Карта оценки направлений деятельности социального
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Литература

 

Вопрос 1. Методы оценки качества и эффективности деятельности учреждения социального обслуживания.

 

В настоящее время накоплено множество методик оценки эффективности деятельности социальных учреждений. Общей основой этих методов и методик в сфере социального обслуживания является клиентоориентированность, то есть удовлетворение потребностей клиентов в необходимых им услугах.

Выбор тех или иных методик анализа качества и эффективности деятельности социального учреждения или предоставления конкретных услуг должен основываться на следующих принципах.

Принцип практической полезности, т. е. любое социальное учреждение, независимо от своего профиля, заинтересованное в разработке и использовании критериев, показателей, а также оценке собственной эффективности, может воспользоваться предлагаемыми методами, методиками и соответствующими методическими рекомендациями.

Принцип доступности для пользователя означает, что лю­бой работник, независимо от своего базового образования, полу­чив минимально необходимую подготовку по проблемам оценки эффективности деятельности социальных учреждений, может не только использовать предлагаемые методы и методики, но и создать их варианты с учетом конкретных условий.

Принцип накапливаемой и используемой внутриорганизационной статистики, предполагающий периодические оценки эффективности (например, один раз в год). Это позволяет нака­пливать оценочную информацию, переходящую со временем в динамичную статистику, которая является основой выявления устойчивости/неустойчивости как факторов эффективности, так и неэффективности в деятельности социального учреждения.

В свою очередь статистика эффективности/неэффектив­ности дает возможность разработки и практической реализации стратегии развития социального учреждения, которая под­держивает и/или усиливает факторы эффективности, а также уменьшает и/или снимает (нивелирует) действие факторов неэффективности.

При практическом использовании методических рекомен­даций необходимо иметь в виду такое существенное положе­ние: чем сложнее метод или методика, используемые для по­вышения эффективности деятельности социального учрежде­ния, тем настоятельнее возникает вопрос: "Кто конкретно этим будет заниматься?".

Любительский подход к повышению эффективности любой системы, процесса, технологии, подразделения или социального учреждения в целом недопустим, поскольку он дискредити­рует идею нахождения и приведения в действие внутренних и внешних возможностей. Поэтому этим должен заниматься работник, имеющий необходимую подготовку в данной области и периодически повышающий свою квалификацию. Ощущается потребность в подготовке таких специалистов для социальной сферы, как, например, "социальный инноватор" и "социальный маркетолог".

Представленные методики подразделены на две группы. В данном параграфе можно ознакомиться со способами оценки качества и эффективности деятельности социального учрежде­ния в целом, во втором параграфе внимание обращено на каче­ство и эффективность собственно социальных услуг.

 

SWOT-анализ

Этот оценочно-аналитический метод часто используется при обосновании стратегии деятельности различных органи­заций, предприятий и учреждений в целом и/или их подраз­делений. Он получил свое название от четырех ключевых слов, которые определяют сбор и обработку соответствующей оце­ночной информации — силы ( Strengths), слабости ( Weaknesses), возможности ( Opportunities) и угрозы ( Threats).

В табл. 3 в качестве примера в систематизированном виде представлены результаты SWOT-анализа применительно к одному из Центров социального обслуживания города Москвы (он условно обозначен "N").

Силы и слабости относятся к внутренней среде социального учреждения, а возможности и угрозы — к внешней. Силы по своей сути представляют собой некий набор факторов эффек­тивности, а слабости — факторов неэффективности.

Возможности позволяют оценивать направления развития, а угрозы — готовность социального учреждения к проявлению негативных факторов со стороны внешней среды.

Таблица 3

SWOT- анализ деятельности государственного учреждения Центра социального обслуживания " N" в г. Москве

Силы Угрозы
   
Слабости Возможности
Нехватка площадей центра и невоз­можность открытия новых отделе­ний и расширения спектра досуго-вой работы Удаленность помещения центра от остановок общественного транспорта Несоответствие имеющейся материально-технической базы со­временным требованиям и запросам клиентов Малый приток молодежи с про­фильным образованием для работы в центре Малое количество сотрудников центра, имеющих профильное об­разование Открытие отделения по предостав­лению платных услуг Расширение спектра предоставляе­мых услуг за счет разработок и вне­дрения новых социальных программ Привлечение некоммерческих и коммерческих организаций рай­она к оказанию благотворитель­ной помощи клиентам центра: физкультурно-оздоровительные ме­роприятия (спорт, комплекс), про­дуктовая и вещевая помощь (торго­вые точки), культурные мероприя­тии (кинотеатр, Дворец культуры)

 

Повышение эффективности работы социального учрежде­ния сводятся к тому, чтобы а) сохранить и/или преумножить то, чем она сильна; б) устранить или уменьшить слабости; в) пре­вратить возможности в реальность; г) избежать действия угроз или снизить их негативное влияние.

