Основы техники опорных прыжков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При анализе опорных прыжков их подразделяют на семь фаз: разбег, наскок на мостик, отталкивание ногами, полет до опоры о снаряд, опора о снаряд и отталкивание руками, полет после отталкивания, приземление. В зависимости от структуры исполняемого прыжка каждая его фаза может иметь специфические особен­ности. Тем не менее, первые две фазы относительно ста­бильны, параметры их чрезвычайно мало отличаются друг от друга и не зависят от структуры прыжка.

Разбег нужен гимнасту для приобретения количества движения, необходимого для технически правильного выполнения прыжка. Мы подчеркиваем — технически правильного — потому что вообще перепрыгнуть через коня (даже переворотом) можно и без разбега — с од­ного-двух шагов. Кстати, некоторые авторы рекомен­дуют подобные упражнения в качестве средств развития специальной прыгучести гимнаста по методу сопряжен­ного воздействия (А. Б. Плоткин, Л. Я. Черешнева).

Обычно оптимальная длина разбега у квалифициро­ванных гимнастов — 20—22 м. По новым правилам соревнования длина разбега должна составлять не более 20 м, но это положение возникло в связи с ограниченными возможностями при проведении соревнований и не явля­ется следствием обоснованности такой длины разбега, как наиболее оптимальной для выполнения самих прыж­ков. Длина разбега зависит от ее оправданности и целе­сообразности. Если гимнасту предоставить возможность разбегаться 50 метров, он ею не воспользуется. Ибо пе­ред ним не стоит задача достичь максимально возмож­ной скорости бега и с ее помощью совершить рекордный по длине прыжок.

Гимнасты никогда полностью не используют в раз­беге своих максимальных возможностей. По данным Л. П. Семенова (1975), максимальная скорость, которую гимнасты могут развить в беге, достигает в среднем, 9,2 м/с. Для выполнения опорного прыжка они разбега­ются со скоростью 7—7,5 м/с и таким образом использу­ют свои скоростные возможности лишь на 76—81%. У 14—16-летних гимнастов максимальная скорость бега 7,7—8,2 м/с, а обычная скорость разбега — 6,2—6,6 м/с.

Меньшая скорость разбега при выполнении опорных прыжков — свидетельство закономерности оптимизации двигательных качеств при их реализации в упражнениях определенной структуры. Здесь оптимум скорости разбе­га опосредован массой спортсмена: для перемещения на одно и то же расстояние тела с меньшей массой требует­ся меньшая сила и как итог приобретения определенного количества движения меньшая скорость движения.

На последних шагах разбега гимнасты часто допу­скают одну существенную ошибку: готовясь к наскоку на мостик, они слегка приседают. В результате последую­щий наскок выполняется рывком, что приводит к накло­ну вперед, значительно ухудшает условия самого наско­ка, отталкивания от мостика, и, кроме того, к опуска­нию общего центра тяжести тела.

Из этого следует, что появится необходимость боль­шего перемещения кверху во время отталкивания и боль­ших усилий.

Поэтому, разбегаясь пружинно на передней части стопы, последние два шага гимнаст выполняет с акцен­тированной жесткой постановкой ног на каждом шаге, не допуская подседания и растягивания последних шагов. Это не противоречит рекомендации выполнять последние метры разбега «пробеганием». Последние 3—5 м пробе­гают со свободными, ненапряженными руками и туло­вищем, а последние два шага, непосредственно связан­ные с замахом руками, с акцентированной жесткой постановкой ног на опору. Очень важно довести разбег до автоматизма и выполнять его всегда одинаково.

Наскок на мост выполняется толчком сильнейшей ноги. В общем-то, это— условность, больше придуманная самими гимнастами. Длина наскока состав­ляет 1,5 - 2 м, то есть не требует проявления максималь­ных возможностей, подобно тому, как это необходимо легкоатлетам — прыгунам в длину. На два метра можно прыгнуть, отталкиваясь любой ногой. Но вся суть кроет­ся в психологическом восприятии удобства отталкивания, поэтому гимнасты стараются отталкиваться «своей» (сильнейшей) ногой. В то же время, как показывают наблюдения, гимнасты, которые не боятся выполнить его с любой ноги, получают одинаковые оценки. Это и по­нятно, ибо сам прыжок происходит после отталкивания двумя ногами от мостика, а наскок — это лишь подгото­вительное действие гимнаста. Поэтому гораздо важнее, как протекает сам наскок и как он заканчивается при постановке ног на мостик.

На последнем перед - отталкиванием шаге гимнаст выполняет замах руками (1 - 2), отводя их вниз — назад движением, похожим на круговое (это лишь один из воз­можных вариантов замаха, но он более естествен, поэто­му нами и рекомендуется).

При этом круг руками и замах лучше выполнять без прогибания в грудной части тела, которое приводит к лишнему напряжению мышц туловища и затрудняет по­следующий мах руками. Замах продолжается практиче­ски почти до соединения ног. Однако это очень короткий отрезок времени, за который гимнаст должен успеть со­вершить движение руками так быстро, чтобы к моменту постановки ног на мостик опустить руки и даже вывести их немного вперед.

Во время наскока (3—4) туловище слегка (пример­но на 10°) наклоняется вперед. Угол сгибания тазобед­ренных суставов составляет 45—50°. Он образуется за счет сгибания бедер и выведения ног вперед, что необ­ходимо для некоторого стопорящего движения, которое обеспечивает вывод общего центра тяжести тела на требуемую траекторию полета.

Отталкивание от мостика  осуществляется ногами, но в выполнении его принимают участие и дру­гие звенья тела. Успешное отталкивание зависит от со­гласованности действий различными звеньями.

После напрыгивания на мостик, в связи с остановкой движения ног, туловище получает ускорение за счет пе­рераспределения количества движения. Причем наиболь­шей скоростью обладает верхняя часть тела — плечи. Учитывая, что после наскока туловище слегка наклоне­но вперед, можно предсказать, что, получив ускорение, оно наклонится вперед еще больше. Это крайне нежела­тельно, поскольку, во-первых, приведет к некоторому опусканию общего центра тяжести тела, а во-вторых (и это главное) — к перемещению его за вертикальную пло­скость площади опоры. В результате последнего направ­ление силы отталкивания пройдет мимо общего центра тяжести тела и не будет способствовать подъему на должную высоту.

В фазе полета до толчка руками гимнаст может изменить положение тела или отдельных его частей лишь по отношению к общему центру тяжести тела. Траекторию и скорость полета гимнаст уже не изменит.

Поведение гимнаста в полете, его действия обусловлены, прежде всего, структурой самого прыжка. Например, при прыжках переворотом угол вылета (75—80°) – больше, траектория полета круче, а положение тела над снарядом более высокое, чем в прыжках без вращения вперед (угол вылета 70—75°); мах ногами назад резче и больше по амплитуде, менее выражено переключение с разгибания на сгибание в тазобедренных суставах и др.

Однако, независимо от структуры, техника выполнения имеет общие основы и в этой фазе.

Полет после отталкивания руками происходит по инерции. Дальность и высота полета зависит от всех предыдущих фаз и согласованности в них действий гимнаста. У лучших гимнастов полет достигает более двух метров, а время его 0,8 с.

Приземление выполняется на носки прямых напряженных ног, с последующим опусканием на ступни и небольшим приседанием. При этом следует стараться избегать наклона вперед и удерживать туловище и голову прямо, а руки в положении вверх – наружу. Это положение удобно для сохранения устойчивого равновесия.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 294.