая индентичность, мать, ребенок. Не, информация, мать, американка, 31 год. Родители, не, согласие, анализы ДНК, анонимность. Однако, научное сообщество, доказательства, не желать, воспринимать, всерьез.
Письменное задание: Напишите мини-сочинение на тему «Я верю (не верю) в существование клонированной девочки» (7-10 предложений), пользуясь материалом текста.
Тест 2.
1. Прочитайте и переведите слова и выражения к тексту:
Быть под запретом Священник Генетика Вырабатывать (что?) Этические нормы | Призывать Последствия Даровать Просчитывать |
2. Представьте себе, что вы беседуете со священником Православной церкви. Как вы считаете, как бы он ответил на следующие вопросы:
1. Можно ли проводить клонирование человека?
2. Эксперименты в области генетики полезны обществу?
3. Что необходимо учитывать при проведении любых научных исследований?
4. Если Бог создал мир, жизнь, он управляет ею, тогда зачем нужна наука? Нужны ли научные открытия вообще?
3. Разверните тезис:
1. По мнению церкви, эксперименты в области клонирования человека должны быть под запретом.
2. При проведении научных экспериментов необходимо следовать этическим нормам.
К теме «Человек и машины» в качестве задания для аудирования можно использовать материал задания 7.
Текст для самостоятельной работы
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УМКД «Русский язык как иностранный» (общее владение)
для иностранных студентов, обучающихся по программе
бакалаврской подготовки:
методические указания и учебные материалы к теме «Человек и наука»
Демидова Т.А.
ТПУ – 2010 г.
Предисловие
Тема «Человек и наука» (разработчик: Демидова Т.А.) входит в состав Учебно-методического комплекса дисциплины «Русский язык как иностранный» (общее владение) для иностранных студентов, обучающихся по программе бакалаврской подготовки, созданного коллективом авторов каф. русского языка как иностранного Томского политехнического университета.
Методические рекомендации к теме «Человек и наука»
Тема рассчитана на 12 часов аудиторной и 6 часов внеаудиторной работы. Проводить занятия по этой теме рекомендуется во 2 семестре 2 курса вузовского обучения.
Задания к текстам составлены по принципу «от слова к высказыванию» . Например,
Задание 1. Подберите синоним к словам
Задание 2. Согласитесь с собеседником, используя синонимичные оценочные слова.
Также предлагаются письменные задания (сочинения-рассуждения, письмо другу), ориентированные на проверку полученных знаний и дающие возможность обобщить и проанализировать пройденный материал.
Последовательность изучения материала:
Рекомендуется начать рассмотрение темы «Человек и наука» с текста «Человек и научно-технический прогресс» (Текст 1), отражающего общую проблематику: как наука (научные открытия, изобретения) влияют на жизнь человека (приносят пользу или вред)? В качестве источника дополнительной информации может быть использован текст «Наука и мораль» (Баско Н.С.), на основе содержания которого можно обсуждать проблему нравственности научных открытий. А также при необходимости можно использовать тексты «Вещи, изменившие нашу жизнь» (Кумбашева Ю.А.), «Изобретения человечества в 20 веке» (Юдина А.Д.) и др. (см. список литературы к теме).
Дальше можно перейти к рассмотрению проблемы взаимоотношения человека и «машин», искусственного и естественного интеллекта. Текст «Человек и машины: интеллект искусственный и естественный» (Текст 2), тексты о роботах (могут быть использованы в качестве материала для аудирования). Также в рамках этой темы могут быть затронуты следующие аспекты: машина – помощник или враг? Победит ли искусственный разум? (см. Юдина А.Д.).
Далее следует обратиться к тексту «Наука и клонирование. Принять или нет?» (Текст 3) с целью обсуждения проблемы клонирования и его последствий, легализации клонирования в разных странах, отношения к клонированию в мире. На материале текстов для аудирования «Первый клон живет в Израиле» и «Этическая сторона проблемы клонирования» можно рассуждать о возможности клонирования человека и об отношении церкви к клонированию людей. Дополнительные материалы по теме представлены в списке литературы.
Следует уточнить, что предложенная последовательность рассмотрения темы «Человек и наука» носит рекомендательный характер и может быть изменена по желанию преподавателя.
Для самостоятельной работы студента предлагается текст «Будущее человечества. Портрет человека будущего». Текст содержит увлекательную информацию, на основе которой учащемуся предлагается представить, как изменится внешность человека будущего или внешний вид компьютера (на выбор).
Итоговое занятия по теме «Человек и наука» рекомендуем проводить в виде беседы. Учащимся можно предложить выполнить какое-либо индивидуальное задание (см. раздел «Комплект индивидуальных заданий по дисциплине»), выступить с докладами и презентациями. В качестве письменного задания предлагается написать эссе / сочинение-рассуждение на основе социологического опроса «Самое опасное достижение 21 века».
Текст 1.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 219.