В основе SWOT-анализа (как и других аналитических ме­тодов) находятся экспертные оценки, получаемые анонимным образом. При этом, различают два варианта SWOT-анализа — открытый и закрытый.

Открытый вариант предполагает, что эксперт, участвующий в оценочной процедуре, анонимно зафиксирует на специальном бланке свое мнение по силам, слабостям, возможностям и угро­зам того социального учреждения, в котором он работает.

Здесь возможны следующие варианты:

первый — с ограниченным количеством записей. Напри­мер, эксперту нужно написать по пять сил, слабостей, возмож­ностей и угроз;

второй — с неограниченным количество записей, когда каждый эксперт фиксирует столько сил, слабостей, возмож­ностей и угроз, сколько считает необходимым.

Очень важным процедурно-оценочным обстоятельством является просьба по отношению к экспертам проранжироватъ силы, слабости, возможности и угрозы. То есть цифрами от 1 до энной зафиксировать, например, какую силу они ставят на первое место, на второе, третье и т. д. Аналогично ранжируют­ся слабости, возможности и угрозы. В данном случае в таблицу вводятся колонки, именуемые "Ранг".

Обработка полученной оценочной информации заключается в поранговом"сложении" записей, что позволяет за счет частоты повторений получить цифровое суммированное мнение экспер­тов по каждой части SWOT-анализа. Например, по 15 экспертам получилось, что среди сил данного социального учреждения первое место занял профессионализм специалистов (12 мнений), на втором — высокий уровень мотивации персонала (9 мнений), на третьем — использование современных социальных техно­логий (7 мнений) и т. д.

Закрытый вариант заключается в том, что экспертам дают готовые типовые перечни по силам, слабостям, возможностям и угрозам. Их просят отметить (ограниченно или неограниченно) то, что соответствует их мнению, а также цифрами проранжировать выбранные факторы.

Далее оценочная информация обрабатывается точно таким же образом, как при открытом варианте.

Практическое применение SWOT-анализа показало сле­дующие его преимущества: доступность, простота в обработке полученной экспертной информации, возможность накопления статистической информации для выработки стратегии развития.

Применение SWOT-анализа позволяет сформулировать несколько правил применительно к полученной с его помощью информации.

Правило "полезности отрицательной информации" озна­чает, что именно она позволяет разрабатывать и реализовать систему мер и действий (стратегию, программу, концепцию, план), направленных на повышение эффективности деятель­ности социального учреждения.

Правило "коварства положительной информации" за­ключается в том, что социальное учреждение, работая сегодня эффективно, завтра может незримо превратиться в слабо функ­ционирующую организацию.

Правило "нереализуемых возможностей" относится к тем социальным учреждениям, которые на данный момент време­ни достигли потолка в своем развитии, и не могут реализовать концепцию "дальше — выше — сильнее".

Правило "реализуемыхвозможностей" свидетельствует об умении менеджмента социального учреждения использовать возможности для совершенствования его деятельности.

Правило "противостояния возникающим угрозам" сводится к простой формуле — "Главная угроза деятельности организации (предприятия, учреждения) заключается в игнорировании всяких угроз ".

Результаты SWOT-анализа, а также других аналитиче­ских методов, используют для разработки стратегии развития социального учреждения на определенный период времени (например, до 2015 г.). Структура документа, в котором находит отражение стратегия, обычно включает следующие разделы:

1. Миссия социального учреждения;

2. Цели стратегии;

3. Составные задачи;

4. Основные направления развития;

5. Необходимые виды и объемы ресурсов;

6. Механизм реализации стратегии;

7. Предполагаемые результаты.

