За прошедшее время было предложено 472 определения ПР, вот лучшие из них.
Институт паблик рилейшнз определил деятельность в области ПР следующим образом:
,, Деятельностью в области ПР являются планируемые и осуществляемые усилия, направленные на установление и поддержание доброжелательных отношений между организацией и ее общественностью,,.
Вот рабочее определение ПР:
,, ПР – это особая функция управления, которая помогает устанавливать и поддерживать общие принципы общения, понимания, согласия и сотрудничества между организацией и соответствующим ей кругом лиц.
Она включает в себя разрешение различных проблем, обеспечивает администрацию информацией об общественном мнении и способствует ответственному к нему отношению, определяет и усиливает ответственность руководства в удовлетворении общественных интересов, помогает администрации эффективно и заблаговременно проводить изменения, предвосхищая те или иные тенденции, и использует в качестве своих инструментов научно обоснованные, надежные и этические методы общения,,.[1]
ПР – наука новая. Ее родиной является США.. Еще полвека назад проповедующие ее ученые и менеджеры не считались специалистами. Сегодня эта наука, которая входит не только в программы колледжей и университетов, но и в практику ведущих западных компаний и корпораций.
ПР возникла на стыке социальной психологии, логики, соционики, ряда поведенческих наук, изучающих мотивацию, поведение в малых группах, удовлетворенность трудом, передачу информации и организации и, конечно же, маркетинга и менеджмента.[2]
ПР могут внести важный вклад в улучшение процесса управления в самом широком смысле этого слова. Перечислим разнообразные направления, в которых могут работать специалисты в области общественных связей:
1. Консультации, основанные на понимании человеческого поведения.
2. Анализ возможных тенденций и предсказание их последствий.
3. Изучение общественного мнения, ожиданий и взглядов общества и выработка рекомендаций для осуществления необходимых мер.
4. Установление и поддержание взаимного общения, основанного на достоверности и полноте информации.
5. Предотвращение конфликта и недоразумений.
6.Содействие установлению взаимоуважения и социальной ответственности.
7. Гармонизация личных и общественных интересов.
8. Улучшение доброжелательных отношений с персоналом, поставщиками и покупателями.
9.Улучшение промышленных связей.
10. Привлечение квалифицированного персонала и снижение текучести кадров.
10.Расширение рынка товаров и услуг.
11. Максимальное повышение прибыльности.
12. Формирование корпоративной индивидуальности.[1]
И хотя понятие ПР возникло недавно, подобная деятельность, т. е. установление контакта с публикой, учет ее мнения и воздействия на сознание общественности в разнообразных жизненных сферах, восходит к глубокой древности.
И для того, чтобы глубже понять современную сущность ПР, хотелось бы рассмотреть истоки ее возникновения.
Из дошедших до нас свидетельств можно найти достаточно указаний на то, что в Древней Греции и Риме уже тогда воздействию на общественное мнение уделялось значительное внимание. Складывается впечатление, что в те далекие дни ПР составляли органическую связь системы управления. Римляне выразили свое отношение к общественному мнению в девизе:
,, Глас народа – глас Божий ,,.
В средневековой Руси своеобразным и уникальным опытом демократических связей с общественностью было народное вече. Оно существовало с Х по ХV века. Вече пользовалось правом призывать князя на престол, решать хозяйственные вопросы, объявлять войну и заключать мир. Под звуки колокола люди собирались для выработки коллективного решения.
В Европе с прямой апелляцией к общественности выступали Мирабо Демулен, Робеспьер, Дантон и др., Впоследствии на идеи французского Просвещения стали ориентирами и для российских декабристов, но их трагедия заключалась как раз в отрыве от общественности, фактическом отсутствии поддержки в собственном дворянском сословии.
В Америке глубоко чтят имена своих просветителей и руководителей американской революции, которые сумели завоевать поддержку и доверие народа, повести его за собой. Особо значительной видится фигура Самюэля Адамса, который фактически сформулировал ряд принципов связи с общественностью в ходе политической кампании.
Все эти принципы впоследствии нашли применение и развитие в становлении современной американской концепции ПР.
