Занятие 10. Выводы из сложных суждений (2 часа)
1.Чисто-условный силлогизм (ЧУС): структура, правило записи, формула и правило, энтимема.
2.Условно-категорический силлогизм (УКС): структура, правило записи, формулы и модусы, правила, энтимема.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Выделите структурные элементы ЧУС и УКС.
2. Формализуйте структурные элементы ЧУС, УКС, расположив их по правилу записи УКС и обозначив их соответствующими символами.
3. Запишите формулу ЧУС, УКС.
4. Определите модус УКС по виду и направленности вывода.
5. Проверьте правильность ЧУС, УКС.
Занятие 11. Индуктивные умозаключения и методы индукции (2часа)
1. Индуктивное умозаключение и метод индукции. Структура индуктивного умозаключения и методов индукции.
2. Правило записи индуктивного умозаключения и методов индукции.
3. Виды индуктивного умозаключения и методов индукции. Символическая запись индуктивных умозаключений и методов индукции.
4. Традуктивное умозаключение (аналогия). Структура, правило записи и схемы аналогии свойств и отношений. Виды аналогии: по виду переносимого признака, степени сходства, предметной области, полноте структурных элементов.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Выделите структурные элементы индуктивного умозаключения, формализовав их и обозначив соответствующими символами.
2. Запишите схему индуктивного умозаключения.
3. Определите вид индуктивного умозаключения.
Занятие 12.
Рубежный контроль
2 часа
Тема 3.1. Аргументация. Вопросы и ответы.
Занятие 13. Логические основы аргументации (2 часа)
1. Аргументация, доказательство. Структура и правила аргументации и доказательства. Ошибки аргументации.
2. Виды и механизмы построения доказательства. Уловки в споре.
3. Опровержение, виды: прямое и косвенное.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Постройте прямое доказательство на основе дедуктивного умозаключения.
2. Укажите структурные элементы доказательства: тезис, аргументы.
3. Проверьте правила доказательства.
Занятие 14. Вопрос и ответ (2 часа)
1. Вопрос и ответ. Структура вопроса и ответа: предмет, содержание, объем.
2. Виды вопроса и ответа.
3. Правила вопроса и ответа. Алгоритм анализа диалога.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Выделите структурные элементы вопроса и ответа: предмет, содержание, объем.
2. Определитевид вопроса по следующим основаниям:
- истинности содержания: корректный или некорректный;
- объему: уточняющий или восполняющий;
- структуре: простой или сложный.
3. Определите вид ответа по следующим основаниям:
- связи с вопросом: по существу или не по существу;
- области поиска: прямой или косвенный;
- отношению к реальности: истинный или ложный;
- грамматической форме: краткий или развернутый;
- объему информации: полный или неполный.
4. Проверьте правила вопроса и ответа.
Занятие 15.
Рубежный контроль
2 часа
2.2.2. Практические занятия для обучающихся очно-заочной формы обучения (12 ак.часов)
Тема 1.1 - 1.2. Логика как наука. Понятие.
Занятие 1. Логика как наука. Понятие (2 часа)
1. История развития логики. Предмет логики. Логическая культура. Язык как знаковая система, виды языков, функции. Логическая форма и правильность мышления. Законы логики.
2. Общая характеристика понятий, предмет мысли, признак предмета. Логические характеристики понятия: содержание (родовые и видовые признаки) и объем. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.
3.Логические операции с понятиями. Определение понятия: структурные элементы (определяемое понятие, определяющее понятие, связка), правила (соразмерность, отсутствие круга, неотрицательность).
4.Деление понятия: структурные элементы (делимое понятие, основание деления, члены деления), виды (аналитическое и логическое: по видоизменению признака и дихотомия), правила (соразмерность, одно основание, исключенность членов деления, непрерывность деления).
5.Обобщение и ограничение понятий. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1.Выделите содержание понятия, указав родовой и видовой признаки.
2.Определите вид понятия по содержанию: конкретное или абстрактное, положительное или отрицательное, безотносительное или соотносительное.
3.Определите вид понятия по объему: единичное и общее (регистрирующее и нерегистрирующее).
4.Определите вид отношения между понятиями и изобразите их с помощью круговых схем.
5.Выделите структурные элементы в определении понятия, указав в определяющем понятии родовые и видовые признаки.
6.Проверьте правила определения понятия.
Тема 1.3. Суждение
Занятие 2. Суждение (2 часа)
1.Суждение и предложение. Виды суждений по количеству смысловых единиц.
2.Структура простого суждения: субъект, связка, предикат. Виды простых суждений по содержанию предиката: существования, с отношением, атрибутивные. Символическая запись.
3.Виды модальности суждения: эпистемическая, деонтическая, алетическая.
4. Формализация категорического суждения. Правило записи категорического суждения.
5. Классификация категорических суждений по количеству и качеству. Символическая запись.
6. Распределенность терминов (субъекта и предиката) в категорическом суждении. Алгоритм логического анализа категорического суждения.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1.Выделите структурные элементы простого суждения: субъект и предикат.
2.Определите вид простого суждения по содержанию предиката: существования, с отношением, атрибутивное (категорическое).
3.Запишите символически простое суждение.
4.Определите вид модальности суждений.
5. Выделите структурные элементы категорического суждения: квантор, субъект, связку, предикат.
6. Формализуйте категорическое суждение.
7. Определите вид категорического суждения по количеству и качеству.
8. Запишите категорическое суждение символически: схема и символ.
9. Установите распределенность субъекта и предиката в категорическом суждении на основании их отношений, изобразив эти отношения кругами Эйлера.
Занятие 3. Сложное суждение (2 часа)
1. Определение сложного суждения. Структура сложного суждения.
3. Виды сложных суждений: соединительные, разделительные (сильная и слабая дизъюнкция), условные (импликация и эквиваленция), комбинированные (смешанные).
3. Символическая запись сложных суждений. Алгоритм логического анализа сложного суждения.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Выделите структурные элементы сложного суждения, обозначив их буквенными символами.
2. Определите вид сложного суждения.
3. Запишите формулу сложного суждения.
Тема 2.1. Умозаключение как форма мышления и высказывания.
Занятие 4. Умозаключение (2 часа)
1. Общая характеристика умозаключения. Виды непосредственных умозаключений по изменению связи между S и P: превращение и обращение.
2.Символическая запись операций.
3. Виды непосредственных умозаключений по установлению отношений между категорическими суждениями: логический квадрат.
4. Простой категорический силлогизм (ПКС).
Задания для подготовки к практическому занятию:
1.Выделите структурные элеиенты непосредственного умозаключения.
2.Определите вид преобразования непосредственного умозаключения.
3.Запишите символически проведенное преобразование с непосредственным умозаключением.
4.Проверьте правильность вывода в непосредственном умозаключении.
5.Сделайте все возможные выводы из посылки через установление отношений по логическому квадрату (за исключением эквиваленции).
6.Установите истинность и ложность вывода (заключения).
7. Выделите структурные элементы ПКС: термины, посылки и заключение.
8. Формализуйте составляющие ПКС суждения, расположив структурные элементы по правилу записи ПКС и обозначив их соответствующими символами.
9, 10. Определите фигуру и модус.
11. Проверьте правильность вывода ПКС с помощью модуса и графического метода.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 294.