Согласно археологическим данным, зарождение первобытного искусства происходит в эпоху верхнего палеолита (45–40 тыс. лет от современности). В современной науке наиболее обоснованным считается представление, что искусство возникает в первобытном обществе как социально обусловленная форма человеческой деятельности, с помощью которой люди стремились решать какие-то практические задачи своей жизни.
Следуя Кагану, можно указать три аспекта первобытного искусства:
1) его мифологическую основу;
2) его вплетенность в практику как деятельности;
3) его ритуально-магический характер.
Первобытное искусство было синкретичным.
Рассматривая эволюцию искусства как развертывание первоначально слитых воедино аспектов художественной деятельности (мифологического, практического и игрового), можно заметить что в ходе своей истории оно расчленяется на три потока.
Первый – это «чистое», «свободное» искусство, произрастающее из потенций, заложенных в мифе.
Второй поток – это прикладное искусство.
Третьим потоком является самодеятельно-развлекательное искусство.
Выделяется еще один тип искусств – синтетические искусства.
Варианты классификации искусств:
– пространственные и временные;
– авторское и исполнительское;
– изобразительное и неизобразительное.
Функции искусства
Функции искусства:
1. Рекреативная функция – искусство служит для отдыха и развлечения. В нем ищут средство психологической разрядки, отвлечения от напряжения и забот будничной трудовой жизни. На эту функцию ориентируется массовое искусство.
2. Воспитательная функция – художественное произведение рассматривается как «учебник жизни».
3. Идеологическая функция – в художественном произведении находят выражение определенные взгляды на жизнь, характерные для той социальной группы, к которой принадлежит автор.
4. Познавательная функция – из художественных произведений мы многое можем узнать: история, люди, быт, одежда, нравы.
5. Эмотивная функция – воздействие искусства на сферу человеческих эмоций. Произведение искусства должно быть интересным.
Художественный образ
Только тогда есть подлинное произведение искусства, когда в нем содержатся художественные образы.
Характерные особенности художественного образа:
– эмоциональность;
– условность;
– символичность;
– многозначность.
Философия
Подобно религии и искусству, философия родилась из мифологии. Первыми философами стали те, кто осмеливались подвергнуть критике содержание мифов и пытались понять устройство окружающего мира. Философия зародилась примерно три тысячи лет назад в древних культурах Индии, Китая, Греции. Философами в древности стали называть людей, занятых познанием, поисками истины.
Путеводной нитью философии стало представление, что за наблюдаемыми, чувственно воспринимаемыми явлениями скрывается невидимая, постигаемая лишь разумом сущность, что у многообразных вещей окружающего мира есть единая, общая первооснова, из которой все они образуются. Это представление вылилось в постановку начальных проблем философии – проблемы сущности явлений и проблемы единства мира.
Тематика философских размышлений не имеет границ. Наряду с преходящими, временными зонами философского интереса есть и «вечные» проблемы, которые всегда составляют предмет философии: смысл жизни, соотношение материи и духа, тайна бесконечности, перспективы ожидающего человечество будущего, идеалы добра, справедливости, гуманизма и др. Нет ничего, что когда-либо не было вовлечено в сферу философских размышлений, так же как нет ничего, что когда-либо исключалось из ее компетенции.
Принципиальная особенность философского мышления – в том, что оно никогда не останавливается на достигнутом.
Поиски ответов на указанные вопросы привели к формированию трех ветвей философского знания:
1) о людях и обществе, о жизни человека и делах человеческих,
2) о природе, об окружающем людей мире,
3) о познании, мышлении.
В результате образовались три главных отрасли философии, в которых речь идет об исходных, наиболее общих принципах объяснения:
а) жизни человека и общества (сюда относятся социальная философия, философская антропология, этика и др.).
б) познания (теория познания, которую называют также гносеологией или эпистемологией).
в) бытия (теория бытия, или онтология).
Чтобы очертить место, занимаемое философией в современной культуре, рассмотрим ее соотношение с наукой, религией и искусством.
Философия и наука
Философия родилась в единстве с наукой и на протяжении всей своей истории сохраняет черты сходства с ней. Их объединяет то, что и философия, и наука представляют собою теоретический тип знания. Особенность такого знания состоит в том, что оно не просто описывает, а объясняет действительность. Оно опирается на логические выводы и доказательства и выражается в абстрактных понятиях. Философия и наука – это различные, но частично совпадающие, пересекающиеся области знания.
Философия и религия
В религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. Фундаментальные религиозные идеи – о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. – по своему характеру сходны с философскими. Но они в рамках религии не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике. Философия же стремится аргументировать все свои утверждения. В отличие от религии, она постоянно подвергает критике свои собственные выводы.
Философия и искусство
Отличие философии от искусства заключается в том, что философия есть область теоретического, а искусство – художественного мышления. Философ мыслит абстракциями, поэт – художественными образами. Первый доказывает и объясняет, второй показывает и описывает. В искусстве главное – эмоциональный контакт автора с читателем, слушателем, зрителем.
Функции философии
Функции философии:
1. Мировоззренческая;
2. Социальная;
3. Методологическая.
Социальная культура
Дата: 2019-12-10, просмотров: 264.