Особую роль международная трудовая миграция играет в странах Евросоюза, где, по данным доклада о занятости в Европе от 2008 г., число мигрантов достигло 27 млн. чел. или 5,6% от общего населения. По прогнозам французского Института международных отношений, численность экономически активного коренного населения Европы уменьшится с 331 млн чел. в 2003 г. до 243 млн. в 2050 г., то есть сократится на 30%, а доля Объединенной Европы в мировом ВВП за этот же период снизится с 22 до 12%. Эти проблемы рассматривались в Докладе ООН «Замещающая миграция; дает ли она решение проблем сокращения и старения населения?» (2000 г.) и в третьем докладе Комиссии Евросоюза по миграции и интеграции (2007 г.). Под замещающей миграцией понимается приток иммигрантов, способный предотвратить сокращение численности и старение населения в странах с низким уровнем рождаемости и смертности. В докладе ООН отмечалось, что для поддержания постоянной численности населения ЕС в 2000—2050 гг. необходимо привлечь не менее 47 млн. иммигрантов из третьих стран.
2.2 Влияние мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. на миграцию рабочей силы в страны ЕС.
Финансовый и экономический кризис 2008— 2009 гг. выразился в самой глубокой за последние 13 лет рецессии в Европе. Он привел к падению ВВП и инвестиций, росту инфляции и безработицы.
В декабре 2008 г. Еврокомиссия предложила план европейского экономического восстановления, в котором определила комплекс мер по сохранению и созданию новых рабочих мест и предложила пути по выходу из экономического кризиса. Еврокомиссия предупредила, что если не принять срочные меры, безработица может охватить 10% экономически активного населения. Кроме того, в марте 2009 г. на встрече министров труда и социальной защиты ЕС было предложено увеличить долю Евросоюза в субсидиях так называемого «фонда глобализации» с 50 до 75%, а продолжительность оказания помощи — с одного до двух лет. Этот фонд был создан для оказания помощи гражданам ЕС, оказавшимся без работы из-за переноса производства в страны с более дешевой рабочей силой, но в настоящее время субсидии из него будут также выдаваться лицам, лишившимся работы из-за экономического кризиса.
Последние экономические потрясения привели к переоценке последствий влияния кризиса на трудовых мигрантов, являющихся важным элементом рынка труда. В исследовании немецкого отделения фонда Маршалла (США) о проблемах трудовой мобильности после расширения ЕС отмечалось, что деятельность трудовых мигрантов привела к росту ВВП в странах-членах в общей сложности на 0,2%, особенно в странах с гибким рынком труда. Что касается влияния миграции на уровень безработицы, то в странах с гибким рынком труда приток мигрантов не приводит к росту безработицы, а в странах с зарегулированным рынком уровень безработицы из-за использования иностранной рабочей силы может вырасти на 0,1—0,2%. Причем, чем выше уровень подготовки трудовых мигрантов, тем меньше он влияет на уровень безработицы. В то же время «голубые воротники» из местного населения могут потерять от 0,4 до 0,7% своих доходов в краткосрочном плане из-за высокого притока иммигрантов.
В последнем докладе ОЭСР о миграции (2008 г.) отмечалось, что несмотря на кризис, развитые страны продолжают бороться за приток высококвалифицированных мигрантов, в то же время до сих пор сохраняется потребность в импорте малоквалифицированной рабочей силы, как это было во время азиатского финансового кризиса в конце 90-х гг. Но в условиях экономических неурядиц на первый план выходит необходимость планирования, регулирования и контроля над процессом внутренней и внешней миграции рабочей силы. В 2008 г. об ужесточении миграционных правил для иностранных рабочих объявила Англия. В Чехии, где доля иностранных мигрантов невелика, разработан план принудительного выселения из страны мигрантов, в первую очередь из Вьетнама и Монголии. Им будут оплачены пособия в размере 500 евро и билет домой. Испания, которая всегда славилась своей толерантно-
стью к иммигрантам, ставшим неотъемлемым элементом «экономического пейзажа» этой страны, в сентябре 2008 г. предложила иностранным рабочим единовременную выплату двухлетней суммы пособий по безработице, чтобы они смогли вернуться к себе на родину. Власти надеются, что в ближайший год страну покинут 87 тыс. человек. Лица, имеющие вид на жительство и работу, смогут получать пособие по безработице в обмен на обещание не возвращаться в Испанию в течение 3 лет. Подобная тактика Испании это сигнал для всей Европы для решения проблем миграции и безработицы.
