При анализе опорных прыжков их подразделяют на семь фаз: разбег, наскок на мостик, отталкивание ногами, полет до опоры о снаряд, опора о снаряд и отталкивание руками, полет после отталкивания, приземление. В зависимости от структуры исполняемого прыжка каждая его фаза может иметь специфические особенности. Тем не менее, первые две фазы относительно стабильны, параметры их чрезвычайно мало отличаются друг от друга и не зависят от структуры прыжка.
Разбег нужен гимнасту для приобретения количества движения, необходимого для технически правильного выполнения прыжка. Мы подчеркиваем — технически правильного — потому что вообще перепрыгнуть через коня (даже переворотом) можно и без разбега — с одного-двух шагов. Кстати, некоторые авторы рекомендуют подобные упражнения в качестве средств развития специальной прыгучести гимнаста по методу сопряженного воздействия (А. Б. Плоткин, Л. Я. Черешнева).
Обычно оптимальная длина разбега у квалифицированных гимнастов — 20—22 м. По новым правилам соревнования длина разбега должна составлять не более 20 м, но это положение возникло в связи с ограниченными возможностями при проведении соревнований и не является следствием обоснованности такой длины разбега, как наиболее оптимальной для выполнения самих прыжков. Длина разбега зависит от ее оправданности и целесообразности. Если гимнасту предоставить возможность разбегаться 50 метров, он ею не воспользуется. Ибо перед ним не стоит задача достичь максимально возможной скорости бега и с ее помощью совершить рекордный по длине прыжок.
Гимнасты никогда полностью не используют в разбеге своих максимальных возможностей. По данным Л. П. Семенова (1975), максимальная скорость, которую гимнасты могут развить в беге, достигает в среднем, 9,2 м/с. Для выполнения опорного прыжка они разбегаются со скоростью 7—7,5 м/с и таким образом используют свои скоростные возможности лишь на 76—81%. У 14—16-летних гимнастов максимальная скорость бега 7,7—8,2 м/с, а обычная скорость разбега — 6,2—6,6 м/с.
Меньшая скорость разбега при выполнении опорных прыжков — свидетельство закономерности оптимизации двигательных качеств при их реализации в упражнениях определенной структуры. Здесь оптимум скорости разбега опосредован массой спортсмена: для перемещения на одно и то же расстояние тела с меньшей массой требуется меньшая сила и как итог приобретения определенного количества движения меньшая скорость движения.
На последних шагах разбега гимнасты часто допускают одну существенную ошибку: готовясь к наскоку на мостик, они слегка приседают. В результате последующий наскок выполняется рывком, что приводит к наклону вперед, значительно ухудшает условия самого наскока, отталкивания от мостика, и, кроме того, к опусканию общего центра тяжести тела.
Из этого следует, что появится необходимость большего перемещения кверху во время отталкивания и больших усилий.
Поэтому, разбегаясь пружинно на передней части стопы, последние два шага гимнаст выполняет с акцентированной жесткой постановкой ног на каждом шаге, не допуская подседания и растягивания последних шагов. Это не противоречит рекомендации выполнять последние метры разбега «пробеганием». Последние 3—5 м пробегают со свободными, ненапряженными руками и туловищем, а последние два шага, непосредственно связанные с замахом руками, с акцентированной жесткой постановкой ног на опору. Очень важно довести разбег до автоматизма и выполнять его всегда одинаково.
Наскок на мост выполняется толчком сильнейшей ноги. В общем-то, это— условность, больше придуманная самими гимнастами. Длина наскока составляет 1,5 - 2 м, то есть не требует проявления максимальных возможностей, подобно тому, как это необходимо легкоатлетам — прыгунам в длину. На два метра можно прыгнуть, отталкиваясь любой ногой. Но вся суть кроется в психологическом восприятии удобства отталкивания, поэтому гимнасты стараются отталкиваться «своей» (сильнейшей) ногой. В то же время, как показывают наблюдения, гимнасты, которые не боятся выполнить его с любой ноги, получают одинаковые оценки. Это и понятно, ибо сам прыжок происходит после отталкивания двумя ногами от мостика, а наскок — это лишь подготовительное действие гимнаста. Поэтому гораздо важнее, как протекает сам наскок и как он заканчивается при постановке ног на мостик.
На последнем перед - отталкиванием шаге гимнаст выполняет замах руками (1 - 2), отводя их вниз — назад движением, похожим на круговое (это лишь один из возможных вариантов замаха, но он более естествен, поэтому нами и рекомендуется).
При этом круг руками и замах лучше выполнять без прогибания в грудной части тела, которое приводит к лишнему напряжению мышц туловища и затрудняет последующий мах руками. Замах продолжается практически почти до соединения ног. Однако это очень короткий отрезок времени, за который гимнаст должен успеть совершить движение руками так быстро, чтобы к моменту постановки ног на мостик опустить руки и даже вывести их немного вперед.
Во время наскока (3—4) туловище слегка (примерно на 10°) наклоняется вперед. Угол сгибания тазобедренных суставов составляет 45—50°. Он образуется за счет сгибания бедер и выведения ног вперед, что необходимо для некоторого стопорящего движения, которое обеспечивает вывод общего центра тяжести тела на требуемую траекторию полета.
Отталкивание от мостика осуществляется ногами, но в выполнении его принимают участие и другие звенья тела. Успешное отталкивание зависит от согласованности действий различными звеньями.
После напрыгивания на мостик, в связи с остановкой движения ног, туловище получает ускорение за счет перераспределения количества движения. Причем наибольшей скоростью обладает верхняя часть тела — плечи. Учитывая, что после наскока туловище слегка наклонено вперед, можно предсказать, что, получив ускорение, оно наклонится вперед еще больше. Это крайне нежелательно, поскольку, во-первых, приведет к некоторому опусканию общего центра тяжести тела, а во-вторых (и это главное) — к перемещению его за вертикальную плоскость площади опоры. В результате последнего направление силы отталкивания пройдет мимо общего центра тяжести тела и не будет способствовать подъему на должную высоту.
В фазе полета до толчка руками гимнаст может изменить положение тела или отдельных его частей лишь по отношению к общему центру тяжести тела. Траекторию и скорость полета гимнаст уже не изменит.
Поведение гимнаста в полете, его действия обусловлены, прежде всего, структурой самого прыжка. Например, при прыжках переворотом угол вылета (75—80°) – больше, траектория полета круче, а положение тела над снарядом более высокое, чем в прыжках без вращения вперед (угол вылета 70—75°); мах ногами назад резче и больше по амплитуде, менее выражено переключение с разгибания на сгибание в тазобедренных суставах и др.
Однако, независимо от структуры, техника выполнения имеет общие основы и в этой фазе.
Полет после отталкивания руками происходит по инерции. Дальность и высота полета зависит от всех предыдущих фаз и согласованности в них действий гимнаста. У лучших гимнастов полет достигает более двух метров, а время его 0,8 с.
Приземление выполняется на носки прямых напряженных ног, с последующим опусканием на ступни и небольшим приседанием. При этом следует стараться избегать наклона вперед и удерживать туловище и голову прямо, а руки в положении вверх – наружу. Это положение удобно для сохранения устойчивого равновесия.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 294.