Выборы приемлемых и неприемлемых ситуаций семейной жизни.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В картине представлений о семье у студентов самым неприемлемым является насилие по отношению к ребенку — этот факт выбрали как самый неприемлемый 19 человек. Факт о попытке самоубийства как самый неприемлемый выбрали 11 студентов, факт о применении насилия по отношению к партнеру по браку в качестве самого неприемлемого отметили 9 студенток. Мы видим, что в представлениях о семье студентов наиболее приемлемым фактом является работа на низкооплачиваемой и не престижной должности — данный пункт выбрали 22 человека. Это напрямую связано с тем, что многие студенты подрабатывают в процессе учебы в должностях санитаров в больницах, сторожей и т.д. Вполне приемлемо для 8 студентов ждать ребенка от одного человека, а выйти замуж (жениться) за другого. Также вполне нормальным для 5 студентов является ревновать своего ребенка к партнеру. Качественный анализ результатов исследования показал, что для студентов с низким уровнем нормативного сопротивления семья является одной из главных ценностей. В их представлении в семейной жизни очень важно хранить друг другу верность и не выдавать секретов друг друга. Высокую ценность для них имеют нормы, традиции и семейные правила. 5 из 7 студентов с низким нормативным сопротивлением считают: если чувства друг к другу остынут, их можно вновь вернуть.

При исследовании супружеских стереотипов путем опроса студентов с предложением им выбрать пять наиболее приемлемых были выделены наиболее часто выбираемые и наименее часто выбираемые стереотипы.

5.Самые предпочтительные и самые непопулярные супружеские стереотипы у студентов.

 

Как видно из представленных данных, по мнению студентов выборки отношения между супругами должны быть в первую очередь дружескими. Это отражает особенность юношеского возраста, в котором дружба является наивысшей ценностью. Партнеры должны знать о желаниях друг друга и стремиться делать все, чтобы эти желания осуществить. Несмотря на высокое желание лучшего именно это может явиться причиной фрустрации у одного из партнеров и развития в будущем семейных нарушений. Согласно позиции многих молодых людей, не стоит распространяться о проблемах в отношениях за пределами семьи. С этим связан факт достаточно малых обращений за помощью к специалисту (семейному психологу, психотерапевту) в российском обществе по поводу различных семейных нарушений. Отмечены патриархальные установки, характерные в основном для юношей.

Опираясь на результаты качественного анализа, можно предполагать, что отношение к семье в целом у большинства студентов позитивное — семья является источником поддержки и энергии. В представлениях студентов вся семья собирается вместе в обед и по праздникам, а когда все в отпуске или на каникулах, организуется совместный выезд на отдых. Об этом говорит большое количество рисунков, где семья изображена в ситуации совместного отдыха или за обеденным столом. Часто в качестве членов семьи присутствуют домашние животные. На большинстве рисунков родители исследуемых находятся вместе, держат друг друга за руки. Это может говорить о хорошем дружеском общении между ними (поддерживают друг друга, помогают) и об относительно равной позиции. Чаще всего женщины изображаются студентами более яркими цветами, зато мужчины — крупнее. То есть представления студентов вполне соответствуют традиционным: муж должен обеспечивать семью и быть опорой, а жена ответственна за эмоциональный фон в семье.

На некоторых рисунках один или оба родителя отсутствуют. Характерной особенностью представлений о семье этих студентов является отсутствие установки на дружеские отношения между партнерами, характерной для студентов из полных семей с присутствием обоих родителей.

В результате качественного анализа были выявлены определенные особенности представлений о семье у студентов, у которых отмечены баллы выше среднего по отдельным показателям перфекционизма.

Для студентов с общим уровнем перфекционизма выше среднего издевательство над ребенком является более неприемлемым (по сравнению с применением насилия по отношению к супругу или же попыткой самоубийства), чем для студентов с уровнем перфекционизма ниже среднего.

Главные ценности в отношениях для студентов с высокими показателями по шкале «Восприятие людей как делегирующих высокие ожидания» — доверие и понимание. Это может являться отражением высокой значимости окружающих людей. Вместе с этим наблюдается выраженная склонность считать, что нужно быть довольным тем, что у тебя есть. Их представления о семье характеризуются патриархальными установками.