Типовая ошибка при разработке стратегии развития — не­реалистичность целей и задач, т. е. переоценка возможностей социального учреждения. Поэтому самое трудное при разработ­ке стратегии развития заключается в соблюдении предельного практицизма и реализма. Стратегическая романтика в данном отношении неуместна.

 

Карта

Карта

оценки деятельности структурного подразделения социального учреждения

 

Показатель Оценки: 1 — минимальная оценка (плохо), 10 — максимальная оценка(отлично)
Полнота и своевременность предоставления услуг 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Обеспечение доступности услуг, в том числе режи­ма работы, удобного для клиентов 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Наличие полной и объективной информации об услугах, порядке и условиях их предоставления 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Результативность и эффективность предоставле­ния услуг (материальная и нематериальная) 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Осуществление контроля качества услуг 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Оценка соответствия качества предоставляемых услуг стандарту качества 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Удовлетворенность качеством предоставления услуг по оценке клиентов 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Наличие и состояние документации, в соответ­ствии с которой функционирует отделение 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Состояние материально-технической базы 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

 

по каждому показателю мы имеем 15 оце­нок, которые соответственно складываются и делятся на 15. Затем берется чистая карта, в которой по каждому показателю простав­ляются полученные среднеарифметические оценки. Это будет "итоговая карта", отражающая оценки работников отделения.

В варианте, когда необходимо получить оценки от клиентов, обслуживаемых данным отделением, им объясняют порядок ра­боты с картой и затем "в неспешном режиме" просят проставить свои оценки. Далее по каждому показателю подсчитываются среднеарифметические оценки и проставляются в "итоговой карте", отражающей оценки клиентов.

Далее эти оценки сравниваются между собой и выявляются "величины разрывов", которые служат основой выработки и реализации мер по повышению эффективности деятельности данного отделения по одному или нескольким показателям.

Может применяться и "сводная карта", в которой по каж­дому показателю отмечаются среднеарифметические оценки, отражающие мнения как работников отделения, так и обслу­живаемых клиентов.

Если рекомендуемая карта оценки используется периоди­чески, то по мере накопления оценочной информации и, следо­вательно, статистики, оценки можно "уложить" в оценочные ди­апазоны, которые будут показывать, на каком уровне находится тот или иной показатель на данный момент времени. Например, оценочный диапазон может включать такие градации, как очень низкая оценка, низкая оценка, средняя оценка, высокая и очень высокая. Данные уровни определяются самим учреждением.

При оценке деятельности структурного подразделения со­циального учреждения необходимо иметь в виду связь между процессом и его результатом. В данном отношении следует вы­делить следующие зависимости:

перваячем хуже проработан и отлажен по своей технологии любой процесс, тем проблематичнее обеспечить достижение необходимого результата в его количественном и качественном выражениях.

Поэтому не случайно в управлении качеством продукции/ услуг значительное внимание уделяется процессному подхо­ду, его отлаженное™ и закреплению в документальной форме;

втораястремление к "результату любой ценой" рано или поздно приведет к пониманию необходимости совершен­ствования процесса и, следовательно, прерогативы формулы "эффективный процесс обеспечивает требуемые результаты".

Таким образом, можно сделать вывод о том, что причины неэффективных результатов следует искать в неэффектив­но построенных процессах. И наоборот, эффективные резуль­таты обеспечиваются эффективными процессами.

Факторный метод

Данный метод имеет и другие названия — ключевые факторы, или индикаторы эффективности (КФЭ, или в английской аббревиатуре KPI), факторы для повышения эффективности (ФПЭ).

Каждое социальное учреждение, независимо от своей спе­циализации, обладает неким набором факторов, фактическое со­стояние которых на данный момент времени, так или иначе, вли­яет на эффективность его функционирования. К ним относятся качество предоставляемых услуг, цена (для платных услуг), ком­петентность персонала в целом или по категориям, надежность, стиль работы персонала, безопасность, репутация учреждения.

Главное условие применения факторного метода — так на­зываемая оценка, когда одни и те же факторы оценивают как потребители услуг, так и работники социального учреждения. Усреднение и сравнение этих оценок позволяет получить оцен­ки с двух сторон.

