Международная трудовая миграция на рубеже XX-XXI веков: гендерный аспект.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

  Сегодня в миграционный трудовой обмен вовлечены практически все страны. Только легальных трудовых мигрантов в мире насчитывается от 120 до 200 млн. человек (по сравнению с 75 млн. в 1965 году). Разница в уровне жизни и экономических возможностях в разных странах - основная движущая сила такой миграции. Устойчивая трудовая миграция за несколько десятилетий привела к сегментации рынков труда в развитых странах и выделению секторов, занятых преимущественно мигрантами. Это, в первую очередь, непрестижные рабочие места, не требующие высокой квалификации, с тяжелыми условиями труда и низкой оплатой, это наиболее дискриминируемые, неформальные или теневые сегменты занятости. Женщины-мигранты заняты в основном в индустрии досуга и развлечений, общественных услугах (низший персонал гостиниц, баров, фитнес-центров и т.п.), домашнем обслуживании (няни, гувернантки, домработницы, уход за детьми, престарелыми и больными). Мигранты-мужчины используются в строительстве, на тяжелых участках крупного промышленного производства, других неквалифицированных и тяжелых работах.  

В результате двоякой - национальной и гендерной - сегрегации работников на рынках труда индустриально развитых стран складывается специфическое разделение труда, в котором женщины-мигранты играют вполне определенную роль. Это разделение труда между национальными работниками и мигрантами, а также между самими мигрантами по гендерному признаку в настоящее время представляет нечто большее, чем просто наличие определенных экономических ниш мигрантов разных национальностей на рынках труда принимающих стран. Оно перерастает в определенный экономический режим, на котором строится в значительной мере экономика развитых индустриальных государств, причем экономическое и социальное благополучие этих стран все больше и больше зависит от притока труда мигрантов.

Феминизация миграционных потоков, т.е. увеличение доли женщин в общем количестве мигрантов, признается специалистами характерной чертой новейшего этапа развития международной трудовой миграции[1]. Женщины в силу различных причин концентрируются именно на нелегальном полюсе миграции.

Женщины-мигранты заняты в наиболее дискриминируемых, неформальных и теневых сегментах мигрантской занятости. Труд в сфере услуг, куда в основном привлекаются женщины-мигранты, имеет ряд особенностей, которые делают работников этой сферы более уязвимыми и менее социально защищенными, чем занятых в других отраслях экономики.     О том, что женщины-мигранты трудятся в наименее престижных сферах занятости, говорит оплата их труда. В соответствии с данными выборочного обследования ИСЭПН РАН в группе низкооплачиваемых трудовых мигрантов (до 500 долларов в месяц) соотношение женщин и мужчин составляет 3:1, в то время как в группе высокооплачиваемых мигрантов (свыше 1000 долларов в месяц) эта пропорция изменяется на противоположную 1:3. Низкий статус труда, которым заняты мигранты, помимо объективной экономической стороны имеет и субъективное проявление. Складывается отрицательный социальный имидж женщин-мигрантов, определенная стигма на их образе в глазах общества, основанная на том, что они обычно выполняют непрестижную, часто общественно порицаемую работу.

 

 

Официальными каналами трудовой миграции из России сегодня является выезд через систему фирм по трудоустройству российских граждан за рубежом, работающих по лицензии Минфедерации России, а также в рамках межгосударственных соглашений. По этим каналам в 2000 году выехало 45,8 тыс. человек, из которых только 5,8 тысячи женщин, или 12,5% от общего числа трудовых мигрантов.

