Введение
Настоящий доклад составлен по материалам, подготовленным органами городского управления столиц и городов стран СНГ в связи с проведением 8-9 декабря 2009 года в городе Москва Международного Форума «Стратегии развития крупных городов», а также по материалам, специально подготовленным по этой проблеме экспертно-аналитическим подразделением секретариата МАГ – Экспертным Советом МАГ. Решение о проведении Форума «Стратегии развития крупных городов. Инвестиционные строительные программы» было принято 5 июля 2008 года в городе Астане на Международном Форуме МАГ «Столичные города XXI века: новаторство и традиции в градостроительстве и архитектуре». Актуальность выбранной тематики была подтверждена на проводимом в рамках VII общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» (20 октября 2008 года, город Санкт-Петербург) «круглом столе» МАГ «Городские стратегии: лучшие практики».
Проблемы разработки и реализации стратегий развития исключительно актуальны для всех без исключения столиц и крупных городов стран СНГ, что определило масштабность и детальность подготовки докладов к настоящему форуму Международной Ассамблеи столиц и крупных городов. На 1 октября 2008 года были получены обстоятельные доклады из городов: Актау (Казахстан), Алматы (Казахстан), Астана (Казахстан), Атырау (Казахстан), Архангельск (Россия), Барнаул (Россия), Белгород (Россия), Бишкек (Кыргызстан), Владивосток (Россия), Владикавказ (Россия), Вологда (Россия), Донецк (Украина), Иваново (Россия), Казань (Россия), Калиниград (Россия), Киров (Россия), Красноярск (Россия), Луганск (Россия), Магадан (Россия), Могилев (Беларусь), Нижний Новгород (Россия), Николаев (Украина), Новосибирск (Россия), Омск (Россия), Оренбург (Россия), Ош (Кыргызстан), Пенза (Россия), Пермь (Россия), Петропавловск-Камчатский (Россия), Ростов-на-Дону (Россия), Самара (Россия), Севастополь (Россия), Серпухов (Россия), Таганрог (Россия), Улан-Удэ (Россия), Ульяновск (Россия), Хабаровск (Россия), Харьков (Украина), Херсон (Украина), Элиста (Россия), Ярославль (Россия). Материалы по стратегиям развития крупных городов предоставили так же Институт экономики города (г. Москва) и Леонтьевский центр (г. Санкт-Петербург).
В вышеуказанных докладах и материалах особое внимание было уделено вопросам организации разработки и утверждения стратегий или стратегических планов, финансовым аспектам разработки стратегий, организации публичных обсуждений разработанных документов, и их актуализации а также содержательным позициям стратегий развития крупных городов: постановке целей развития, взаимоувязке развития городов и прилегающих территорий, критическому анализу и использованию ранее разработанных проектов программ и планов, системе показателей стратегического развития городов и между других.
Полные тексты подготовленных городами докладов по всем перечисленным вопросам будут опубликованы в виде Итогового Доклада Международного Форума «Стратегии развития крупных городов», дополненного материалами их обсуждения на настоящем Форуме, и размещены на портале МАГ и разосланы всем городам – членам МАГ, в федеральные и региональные органы.
Раздел II Цели и основные положения разработанных стратегий развития крупных городов
Заключение
За годы деятельности МАГ практически все города – члены МАГ разработали стратегии развития, то есть создали систему обоснованных представлений о целях, приоритетах и конкретных направлениях развития, обеспечивающих устойчивое функционирование городов в долгосрочной перспективе. Это следует считать одним из важнейших достижений городских администраций за истекшее десятилетие. Стратегии начали разрабатывать в то время, когда казалось, что наиболее острые последствия кризиса 90-х годов преодолены и начался период стабильного социально-экономического развития и можно было думать о перспективе. Стратегия понималась в то время и понимается сейчас как документ, который определяет направления и способы решения самых главных проблем крупных городов, которые не могут быть решены сегодня или которые требуют достаточно сложных программных решений, реализации долгосрочных инвестиционных проектов и т. д. В каждой стратегии во главу угла поставлено решение проблем, стоящих перед каждым городом и имеющих свойство накапливаться в перспективе. И эти проблемы во всех крупных городах СНГ примерно одинаковы, различаются только ресурсные возможности для их решения, а также представления, каким образом они могут быть реализованы.