Отсюда следует важный вывод — клиентоориентированные инновации могут положительно восприниматься персо­налом социального учреждения, но не очень положительно — клиентами, пациентами. И наоборот, такие инновации мо­гут весьма положительно восприниматься клиентами, паци­ентами, но отрицательно персоналом.

Суть метода сводится к следующему:

1) устанавливаются важнейшие факторы, относящиеся к конкретному социальному учреждению;

2) определяются эксперты, в состав которых входят работ­ники социального учреждения и его клиенты (все или по репре­зентативной выборке);

3) фиксируются мнения экспертов, которые в систематизи­рованном виде представляются в форме таблицы.

Данный метод способствует выявлению по каждому факто­ру не только величины разрыва в оценках как со стороны персо­нала социального учреждения, так и клиентов, но и выяснению причины этих разрывов. Это в свою очередь позволяет опреде­лить и реализовать меры, направленные на доведение того или иного фактора до такого уровня, который будет восприниматься и оцениваться примерно одинаково как клиентами, так и персоналом социального учреждения.

Анкетный опрос.

Опрос с помощью анкет был и остается традиционным мето­дом получения оценочной информации об эффективности работы социальных учреждений в целом, их подразделений, качестве предоставляемых услуг, стиле работы персонала и т. д.

Анкетный опрос позволяет получить оценки как в описа­тельном виде (с помощью слов и выражений, их градаций по уровням), так и количественном (с использованием той или иной оценочной шкалы).

В 2010 г. в Москве был проведен письменный опрос жителей Москвы трех округов — Центрального, Юго-Западного и Северо-Восточного. Объем выборки составил 2698 респондентов. Опрос проводился методом анкетирования по месту жительства или по месту социального обслуживания респондента по структу­рированной анкете

 

По округам г. Москвы респонденты распределились сле­дующим образом (табл. 6).

                                                                                                                                                                                                                  

Кейс-метод

Существует арсенал различных методологических средств (методов и методик), использование которых так или иначе способствует повышению эффективности работы организаций (предприятий, учреждений).

В этом арсенале имеются бистро-методы и не менее быстрые методики, позволяющие получить оценочную информацию, обладающую высокой степенью достоверности. Применяются объемные методики, например, CAF-модель. Вместе с тем этот методологический арсенал включает и такое своеобразное сред­ство, как кейс-метод.

Кейс это своеобразное извлечение конкретной пробле­матики из конкретной практики и представление ее в виде устного описания, текста на каком-либо носителе, в аудио­визуальной форме или с помощью разыгрывания ролей. Поэто­му различают устные, письменные, аудиовизуальные и театра­лизованные кейсы.

Карта

Критерии

 

Метод оценки

Что учитывается

Вес, %

1. Исполнительская дисциплина(четкое выполнение распоря­жений и указаний директора, зам. ди­ректора, зав. отде­лением), соблюдение Правил внутреннего трудового распорядка

Проверка наличия дисциплинарных взы­сканий и замечаний со стороны администра­ции и завотделением

 

Наличие

0

Отсутствие

15

2. Состояние докумен­тации и ее ведение в соответствии с требо­ваниями делопроиз­водства учреждения, соблюдение сроков исполнения отчетной документации

 

Проверка состояния докумнетации

Ведение докумен­тации в неполном объеме  

0

Ведение докумен­тации в соответ­ствии с номенкла­турой, но имеются замечания

5

Ведение докумен­тации в соответ­ствии с требова­ниями

10

3- Качество услуг. Результативность Работы. Выполнение нормы обслуживания клиентов

 

Анализ базы данных, итогов работы (запол­нение отчетов, изу­чение анкет, отзывов клиентов, контроль содержания предоставляемых услуг)

 

Низкий уровень

0

Средний уровень

15

 

 

Высокий уровень

20

4. Использование инновационных форм и методов социальной работы

 Проверка использования специалистом инновационных форм

Не использует

0

Использует

10

5. Участие в меропри­ятиях по повышению квалификации

Наличие удостовере­ния, справки о про­хождении курсов

Не повышает ква­лификацию

0      

 

 

Участие в семи­нарах, конферен­циях, круглых столах, проектной деятельности

5    

 

 

    6. Разработка автор­ской комплексной программы

Проверка отчетов по программе

Не ведется

0      

 

 

