Функции семьи.
Основными функциями семьи, по мнению И. В. Гребенникова, являются:
- репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);
- экономическая (общественное производство средств к жизни,
восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета,
организация потребительской деятельности);
- воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на
каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);
- коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха). [1, 2]
Структура семьи.
Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:
- «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;
-«пополненная семья» — увеличенный по своему составу союз:
супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений,
например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе
или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру
семьи;
-«смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная
семья включает неродных родителей и неродных детей, так
как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу
семьи;
-«семья родителя - одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода
или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен.
Жизненный цикл семьи.
Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, т.е. разводом. Многие семьи, их называют стабильными или крепкими, имеют только один момент (заключения брака) и не имеют другого, а именно развода. Неразведенные супруги проходят все стадии жизненного цикла.
Жизненный цикл семьи состоит в следующем. Заключение брака служит первой, или начальной, стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадий роста семьи.
Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей.
На третьей стадии процесс отселении взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие друг за другом по годам рождения дети по очереди покидают семью. Ее называют «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети, и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки. Постаревшие родители, которым уже за 50, становятся бабушками и дедушками. Внуки занимают опустевшее после отъезда взрослых детей место. Отчий дом вновь наполняется детским гомоном и заботами о подрастающем поколении. Но теперь это отношения между внуками и прародителями.
В разных семьях и в разных странах третья стадия продолжается неодинаковое время. Она заканчивается, как только внуки покидают дом своих бабушек и дедушек. Они взрослеют, а дом прародителей вновь пустеет. Начинается четвертая стадия – одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов. Семья, из которой ушли все дети, называется «пустым гнездом».
Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую – брачная пара остается наедине с собой. Разница лишь в возрасте. Вначале это молодая пара, теперь она состарилась, отчий дом покинула молодежь. [1]
Проблема лидерства в семье.
В отечественной литературе долгое время употреблялся термин «глава семьи». Эта институциональная характеристика обозначала лицо, которому подчинялись другие члены семьи. Обычно муж или старший член семьи. В индустриальном обществе власть мужа держится в основном на общем социальном статусе, успехах в профессиональной деятельности и заработке. В современном обществе супруги, отвечая на социологическую анкету, затрудняются ответить, кто из них глава.
В принятии решений в семье во всех странах главную роль играет материальный фактор: тот супруг, который больше зарабатывает, имеет и больше власти в семье. Также на статус в семье влияет образование и профессиональный статус. У жен обычно более низкий доход, после появления детей они становятся зависимыми от мужа.
Супружеская власть – весьма сложное явление. Сила любви одного партнера к другому, как и степень потребности одного в другом могут сыграть решающую роль. Ученые выяснили: тот из супругов, кто в меньшей мере заинтересован в другом, и будет доминировать в браке. Если женщина сильнее испытывает потребность в любви, а чаще всего так и происходит, то она займет подчиненную позицию. Зависимость жены от мужа во многом объясняется ее терпимость к фактам насилия.
Роль женщины в принятии решений явно сегодня возрастает. Практически во всех сферах семейной жизни жена чаще, нежели муж, принимает решения. В молодых семьях решение чаще принимаются на демократической основе.
Женщины, в силу своей эмоциональной природы, в большей мере самораскрываются в браке, чем мужья.
Структура власти в семье, сложившая на первом этапе ее жизненного цикла, возможно, позже претерпевает незначительные изменения. Одни привыкают командовать, другие – подчиняться.[1]
1.3. Проблемная семья.
Сущность психологического содержания понятия «проблемная семья» традиционно имеет как широкое, так и узкое толкование в специальной литературе. В узком значении этого понятия «проблемной семьей» называются те семьи, которые не способны продуктивно решать задачи развития на той или иной стадии жизненного цикла семьи. Например, к проблемным семьям в этом случае можно отнести молодую семью, не решившую задачу дифференциации от родительской семьи, не разрешившую конфликты между личными и кооперативными потребностями. Сюда же можно отнести семью с маленьким ребенком, в которой супруги не способны освоить и согласовать новые роли отца и матери.