Обобщенные данные по сокращению трудовых мигрантов в странах ЕС отсутствуют, поэтому масштабы увольнения иностранных рабочих оценить сложно. Нынешний экономический кризис поставил на повестку дня проблему влияния миграции на уровень безработицы и зарплаты. Большинство экспертов считают, что воз воздействие экономической миграции на среднюю зарплату в ЕС незначительно, особенно в долгосрочной перспективе, так как иностранные рабочие часто соглашаются на более низкую оплату труда. Они платят больше налогов по сравнению с получаемой ими социальной помощью в принимающих странах, способствуют появлению новых рабочих мест.
Рост безработицы вынудил ряд европейских стран ужесточить условия въезда в страну, особенно для трудовых мигрантов второго уровня квалификации, и допускать их только в те отрасли, где наблюдается дефицит кадров и нет конкуренции со стороны коренного населения. Более строгие ограничения введены Италией на приток в страну строительных и промышленных рабочих, сезонных работников, а также лиц, претендующих на вакансии в сфере туризма, так как эти отрасли наиболее сильно затронул кризис. Она также собирается объявить двухлетний мораторий на заключение трудовых договоров с иностранными рабочими из стран, не входящих в ЕС. Но, учитывая, что у местного населения нет спроса на неквалифицированные рабочие места, которые занимают гастарбайтеры, скорей всего, массового возвращения трудовых мигрантов на родину не произойдет, но интенсивность притока рабочей силы из третьих стран снизится. К тому же во время экономического спада, падения доходов и спроса работодателям не выгодно избавляться от дешевой рабочей силы, так как она позволяет им экономить значительные средства на оплате труда за счет существующей разницы в зарплате местных и иностранных рабочих.
Падение производства и закрытие предприятий в условиях кризиса обостряют конкуренцию среди соискателей. В Великобритании по вновь введенным правилам приема на работу высококвалифицированные специалисты обязаны иметь диплом магистра, а не бакалавра, как раньше. Это нововведение приведет к сокращению мигрантов в этой категории работников. В отчете КЕС по мониторингу рынка труда в ЕС от 17 февраля 2009 г. отмечалось, что до декабря 2008 г. резкое замедление экономики не сильно повлияло на показатель уровня безработицы в ЕС. Незначительное воздействие кризиса на рынок труда с начала 2008 г. частично объясняется тем, что уровень занятости реагирует на экономическую активность, как правило, с опозданием на 3 квартала. По некоторым отчетам Еврокомиссии, в ответ на спад количество вакантных рабочих мест стало уменьшаться. А по последним прогнозам КЕС прирост занятости будет отрицательным в 2009 г., она снизится от 0,5 до 2,5% в 2009 г., но в 2010 г. число занятых может увеличиться на 0,5 млн в странах ЕС, притом что средний уровень безработицы может вырасти на 2,5% в течение следующих двух лет31. Первыми рост безработицы в ЕС ощутили на себе молодежь и работающие по временным трудовым контрактам, в т.ч. и трудовые мигранты из третьих стран, использующие эти контракты. При отсутствии новых рабочих мест могут возникнуть противоречия между гражданами ЕС и вновь прибывшими иностранными рабочими. В условиях кризиса трудовые мигранты будут вынуждены соглашаться на более низкую зарплату и худшие условия труда для сохранения работы, при этом переводы на родину сократятся, а они часто превышают общие объемы иностранной помощи развивающимся странам. Это приведет к долгосрочным последствиям для экономики отправляющих мигрантов стран и к увеличению числа живущих за чертой бедности от 5 до 20 %. Но в случае резкого сокращения притока легальных мигрантов существует реальная опасность усиления нелегальной миграции со всеми вытекающими последствиями, включая рост преступности и социальной напряженности, как это было во Франции в 2005—2006 гг.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 261.