Ведется

20   7. Ведение просвети­тельской работы — выступления перед населением, в СМИ

Изучение пред­ставленных статей, информации

Не ведет

0      

 

 

Разовые (1 раз в квартал)

10      

 

 

Систематически

15      

 

 

Соавторство в издании мето­дических мате­риалов, издание информационно-аналитических материалов

10      

 

 

Авторские методи­ческие разработки

15   8. Выполнение допол­нительных обязан­ностей

Отчеты

Участие в суббот­никах

5      

 

 

Участие в оформ­лении стендов, материалов

5      

 

 

Участие в ремонт­ных бригадах, благоустройстве территории

10  

Итого процентов

                   

Окончание таб. 8

Устные кейсы — самое распространенное средство в лю­бом виде деятельности. Если начинающий социальный работ­ник описывает своему опытному коллеге трудности в общении с каким-то клиентом, то получает в ответ рекомендации типа "что нужно учесть" и "как лучше построить общение".

Письменные кейсы используются в процессе обучения работников.

В некоторых социальных учреждениях имеются сборники конкретных ситуаций, с которыми знакомят вновь принятых на работу сотрудников для сокращения "опытов быстротекущей жизни", т. е. для избегания в последующем типичных ошибок.

При обучении работников в той или иной форме также ис­пользуют кейсы, содержащие существенные проблемы. С помо­щью учебных кейсов проверяют мышление слушателей, уровень имеющихся и приобретенных аналитических и проектных навы­ков, способность работать индивидуально и в малой группе и т. д.

Аудивизуалъные кейсы по эффективности по своей сути представляют собой учебно-тренинговые фильмы. Их особен­ность заключается в том, что показываются явные или скрытые ошибки, просчеты (в том числе с использованием стоп-кадра), которые являются основой для обсуждения, дискуссии, вы­работки предложений по улучшению или совершенствованию. Театрализованные кейсы предполагают разыгрывание определенных ролей или по заранее подготовленному сценарию, или на основе блиц-задания и последующей импровизации.

"Кейсовое лицедейство" позволяет участникам по окончании действа выразить собственные ощущения, вариативно объяс­нить действия и т. д.

Таким образом, кейс-метод по эффективности может ис­пользоваться для решения разных задач: познавательных, обучающих, доказательных, дискуссионных, иллюстративных, сравнительных, экзаменационных и т. д. Однако вектор всех этих задач один — повышение эффективности различных систем (подсистем) и процессов.

Вопросы для закрепления материала

1. На каких принципах основан выбор тех или иных методик оценки качества и эффективности социального обслуживания?

2. Какова вкратце сущность методики "SWOT-анализа"?

3. В чем значимость составления карты оценки направлений деятельности социального учреждения?

4. Какую квалиметрическую роль может сыграть карта оценки деятельности структурного подразделения учреждения?

5. Для чего необходим социальный аудит в учреждении?

6. В чем сущность социального бенчмаркинга?

7. Когда и насколько применим кейс-метод в оценке качества социального обслуживания?

8. Что такое факторный метод в оценке деятельности со­циального учреждения?

9. Каков исследовательский потенциал анкетного опроса

 в  социально-квалиметрической деятельности ?

10. Какие критерии оценки работы специалиста можно ис­пользовать в учреждении социального обслуживания?

11. Как может использоваться статистический подход в оценке качества деятельности учреждения социального обслу­живания?

 

Литература

 

Вопрос 1. Методы оценки качества и эффективности деятельности учреждения социального обслуживания.

 

В настоящее время накоплено множество методик оценки эффективности деятельности социальных учреждений. Общей основой этих методов и методик в сфере социального обслуживания является клиентоориентированность, то есть удовлетворение потребностей клиентов в необходимых им услугах.

Выбор тех или иных методик анализа качества и эффективности деятельности социального учреждения или предоставления конкретных услуг должен основываться на следующих принципах.

Принцип практической полезности, т. е. любое социальное учреждение, независимо от своего профиля, заинтересованное в разработке и использовании критериев, показателей, а также оценке собственной эффективности, может воспользоваться предлагаемыми методами, методиками и соответствующими методическими рекомендациями.

