Общие тенденции трудовой миграции в странах ЕС.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особую роль международная трудовая миграция играет в странах Евросоюза, где, по данным доклада о занятости в Европе от 2008 г., число мигрантов достигло 27 млн. чел. или 5,6% от общего населения. По про­гнозам французского Института международных отношений, численность экономически активно­го коренного населения Европы уменьшится с 331 млн чел. в 2003 г. до 243 млн. в 2050 г., то есть со­кратится на 30%, а доля Объединенной Европы в мировом ВВП за этот же период снизится с 22 до 12%. Эти проблемы рассматривались в Докладе ООН «Замещающая миграция; дает ли она реше­ние проблем сокращения и старения населения?» (2000 г.) и в третьем докладе Комиссии Евросоюза по миграции и интеграции (2007 г.). Под замещаю­щей миграцией понимается приток иммигрантов, способный предотвратить сокращение числен­ности и старение населения в странах с низким уровнем рождаемости и смертности. В докладе ООН отмечалось, что для поддержания постоян­ной численности населения ЕС в 2000—2050 гг. не­обходимо привлечь не менее 47 млн. иммигрантов из третьих стран.

2.2 Влияние мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. на миграцию рабочей силы в страны ЕС.

Финансовый и экономический кризис 2008— 2009 гг. выразился в самой глубокой за последние 13 лет рецессии в Европе. Он привел к падению ВВП и инвестиций, росту инфляции и безрабо­тицы.

В декабре 2008 г. Еврокомиссия предложила план европейского экономического восстановле­ния, в котором определила комплекс мер по сохра­нению и созданию новых рабочих мест и предло­жила пути по выходу из экономического кризиса. Еврокомиссия предупредила, что если не принять срочные меры, безработица может охватить 10% экономически активного населения. Кроме того, в марте 2009 г. на встрече министров труда и со­циальной защиты ЕС было предложено увеличить долю Евросоюза в субсидиях так называемого «фонда глобализации» с 50 до 75%, а продолжи­тельность оказания помощи — с одного до двух лет. Этот фонд был создан для оказания помощи граж­данам ЕС, оказавшимся без работы из-за переноса производства в страны с более дешевой рабочей силой, но в настоящее время субсидии из него бу­дут также выдаваться лицам, лишившимся работы из-за экономического кризиса.

Последние экономические потрясения при­вели к переоценке последствий влияния кризиса на трудовых мигрантов, являющихся важным эле­ментом рынка труда. В исследовании немецкого отделения фонда Маршалла (США) о проблемах трудовой мобильности после расширения ЕС от­мечалось, что деятельность трудовых мигрантов привела к росту ВВП в странах-членах в общей сложности на 0,2%, особенно в странах с гибким рынком труда. Что касается влияния миграции на уровень безработицы, то в странах с гибким рынком труда приток мигрантов не приводит к ро­сту безработицы, а в странах с зарегулированным рынком уровень безработицы из-за использова­ния иностранной рабочей силы может вырасти на 0,1—0,2%. Причем, чем выше уровень подго­товки трудовых мигрантов, тем меньше он влияет на уровень безработицы. В то же время «голубые воротники» из местного населения могут потерять от 0,4 до 0,7% своих доходов в краткосрочном пла­не из-за высокого притока иммигрантов.

В последнем докладе ОЭСР о миграции (2008 г.) отмечалось, что несмотря на кризис, раз­витые страны продолжают бороться за приток высококвалифицированных мигрантов, в то же время до сих пор сохраняется потребность в им­порте малоквалифицированной рабочей силы, как это было во время азиатского финансового кризиса в конце 90-х гг. Но в условиях экономиче­ских неурядиц на первый план выходит необходи­мость планирования, регулирования и контроля над процессом внутренней и внешней миграции рабочей силы. В 2008 г. об ужесточении миграци­онных правил для иностранных рабочих объявила Англия. В Чехии, где доля иностранных мигран­тов невелика, разработан план принудительного выселения из страны мигрантов, в первую оче­редь из Вьетнама и Монголии. Им будут оплачены пособия в размере 500 евро и билет домой. Испа­ния, которая всегда славилась своей толерантно-

стью к иммигрантам, ставшим неотъемлемым элементом «экономического пейзажа» этой стра­ны, в сентябре 2008 г. предложила иностранным рабочим единовременную выплату двухлетней суммы пособий по безработице, чтобы они смог­ли вернуться к себе на родину. Власти надеются, что в ближайший год страну покинут 87 тыс. чело­век. Лица, имеющие вид на жительство и работу, смогут получать пособие по безработице в обмен на обещание не возвращаться в Испанию в тече­ние 3 лет. Подобная тактика Испании это сигнал для всей Европы для решения проблем миграции и безработицы.