В целом мужчины более ориентированы на эмиграцию, в трудовой же миграции ориентации практически совпадают. У женщин ориентация на временный выезд за рубеж для работы встречается почти в 7 раз чаще, чем на эмиграцию на постоянное жительство. Более половины потенциальных мигрантов-женщин ориентируются на краткосрочную или среднесрочную трудовую миграцию - до одного года. Причем около 20% потенциальных мигрантов настроены на миграцию на срок до трех месяцев, т.е. на быстрый заработок и возврат домой. Основываясь на подобных предпочтениях, можно рекомендовать странам, осуществляющим миграционное взаимодействие, введение экспериментальных программ легальной краткосрочной трудовой миграции, обеспеченной определенной квотой рабочих виз, специально для женщин. Причем, предлагать такие или подобные программы должна Россия как более заинтересованная сторона. Принимающие страны вряд ли проявят инициативу первыми, хотя и они ищут пути снижения нелегальной миграции.

3.3 Методы государственного регулирования трудовой миграции.

Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы, привели к созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования. Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании международной торговли. Уже в конце XVIII века в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение XIX века многие европейские страны принимали законы, ограничивавшие въезд нежелательных лиц. Тогда же правительства стали заключать двухсторонние конвенции, регулирующие миграцию. Часть из них действует по настоящее время.

Так, например, регулирование международной трудовой миграции между странами СНГ осуществляется:

1) в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов, вступившим в силу в России с 1 сентября 1995 года (трудящиеся-мигранты пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением (кроме пенсионного) согласно действующему на территории стран СНГ законодательству);

2) путем заключения двухсторонних межправительственных соглашений (между Россией, Арменией, Белоруссией, Киргизией, Молдавией, Украиной).

Например, в соответствии с Договором между Россией и Белоруссией об образовании сообщества двух государств от 2 апреля 1996 года отменен разрешительный порядок трудоустройства граждан Республики Белоруссия на территории России и особо оговорено обеспечение равных прав граждан обоих государств в трудоустройстве и создании общей информационной базы по вопросам занятости населения и вакансий рабочих мест.

При этом активные международные перемещения в современном мире и в особенности распространенность туризма создают предпосылки для развития именно нелегальной миграции. Чтобы предупредить незаконное пересечение границы или выделить потенциальных нелегальных рабочих, практически все развитые страны усиливают пограничный контроль, привлекая для этого современные технологии сканирования и идентификации личности (дактилоскопия, создание информационных баз данных и др.). Кроме того, ужесточается визовый режим, особенно применительно к тем государствам, из которых выходит много нелегальных мигрантов. Несмотря на то что в международном праве закреплен принцип равноправия, порядок получения виз для граждан разных стран одного государства зачастую бывает разным.

Многие страны размещают сотрудников иммиграционного контроля в аэропортах и морских портах других государств. Против авиакомпаний и пароходств, доставивших в страну нелегальных мигрантов, применяются санкции. Внутри страны с целью предупреждения подделки или подлога повышается уровень защиты документов, выдаваемых на руки иммигрантам. Более строго проверяются браки, заключенные с иностранцами, с целью предупреждения фиктивных браков ради получения вида на жительство. Вместе с тем на примере европейских стран можно предположить, что строгий пограничный контроль сокращает приток иммигрантов, но в еще большей степени он уменьшает их отток, а число нелегальных мигрантов при этом может возрастать.

Многие государства крайне заинтересованы в привлечении трудовых мигрантов, что объясняется повышенной потребностью в определенных специалистах, сезонном спросе (например, в сельском хозяйстве или туристическом бизнесе). Еще большая заинтересованность некоторых государств заключается в привлечении высококвалифицированных работников. Так, согласно существующим оценкам, в конце прошлого века недостаток специалистов в области информационных технологий в США составлял порядка 850 тыс. человек, в Европе — 2 млн. Как показывает практика, только за счет внутренних резервов, в частности за счет развития соответствующих направлений в образовании, проблему удовлетворения высокого спроса на профессионалов решить не удается.

Ряд государств проводит поощрительную политику по возвращению студентов и специалистов, выехавших за рубеж для получения образования или на работу. К примеру, в 2000 году правительство Великобритании и Фонд Вольфсона выделили 20 млн фунтов стерлингов для того, чтобы вернуть в страну британских ученых, а также привлечь перспективных молодых ученых из других государств.