Принцип доступности для пользователя означает, что лю­бой работник, независимо от своего базового образования, полу­чив минимально необходимую подготовку по проблемам оценки эффективности деятельности социальных учреждений, может не только использовать предлагаемые методы и методики, но и создать их варианты с учетом конкретных условий.

Принцип накапливаемой и используемой внутриорганизационной статистики, предполагающий периодические оценки эффективности (например, один раз в год). Это позволяет нака­пливать оценочную информацию, переходящую со временем в динамичную статистику, которая является основой выявления устойчивости/неустойчивости как факторов эффективности, так и неэффективности в деятельности социального учреждения.

В свою очередь статистика эффективности/неэффектив­ности дает возможность разработки и практической реализации стратегии развития социального учреждения, которая под­держивает и/или усиливает факторы эффективности, а также уменьшает и/или снимает (нивелирует) действие факторов неэффективности.

При практическом использовании методических рекомен­даций необходимо иметь в виду такое существенное положе­ние: чем сложнее метод или методика, используемые для по­вышения эффективности деятельности социального учрежде­ния, тем настоятельнее возникает вопрос: "Кто конкретно этим будет заниматься?".

Любительский подход к повышению эффективности любой системы, процесса, технологии, подразделения или социального учреждения в целом недопустим, поскольку он дискредити­рует идею нахождения и приведения в действие внутренних и внешних возможностей. Поэтому этим должен заниматься работник, имеющий необходимую подготовку в данной области и периодически повышающий свою квалификацию. Ощущается потребность в подготовке таких специалистов для социальной сферы, как, например, "социальный инноватор" и "социальный маркетолог".

Представленные методики подразделены на две группы. В данном параграфе можно ознакомиться со способами оценки качества и эффективности деятельности социального учрежде­ния в целом, во втором параграфе внимание обращено на каче­ство и эффективность собственно социальных услуг.

 

SWOT-анализ

Этот оценочно-аналитический метод часто используется при обосновании стратегии деятельности различных органи­заций, предприятий и учреждений в целом и/или их подраз­делений. Он получил свое название от четырех ключевых слов, которые определяют сбор и обработку соответствующей оце­ночной информации — силы ( Strengths), слабости ( Weaknesses), возможности ( Opportunities) и угрозы ( Threats).

В табл. 3 в качестве примера в систематизированном виде представлены результаты SWOT-анализа применительно к одному из Центров социального обслуживания города Москвы (он условно обозначен "N").

Силы и слабости относятся к внутренней среде социального учреждения, а возможности и угрозы — к внешней. Силы по своей сути представляют собой некий набор факторов эффек­тивности, а слабости — факторов неэффективности.

Возможности позволяют оценивать направления развития, а угрозы — готовность социального учреждения к проявлению негативных факторов со стороны внешней среды.

Таблица 3

SWOT- анализ деятельности государственного учреждения Центра социального обслуживания " N" в г. Москве

Силы Угрозы
   
Слабости Возможности
Нехватка площадей центра и невоз­можность открытия новых отделе­ний и расширения спектра досуго-вой работы Удаленность помещения центра от остановок общественного транспорта Несоответствие имеющейся материально-технической базы со­временным требованиям и запросам клиентов Малый приток молодежи с про­фильным образованием для работы в центре Малое количество сотрудников центра, имеющих профильное об­разование Открытие отделения по предостав­лению платных услуг Расширение спектра предоставляе­мых услуг за счет разработок и вне­дрения новых социальных программ Привлечение некоммерческих и коммерческих организаций рай­она к оказанию благотворитель­ной помощи клиентам центра: физкультурно-оздоровительные ме­роприятия (спорт, комплекс), про­дуктовая и вещевая помощь (торго­вые точки), культурные мероприя­тии (кинотеатр, Дворец культуры)

 

Повышение эффективности работы социального учрежде­ния сводятся к тому, чтобы а) сохранить и/или преумножить то, чем она сильна; б) устранить или уменьшить слабости; в) пре­вратить возможности в реальность; г) избежать действия угроз или снизить их негативное влияние.

В основе SWOT-анализа (как и других аналитических ме­тодов) находятся экспертные оценки, получаемые анонимным образом. При этом, различают два варианта SWOT-анализа — открытый и закрытый.