Существует две версии первого употребления термина ПР, согласно одной из них – термин ПР впервые употребил в1807году в своем послании к народу Томас Джефферсон , ставший впоследствии президентом США. Согласно другой, термин ПР придумал американец Дорман Идон в 1882 году.
Следующий шаг в истории ПР в США относится к первой четверти ХIХ века – периоду президентства Эндрю Джексона, полуграмотного выходца из народа. Он сумел выиграть и удержать президентство благодаря умелому воздействию на общественность.
В начале ХХ века В США большое внимание связям с общественностью уделяет Теодор Рузвельт.
Первым теоретиком ПР, осознавшим, что эту деятельность надо строить на научной основе, был журналист Айви Ли. Он впервые применил термин ПР к профессиональной деятельности. Было это в 1919 году. Ли создал многие методы и принципы, которые и сегодня присутствуют в ПР и одним из первых понял, что создание хорошей теоретической основы необходимо в этой работе.
Службы и подразделения связей с общественностью создаются при железнодорожных корпорациях, в автомобильной и других отраслях промышленности. Первое крупное бюро ПР было создано в 1912 году при Американском телефонно-телеграфном объединении.
На первых порах ПР изучалось на отделениях журналистики. В числе первых, курс по ПР был прочитан Эдвардом Бернаузом в 1922 году в Нью-йоркском Университете. Он ввел термин ,, совет по ПР,,. В 1923 году им была написана книга по основам ПР - ,, Кристаллизация общественного мнения,,. Это первая серьезная работа по ПР. [3].
Послевоенный период – с середины 40-х до середины 60-х в США считается периодом настоящего бума в области ПР. В 1948 году создано Общество ПР в Америке. В 1953 году ряды служб внешнеполитической информации были объединены в знаменитые ЮСИА – Американское информационное Агентство.
В течение 20 лет число профессионалов в сфере ПР достигло 100 тыс. человек.
В странах Западной Европы связи с общественностью также воспринимаются как необходимый фактор политической и социальной стабилизации. Большинство стран Запада входит в международную ассоциацию ПР.
ПР формируется в самостоятельную функцию менеджмента по установлению и ведению коммуникативной организации с внешней и внутренней ответственностью.
ПР обретает в развитых странах статус самостоятельной сферы знаний и практической деятельности.
В начале 70-х годов термин ПР начал обретать широкую известность во всем мире. С падением ,,железного занавеса,, и становлением рыночной экономики в России, ПР актуализировался и здесь
Пионерами во введении курсов и программ по ПР в России явились МГУ, МГИМО, ГАИ им. С. Орджоникидзе, МГТУ им. Баумана.
Сегодня десятки вузов ведут подготовку специалистов по ПР. Около 300 специальных агентств стремятся оказывать услуги в этой сфере. Сегодня ПР развито в каждой крупной, а часто и средней организации развитых стран.
Более 200 американских Университетов и колледжей предлагают обучение ПР в рамках программ ,,Журналистика,, , ,,Коммуникации
ПР превратилось в многомиллионный бизнес, целую индустрию по формированию общественного мнения. Только в США сегодня более 5080 агентов ПР. А Международная Ассоциация объединяет сегодня более 800 специалистов из65 стран.
В России уже несколько лет существует Российская ассоциация по связям с общественностью, действует ,,Гильдия работников пресс-служб и служб ПР в России,, [3].
Наш краткий экскурс становления ПР с древности до наших дней помог нам сделать выводы о том, что система связей с общественностью – или просто ПР возникла в глубокой древности и была одной из видов деятельности человечества.
Также мы видим, что на различных исторических этапах получают приоритет те или иные сферы проявления ПР: политическая, экономическая, религиозная, культурная. Однако во всех случаях действовала единая закономерность: стабильность того или иного общества, успех или неуспех того или иного замысла зависели от гармоничных связей с общественностью, умением завоевать общественное мнение.
1.2 Теоретический обзор деятельности ПР
Теперь нам необходимо выяснить, что представляет из себя система связей с общественностью в современном обществе. Как функционирует эта система, как осуществляет процесс коммуникации, какие функции выполняет система
Но для начала обозначим важнейшие принципы ПР:
это обеспечение взаимной выгоды организации и общественности, а также абсолютная честность и правдивость тех, кто занимается этим видом управленческой деятельности.