Политика привлечения квалифицированных специалистов на постоянной основе проводится такими государствами, как США, Австралия, Канада и Новая Зеландия. В Австралии и Канаде отбор осуществляется на основе балльной системы оценки способностей потенциальных иммигрантов, в США — на основе системы преференций в рамках выделенных квот.

В страны Европы квалифицированные специалисты въезжают на основе выданных разрешений на временную работу (так называемых work permits). При этом процедура бывает сложна и долговременна: компании-работодателю необходимо доказать уникальность нужного специалиста, затем собрать целый ряд документов, опубликовать в местных средствах массовой информации объявление о вакансии. Лишь после того как в течение месяца поиск кандидата среди граждан определенной страны к результатам не приведет, законодательство ряда стран требует опубликовать объявление о вакансии для поиска работников в Европе, и лишь при отрицательном результате граждане «третьих стран» могут получить разрешение на работу по определенной специальности.

Альтернативным способом регулирования трудовой миграции является система квот. Она используется для регулирования числа прибывающих постоянных иммигрантов в Австралии, Канаде и США. Квоты для временных квалифицированных работников существуют в Германии, Норвегии и США.

Для отбора иммигрантов в Австралии и Канаде используется балльная система. Балльная система с недавнего времени используется в Великобритании для оценки тех специалистов, которые временно допускаются на рынок труда квалифицированных кадров без разрешения на работу. Введение подобной системы обсуждается в Германии. В других странах балльная система не используется, а при оценке квалификации мигранта иммиграционные службы полностью опираются на мнение работодателя.

Несмотря на то что в России порядок трудовой миграции сменился с разрешительного на уведомительный, политика государства в отношении труда мигрантов претерпела значительные изменения за последнее время и сейчас продолжает формироваться, вбирая в себя лучший опыт зарубежных стран.

Так, ряд важных заявлений был сделан на встрече в Санкт-Петербурге глав парламентов стран «большой восьмерки» в 2006 году: борьба с нелегальной миграцией должна включать не только административные элементы, но и меры, способствующие социально-экономическому развитию беднейших стран и регионов, отмечали участники встречи. «В парламентах стран “группы восьми” придают большое значение этой серьезной гуманитарной проблеме, — подчеркнул председатель Госдумы Борис Грызлов. — Процессы нелегальной миграции носят трансграничный характер и требуют совместных действий мирового сообщества и прежде всего стран “восьмерки”, куда устремляется большинство нелегальных мигрантов». В ходе дискуссии тогда были высказаны два основных подхода к проблеме миграции: с одной стороны, приветствуется законная, контролируемая трудовая миграция; с другой — не теряет актуальности проблема борьбы с нелегальной миграцией как с источником организованной преступности, контрабанды. «Коллеги из США считают неконтролируемую миграцию одной из основных угроз безопасности своей страны, — привел пример председатель думского комитета по международным делам Константин Косачев. — На юге США ежегодно пересекают границу до миллиона нелегальных мигрантов. У России соизмеримые цифры. Поэтому российский подход сочетает элементы обеих точек зрения».

 

Диаметрально противоположными способами борьбы с нелегальной миграцией являются случаи депортаций и регуляризации положения нелегальных мигрантов, известные современной действительности. Важные изменения в положении иностранных граждан произошли 15 января 2007 года, когда вступили в силу принятые 18 июля 2006 года Федеральные законы «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» и «О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в РФ”» и были упорядочены вопросы миграционного учета, получения разрешения на временное проживание и др. То, что международная трудовая и, в частности, нелегальная миграция является в центре внимания государства и общественности, свидетельствует о важности этого вопроса для современной России.