Что нового вносит в требования к стратегиям начавшийся кризис? Стратегия не есть единожды и навсегда разработанный документ. Любая стратегия должна периодически корректироваться, но во время кризиса корректировке подлежат не основные направления развития города, а сроки и объемы их реализации. Целесообразно разработать особую стратегию – действия городской администрации во время форс-мажорных обстоятельств. Для крупных городов это особенно важно, потому что в российских условиях кризис на 90 % образуется в границах крупных городов, где сосредоточены 90 % банковского потенциала страны, значительная часть строительных организаций страны, где люди чаще всего приобретают жилье на условиях ипотеки и т.д. В каждом городе принимаются те или иные меры по нивелированию кризисных явлений. Где-то реструктуризируют долговые обязательства, где-то сокращают расходы на управление, где-то выкупают у строительных организаций часть построенного жилья и т.д. Но для того, чтобы эти меры были результативными, нужно хорошо знать, что происходит в экономике и социальной сфере города: на каких предприятиях сокращаются объемы производства и численность занятых, какие именно банки и в какой степени не в состоянии выполнять свои обязательства перед городскими кредиторами, насколько изменяются условия ипотечного кредитования и т.д. Было бы крайне полезно каждой городской администрации еженедельно проводить мониторинг прохождения кризиса по городской территории.
Естественно, что стратегия деятельности городских администраций в условиях кризиса не может разрабатываться и реализовываться в отрыве от аналогичных мер, предпринимаемых на региональном и на общегосударственном уровнях. По этому поводу уже приняты, например, соответствующие решения Правительства РФ, обсуждаются и принимаются поправки к федеральным законам (в том числе в сфере, налогообложения), разрабатываются и принимаются меры по поддержке малого бизнеса и т.д. Выстраивается целостная стратегия действий федеральных властей в кризисной ситуации. Не исключено, что подобного рода стратегии будут разрабатываться и на уровне регионов. Учитывая, что столицы и крупные города являются, с одной стороны, точками концентрации кризисных явлений, и, с другой, центрами потенциальных возможностей скорейшего выхода из кризиса, было бы целесообразно, чтобы эти столицы и города стали активными участниками разработки и реализации государственного плана выхода из кризиса. Поэтому вполне естественно, что администрации многих крупных городов считают полезным разработку на соответствующих методических рекомендаций для региональных и городских властей. Имеются предложения о том, что могут понадобиться изменения законодательстве, корректирующее возможности городских администраций принимать ответственные решения в форс-мажорных обстоятельствах. Таких предложений много, и МАГ мог бы внести свой вклад в преодоление кризисных явлений, консолидировав эти предложения, и доведя их до региональных и общегосударственных властей. Начавшийся кризис – не первый и не последний; он должен стать не только периодом испытаний, но и временем осмысления допущенных ошибок, освобождения от чрезмерно амбициозных планов и т.д. Но все крупные города стран участников СНГ имеют большой запас устойчивости и богатый опыт функционирования и развития в самых сложных условиях. Нет сомнений в том, что все города – члены МАГ успешно реализуют стратегии своего развития в интересах в интересах населения городов, регионов и государств.
Введение
Настоящий доклад составлен по материалам, подготовленным органами городского управления столиц и городов стран СНГ в связи с проведением 8-9 декабря 2009 года в городе Москва Международного Форума «Стратегии развития крупных городов», а также по материалам, специально подготовленным по этой проблеме экспертно-аналитическим подразделением секретариата МАГ – Экспертным Советом МАГ. Решение о проведении Форума «Стратегии развития крупных городов. Инвестиционные строительные программы» было принято 5 июля 2008 года в городе Астане на Международном Форуме МАГ «Столичные города XXI века: новаторство и традиции в градостроительстве и архитектуре». Актуальность выбранной тематики была подтверждена на проводимом в рамках VII общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» (20 октября 2008 года, город Санкт-Петербург) «круглом столе» МАГ «Городские стратегии: лучшие практики».
