Социальная культура (культура социальных отношений) определяется регулятивами, ценностями и идеалами, обусловливающими поведение людей в обществе и их социальные взаимоотношения.
Основными формами социальной культуры являются нравственная, правовая и политическая культура.
Соотношение социальной культуры с духовной
Социальную культуру объединяет с духовной то, что обе они ориентированы на «ценностную» ось. Высшие ценности обеих этих областей культуры имеют финальный, «самоценный» характер. Они нужны не как средства для достижения чего-то, а как конечные цели. Социальные ценности, как и духовные, нужны сами по себе. К достижению последних человек может стремиться в одиночку, независимо от других людей. Иной характер имеют ценности социальной культуры. Они не могут достигаться в одиночку.
Нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет два основных аспекта:
1) ценности и
2) регулятивы.
Типы морали
Существуют различные этические идеалы и, соответственно, различные типы морали. Рассмотрим несколько типов морали, группируя их попарно – по лежащим в основе них противоположным принципам:
1) гедонизм – ригоризм,
2) эгоизм – альтруизм,
3) индивидуализм – коллективизм,
4) этика борьбы – этика сотрудничества,
5) мужская этика – женская этика.
Гедонизм и ригоризм
(а) Гедонизм – этика удовольствия. Она провозглашает высшим благом для человека удовольствие, наслаждение. Стремление к наслаждению заложено в человеке от природы и является движущей силой его поведения. Добро – это то, что доставляет удовольствие.
(б) Ригоризм – этика долга. Высший принцип нравственности – долг.
Эгоизм и альтруизм
(а) Эгоизм – этика жизни для себя.
(б) Альтруизм – этика жизни для других
Индивидуализм – коллективизм
(а) Этика индивидуализма исходит из признания независимости личности.
(б) Коллективизм исходит из того, что личность в своих мыслях и поступках зависима от коллектива.
Этика борьбы – этика сотрудничества
(а) В основе этики борьбы лежат следующие принципы:
1) допустим компромисс между добром и злом, если он может принести пользу для последующего торжества добра,
2) цель оправдывает средства, т.е. если целью является добро, то ради ее достижения можно использовать любые, даже явно аморальные средства,
3) в отношениях между людьми должна быть ориентация на борьбу, на победу над теми, кто не согласен с нами и придерживается иной, с нашей точки зрения неправильной позиции. «Кто не с нами, тот против нас». Надо бороться с врагами и побеждать их. «Если враг не сдается, его уничтожают».
(б) Этика сотрудничества опирается на принципы:
1) компромисс между добром и злом недопустим, всякое отступление от идеи добра осуждается,
2) цель не оправдывает средства, т.е. нельзя во имя «хорошей» цели прибегать к «нехорошим» средствам,
3) в отношениях между людьми должна господствовать ориентация на сотрудничество, даже если один человек считает другого занимающим неправильную позицию. Личность, стремящаяся к конфронтации, оценивается отрицательно.
Мужская этика – женская этика
Условно говоря, можно мужскую этику назвать этикой справедливости, а женскую – этикой милосердия.
Правовая культура
Право, как и мораль, регулирует поведение и отношения людей. Но, в отличие от морали, выполнение правовых норм контролируется общественной властью. Если мораль – «внутренний» регулятор действий человека, то право – «внешний».
В сравнительном правоведении предлагаются различные варианты классификации существующих в настоящее время национальных правовых систем.
Традиционный тип
Правовые системы традиционного типа построены на существующих в данной культуре обычаях и традициях («обычном праве»).
Религиозный тип
Правовые системы религиозного типа имеют источником права священное предание, где законы, по котором должны жить люди, выступают как Божественные заповеди, установленные богами правила.
Континентально-европейский тип
Правовые системы континентально-европейского типа (во Франции, Германии, Швейцарии, скандинавских государствах и др.) имеют одним из главных своих исторических источников римское право.
Украинская правовая система примыкает к системам континентально-европейского типа.
Англосаксонский тип
Правовые системы англосаксонского типа (в Англии, США, ряде бывших английский колоний) также используют принципы римского права, но обладают и исторически возникшими независимо от него чертами. Источником законов в них являются не только органы государственной власти, но и суды.
Функции правовой культуры
1. Правовая культура обусловливает характер и формы законодательства.
2. Правовая культура проявляется в действиях властей.
3. Правовая культура определяет правовое поведение населения.
Политическая культура
Политика есть область человеческих отношений и взаимодействий по поводу власти. Термином «власть» мы обозначаем способность одного человека определять поведение другого или других.
Политическая культура – это совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие людей в политической жизни.
Политическая культура выражается в политическом поведении людей.
Семиотика политической культуры
Политическая культура вырабатывает специфические языковые средства, с помощью которых обозначается и передается ее идейное содержание. Язык политики – это ее важнейший инструмент. Характерной чертой семиотики политической культуры является то, что она широко пользуется языком символов. В каждой стране есть своя государственная символика: флаг, герб, гимн, корона, скипетр.
Функции политической культуры
Политическая культура выполняет две основные функции.
Во-первых, она формирует отношение людей к существующей власти.
Во-вторых, она обусловливает политическую организацию общества.
Заключение
В процессе выполнения работы мы ознакомились с трехмерной моделью культуры, сферой и особенностями житейских знаний, особенностями рационального и иррационального мышления; понятием «духовной культуры»; функциями искусства, понятием философии и взаимоотношении философии и науки, религии, искусства, функциями философии; понятиями социальной культуры: политической и правовой и др.
Литература
1. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов – н/Д, Феникс, 1997 – 640 с.
2. Гуревич В.С. Культурология: Учебник – М., Гардарики, 2003 – 280 с.
3. Матвєєва Л.Л. Культурологія: Курс лекцій: Навч. посібник – К. Либідь, 2005 – 512 с.
4. Культурология. Пособие для подготовки к экзаменам / Сост. Д.А. Чекалова – Ростов н/Д, Феникс, 2004 – 352 с.
5. Розин В.М. Введение в культурологию – М., Международная педагогическая академия, 1994 – 104 с.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 232.