Обобщенные данные по сокращению трудо­вых мигрантов в странах ЕС отсутствуют, поэто­му масштабы увольнения иностранных рабочих оценить сложно. Нынешний экономический кризис поставил на повестку дня проблему влия­ния миграции на уровень безработицы и зарпла­ты. Большинство экспертов считают, что воз воз­действие экономической миграции на среднюю зарплату в ЕС незначительно, особенно в долго­срочной перспективе, так как иностранные ра­бочие часто соглашаются на более низкую оплату труда. Они платят больше налогов по сравнению с получаемой ими социальной помощью в при­нимающих странах, способствуют появлению новых рабочих мест.

Рост безработицы вынудил ряд европейских стран ужесточить условия въезда в страну, осо­бенно для трудовых мигрантов второго уровня квалификации, и допускать их только в те от­расли, где наблюдается дефицит кадров и нет конкуренции со стороны коренного населения. Более строгие ограничения введены Италией на приток в страну строительных и промышлен­ных рабочих, сезонных работников, а также лиц, претендующих на вакансии в сфере туризма, так как эти отрасли наиболее сильно затронул кри­зис. Она также собирается объявить двухлетний мораторий на заключение трудовых договоров с иностранными рабочими из стран, не входя­щих в ЕС. Но, учитывая, что у местного насе­ления нет спроса на неквалифицированные ра­бочие места, которые занимают гастарбайтеры, скорей всего, массового возвращения трудовых мигрантов на родину не произойдет, но интен­сивность притока рабочей силы из третьих стран снизится. К тому же во время экономического спада, падения доходов и спроса работодате­лям не выгодно избавляться от дешевой рабочей силы, так как она позволяет им экономить зна­чительные средства на оплате труда за счет су­ществующей разницы в зарплате местных и ино­странных рабочих.

Падение производства и закрытие пред­приятий в условиях кризиса обостряют конку­ренцию среди соискателей. В Великобритании по вновь введенным правилам приема на работу высококвалифицированные специалисты обя­заны иметь диплом магистра, а не бакалавра, как раньше. Это нововведение приведет к сокра­щению мигрантов в этой категории работников. В отчете КЕС по мониторингу рынка труда в ЕС от 17 февраля 2009 г. отмечалось, что до декабря 2008 г. резкое замедление экономики не силь­но повлияло на показатель уровня безработи­цы в ЕС. Незначительное воздействие кризиса на рынок труда с начала 2008 г. частично объ­ясняется тем, что уровень занятости реагиру­ет на экономическую активность, как правило, с опозданием на 3 квартала. По некоторым от­четам Еврокомиссии, в ответ на спад количе­ство вакантных рабочих мест стало уменьшаться. А по последним прогнозам КЕС прирост занято­сти будет отрицательным в 2009 г., она снизится от 0,5 до 2,5% в 2009 г., но в 2010 г. число заня­тых может увеличиться на 0,5 млн в странах ЕС, притом что средний уровень безработицы мо­жет вырасти на 2,5% в течение следующих двух лет31. Первыми рост безработицы в ЕС ощутили на себе молодежь и работающие по временным трудовым контрактам, в т.ч. и трудовые мигран­ты из третьих стран, использующие эти контрак­ты. При отсутствии новых рабочих мест могут возникнуть противоречия между гражданами ЕС и вновь прибывшими иностранными рабочими. В условиях кризиса трудовые мигранты будут вы­нуждены соглашаться на более низкую зарплату и худшие условия труда для сохранения работы, при этом переводы на родину сократятся, а они часто превышают общие объемы иностранной помощи развивающимся странам. Это приведет к долгосрочным последствиям для экономики отправляющих мигрантов стран и к увеличению числа живущих за чертой бедности от 5 до 20 %. Но в случае резкого сокращения притока легаль­ных мигрантов существует реальная опасность усиления нелегальной миграции со всеми вы­текающими последствиями, включая рост пре­ступности и социальной напряженности, как это было во Франции в 2005—2006 гг.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 220.