социального учреждения
В любом социальном учреждении первичной ячейкой является должность и поэтому "человеку работающему" должно быть понятно, по каким критериям оценивается его деятельность.
Эти критерии могут служить основой как премирования, так и депремирования за тот или иной календарный период, например, квартал. Соответствующие указания должны быть зафиксированы в таких регламентах, как Должностная инструкция, Трудовой договор, Правила внутреннего трудового распорядка, Коллективный договор и Положение о премировании.
К сожалению, в большинстве отечественных должностных инструкций отсутствует раздел "Критерии оценки работы". Это объясняется целым рядом обстоятельств, включая, прежде всего, сложность разработки оценочных критериев применительно ко всем должностям, имеющимся в штатном расписании социального учреждения.
В табл. 8 приводится "Карта критериев оценки работы специалиста" для премирования, используемая в ГУСЗН "Центр социальной помощи семье и детям" (г. Ставрополь).
Она заполняется заведующим отделения и рассматривается на заседании комиссии по качеству. Обычно спорным моментом в таких картах выступают процентируемые веса применительно к учитываемым предметам. Как показывает опыт, основанием для этих весов является практика данного социального учреждения, в частности, должностная статистика, позволяющая более или менее точно определить искомые проценты.
Если бы этими вопросами занимались специальные научно-исследовательские органы, то они смогли бы на основе изучения и обобщения отечественной практики разработать и рекомендовать критерии оценки работы различных специалистов применительно к разным социальным учреждениям.
Кейс-метод
Существует арсенал различных методологических средств (методов и методик), использование которых так или иначе способствует повышению эффективности работы организаций (предприятий, учреждений).
В этом арсенале имеются бистро-методы и не менее быстрые методики, позволяющие получить оценочную информацию, обладающую высокой степенью достоверности. Применяются объемные методики, например, CAF-модель. Вместе с тем этот методологический арсенал включает и такое своеобразное средство, как кейс-метод.
Кейс — это своеобразное извлечение конкретной проблематики из конкретной практики и представление ее в виде устного описания, текста на каком-либо носителе, в аудиовизуальной форме или с помощью разыгрывания ролей. Поэтому различают устные, письменные, аудиовизуальные и театрализованные кейсы.
Карта
Критериев оценки работы специалиста
(премирование за ____ квартал 201___ года)
Ф.И.О__________________________________
Отделение_______________________________
Должность ______________ Дата заполнения ________/ ______ / 200___ г.
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Критерии
Метод оценки
Вес, %
1. Исполнительская дисциплина(четкое выполнение распоряжений и указаний директора, зам. директора, зав. отделением), соблюдение Правил внутреннего трудового распорядка
Проверка наличия дисциплинарных взысканий и замечаний со стороны администрации и завотделением
0
15
2. Состояние документации и ее ведение в соответствии с требованиями делопроизводства учреждения, соблюдение сроков исполнения отчетной документации
Проверка состояния докумнетации
0
5
10
3- Качество услуг. Результативность Работы. Выполнение нормы обслуживания клиентов
Анализ базы данных, итогов работы (заполнение отчетов, изучение анкет, отзывов клиентов, контроль содержания предоставляемых услуг)
0
15
20
4. Использование инновационных форм и методов социальной работы
Проверка использования специалистом инновационных форм
0
10
Наличие удостоверения, справки о прохождении курсов
Не повышает квалификацию
Участие в семинарах, конференциях, круглых столах, проектной деятельности
Проверка отчетов по программе
Не ведется
Ведется
Изучение представленных статей, информации
Не ведет
Разовые (1 раз в квартал)
Систематически
Соавторство в издании методических материалов, издание информационно-аналитических материалов
Авторские методические разработки
Отчеты
Участие в субботниках
Участие в оформлении стендов, материалов
Участие в ремонтных бригадах, благоустройстве территории
Итого процентов
Окончание таб. 8
Устные кейсы — самое распространенное средство в любом виде деятельности. Если начинающий социальный работник описывает своему опытному коллеге трудности в общении с каким-то клиентом, то получает в ответ рекомендации типа "что нужно учесть" и "как лучше построить общение".
Письменные кейсы используются в процессе обучения работников.
В некоторых социальных учреждениях имеются сборники конкретных ситуаций, с которыми знакомят вновь принятых на работу сотрудников для сокращения "опытов быстротекущей жизни", т. е. для избегания в последующем типичных ошибок.
При обучении работников в той или иной форме также используют кейсы, содержащие существенные проблемы. С помощью учебных кейсов проверяют мышление слушателей, уровень имеющихся и приобретенных аналитических и проектных навыков, способность работать индивидуально и в малой группе и т. д.
Аудивизуалъные кейсы по эффективности по своей сути представляют собой учебно-тренинговые фильмы. Их особенность заключается в том, что показываются явные или скрытые ошибки, просчеты (в том числе с использованием стоп-кадра), которые являются основой для обсуждения, дискуссии, выработки предложений по улучшению или совершенствованию. Театрализованные кейсы предполагают разыгрывание определенных ролей или по заранее подготовленному сценарию, или на основе блиц-задания и последующей импровизации.
"Кейсовое лицедейство" позволяет участникам по окончании действа выразить собственные ощущения, вариативно объяснить действия и т. д.
Таким образом, кейс-метод по эффективности может использоваться для решения разных задач: познавательных, обучающих, доказательных, дискуссионных, иллюстративных, сравнительных, экзаменационных и т. д. Однако вектор всех этих задач один — повышение эффективности различных систем (подсистем) и процессов.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 329.