Некорректность противопоставления духовной и материальной культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вошло в традицию разделять культуру на «духовную» и «материальную». Однако это разделение далеко не столь очевидно, как это могло бы показаться с первого взгляда.

Одни относят к «духовной» культуре то, что удовлетворяет духовные потребности людей, а к «материальной» – то, что удовлетворяет их материальные потребности. Но существует множество вещей, которые могут одновременно служить удовлетворению и тех и других потребностей: изделия прикладного искусства, поездка на курорт и пр.

Другие называют «духовной культурой» созданные человеком духовные ценности, а «материальной культурой» – изготовленные человеком вещи, материальные предметы «Памятники материальной культуры» можно было бы с не меньшим правом именовать также и «памятниками духовной культуры»: ведь они вообще являются предметами культуры только потому, что представляют собою «тексты», из которых археолог извлекает содержащуюся в них социальную информацию.

Третьи понимают под «духовной культурой» сферу духовной жизни общества – религию, искусство, философию и т.д., а под «материальной культурой» – сферу материальной жизни, производства и потребления материальных благ. Специфика культуры теряется. А она состоит в том, что культура есть закодированная в разнообразных знаковых формах социальная информация, т.е. «информационное обеспечение» жизни людей, а вовсе не вся их жизнь.

Итак, разграничить и противопоставить друг другу «духовную» и «материальную» культуру как две особые области культуры невозможно.

Область духовной культуры следует отделять не от «материальной» культуры, а от культурных форм, ориентированных на практическую регуляцию поведения людей, т.е. от технологической и социальной культуры. Область духовной культуры обретает более или менее определенные контуры, когда к ней относятся лишь такие культурные формы, которые ориентированы, главным образом, на выработку знаний, ценностей и идеалов, будучи менее других нацелены на непосредственное обслуживание практических нужд человека. Мифология, религия, искусство, философия – вот основные формы духовной культуры.

Духовная культура обладает некоторыми важными чертами, отличающими ее от других областей культуры.

1. В отличие от технологической и социальной культуры духовная культура неутилитарна.

2. В духовной культуре человек по сравнению с другими областями культуры получает наибольшую свободу творчества.

3. Творческая деятельность в духовной культуре ведет к тому, что она становится особым духовным миром, созданным силой человеческой мысли.

4. Духовная культура – наиболее чувствительная, наиболее чутко реагирующая на внешние воздействия область культуры.

Миф – зародыш всей духовной культуры.

Характерные черты мифа:

1. Отождествление фантазии с реальностью;

2. Объяснение действительности в наглядно-образной форме;

3. Эмоциональная насыщенность;

4. Связь с магией.

Существуют определенные принципы, в соответствии с которыми человеческая мысль рождает миф.

– Первый из этих принципов – принцип антропоморфизма («человекоподобие»).

– Второй принцип мифологического мышления – это «закон сопричастности».

Социокультурные функции мифа:

– Функция стереотипизации;

– Функция компенсации;

– Функция символизации.

Современные мифы вбирают в себя элементы, заимствованные из других культурных форм, в том числе и из науки. Они часто не столь образны, как древние мифы, хотя, как правило, сохраняют характерную для мифов наглядность, простоту, доступность для обыденного сознания.

В составе современной мифологии можно выделить несколько основных ее форм:

– «Старые» мифы.

– «Новые» мифы.

– «Обновленные» мифы.

– Мифологемы.

– Идеологические мифы.

 

Мифология и религия

 

Основные элементы религии:

1. Вера в Бога

2. Эмоциональное отношение к Богу.

3. Вероучение.

4. Религиозный культ.

5. Организация верующих.

Функции религии:

– «душеспасительная функция» (по отношению к личности) – религия отрывает человека от повседневности, напоминает ему о высших идеалах, требует обращения к вечному и бесконечному.

– «духовная функция» (по отношению к культуре) – религия выступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культуры.

– «мирская функция» по отношению к обществу – религия выступает как духовная сила, способствующая организации общественного порядка.

Искусство – в современных толковых словарях это слово употребляется в трех разных смыслах:

1. любое занятие, требующее определенных знаний и умений (военное искусство, искусство вязания, искусство вождения автомобиля);

2. мастерство, искусность в каком-либо деле (можно проявить искусство в колке дров, написании шпаргалок, ведении переговоров);

3. сфере художественной деятельности и ее продукты – художественные произведения.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 209.