Особенности социальной культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальная культура (культура социальных отношений) определяется регулятивами, ценностями и идеалами, обусловливающими поведение людей в обществе и их социальные взаимоотношения.

Основными формами социальной культуры являются нравственная, правовая и политическая культура.

 

Соотношение социальной культуры с духовной

 

Социальную культуру объединяет с духовной то, что обе они ориентированы на «ценностную» ось. Высшие ценности обеих этих областей культуры имеют финальный, «самоценный» характер. Они нужны не как средства для достижения чего-то, а как конечные цели. Социальные ценности, как и духовные, нужны сами по себе. К достижению последних человек может стремиться в одиночку, независимо от других людей. Иной характер имеют ценности социальной культуры. Они не могут достигаться в одиночку.

Нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет два основных аспекта:

1) ценности и

2) регулятивы.

Типы морали

Существуют различные этические идеалы и, соответственно, различные типы морали. Рассмотрим несколько типов морали, группируя их попарно – по лежащим в основе них противоположным принципам:

1) гедонизм – ригоризм,

2) эгоизм – альтруизм,

3) индивидуализм – коллективизм,

4) этика борьбы – этика сотрудничества,

5) мужская этика – женская этика.

Гедонизм и ригоризм

(а) Гедонизм – этика удовольствия. Она провозглашает высшим благом для человека удовольствие, наслаждение. Стремление к наслаждению заложено в человеке от природы и является движущей силой его поведения. Добро – это то, что доставляет удовольствие.

(б) Ригоризм – этика долга. Высший принцип нравственности – долг.

Эгоизм и альтруизм

(а) Эгоизм – этика жизни для себя.

(б) Альтруизм – этика жизни для других

Индивидуализм – коллективизм

(а) Этика индивидуализма исходит из признания независимости личности.

(б) Коллективизм исходит из того, что личность в своих мыслях и поступках зависима от коллектива.

Этика борьбы – этика сотрудничества

(а) В основе этики борьбы лежат следующие принципы:

1) допустим компромисс между добром и злом, если он может принести пользу для последующего торжества добра,

2) цель оправдывает средства, т.е. если целью является добро, то ради ее достижения можно использовать любые, даже явно аморальные средства,

3) в отношениях между людьми должна быть ориентация на борьбу, на победу над теми, кто не согласен с нами и придерживается иной, с нашей точки зрения неправильной позиции. «Кто не с нами, тот против нас». Надо бороться с врагами и побеждать их. «Если враг не сдается, его уничтожают».

(б) Этика сотрудничества опирается на принципы:

1) компромисс между добром и злом недопустим, всякое отступление от идеи добра осуждается,

2) цель не оправдывает средства, т.е. нельзя во имя «хорошей» цели прибегать к «нехорошим» средствам,

3) в отношениях между людьми должна господствовать ориентация на сотрудничество, даже если один человек считает другого занимающим неправильную позицию. Личность, стремящаяся к конфронтации, оценивается отрицательно.

Мужская этика – женская этика

Условно говоря, можно мужскую этику назвать этикой справедливости, а женскую – этикой милосердия.

Правовая культура

Право, как и мораль, регулирует поведение и отношения людей. Но, в отличие от морали, выполнение правовых норм контролируется общественной властью. Если мораль – «внутренний» регулятор действий человека, то право – «внешний».

В сравнительном правоведении предлагаются различные варианты классификации существующих в настоящее время национальных правовых систем.

Традиционный тип

Правовые системы традиционного типа построены на существующих в данной культуре обычаях и традициях («обычном праве»).

Религиозный тип

Правовые системы религиозного типа имеют источником права священное предание, где законы, по котором должны жить люди, выступают как Божественные заповеди, установленные богами правила.

Континентально-европейский тип

Правовые системы континентально-европейского типа (во Франции, Германии, Швейцарии, скандинавских государствах и др.) имеют одним из главных своих исторических источников римское право.

Украинская правовая система примыкает к системам континентально-европейского типа.

Англосаксонский тип

Правовые системы англосаксонского типа (в Англии, США, ряде бывших английский колоний) также используют принципы римского права, но обладают и исторически возникшими независимо от него чертами. Источником законов в них являются не только органы государственной власти, но и суды.

Функции правовой культуры

1. Правовая культура обусловливает характер и формы законодательства.

2. Правовая культура проявляется в действиях властей.

3. Правовая культура определяет правовое поведение населения.

Политическая культура

Политика есть область человеческих отношений и взаимодействий по поводу власти. Термином «власть» мы обозначаем способность одного человека определять поведение другого или других.

Политическая культура – это совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие людей в политической жизни.

Политическая культура выражается в политическом поведении людей.

Семиотика политической культуры

Политическая культура вырабатывает специфические языковые средства, с помощью которых обозначается и передается ее идейное содержание. Язык политики – это ее важнейший инструмент. Характерной чертой семиотики политической культуры является то, что она широко пользуется языком символов. В каждой стране есть своя государственная символика: флаг, герб, гимн, корона, скипетр.

Функции политической культуры

Политическая культура выполняет две основные функции.

Во-первых, она формирует отношение людей к существующей власти.

Во-вторых, она обусловливает политическую организацию общества.

 

 



Заключение

В процессе выполнения работы мы ознакомились с трехмерной моделью культуры, сферой и особенностями житейских знаний, особенностями рационального и иррационального мышления; понятием «духовной культуры»; функциями искусства, понятием философии и взаимоотношении философии и науки, религии, искусства, функциями философии; понятиями социальной культуры: политической и правовой и др.



Литература

1. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов – н/Д, Феникс, 1997 – 640 с.

2. Гуревич В.С. Культурология: Учебник – М., Гардарики, 2003 – 280 с.

3. Матвєєва Л.Л. Культурологія: Курс лекцій: Навч. посібник – К. Либідь, 2005 – 512 с.

4. Культурология. Пособие для подготовки к экзаменам / Сост. Д.А. Чекалова – Ростов н/Д, Феникс, 2004 – 352 с.

5. Розин В.М. Введение в культурологию – М., Международная педагогическая академия, 1994 – 104 с.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 232.