В широком значении этого понятия в «проблемный тип» семей включаются еще и следующие типы семей.
Дисфункциональная семья — семья, плохо или вовсе не выполняющая основные семейные функции. Термин «дисфункциональная» семья используется также для характеристики такой семейной системы, которая является причиной дисфункционального, дезадаптированного поведения одного или нескольких членов семьи.
Неблагополучная семья — семья, характеризующаяся низким состоянием психологического комфорта внутри семейного пространства. Такая семья не удовлетворяет полностью или частично потребность членов семьи в эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви.
Таким образом, к «проблемным» семьям можно отнести все семьи с нарушением функционирования, обладающие низким потенциалом для решения задач развития на той или иной стадии своего жизненного цикла, не обеспечивающие личностного роста каждого из своих членов.
В отличие от проблемной семьи, гармоничная (здоровая) семья характеризуется гибкой иерархической структурой власти, ясно сформулированными семейными правилами, сильной родительской коалицией, гибкими межпоколенными границами. Здоровая семья — система в движении. Семейные правила открыты, служат позитивными ориентирами для роста. Допускается смена одних внутрисемейных «треугольников» и коалиций другими без возникновения чувства ревности или ненадежности. Друзья членов семьи свободно входят в семейное пространство без страха быть отвергнутыми.
В гармоничной семье между поколениями существует четкая дистанция. Здоровая семья основывается не на доминировании родителей над детьми, а на том, что сила первых обеспечивает безопасность вторых (родителям нет необходимости постоянно доказывать свою силу детям и самим себе).
Заключение
Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы:
1. Представления студентов младших курсов о семье и семейных конфликтах отличаются от представлений людей, состоящих в браке, но эти отличия не носят значительного характера. При этом следует отметить, что во «взрослой» группе были люди в основном, удовлетворенные своей семейной жизнью, не переживавшие распада семьи. Таким образом, стереотипы/ модели жизненных явлений, связанных с семейной жизнью, возможно, существенно не меняются при ее благополучном развитии.
2. Ассоциативные ряды на слова: мама, дом, дети - оказались в большинстве положительными, что свидетельствует о сформировавшихся позитивных представлениях об основных составляющих семьи.
3. Студенты младших курсов осознают, что семейная жизнь может быть сопряжена с напряженностью в межличностных отношениях, с возникновением конфликтов. Они в основном демонстрируют желание предотвращать конфликты или разрешать их конструктивно.
4. Наиболее важными факторами успешного создания семьи, по мнению студентов младших курсов, являются любовь, материальная база и готовность вступить в брак.
Источники
1. https://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=4930
2. https://works.doklad.ru/view/NE3fV1mgzek/all.html
3. https://moluch.ru/archive/84/15731/
4. https://scienceforum.ru/2016/article/2016020003
5. https://gigabaza.ru/doc/62816-pall.html
6. http://mprj.ru/archiv_global/2015_3_32/nomer05.php
Анализ понятия «семья» в социологии и психологии.
Семья пережила все испытания временем и пространством. Сегодня семья существует во всех частях света, а её история насчитывает многие тысячелетия. Значение семьи в жизни индивида и общества невозможно переоценить. Но каждое поколение постигает эту истину заново.
В науке сложилась традиция изучения семьи и как социального института, и как малой группы. Согласно общепринятой трактовке, понятие «социальный институт» означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм и установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Деятельность социальных институтов направлена на удовлетворение фундаментальных, жизненно - важных социальных потребностей, с которым относятся: коммуникации в обществе, производство товаров и услуг и их распределение, воспроизводство членов общества и их социализация, социальный контроль и порядок, безопасность членов общества, социальная стабильность.
Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Никакое другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизводиться. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Семья удовлетворяет индивидуальные потребности членов и в то же время регулирует их поведение в ответ на требования социума.