Главная задача ПР – обеспечение общественной гармонии и взаимопонимания.
Следующий принцип ПР – открытость информации. Английский специалист в области ПР Сэм Блэк считает этот принцип ведущим в отношениях с общественностью. Его формулировка:
,,ПР – это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности,,[1].
И еще один существенный принцип :
ПР – это опора на объективные закономерности массового сознания, а также отношений между людьми, организациями и общественностью, отказ от субъективизма, нажима на общественность, попыток выдавать желаемое за действительное.
Сущность ПР можно определить как деятельность по переводу прагматических целей организации в приемлемую для общества политику.
Обычно ПР рассматривают в двух ипостасях, одной стороны, как систему методов и приемов, с помощью которых достигается желанное ,,взаимопонимание и сотрудничество,, , определяющее в конечном счете поведение общественности (индивида, группы, контактных аудиторий). С другой – как некое подразделение, службу, ориентированную на эффективное коммуникационное взаимодействие с общественностью, или иначе – с внешней и внутренней средой организации. И в этом плане ПР можно определить как рационально структурированную систему коммуникационного обеспечения деятельности организации [4].
Цель работы специалистов ПР – это воздействие на состояние общественного мнения. Большинство акций по ПР проводятся с целями:
1. Убедить людей изменить свое мнение по какому либо продукту или организации.
2. Сформировать общественное мнение, когда его нет.
3. Усилить существующее мнение общественности.
Необходимо определить, что подразумевается под понятием ,,общественность,,.
Общественность – это группа людей:
n оказавшаяся в неразрешенной ситуации
n сознающая неопределенность и проблемность ситуации
n реагирующих определенным образом на создавшуюся ситуацию [3].
Деятельность ПР направлена на обеспечение желаемого поведения групп общественности посредством влияния на общественное мнение.
Сформированность отношения человека к чему-либо проявляется в форме мнения. А сформировавшееся мнение ведет к вербальным или поведенческим акциям, действиям человека.
Общественное мнение – это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей.
Отношение может быть положительным, отрицательным или нейтральным. Влияние на общественное мнение состоит в изменении отношения и важнейшая задача ПР здесь – продвижение человека из стадии неявного, нейтрального отношения к более осведомленному и осознанному и, наконец, к активному состоянию.
Работа организации в области формирования общественного мнения должна учитывать некоторые его особенности
1. Общественное мнение меняется – недостаточно его однократно сформировать – с ним надо работать постоянно.
2. Потенциальная направленность поведения общественности определяется потребностями действительности.
3. Не существует единой и унифицированной общественности – влияние на общественное мнение должно ориентироваться на конкретные группы людей.
4. Общественное мнение обычно меняется в большей степени событиями, чем словами.
5. Мнение общественности определяется ее интересами [3].
Определившись с понятием ,,общественность,, и ,,общественное мнение, можно выяснить, как осуществляется процесс коммуникации между организацией, фирмой и общественностью и какое место здесь занимает служба ПР.
Коммуникация – процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания. В ходе этого процесса происходит передача информации.
Ориентированная на большие массы людей информация называется массовой, а процесс ее передачи с помощью технических средств определяется как массовая коммуникация. Она помогает индивиду сформировать общую картину мира, получить представления об обществе, в котором он живет, расширить круг общения.
Чтобы разобраться в механизме акта коммуникации, его разбивают на составляющие компоненты и анализируют каждый в отдельности.
Еще Аристотель выделял три компонента коммуникации:
ОРАТОР – РЕЧЬ – АУДИТОРИЯ.
И эта триада, правда в несколько ином звучании, - ,,коммуникатор – сообщение – коммуникант,, -- присутствует во всех последующих моделях коммуникации, составляя ядро всех моделей.
Интересная модель коммуникации была предложена в 30-е годы Г.Лассуэлом, который выделил пять наиболее значимых компонента процесса коммуникации:
Дата: 2019-12-10, просмотров: 253.