Для студентов с высоким показателем по шкале «Завышенные притязания и требования к себе» характерной особенностью является установка на строгое выполнение обязанностей по дому. По сравнению с остальными группами, они в значительно большей степени склонны не принимать измен при лояльном отношении к проявлениям ревности. Причиной этого может служить высокий уровень притязаний. Это характерно также и для студентов с высоким показателем по шкале «Поляризированное мышление». Студенты с высокими показателями по шкале «Поляризированное мышление» склонны считать, что любимый человек должен угадывать все их мысли и желания, не спрашивая. Такое иррациональное убеждение может явиться причиной семейных нарушений.

В представлениях о семье большинства студентов с уровнем перфекционизма выше среднего по шкале «Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных»» супруги должны проводить много времени вместе, должны во всем понимать и поддерживать друг друга. И вместе с этим супружеские отношения в их понимании ограничивают личную свободу. Согласно представлениям данной подгруппы, вся работа по дому должна делиться поровну. В отличие от студентов с диагностированной склонностью воспринимать людей как делегирующих высокие ожидания, представления о семье этой группы студентов характеризуются эгалитарностью установок. Эта же особенность характерна и для студентов с высокими баллами по шкале «Селектирование информации о собственных неудачах и ошибках».

6. Причины конфликтов в семье по мнению студентов.

Семейные конфликты присутствовали в жизни большинства испытуемых в виде конфликтов между родителей. Отметили, что они никогда не видели ссор своих родителей 18% опрошенных студентов и 20% «взрослых». Изредка были свидетелями подобных ссор соответственно 59 - 66%, часто 23 - 14% опрошенных.

Причины семейных конфликтов как студенты (83%), так и люди, имеющие опыт семейной жизни (43%), видят преимущественно в отклоняющемся поведении (алкоголизм, неверность, ревность...) мужа или жены (83%). Затем по значимости студенты выделяют вмешательство родственников (44%), а «взрослая» группа материальные проблемы (29%). Единодушно обе группы на третье место среди причин семейных конфликтов ставят ограничение свободы (34% - в студенческой группе, 23% - в студенческой). Надо отметить, что испытуемые могли выбрать несколько ответов из уже имеющихся, а также привести свои варианты ответов.

Говоря о распаде семьи, большинство и студентов (53%), и «взрослых» (49%), считают, что это происходит преимущественно в первый год существования молодой семьи. Отмечают преимущественно время после пяти лет совместной жизни 34% испытуемых первой группы и 29% второй группы. Видят возможность распада семьи после двадцати лет семейной жизни только 3% студентов и 23% людей, имеющих опыт семейной жизни, кроме того достаточно многие из них (17%) считают, что нет наиболее опасных периодов жизни семьи - развод может произойти в любое время.

Для того, чтобы избежать семейных конфликтов и предотвратить распад семьи, по мнению студентов надо «говорить о проблеме сразу» (38%); уметь уступать (33%), уметь найти компромисс (24%), доверять (20%). Для группы «взрослых» важнее всего доверять (60%), проявлять взаимопонимание (57%), уметь найти компромисс (51%). Для обеих групп значимым является уважение интересов другого (17% для обеих групп). Кроме того, если для студентов важно уметь уступать и уметь слушать, то во «взрослой» группе эти факторы не отмечены вообще.

7. Мотивация вступления в брак молодежи на примере студентов-психологов: гендерный аспект.

При помощи анкеты «Мотивы вступления в брак» Голода С. И. и модифицированной методики «Незаконченные предложения» Сакса – Леви определена мотивация вступления в брак, основные жизненные приоритеты относительно брачно-семейных отношений, страхи и опасения, связанные с перспективой вступления в брак у студентов-психологов КФУ. Ведущими мотивами вступления в брак (по данным Голода С. И.) являются любовь, общие взгляды и интересы, ощущение одиночества, сострадание, ожидание ребенка, случайность, материальная обеспеченность и наличие у будущего супруга (ги) жилплощади. Основными мотивами вступления в брак студентками названы: любовь (85 %), сексуальная совместимость (75 %), материальная обеспеченность будущего супруга (60 %), наличие отдельной жилплощади (65 %), рождение ребенка (50 %), беременность (40 %), духовное единство (35 %), стабильный доход (10 %) и бегство от родителей (5 %). Студенты-психологи заключают брак по причине присутствия в отношениях любви и сексуальной совместимости (80 %), наличия отдельной жилплощади (75 %), беременности девушки (60 %), хорошей работы и стабильного дохода (50 %). Мотивы «рождение ребенка» и «бегство от родителей» оказались характерны лишь для девушек-психологов. Мотивационный компонент Голода С. И. был дополнен следующими мотивами: бегство от родителей, стабильный доход, духовное единство и сексуальная совместимость.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 241.