Проблемы разработки и реализации стратегий развития исключительно актуальны для всех без исключения столиц и крупных городов стран СНГ, что определило масштабность и детальность подготовки докладов к настоящему форуму Международной Ассамблеи столиц и крупных городов. На 1 октября 2008 года были получены обстоятельные доклады из городов: Актау (Казахстан), Алматы (Казахстан), Астана (Казахстан), Атырау (Казахстан), Архангельск (Россия), Барнаул (Россия), Белгород (Россия), Бишкек (Кыргызстан), Владивосток (Россия), Владикавказ (Россия), Вологда (Россия), Донецк (Украина), Иваново (Россия), Казань (Россия), Калиниград (Россия), Киров (Россия), Красноярск (Россия), Луганск (Россия), Магадан (Россия), Могилев (Беларусь), Нижний Новгород (Россия), Николаев (Украина), Новосибирск (Россия), Омск (Россия), Оренбург (Россия), Ош (Кыргызстан), Пенза (Россия), Пермь (Россия), Петропавловск-Камчатский (Россия), Ростов-на-Дону (Россия), Самара (Россия), Севастополь (Россия), Серпухов (Россия), Таганрог (Россия), Улан-Удэ (Россия), Ульяновск (Россия), Хабаровск (Россия), Харьков (Украина), Херсон (Украина), Элиста (Россия), Ярославль (Россия). Материалы по стратегиям развития крупных городов предоставили так же Институт экономики города (г. Москва) и Леонтьевский центр (г. Санкт-Петербург).
В вышеуказанных докладах и материалах особое внимание было уделено вопросам организации разработки и утверждения стратегий или стратегических планов, финансовым аспектам разработки стратегий, организации публичных обсуждений разработанных документов, и их актуализации а также содержательным позициям стратегий развития крупных городов: постановке целей развития, взаимоувязке развития городов и прилегающих территорий, критическому анализу и использованию ранее разработанных проектов программ и планов, системе показателей стратегического развития городов и между других.
Полные тексты подготовленных городами докладов по всем перечисленным вопросам будут опубликованы в виде Итогового Доклада Международного Форума «Стратегии развития крупных городов», дополненного материалами их обсуждения на настоящем Форуме, и размещены на портале МАГ и разосланы всем городам – членам МАГ, в федеральные и региональные органы.
Раздел 1. Оптимизация разработки и реализации стратегии развития столичных и крупных городов стран-государств СНГ.
1.1. Становление системы стратегического планирования в городах России.
Начало реформ 1990-х годов привело к существенному ослаблению деятельности по комплексному, а тем более, стратегическому планированию городского развития. Это произошло на волне тотального отрицания планирования (во всех его видах и формах) как «реакционной идеологии, чуждой создаваемой новой экономической, социальной и государственной реальности. Однако объективные потребности вызвали в настоящее время возрождение интереса
К этому необходимому и важному инструменту городского управления.
Появление стратегического планирования городского развития в России с середины 1990-х годов связано с активным интересом к опыту экономического развитых стран и попытками заимствования этого опыта при поддержке ряда зарубежных спонсорских организаций. Это внесло принципиальные новшества не только в технологии (в методы) планирования, но и в саму идеологию городского развития.
В Стратегических планах развития городов главное внимание уделялось ключевым, наиболее перспективным направлениям городского развития, на обосновании главных целей развития города и основных путей их достижения. Стратегические планы становились результатом совместных усилий городской администрации, деловых кругов, общественных организаций и собственно населения.
Города, которые с энтузиазмом начинали работу над так понимаемыми стратегическими планами, вскоре столкнулись с проблемами их реализации и неизбежной корректировки. Возникла потребность в упорядочении процесса распространения и корректного использования технологий стратегического планирования. Практика показала, что в современных условиях особенно важным является освоение опыта разработки стратегий развития столиц и крупных городов стран – участников СНГ, анализ возникающих при этом проблем и путей их решения. Этим целям и служит международный форум «Стратегии развития крупных городов».