Семья как малая группа, обладает следующими признаками: общие цели и для всех членов группы деятельности; личный контакт между членами группы; определенный эмоциональный климат внутри группы; особые групповые нормы и ценности; физический и моральный образец члена группы; ролевая иерархия между членами группы; относительная независимость (автономность) этой группы от других; принципы приема в группу; сплоченность группы; социально-психологический контроль поведения членов группы; особые формы и способы управления групповой деятельности.
Семья как малая группа.
Малая группа - это малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.
Семья относится к разряду первичных групп. Ей присущи интимные, лицом к лицу, отношения между людьми. Такая группа обеспечивает процесс первичной социализации и опосредует вхождение индивида в другие группы. Мнения и представления членов первичной группы имеют особое значение в формировании сознания и самосознания ребенка. Можно рассматривать процесс формирования человеческого «Я» как результат социального взаимодействия.
Первичная группа является неформальным объединением. Решающая роль в ее возникновении и функционировании принадлежит симпатиям и антипатиям людей, общности их интересов, взглядов на жизнь, их мироощущению. В неформальных группах многие вопросы решаются совместно. Каждая неформальная группа отличается своей особой, неповторимой культурой. Имеются специальные значения, выражения, обращения и жесты, разделяемые только внутри данного круга. Используется своя символика, понятная, как правило, только тем, кто принадлежит к этой группе. Именно так складывается своеобразный «язык семьи», освоить который бывает непросто новому члену семьи, появившемуся в ней, например, в результате повторного брака. Таким путем формируется прочное чувство «мы» - психологическая целостность группы и стремление ее членов идентифицировать себя с сознанием и психологией группы, полностью разделяя присущие ей взгляды, ценности, идеалы.
Первичная группа предполагает высокую степень интимности и доверительности отношений, эмоциональной вовлеченности членов группы в ее дела. По мере развития отношений интимность обычно растет. Самораскрытие будет затруднено, если ответной реакцией на него окажется критика или отвержение со стороны других членов семьи. Желание поделиться сокровенным в сочетании с принятием этого желания партнером укрепляет чувства любви и симпатии. Доверительный и интимный стиль отношений может стимулировать более четкое и ответственное выполнение членами группы своих обязанностей.[7]
Функции семьи.
Основными функциями семьи, по мнению И. В. Гребенникова, являются:
- репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);
- экономическая (общественное производство средств к жизни,
восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета,
организация потребительской деятельности);
- воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на
каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);
- коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха). [1, 2]
Структура семьи.
Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:
- «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;
-«пополненная семья» — увеличенный по своему составу союз:
супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений,
например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе
или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру
семьи;
-«смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная
семья включает неродных родителей и неродных детей, так
как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу
семьи;
-«семья родителя - одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода
или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен.
Жизненный цикл семьи.
Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, т.е. разводом. Многие семьи, их называют стабильными или крепкими, имеют только один момент (заключения брака) и не имеют другого, а именно развода. Неразведенные супруги проходят все стадии жизненного цикла.
Жизненный цикл семьи состоит в следующем. Заключение брака служит первой, или начальной, стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадий роста семьи.
Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей.
На третьей стадии процесс отселении взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие друг за другом по годам рождения дети по очереди покидают семью. Ее называют «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети, и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки. Постаревшие родители, которым уже за 50, становятся бабушками и дедушками. Внуки занимают опустевшее после отъезда взрослых детей место. Отчий дом вновь наполняется детским гомоном и заботами о подрастающем поколении. Но теперь это отношения между внуками и прародителями.
В разных семьях и в разных странах третья стадия продолжается неодинаковое время. Она заканчивается, как только внуки покидают дом своих бабушек и дедушек. Они взрослеют, а дом прародителей вновь пустеет. Начинается четвертая стадия – одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов. Семья, из которой ушли все дети, называется «пустым гнездом».
Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую – брачная пара остается наедине с собой. Разница лишь в возрасте. Вначале это молодая пара, теперь она состарилась, отчий дом покинула молодежь. [1]
Дата: 2019-12-10, просмотров: 263.