Размахивание в висе на перекладине выполняется положении свободного ненапряженного виса. Напряжение мышц рук, ног, туловища и шеи должна быть лишь таким, чтобы обеспечить необходимую жесткость сочленений и связи гимнаста со снарядом. Голове гимнаст держит прямо. Нужно помнить, что наклон головы назад приводит к повышению напряжения плечевого пояса и задней поверхности туловища и увеличение плечетуловищного угла, — положение виса будет неправильным. К ухудшению виса приводит и прогибание тела за счет отведения ног назад. Расслабление мышц ног вызывает зрительное восприятие виса как некрасивого положения, а во время размахивания ухудшает технику исполнения.
Наклон головы вперед отрицательно влияет на ориентировку гимнаста в пространстве, а, кроме того, приводит к излишнему расслаблению мышц плечевых суставов,— что также мешает правильному выполнению размахивания.
Такая характеристика виса и ошибок в его исполнении одинакова как для упражнений па перекладине, та и для упражнений на кольцах.
Целесообразно уже в начале обучения овладение обоими вариантами размахивания, поскольку оно может быть частью обучения какому-то определенному элементу. В этом случае, в зависимости от того, какой элемент и в какой части размахивания будет выполняться, меняется и характер размахивания в остальных фазах.
Если выполняется подъем махом назад, то приближаясь к вертикали, гимнаст слегка сгибается, а пройдя вертикальное положение, усиливает мах резким хлестом прямыми ногами назад. В конце этого хлеста и будет выполняться подъем в упоре. При выполнении подъема разгибом до крайней задней точки маха гимнаст не делает никаких движении, перемещаясь с выпрямленным телом. В дальнейшем же действия гимнаста определяются избранным способом выполнения подъема. Если выбрана техника выполнения без прохождения виса согнувшись. В том случае, когда выбран второй вариант подъема, но окончании маха назад (но не раньше) гимнаст слегка сгибается, а затем разгибается так, чтобы направлением маха была проекция перекладины (вниз, под перекладину). После такого движения (подъем разгибом выполнить намного легче, поскольку, во-первых, этому будет способствовать резкое уменьшение момента инерции тела, во-вторых — реакция опоры и мышечно-связочного аппарата, в-третьих — более сильная работа мышц за счет предварительного их растяжения.
Обучать размахиванию лучше по частям, основное внимание уделяя движениям изгибами (начало размахивания) и, особенно, разгибанию вверх— вперед. Движения изгибами, которые гимнаст выполняет в начале размахивания, позволяют создать запас количества движения, которое затем используется при поднимании ног к перекладине и разгибании. Если гимнаст не научился правильно выполнять махи изгибами, ему труднее подносить ноги к перекладине и разгибаться. Главное в махах изгибами — сильные, резкие сгибания и разгибания прямыми и напряженными ногами.
Основные ошибки — сгибание ног на махе назад и торопливость в махе вперед. В результате происходит нарушение темпа и ритма упражнения. Другая ошибка — опускание таза и ног во время разгибания от грифа перекладины. За счет этого теряется сила маха, нарушается ритм упражнения. Вследствие опускания таза разгибание происходит в направлении вниз — вперед, по характеру оно оказывается резким, приводит к рывку вниз, а реакция опоры и мышечно-связочного аппарата гимнаста — к противоположному по направлению движению — рывку вверх; затем следует отхлест ногами назад и мах превращается в беспорядочные колебания и качание тела гимнаста.
Поэтому при обучении размахиванию широко используют остановку гимнаста в требуемом положении и проводку по правильному пути движения, фиксируя внимание на основных моментах перемещения на снаряде и моментах двигательных действий.
Полумахи
Полумахи получили свое название в широкой практике в связи с меньшей, чем другие виды размахивания, амплитудой. Они не представляют собой самостоятельных гимнастических элементов, но являются важным звеном, связывающим размахивание с каким - либо другим движением (перемахом, подъемом).
Полумахи бывают четырех видов:
1} полумах вперед из виса (для перемаха двумя подъема разгибом);
2) полумах вперед из упора (обычно — для перемаха двумя);
3) полумах вперед из упора сзади (для перемаха двумя и последующего подъема разгибом);
4) полумах назад (для подъема назад).
Полумахи не требуют проявления высокого уровня скоростно-силовых качеств (кроме, пожалуй, полумаха из виса). Поэтому их целесообразно изучать в этапе начальной подготовки.
Размахивание к кисе на кольцах
Размахивание и висе на кольцах значительно отличается от размахивания на перекладине. Это различие определяется особенностями конструкций снарядов: перекладина — снаряд неподвижный, кольца — подвижный. В связи с этим перемещения гимнастов во время маховых упражнений на кольцах происходят вверх—вниз по эллиптической кривой, без большого удаления общего центра тяжести от отвесной плоскости (воображаемой плоскости, проходящей через - точки подвеса колец).
Во время размахивания гимнасту приходится прилагать больше собственных усилий, чем на перекладине, чтобы поднять тело на относительно ту же высоту. Поскольку опора подвижна, она все время «уходит» от гимнаста, перемещаясь в сторону, противоположную движению спортсмена. Кольца очень чутко реагируют на каждое движение. Это заставляет гимнаста так выполнять свои действия, чтобы подвеска колеи все время находилась в натяжении, что обеспечит большую амплитуду перемещения, а следовательно, и использование большого запаса количества движения.
Большой ошибкой при выполнении маховых упражнений на кольцах даже высококвалифицированными гимнастами является расслабление н особенно ослабление хвата за кольца. Эти ошибки приводят к тому, что теряется жесткая связь со снарядом и вместо широкого движения по дуге происходит свободное падение, которое приводит к ненужным рывкам (а иногда срывам со снаряда) и нарушению ритма упражнения.
Обучение начинают с размахивания без подтягивания . к кольцам на махе вперед и разведения рук. Однако следует обращать внимание гимнаста на необходимость постоянного крепкого хвата и натяжения подвески колец в конце махов вперед и назад. Здесь уместно применять - остановку гимнаста в требуемом положении, что облегчит ему самоконтроль за правильным выполнением.
Долго задерживаться в обучении на размахивании без подтягивания и разведения рук не следует. Как только гимнаст освоил это элементарное размахивание, нужно от него требовать выполнения размахивания с разведением рук, а затем и с подтягиванием и последующим выпрямлением рук вверх — назад на махе вперед. Здесь также целесообразно использовать остановку в требуемом положении и проводку по правильной амплитуде.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 424.