 

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

- Основные направления международной миграции рабочей силы:

1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;

2) миграция в рамках промышленно развитых стран;

3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;

4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны ;

5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из

промышленно развитых в развивающиеся страны;

- Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими

Одна из самых главных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в приграничных регионах – ее экономическая выгодность. Прежде всего – низкие транспортные расходы на доставку рабочей силы, а также отсутствие существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.

Страны, принимающие рабочую силу, получают при этом следующие преимущества:

·   повышается конкурентоспособность производимых страной товаров

вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы;

·   иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и

услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;

·   при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна

экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку;

·   иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный

амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены;

·   иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются

при реализации разного рода социальных программ.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) утверждает, что иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляются в семьях переселенцев. В Швейцарии – 24%, а в Люксембурге – почти 38%.

Для стран, экспортирующих рабочую силу, в свою очередь, также имеется целый ряд преимуществ:

1. Экспорт рабочей силы означает уменьшения давления избыточных трудовых ресурсов и, соответственно, социального напряжения в стране.

2. Бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым

профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и др. В то же время страны-экспортеры капитала сталкиваются и с некоторыми

негативными явлениями. Главное – это «утечка мозгов», отток

квалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых национальной экономике;

- Особую роль международная трудовая миграция играет в странах Евросоюза, где, по данным доклада о занятости в Европе от 2008 г., число мигрантов достигло 27 млн. чел;

- Последние экономические потрясения при­вели к переоценке последствий влияния кризиса на трудовых мигрантов, являющихся важным эле­ментом рынка труда;

- Рост безработицы вынудил ряд европейских стран ужесточить условия въезда в страну, осо­бенно для трудовых мигрантов второго уровня квалификации, и допускать их только в те от­расли, где наблюдается дефицит кадров и нет конкуренции со стороны коренного населения;

- Для России проблема международной трудовой миграции на сегодняшний день является крайне актуальной, при этом значимую долю на рынке труда занимает нелегальная миграция;

- основные причины появления нелегальной трудовой миграции:

- Экономические факторы, обуславливающие направления потоков легальных мигрантов, а именно различие в уровне жизни между развитыми и неразвитыми странами. Причины нелегальной миграции сводятся к ограничительной политике стран классической иммиграции и европейских государств, отсутствию эмиграционного контроля в странах происхождения нелегальных мигрантов;

- В результате двоякой - национальной и гендерной - сегрегации работников на рынках труда индустриально развитых стран складывается специфическое разделение труда, в котором женщины-мигранты играют вполне определенную роль. Это разделение труда между национальными работниками и мигрантами, а также между самими мигрантами по гендерному признаку в настоящее время представляет нечто большее, чем просто наличие определенных экономических ниш мигрантов разных национальностей на рынках труда принимающих стран. Оно перерастает в определенный экономический режим, на котором строится в значительной мере экономика развитых индустриальных государств, причем экономическое и социальное благополучие этих стран все больше и больше зависит от притока труда мигрантов;

- Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через оплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам,

создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массово эмиграции.

Мои рекомендации:

- В целях обеспечения дальнейшего регулирования потоков внешней трудовой миграции необходимо реализовать комплекс следующих мер:
завершить формирование институциональной структуры по организации внешней трудовой миграции, предусматривающей совершенствование межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, государственных и негосударственных структур, осуществляющих деятельность в области внешней трудовой миграции на федеральном и региональном уровнях;

- продолжить дальнейшее развитие и совершенствование нормативной правовой базы внешней трудовой миграции, расширение географии международного обмена рабочей силой и наращивание объемов экспорта рабочей силы на основе заключения международных договоров Российской Федерации;
- принять федеральный закон “О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы”;
разработать и принять законы об усилении административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере внешней трудовой миграции;
- создать действующую систему контроля и противодействия нелегальной трудовой миграции;
- разработать примерный перечень требований к трудовым контрактам между российскими работодателями и иностранными работниками.

 

 

    

 

   

 

 






Дата: 2019-12-10, просмотров: 331.