Открытый вариант предполагает, что эксперт, участвующий в оценочной процедуре, анонимно зафиксирует на специальном бланке свое мнение по силам, слабостям, возможностям и угро­зам того социального учреждения, в котором он работает.

Здесь возможны следующие варианты:

первый — с ограниченным количеством записей. Напри­мер, эксперту нужно написать по пять сил, слабостей, возмож­ностей и угроз;

второй — с неограниченным количество записей, когда каждый эксперт фиксирует столько сил, слабостей, возмож­ностей и угроз, сколько считает необходимым.

Очень важным процедурно-оценочным обстоятельством является просьба по отношению к экспертам проранжироватъ силы, слабости, возможности и угрозы. То есть цифрами от 1 до энной зафиксировать, например, какую силу они ставят на первое место, на второе, третье и т. д. Аналогично ранжируют­ся слабости, возможности и угрозы. В данном случае в таблицу вводятся колонки, именуемые "Ранг".

Обработка полученной оценочной информации заключается в поранговом"сложении" записей, что позволяет за счет частоты повторений получить цифровое суммированное мнение экспер­тов по каждой части SWOT-анализа. Например, по 15 экспертам получилось, что среди сил данного социального учреждения первое место занял профессионализм специалистов (12 мнений), на втором — высокий уровень мотивации персонала (9 мнений), на третьем — использование современных социальных техно­логий (7 мнений) и т. д.

Закрытый вариант заключается в том, что экспертам дают готовые типовые перечни по силам, слабостям, возможностям и угрозам. Их просят отметить (ограниченно или неограниченно) то, что соответствует их мнению, а также цифрами проранжировать выбранные факторы.

Далее оценочная информация обрабатывается точно таким же образом, как при открытом варианте.

Практическое применение SWOT-анализа показало сле­дующие его преимущества: доступность, простота в обработке полученной экспертной информации, возможность накопления статистической информации для выработки стратегии развития.

Применение SWOT-анализа позволяет сформулировать несколько правил применительно к полученной с его помощью информации.

Правило "полезности отрицательной информации" озна­чает, что именно она позволяет разрабатывать и реализовать систему мер и действий (стратегию, программу, концепцию, план), направленных на повышение эффективности деятель­ности социального учреждения.

Правило "коварства положительной информации" за­ключается в том, что социальное учреждение, работая сегодня эффективно, завтра может незримо превратиться в слабо функ­ционирующую организацию.

Правило "нереализуемых возможностей" относится к тем социальным учреждениям, которые на данный момент време­ни достигли потолка в своем развитии, и не могут реализовать концепцию "дальше — выше — сильнее".

Правило "реализуемыхвозможностей" свидетельствует об умении менеджмента социального учреждения использовать возможности для совершенствования его деятельности.

Правило "противостояния возникающим угрозам" сводится к простой формуле — "Главная угроза деятельности организации (предприятия, учреждения) заключается в игнорировании всяких угроз ".

Результаты SWOT-анализа, а также других аналитиче­ских методов, используют для разработки стратегии развития социального учреждения на определенный период времени (например, до 2015 г.). Структура документа, в котором находит отражение стратегия, обычно включает следующие разделы:

1. Миссия социального учреждения;

2. Цели стратегии;

3. Составные задачи;

4. Основные направления развития;

5. Необходимые виды и объемы ресурсов;

6. Механизм реализации стратегии;

7. Предполагаемые результаты.

Типовая ошибка при разработке стратегии развития — не­реалистичность целей и задач, т. е. переоценка возможностей социального учреждения. Поэтому самое трудное при разработ­ке стратегии развития заключается в соблюдении предельного практицизма и реализма. Стратегическая романтика в данном отношении неуместна.

 

Карта оценки направлений деятельности социального

учреждения для повышения его эффективности

Одним из методов оценки деятельности учреждения соци­ального обслуживания является оценка на основе специальной оценочной карты (табл. 4).

Данная карта имеет следующие существенные характе­ристики:

1) значительная емкость направлений деятельности и их составляющих, что позволяет получать оценочную информацию их состояний "здесь и сейчас" от своих работников;

2) вариативность использования, которая способствует выбору соответствующего направления, составляющей или их энного количества, по критерию практической значимости для последующей оценки;

Таблица 4

Карта

Дата: 2019-12-10, просмотров: 954.