1.2.Современные требования к разработке стратегий развития крупных городов России и других стран – участников СНГ.
В городах-членах МАГ стратегии развития крупных городов понимаются как системно организованные документы, консолидирующие и развивающий представления о том, в каких направлениях, для достижения каких целей и с какими результатами должен функционировать и развиваться город в интересах его населения и расположенного на его территории бизнеса, в интересах окружающих территорий и страны в целом. При этом учитывается, что столицы и крупные города стран – участников СНГ являются средоточием демографического, финансового, экономического, социально-индустриального, транспортного, научно-образовательного и культурно-исторического потенциала этих стран и регионов. Считается аксиомой, что при разработке стратегий крупных городов должны быть критически рассмотрены ранее выполненные среднесрочные и долгосрочные прогнозы, концепции, стратегии развития отдельных отраслей, среднесрочные и долгосрочные программы и планы для включения в стратегии наиболее существенных и непротиворечивых положений этих документов. Стратегии определяют перспективы городов на длительный период, но в отличие от прогнозов они намечают то, что при любых вариантах развития должно быть осуществлено в качестве непременного условия устойчивого функционирования и развития города. Это определяет место стратегий в структуре прогностических, программных и плановых материалов и документов, определяющих перспективы развития городов в качестве единого концептуального и целенаправленного основания для их разработки.
При разработке стратегий развития крупного города признана необходимость обоснований таких направлений этого развития, которые с учетом объективных ограничений будут способны обеспечить высокие стандарты уровня и качества жизни для всех жителей, устойчивость и сбалансированность функционирования объектов жилья и социальной сферы, экономики и инфраструктуры, сохранение разнообразия городской среды, ее культурно-исторического и природного потенциала. При этом учитывается, что пространственные ресурсы развития экономики и социальной сферы всех крупных городов в их административных границах близки к исчерпанию, и это требует перехода к новым принципам организации жизнедеятельности и жизнеобеспечения, к изменению схем размещения объектов экономики и жилищно-социальной сферы в совместных интересах жителей городов и прилегающих территорий. Необходимо учитывать также прогнозируемые изменения в социальной структуре и в трудовых мотивациях населения городов, в отраслевой структуре экономики (в том числе в связи с переходом к высокопроизводительным технологиям), в количестве и размещении объектов социальной инфраструктуры, транспортной, энергетической и водоканализационной инфраструктуры в межрегиональных взаимосвязях социального, экономического, финансово-экономического характера.
Одной из обязательных задач стратегий развития всех крупных городов – членов МАГ стало разрешение противоречий между задачами устойчивого функционирования и развития этих городов и накопившимися (и обострившимися в последние 20 лет) проблемами. В первую очередь, это - противоречия между потребностями городов в территориях для нового строительства и практическим их исчерпанием; ростом потребностей населения и бизнеса в качественных услугах всех видов инфраструктуры города и уровнем ее технического состояния; новыми требованиями к техническому уровню предприятий, к качеству и конкурентоспособности их продукции и наличием оставшихся от периода плановой экономики громоздких, ресурсоемких и неконкурентоспособных производств; наличием большого интеллектуального и научного потенциала столиц и крупных городов и реальных стимулов его сохранения и использования в интересах города и страны; ориентацией экономически и социально благополучной части населения города на соответствующий уровень жизни (жилье, обустройство территорий, бытовое обслуживание и др.) и ограниченными возможностями для основной части горожан удовлетворять свои потребности в жилье и приобретении всех видов платных услуг и товаров; ростом числа автотранспорта и ограниченными ресурсами улично-дорожной сети города и территорий для автостоянок; непрерывным ростом цен и арендной платы на все виды недвижимости и ограниченными возможностями массового инвестора по эффективному (с позиций города) приобретению и использованию этой недвижимости; потребностями в качественном и доступном социальном жилье и объемами его строительства.
В последнее время к этим проблемам прибавились новые задачи, вызванные начавшимся финансово-экономическим кризисом. Появилось требование обоснования функционирования города в стратегически необходимых направлениях с учетом кризисных форс-мажорных обстоятельствах.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 209.